рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России

военной техники. В связи с этим возникает ряд трудноразрешимых в

дефицитной экономике проблем, которые не могут рассматриваться отдельно от

направлений совершенствования механизма военного финансирования.

Сложность современных систем оружия привела к широко разветвленному

внутри- и межотраслевому кооперированию в их производстве, в связи с чем в

производство вооружений оказываются втянутыми тысячи крупных и мелких

предприятий.

Одной из острейших проблем в выполнении государственного оборонного

заказа по закупке вооружений и военной техники и функционировании

предприятий, занятых его выполнением, порожденной кризисной ситуацией в

экономике, является сохранение кооперации при производстве сложных

образцов ВВТ, стабильное обеспечение предприятий комплектующими изделиями

и материалами. Государственный заказчик в установленном законом и

постановлениями Правительства порядке имеет дело прежде всего с

головными предприятиями. При этом одним из важнейших вопросов является

вопрос своевременного перечисления средств от предприятий головников

смежникам. Особенно тяжелое положение сложилось у комплектаторов третьего-

четвертого уровней. В целом ряде случаев ситуация перешагнула за

критическую черту. В целях оперативного решения острейших проблем отношений

между генподрядчиками и субподрядчиками государственному заказчику часто

приходится заниматься несвойственными функциями - улаживанием

взаимоотношений между ними, в том числе в плане выполнения обязательств по

финансированию и поставкам.

Обеспечение кооперации всех уровней, своевременное поступление

комплектующих изделий и материалов, быстрое прохождение платежей от

головных предприятий к смежникам, четкое выполнение взаимных обязательств

предприятий друг перед другом - эти вопросы в условиях отсутствия

институциональных возможностей должны регулироваться системой финансовых

взаимоотношений, основанных на материальной ответственности за

соблюдение дисциплины поставок, расчетов, закрепленных соответствующими

контрактами.

В ближайшей перспективе целесообразно использовать программно-

целевой принцип финансирования производства и закупок военной техники

применительно к утвержденному Порядку разработки и реализации федеральных

целевых программ развития Российской Федерации и межгосударственных

целевых программ, в которых участвует Российская Федерация. В этом случае

для финансирования смежников независимо от формы собственности (особенно

3 и 4 уровней, изделия которых - комплектующие изделия, материалы и

т.п.), продукция которых не включена в Государственный оборонный заказ

и не обеспечена соответственно бюджетным финансированием, могут

привлекаться внебюджетные источники и целевые кредиты банков под

государственные гарантии. При этом при сокращении объемов бюджетного

финансирования работ по программе государственный заказчик,

ответственный за ее выполнение, рассматривает вопрос о дополнительных

мерах по привлечению внебюджетных средств для выполнения работ по

программе в установленные сроки.

В связи с тем, что в наиболее крупных отраслях военной промышленности

создавались сложные системы оружия, предъявлялись весьма жесткие

требования к качеству продукции. Для их выполнения необходим более высокий

общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, что

предопределяло более высокую долю квалифицированной рабочей силы в военном

производстве, чем в экономике в целом, и более высокую заработанную плату.

В настоящее время неадекватная фактическому росту цен индексация

бюджетных ассигнований на закупку вооружения и военной техники, задержки в

расчетах с бюджетной системой на фоне резкого снижения объема и

номенклатуры оборонного заказа привели практически к дополнительному,

неучтенному сокращению финансирования.

Об этом косвенно свидетельствует сравнение среднего уровня заработных

плат в разных отраслях промышленности. В оборонном комплексе она ниже чем в

нефте- и газодобывающей отраслях в 5 раз.

Специалистами отмечается, что вес бюджетного рубля (или реальная

покупательная способность и надежность в хозяйственном смысле) значительно

ниже, чем у рубля, получаемого из альтернативных источников

финансирования. Из большой совокупности причин, определяющих это

экономическое явление, выделяется в качестве основной задержка платежей за

уже изготовленную и поставленную заказчику оборонную продукцию.

Другие причины связаны с отсутствием авансирования при производстве

продукции с длительным циклом изготовления, дискриминационно высокими

ценами на электроэнергию и санкциями за несвоевременные расчеты за нее

(причина - опять же задержка расчетов со стороны бюджетной системы),

неурегулированностью на государственном уровне вопросов учета инфляции в

сметных и отчетных документах.

"Похудение" оборонного рубля ведет к процессу "вымывания" оборонных

заказов, в том числе с самых сильных оборонных предприятий.

В этих условиях теряет роль конкурсная система размещения

государственных заказов со всеми вытекающими из этого последствиями.

Первоочередной мерой, таким образом, является восстановление

регулярности платежей из бюджета заказчику на оплату закупок вооружения и

военной техники и обеспечение своевременного и адекватного уточнения

(индексации) ассигнований на эти цели.

Вопрос о своевременном уточнении бюджетных ассигнований

(индексации) адекватно реальному росту цен, помимо финансового аспекта

является важнейшей проблемой организационного и методологического

порядка.

Опыт формирования, исполнения и уточнения бюджета обороны в

последние годы показал, что процесс выработки показателей уточненного

бюджета постоянно затягивается из-за весьма существенных различий в

определении уровней роста цен, прогнозных оценок доходной и расходной

частей бюджета и дефляторов со стороны экономических министерств,

экономических и научных центров.

Необходимо ускорить разработку единой методики и принятие

унифицированных показателей по однородным (близким) группам продукции,

что упорядочило бы процесс рассмотрения и утверждения бюджета и смет

расходов, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований, сократило сроки

заключения государственных контрактов на выполнение заказа на поставку

вооружений и военной техники.

В связи с тяжелой ситуацией в российской экономике продолжают

сохраняться скрытые бюджетные субсидии предприятиям и организациям, в том

числе и оборонного комплекса.

Так, продолжают предоставляться субсидии предприятиям и организациям

на поддержание социальной инфраструктуры через механизм ценообразования.

В принципе объекты социальной инфраструктуры, которыми владеют и

распоряжаются предприятия, должны быть переданы на баланс местных органов

управления и содержаться за счет бюджета соответствующего уровня. Однако

масштабы и сложность таких преобразований требуют значительного времени и

усилий, а также реформ в системе здравоохранения и социального обеспечения

и четкого разграничения обязанностей и расходов между органами различного

уровня.

Сейчас на предприятиях, выполняющих государственный оборонный

заказ, используются два канала финансирования этих расходов. Первый -

прямые целевые дотации из федерального бюджета. Второй - скрытое

субсидирование через включение в цену военной продукции. Второй путь

используется нечасто. В виде исключения, при установлении цен на отдельные

виды военной продукции некоторых предприятий принимается уровень

рентабельности, превышающий предельный.

С точки зрения финансовой дисциплины, а также принимая во внимание

международные требования к военному бюджету об исключении из него

финансовых затрат, несвойственных затратам на оборону, следовало бы до

решения вопроса о передаче объектов социальной инфраструктуры в ведение

местных органов власти, отделить социальные функции предприятий от их

основной производственной деятельности и рассматривать как самостоятельные

виды деятельности, подлежащие государственной финансовой поддержке.

3.5. Предложения по выбору внебюджетных источников

финансирования развития оборонного комплекса

Как уже неоднократно отмечалось, конверсия требует системного,

целенаправленного вложения значительных финансовых средств. Необходимость

совершенствования системы финансирования процесса конверсии отмечена в

Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О

действенности государственной власти в России" и получила свое развитие в

комплексе с другими проблемами в Программе Правительства Российской

Федерации "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах". В

частности, для организационно-финансового обеспечения конверсии

предусматривается создание Государственного фонда конверсии оборонной

промышленности.

Не случайно упор делается на фонд как консолидированный источник,

предназначенный для реализации целей конверсии и имеющий строго

определенное назначение. В условиях острой недостаточности бюджетных

средств на эту цель, концентрация в Государственном фонде конверсии

внебюджетных источников позволит обеспечить непрерывность финансирования

программ, явится необходимым связующим звеном всех мероприятий по

стабилизации положения в оборонном комплексе и его развитию.

В качестве основных внебюджетных источников финансирования работ по

конверсии оборонного комплекса могут рассматриваться финансовые ресурсы

двух уровней: централизованные (объединяемые в фонде) и децентрализованные.

К децентрализованным внебюджетным источникам относятся собственные

средства предприятий и организаций, независимо от формы собственности,

привлекаемые для реализации собственных конверсионных программ, основными

из которых являются амортизационные отчисления и прибыль (доход) в части,

оставляемой в распоряжении предприятия и в части льготируемой в

соответствии с действующим налоговым законодательством при направлении на

производственное развитие.

К децентрализованным ресурсам могут быть отнесены кредиты коммерческих

банков, привлекаемые непосредственно предприятиями и организациями под

залоговые и иные гарантии.

Трудности финансово-экономического характера не позволяют предприятиям

в настоящее время осуществить масштабные мероприятия по перепрофилированию

оборонного сектора экономики за счет собственных сил и средств.

Внебюджетные средства в традиционной трактовке с точки зрения

финансовой науки определяются как денежные средства государства, имеющие

целевое назначение и не включаемые в государственный бюджет. Однако

институциональные преобразования экономики России потребовали расширенного

толкования этого термина с позиций наличия в экономической среде иных форм

собственности, включая частную. Это нашло отражение в термине внебюджетные

источники, включающем денежные и иные виды средств всех форм владения,

использование которых не регламентировано бюджетным законодательством.

Вместе с тем бюджетная политика последних лет предусматривает жесткую

централизацию именно в федеральном бюджете нетрадиционных источников его

пополнения. Предполагается, что не найдено более эффективного механизма

контроля со стороны общества за деятельностью органов власти и управления,

чем государственный бюджет. Бюджет как единый централизованный фонд

государства представляет наиболее полную информацию об источниках и

направлениях расходования средств и обеспечивает эффективное управление

ресурсами.

Это предопределило резкое сужение перечня внебюджетных источников, в

частности за счет доходов от продажи и использования принадлежащего

государству имущества, которые учитываются в доходной части бюджета.

К таким доходам относятся / 18, 70 /:

доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности (

дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности, доходов от

сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности);

доходы от продажи государственной и муниципальной собственности

(поступлений от приватизации предприятий, находящихся в государственной и

муниципальной собственности, от продажи акций, раскрепляемых из федеральной

собственности, продажи не завершенных строительством объектов).

Отдельно следует сказать о доходах от продажи объектов федеральной

собственности, направление которых определяется законами и указами, не

регулирующими в целом вопросы бюджетной политики, но тем не менее

учитывается при расчете бюджетных средств, направляемых на аналогичные

цели. Так, это касается:

1) выручки от реализации излишней военной техники и военного

имущества;

2) выручки от реализации продуктов утилизации высвобождаемых военно-

технических средств.

Средства первого источника направляются на обустройство

военнослужащих, выводимых с территорий сопредельных государств, включая

строительство жилья для них. Направление второго источника - затраты на

утилизацию военно-технических средств согласно международным договорам по

ликвидации, сокращению и ограничению вооружений (как известно, это очень

дорогостоящее мероприятие не покрывается средствами бюджета полностью).

Таким образом, использование для целей конверсии указанных

внебюджетных по определению, но бюджетных по существу источников,

предполагает разработку нормативно-правовых актов законодательного и

правительственного уровня, предусматривающих закрепление за ними нового

направления целевого использования и централизованную систему управления

ими.

В этой связи создание Государственного фонда конверсии оборонного

комплекса ( Конверсфонда) могло бы переориентировать финансовые потоки в

направлении обеспечения задач, стоящих перед оборонной промышленностью по

конверсии военных производств в народнохозяйственных интересах.

Конверсфонд целесообразно формировать за счет пяти принципиально

различных видов источников.

Первый - собственно бюджетные средства, направляемые на цели,

связанные с конверсией военного производства. Речь идет о затратах на

компенсацию конверсионным предприятиям потерь прибыли, связанной с

продолжающимся процессом расширенной конверсии и перепрофилированием

производства с военной продукции на гражданскую. Указанные компенсационные

средства имеют целевую направленность и предоставляются на пополнение фонда

потребления, частичное возмещение затрат предприятиям на содержание

объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе градообразующих

предприятий, сохранение уникального стендового оборудования, списание

остатков незавершенного производства и товарно-материальных ценностей,

вызванное снятием военных заказов.

Характер предоставления и направление использования этих средств носит

явно дотационный характер, поэтому включение их в Конверсфонд, как это

предлагается идеологами этого фонда, на наш взгляд нецелесообразно.

Иные финансовые взаимоотношения возникают при финансировании из

бюджета на возвратной основе инвестиционных программ конверсии оборонной

промышленности. Кредитные принципы предоставления этих средств позволяют

органически увязать действующий порядок финансирования с функциями

Конверсфонда.

Второй вид источников касается частичного перераспределения доходов от

принадлежащего государству имущества. К ним относятся:

средства, выплачиваемые акционерными обществами, образованными на базе

предприятий оборонного комплекса, в виде дивидендов по акциям, закрепленным

в федеральной собственности, в размере 30 процентов от их общей суммы;

пакетов акций предприятий, закрепленных в федеральной собственности на

срок до 3-х лет, по специально разработанным спискам, и дивидендов по

акциям предприятий, закрепленным в федеральной собственности на срок до 3-х

лет.

Третий вид источников предполагает введение целевых платежей,

приравненных по механизму взимания к налоговым платежам. Это - уже

функционировавшие в 1992-1993 годах отчисления в отраслевые фонды конверсии

за счет отчислений от реализации товарной продукции в размере 3% ее

себестоимости, и включаемых в себестоимость продукции предприятий

оборонного комплекса.

Как альтернатива этому обязательному источнику ( в виду трудностей

его законодательного введения в связи с отсутствием в проекте Налогового

кодекса Российской Федерации) могут быть отчисления в таком же размере

на добровольной основе.

Этот вид источников связан с изменением целевого направления

отдельных платежей. В частности, предлагается часть отчислений в отраслевые

внебюджетные фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

предприятий и организаций независимо от форм собственности (относимых на

себестоимость продукции в размере 1,5 процента себестоимости реализуемой

продукции) направлять в Конверсфонд на финансирование научно-

исследовательских работ по программам конверсии. Конкретный размер этих

ресурсов может быть определен на основе изучения фактической структуры

использования средств централизованного фонда НИОКР путем "отсечения"

средств, направляемых на НИОКР конверсионного направления.

Целесообразно также аккумулировать в фонде средства, направляемые

конверсируемыми предприятиями в счет погашения и платы за пользование

целевыми государственными льготными кредитами, выделенными на осуществление

конверсионных программ.

Четвертый. Направление в фонд части валютной выручки от реализации за

рубежом конверсионной продукции, а также от экспорта вооружения и военной

техники, не включенного в государственный оборонный заказ.

Пятый вид источников не связан с изменением финансовых потоков

государственных средств и является чисто рыночным инвестиционным ресурсом:

взносы российских предприятий, организаций, банков, финансовых

компаний и иных структур, а также физических лиц;

взносы региональных инвестиционных и финансовых структур;

взносы иностранных государственных, межгосударственных и частных

инвестиционных институтов.

Величина привлечения этих источников в значительной степени зависит от

инвестиционного климата в стране. Для реального увеличения инвестиций

необходима законодательная база, обеспечивающая инвестиционную активность и

надежную защиту вкладываемых отечественными и иностранными инвесторами

средств. В частности, весьма злободневен сейчас вопрос создания

законодательных основ действенной системы залоговых гарантий, трастового

управления залоговыми активами.

Аккумулируемые в Конверсфонде ресурсы должны использоваться

исключительно на инвестиции в оборонную, ракетно-космическую и атомную

отрасли промышленности и направляться на:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.