рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России

Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

экз. №

На правах рукописи

Астахов Андрей Андреевич

УДК [623.002,8:338.245.8]:339.13

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

РАЗВИТИЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА

РОССИИ

20.01.07 - Военная экономика

Диссертация на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Научные

консультанты:

Член-

корреспондент РАН

доктор

исторических наук

профессор

А.А.Кокошин

Член-

корреспондент АВН

доктор

экономических наук

снс

В.В.Бандурин

Москва - 1995

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ

............................................................................

.......... 4

1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА

РОССИИ В НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ

УСЛОВИЯХ

............................................................................

........ 15

1.1. Анализ итогов научно - производственной деятельности

оборонного комплекса в 1993-1995гг.

......................................... 16

1.2. Анализ основных проблем конверсии оборонной

промышленности в условиях проведения жесткой финансово-

кредитной политики

........................................................................

55

1.3. Анализ соответствия существующей системы управления

конверсией ОК новым экономическим и политическим условиям.. 69

ВЫВОДЫ

............................................................................

............ 86

2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ

УПРАВЛЕНИЯ КОНВЕРСИЕЙ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА 90

2.1. Основные цели и задачи развития системы управления

конверсией оборонного комплекса

.................................................. 90

2.2. Структура системы управления конверсией оборонного

комплекса и основные функции ее субъектов

................................ 102

2.3. Методический подход к оценке эффективности

функционирования системы управления конверсией ....................

111

2.4. Федеральная целевая программа конверсии оборонной

промышленности на 1995-1997 годы как основа совершенствования

системы управления конверсией в условиях политики финансовой

стабилизации

............................................................................

...... 119

ВЫВОДЫ

............................................................................

............. 128

3. КОНЦЕПЦИЯ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

РАЗВИТИЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА ...................... 132

3.1. Финансово-кредитные методы управления развитием

оборонного комплекса

..................................................................... 133

3.2. Предложения по совершенствованию налоговой политики в

оборонном

комплексе...................................................................

.... 136

3.3. Предложения по совершенствованию кредитной политики в

оборонном

комплексе...................................................................

.... 151

3.4. Предложения по совершенствованию политики финансирования

создания и закупок

ВВТ...................................................................

156

3.5. Предложения по выбору внебюджетных источников

финансирования развития оборонного комплекса..........................

168

ВЫВОДЫ.................................................................

.......................... 180

4. КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

РАЗВИТИЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА . ................ 185

4.1. Государственное управление конверсией - основа сохранения

научно-производственного потенциала оборонного комплекса.... 185

4.2. Организационные и институциональные преобразования в

оборонном

комплексе...................................................................

.... 196

4.2.1. Финансово - промышленные

группы...................................... 200

4.2.2. Развитие предпринимательства и государственная поддержка

малого бизнеса

............................................................................

..... 206

4.3. Повышение роли государственного управления региональной

и внешнеэкономической деятельностью конверсируемых

предприятий

............................................................................

.......... 217

ВЫВОДЫ

............................................................................

............ 225

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

............................................................................

.... 228

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................... 233

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анализ зарубежного опыта функционирования

ФПГ....................................................................

................................ 242

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Показатели финансирования оборонного

комплекса России

............................................................................

. 252

ВВЕДЕНИЕ

Комплекс оборонных отраслей промышленности всегда был интегрирован в

народное хозяйство страны. Экономика оборонных отраслей промышленности,

несмотря на некоторые льготные условия функционирования, является

органической составной частью экономики страны, выполняя три основные

макроэкономические функции /25, 27, 29, 34, 47, 49/:

экономическое обеспечение оборонной безопасности;

обеспечение ускорения научно-технического прогресса;

обеспечение товарного рынка технически сложной промышленной

продукцией гражданского назначения.

Поэтому в диссертации рассмотрены условия функционирования оборонного

комплекса (ОК) в рамках тех событий, которые происходили в предыдущие годы

и которые в основном сказались на результатах его деятельности в

современный период.

Как известно, важным этапом, обусловившим работу отраслей ОК в период

1989-1990 гг., является конверсия военного производства и перевод

экономики страны на рыночные отношения.

Начальным импульсом для осуществления конверсии военного производства

было объявленое в конце 1988 г. в ООН решение об одностороннем сокращении

военного бюджета СССР на 14,5%, закупок ВВТ - на 19,5%, численности ВС на

500 тыс. человек. Масштабы и глубина конверсии установлены были Указом

Президиума ВС СССР от 21.03.1989г, определившим сокращение расходов на

оборонный комплекс в течение 1989-1990 гг. Происходившие в этот период в

СССР процессы конверсии являлись отражением этих решений /80, 81/.

Общая логика происходивших в то время в ОК процессов была такова. В

результате шагов по сокращению военных расходов и заказов на производство

ВВТ происходит высвобождение производственных мощностей и основных

фондов, других материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Таким образом,

создаются предпосылки к переключению ресурсов ОК на мирные цели,

освоению гражданской продукции и существенному наращиванию ее производства.

Указанные процессы в соответствии с традиционными подходами

плановой экономики были отражены в заданиях Государственного плана

экономического и социального развития СССР на 1990 г. и Государственной

программы конверсии оборонной промышленности до 1995 г.

Хронологически конверсия ОК совпала с процессами перехода народного

хозяйства страны к рыночной экономике. Это не случайно.

Во-первых, шаги по одностороннему сокращению ВВТ явились важным

проявлением нового мышления в военно-политической области, в направлении

разрядки международной напряженности и уменьшении конфронтации военных

блоков.

Во-вторых, конверсия ОК рассматривалась как один из немногих

реальных источников ресурсов для стоящих перед страной социально-

экономических проблем.

Однако при планировании конверсии необходимо было учесть

отечественный и зарубежный опыт в этой области, выявить преимущества и

недостатки различных вариантов конверсии, реализовать первые и избежать

вторых. Сейчас можно с уверенностью сказать, что это сделано не было.

Отсюда и проистекают все проблемы и беды современной конверсии / 3, 4, 6,

56, 77, 91/.

Как уже говорилось, конверсия в ОК совпала по времени с началом

перехода экономики страны к рынку, а также распадом СССР. Ряд прежних

органов государственного управления, связанных с планированием и

обеспечением конверсии и выполнением оборонного заказа, оказались

ликвидированными. От методов административно-командного управления стали

переходить к экономическим, не подкрепленным конкретным механизмом их

реализации.

Система перспективного планирования конверсии и развития ВВТ перестала

функционировать. Кроме этого, дестабилизация финансово-кредитной сферы в

условиях перехода к рыночным отношениям резко усугубила положение оборонных

предприятий, особенно конверсируемых. Специфические особенности и особое

положение предприятий ОК не в полной мере нашли отражение в

законодательных актах Верховного Совета РФ, документах Правительства РФ и

указах Президента РФ, осуществляющих концепцию перехода к рыночной

экономике.

Характерными особенностями работы законодательных органов

государственного управления по подготовке и введению в действие

основополагающих актов по преобразованию системы экономических отношений в

стране были постоянное запаздывание, отсутствие системности в достижении

цели, разрыв по срокам введения, противоречивость, несогласованность. Это

может быть отнесено к законодательным и нормативным актам о предприятиях и

предпринимательской деятельности, о собственности, о налоговой системе, о

конверсии, об акционерных обществах и т.д.

Процесс суверенизации бывших союзных республик привел к распаду

сложившихся кооперационных связей, что существенно сузило научно-

производственную базу создания ВВТ и конверсии, поставило под угрозу срыва

многие программы вооружения и конверсии.

Период 1992-93 гг. для оборонных предприятий, как и для экономики

страны в целом, характеризовался началом реальных экономических реформ,

выражающихся в правительственной политике либерализации экономики,

стабилизации финансов и денежной системы, приватизации и развития

предпринимательства, структурной перестройки экономики.

Однако значительная часть мероприятий по либерализации и стабилизации,

осуществленная в первые месяцы 1992 года, не была достаточно

последовательной и взвешенной.

Жесткость стабилизационных мероприятий способствовала возникновению

кризиса взаимных неплатежей.

В 1993-1995гг. продолжался дальнейший спад производства.

Либерализация стимулировала предприятия к увеличению своих доходов за счет

роста цен. Инфляция привела к угнетению стимулов производства и

накопления, к дезориентации предприятий.

Суммируя сказанное, можно кратко сформулировать основные факторы,

повлиявшие на особенности работы оборонных отраслей промышленности в

период 1991-1995гг.:

В области политико-правовой среды:

курс на разоружение и конверсию военного производства;

курс на переход к рыночной экономике;

процессы активного законотворчества, не в полной мере учитывающие

специфические особенности предприятий оборонного комплекса;

кризис исполнительной власти;

ликвидация системы централизованного планирования;

В области экономической среды:

резкое сокращение ассигнований на ВВТ;

общий спад производства;

распад хозяйственных связей;

непоследовательные меры по реформированию ценового, налогового и

кредитного механизмов;

инфляция.

В области социальной среды:

падение уровня жизни работников ОК;

дифференциация доходов;

проблемы занятости.

Таким образом, сложившаяся с учетом этих факторов система финансово-

кредитного управления развитием оборонного комплекса практически

перестала удовлетворять новым экономическим и политическим условиям,

характеризующим вхождение российской экономики в качественно новый этап

развития.

Оборонный комплекс России - это целостная организационно-

экономическая система отраслей, промышленных и научных предприятий и

организаций, предназначенная для выполнения исследований, разработок,

производства и поставок ВВТ. Она представляет собой наиболее качественный

компонент экономики народного хозяйства страны.

Здесь сосредоточен крупный научно-технический потенциал, дающий 40%

всех научных и конструкторских разработок, высококвалифицированные кадры

рабочих, инженеров и ученых.

Для России более рациональное в современных условиях использование

такого потенциала - это, с одной стороны, крупнейший шанс перестройки и

модернизации народного хозяйства, один из решающих факторов успешного

преодоления стоящих перед страной экономических и социальных проблем, с

другой стороны - гарантия обеспечения ее национальной безопасности.

Масштабы военного и гражданского производства в России, трудности

финансово-экономического обеспечения, несовершенство организации и

управления конверсией порождают ряд проблем, решение которых позволит

повысить эффективность общественного производства.

Целью диссертации является решение научной проблемы разработки

теоретических и методологических основ совершенствования финансово-

кредитного управления развитием оборонного комплекса России в условиях

рыночных преобразований.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие

задачи:

комплексный анализ состояния и проблем развития оборонного комплекса

России в условиях проведения жесткой финансово-кредитной политики;

анализ соответствия существующей системы управления конверсией

оборонного комплекса новым экономическим и политическим условиям;

разработка методологических основ развития системы управления

конверсией военного производства с учетом коммерциализации создания ВВТ;

разработка концепции финансово-кредитного управления развитием

оборонного комплекса с учетом специфических особенностей производства

ВВТ;

разработка предложений по совершенствованию налоговой и кредитной

политики в оборонном комплексе;

разработка предложений по совершенствованию политики финансирования

создания и закупок ВВТ;

разработка предложений по выбору внебюджетных источников

финансирования конверсии оборонного комплекса России;

разработка концепции государственного управления конверсией

оборонного комплекса на этапе реализации политики финансовой стабилизации;

разработка предложений по совершенствованию государственного

управления развитием оборонного комплекса на основе организационных и

институциональных преобразований;

разработка предложений по повышению роли государственного управления

региональной и внешнеэкономической деятельностью конверсируемых

предприятий.

М е т о д ы и с с л е д о в а н и я.

Методы исследования, применяемые в диссертации, основываются на

методологии военно-экономического и финансового анализа, включают

системный анализ и синтез, методы исследования операций.

Н а у ч н а я н о в и з н а р а б о т ы.

В диссертации на основе системного подхода:

1. Предложено комплексное решение основных методологических,

экономических, организационных и других проблем совершенствования финансово-

кредитного управления развитием оборонного комплекса России в условиях

перехода к рыночным отношениям.

2. Выполнен комплексный анализ состояния существующей системы

управления конверсией и ее соответствия новым экономическим и политическим

условиям.

3. Сформулированы методологические основы совершенствования системы

управления конверсией оборонного комплекса на этапе реализации политики

финансовой стабилизации.

4. Предложены критерии и показатели, разработан методический подход к

оценке эффективности функционирования системы управления конверсией

оборонного комплекса.

5. Разработана и предложена концепция финансово-кредитного

управления развитием оборонного комплекса, позволяющая в условиях

проведения жесткой финансовой политики обеспечить:

сохранение научно-производственного и кадрового потенциала

оборонного комплекса;

формирование состава и структуры научно-производственной базы военного

производства, адекватной складывающимся рыночным условиям;

максимально эффективное использование научно-технического и

производственного потенциала оборонных предприятий в интересах создания

рыночной среды;

повышение эффективности функционирования оборонных предприятий за счет

создания сильного мотивационного механизма экономической деятельности;

оценку влияния экономических методов государственного управления на

процесс развития оборонного комплекса на макро- и микроуровне и их

эффективного использования для стабилизации и дальнейшего роста российской

экономики.

6. Разработаны предложения по совершенствованию налоговой и кредитной

политики в оборонном комплексе, финансированию создания и закупок ВВТ, а

также рекомендации по выбору внебюджетных источников финансирования

конверсионных программ.

7. Разработана и предложена концепция государственного управления

развитием оборонного комплекса, включающая предложения по совершенствованию

организационных и институциональных преобразований в нем, а также повышению

роли государства в региональной и внешнеэкономической деятельности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.