| |||||
МЕНЮ
| Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса Россииреализации Государственной программы конверсии, выявил явные недостатки действовавшей системы управления конверсией, не позволившие адаптировать протекавшие в оборонных отраслях промышленности процессы к новым экономическим и политическим условиям. Эти недостатки сказались в: заниженной роли Правительства Российской Федерации и федеральных органов в решении фундаментальных и текущих задач; определении задач федеральных органов власти и овладение ими механизмом целереализации; создании инфраструктуры конверсии, развитие вневедомственных структур и участие банковской сферы; организации территориального управления конверсией и разграничении полномочий; становлении новых, ассоциативных форм совместной деятельности предприятий и объединений; совершенствовании структуры управления предприятием. При этом применительно к системе управления под конверсией следовало бы понимать прежде всего переориентацию ресурсных потоков. В связи с этим правильный выбор структурной схемы управления предполагает оптимальную организацию движения финансовых, материальных, трудовых ресурсов для достижения основной цели конверсии - при ограниченных затратах получить максимальный эффект. Рассмотрим каждое направление более подробно. Законодательной властью и Правительством Российской Федерации был принят целый ряд законодательных и нормативно-правовых актов, направленных на осуществление перспективных, среднесрочных и первоочередных мер по конверсии предприятий, обеспечению социальной защищенности их работников, созданию новых рабочих мест в гражданской сфере производства. Это прежде всего Законы Российской Федерации "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации", "Об обороне" /36-44, 76/. Вместе с тем, действительность диктовала необходимость дополнительных решений, позволяющих не только реализовать мероприятия, предусмотренные в этих законах, но и создавать условия функционирования предприятий оборонного комплекса в последующие годы. Правительство должно было подготовить для внесения в законодательный орган 4 закона и принять 8 постановлений, причем почти все они касались порядка и условий разработки и выпуска вооружений и военной техники. Однако все эти документы не родились, ввиду несогласованности заинтересованных федеральных органов не только по существу рассматриваемых проблем, но и по вопросу принципиальной целесообразности выпуска этих документов. Так было с намечаемым законом "О разработке, производстве и поставке вооружения и военной техники", с проектом Положения о военном контракте и др. В то же время рассмотрение вопросов стимулирования гражданского производства и создания благоприятного финансового режима конверсионным предприятиям Программой не предусматривалось, поэтому при внесении изменений в налоговое и таможенное законодательство они в Правительстве не обсуждались. Роль Правительства в управлении конверсией при реализации Программы была сведена к дежурным функциям утверждения Перечня программ стоимостью свыше 5 млрд.рублей, подлежащих льготному кредитованию, ежеквартального распределения по министерствам и отраслям сумм дотаций из федерального бюджета на конверсию. Кроме того, Правительство "ускоряло" рассмотрение федеральными органами конверсионных программ отдельных предприятий, а также выделение Минфином России средств (кредитов и дотаций) предприятиям по их ходатайствам, то есть занималось текущей работой, переложенной на него слабой организацией этих процедур прежде всего в отраслевом органе управления. Крайне несистемно и непоследовательно проходила в Правительстве работа по реализации конверсионной политики при прохождении бюджетного процесса. Вплоть до 1995 года в бюджете не было специальной строки, определяющей средства на осуществление конверсионных программ на возвратной основе. Не было должной координации и согласованности в вопросах организации конверсии между федеральными органами управления. Так, в соответствии с Положением о Государственном комитете Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности (Госкомоборонпроме России) реализация совместно с федеральными органами исполнительной власти конверсионной политики относится к одной из основных задач этого органа. Комитет должен осуществлять следующие функции, направленные прямо или опосредованно на решение этой задачи: разработка и организация исполнения государственных программ конверсии, участие в разработке проектов федеральных программ структурной перестройки в оборонных отраслях промышленности, подготовка предложений по созданию, реорганизации, перепрофилированию и упразднении государственных организаций и предприятий, а также предложений и рекомендаций по учету отраслевых особенностей приватизации этих предприятий; содействие предприятиям и организациям в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров; координация и государственное регулирование деятельности находящихся в его ведении предприятий; проведение единой технической политики, направленной на обеспечение конкурентоспособности техники, создаваемой в оборонных отраслях промышленности, эффективное использование их научно-технического и производственного потенциала, в том числе прогрессивных технологий и продукции двойного назначения. Теперь обратимся к функциям Министерства экономики Российской Федерации (Минэкономики России). Положение об этом Министерстве, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 1994г. № 844, предусматривает участие "в осуществлении государственной политики в области конверсии военного производства", а также осуществление организационно-методического руководства и координации работ по формированию и реализации федеральных целевых программ. Таким образом, за Минэкономики закреплена функция методолога, координатора и "участника" осуществления конверсионной политики, а реализацией этой политики должен заниматься Госкомоборонпром. Налицо двойственность положения ответственности за проведение конверсии. При этом на Минэкономики России возложена функция государственного заказчика проведения конверсии в России, а Госкомоборонпром России курирует реализацию конверсионных мероприятий через предприятия. Министерство финансов России (Минфин России) в рамках единой государственной финансовой политики, бюджетного процесса занимается вопросами разработки инвестиционной политики, подготовки предложений по осуществлению инвестиционной и инновационной деятельности за счет средств федерального бюджета, включая их предоставление на возвратной основе. Минфин заключает от имени Правительства Российской Федерации соглашения с Центральным банком о предоставлении ему кредитов, несет ответственность за своевременное его погашение и уплату процентов за кредит, осуществляет контроль за целевым использованием предоставленных кредитов. Сложившаяся система управления конверсией на федеральном уровне и уровень ее скоординированности наглядно характеризуются схемой предоставления дотаций на конверсию. Порядок предоставления дотаций из бюджетного фонда конверсии, направляемых на оплату труда и содержание социальной инфраструктуры, уникального оборудования и испытательных стендов НИИ и КБ предприятиям и организациям, реализующим программы конверсии, предусматривает предоставление средств малорентабельным и убыточным предприятиям, обеспечивающим выполнение сокращенного оборонного заказа, а также предприятиям под утвержденную программу перепрофилирования на выпуск гражданской продукции с конкретными сроками ее реализации при обязательном первоочередном направлении на расходы, связанные с конверсией, собственных доходных источников. Для расчета и обоснования дотаций предприятия предоставляют в министерства (ведомства) по принадлежности следующие материалы: сводные экономические показатели (объем производства, численность персонала, заработная плата, прибыль) в разрезе кварталов и с распределением на производство военной и гражданской продукции; расчет потерь прибыли в связи с конверсией военного производства; расчет высвобождаемой численности персонала с распределением на "переквалифицирующихся для гражданских производств" и "нуждающихся в трудоустройстве"; справка о конверсионных программах и расходах на конверсию с указанием сроков реализации программы, вводе мощностей, приросте объемов производства гражданской продукции, распределение расходов на конверсию по источникам - централизованные средства, собственные средства, кредиты банков. Отраслевые министерства (ведомства) рассматривают материалы предприятий и представляют в Минфин и Минэкономики перечни дотируемых предприятий и организаций с соответствующими обоснованиями размеров дотаций. Критериями отбора являются глубина конверсии, наличие монопроизводства, финансовое положение, а также является ли предприятие градообразующим и в каком географическом районе расположено. Минфин и Минэкономики рассматривают заявки министерств и в пределах выделенных из бюджета средств распределяют их. При этом "наиболее нуждающиеся " получают дотации в соответствии с расчетами, а между остальными предприятиями оставшиеся средства распределяются, как правило, пропорционально заявке. Средства Минфином перечисляются основному распорядителю кредитов - федеральному отраслевому министерству (ведомству), которое затем согласно распределению перечисляет средства предприятиям. Представленная схема по существу полностью соответствует механизму бюджетного финансирования командно-административной системы управления. Полностью сохранен круг задач и раньше входивших в компетенцию министерств. Рассмотрим более подробно схему взаимодействия федеральных органов и предприятий в процессе предоставления бюджетных (кредитных) средств на возвратной основе для осуществления конверсионных программ. В соответствии с Положением о предоставлении кредитов предприятиям, осуществляющим конверсию военного производства, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации, объектом кредитования выступает программа конверсии военного производства отдельного предприятия. Предоставляемые средства используются на следующие цели: перепрофилирование производственных мощностей, освобождаемых от военного производства, включая реконструкции цехов, приобретение недостающего оборудования; проведение НИОКР, связанных с разработкой новых образцов гражданской продукции; проведение мероприятий по подготовке производства для выпуска гражданской продукции; завершение строительства и ввод мощностей. Контрольные цифры бюджетных (кредитных) ресурсов определяются Минфином России и Минэкономики России одновременно с формированием показателей федерального бюджета, распределяются по целевым программам и приоритетным направлениям и сообщаются Госкомоборонпрому России и другим министерствам и ведомствам, предприятия которых осуществляют конверсию, как ориентир на период предварительного рассмотрения конверсионных программ предприятий. Министерства и ведомства осуществляют ведомственный конкурсный отбор программ, формируют рабочие перечни конверсионных программ и представляют их в Минэкономики. Главным условием является участие данной программы в реализации одного или нескольких направлений конверсии военного производства, приоритетность которого определена Государственной программой конверсии 1993-1995 годов. Преимущественное право в получении целевого кредита имеют предприятия, осуществляющие выполнение программ, обеспечивающих: создание импортозамещающих производств для снижения валютных затрат и улучшения платежного баланса; разработку и внедрение энерго- и ресурсосберегающих техники и технологий; перепрофилирование производств с использованием передовой технологии, новых материалов; увеличение разработок и производства техники и технологий двойного назначения; развитие экспортных возможностей предприятия. Минэкономики рассматривает рабочие перечни с учетом контрольных цифр и представленных заключений министерств и ведомств и готовит перечень программ для конкурсного рассмотрения и утверждения на межведомственной рабочей комиссии (МВРК ), состав которой определен правительственным решением и включает представителей Минэкономики, Минфина, министерств - заказчиков по направлениям, представителей уполномоченных коммерческих банков. На основании заключения МВРК Минэкономики формирует перечни конверсионных программ и представляет их на утверждение в зависимости от стоимости проекта либо в Правительство, либо в Минфин (с 1994 года). Утвержденные перечни направляются в Минфин и коммерческие банки, осуществляющие кредитование программ. По мере получения перечней банки и их филиалы заключают кредитные договора с предприятиями. Включение в перечни переходящих конверсионных программ предприятий осуществляется МВРК на основании заключений кредитующих коммерческих банков и расчетов предприятий. Вопросы, связанные с порядком перечисления Минфином уполномоченным коммерческим банкам кредитных средств на финансирование конверсионных программ, их возвратом, возмещение банками процентной ставки за пользование кредитом регулируются заключенными между Минфином России и коммерческими банками соглашениями. Контроль за реализацией программ конверсии предприятий, целевым и эффективным использованием выделяемых кредитных средств возлагается на Минэкономики, Минфин, отраслевые министерства и ведомства - заказчики программ по направлениям и коммерческие банки, обслуживающие указанные кредиты. В течение года ежеквартально банки направляют в МВРК информацию об использовании кредитов предприятиями, отчетность представляется банками в Минфин и в оперативном порядке. Сведения об использовании кредитов представляют и предприятия. Предусмотрено также, что министерства и ведомства не позднее 20 января каждого года представляют в Минэкономики и Минфин доклады об использовании кредитов и их эффективности. При этом ответственности за фактические результаты осуществления программ они не несут. Реализация такой схемы предоставления кредитов в условиях бесперебойного финансирования из бюджета достаточно эффективна с точки зрения движения финансовых потоков и эффективности использования и контроля за выделенными средства. Однако единственным рыночным элементом такого механизма является конкурсная основа отбора программ, Практика 1993-1994 годов показала, что при ограниченных бюджетных средствах и сложившемся общем механизме финансирования государственных расходов (на основании месячных лимитов, в меру поступающих в федеральный бюджет доходов и т.п. ограничений) выявляется ряд отрицательных моментов, которые снижают эффективность системы управления конверсией на всех уровнях /6/ : конверсионные программы предприятий в течение 6-ти и более месяцев согласовываются в шести инстанциях (отраслевой орган, Минэкономики, Минфин, уполномоченные банки, МВРК, Правительство РФ). Из этих инстанций реально заинтересованы в успешном выполнении программ и возвратности кредитов только уполномоченные банки и Минфин; ограниченные бюджетные средства рассыпаются по неоправданно большому количеству программ, значительная часть которых разбалансирована по финансовым источникам, и , следовательно, не обеспечивает достижения планируемых результатов; схема не предполагает долевого участия в финансировании программ частного предпринимательского сектора и иностранных инвестиционных институтов; отсутствует вневедомственная система управления конверсией, не определено участие в конкурсах и включение в перечни конверсионных программ вневедомственных структур ( АО, холдингов, консорциумов и пр.). Существующая система управления конверсией на практике не учитывает необходимости координации конверсионных мероприятий федерального и регионального уровней. Зачастую на одном предприятии из федеральных источников и средств региональных фондов финансируются разные программы, что в условиях недостаточности средств вызывает затягивание сроков ведения работ и сдерживает конечные результаты по программам. Кроме того, такая ситуация может привести к возникновению дублирующих производств, что в условиях низкого платежеспособного спроса чревато отсутствием сбыта. Так, например, получилось с мотоблоками, выпуск которых предусматривался в рамках Государственной программы конверсии на одних предприятиях, а в рамках региональных программ - на других. Развитие новых форм и видов территориальной рационализации производства и кооперации в условиях формирования рынка может явиться основой коренного преобразования всей структуры управления конверсией - осуществления перехода от вертикальных связей (Правительство - министерство - предприятие ) к горизонтальным (местные власти - предприятие - смежник - финансово-банковские организации). Таким образом, несмотря на коренные политические и экономические изменения в стране, до сих пор при решении проблем конверсии реализуется старая административно-командная схема: провозглашаются достаточно обоснованные цели и приоритеты, под них заявляются крупные государственные ассигнования и льготные кредиты, которые "выколачиваются" всеми средствами, включая лоббирование на высшем правительственном уровне. Далее средства поступают предприятиям и съедаются текущими финансовыми трудностями. Решение указанных проблем видится, с одной стороны, в решительном улучшении использования государственных средств за счет сужения приоритетов и концентрации области их применения. Федеральная программа конверсии должна освобождаться от долгосрочных, неэффективных и неактуальных проектов. С другой стороны, необходимо существенное расширение самостоятельности самих предприятий и на этой основе оптимизация производства и системы управления на микроуровне. Возникает необходимость скорейшего проведения разгосударствления и приватизации предприятий, дальнейшее содержание которых в госсекторе нецелесообразно как с точки зрения экономических интересов государства, так и с учетом факторов, определяющих уровень безопасности страны. Это даст хозяйственную самостоятельность производителю и будет способствовать созданию рыночной системы, предполагающей свободное перемещение материальных ресурсов и рабочей силы, развитие фондового рынка, образование финансово- Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|