| |||||
МЕНЮ
| Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса Россииобоснованностью финансового, налогового и кредитного механизмов, обеспечивающих формирование среды, в которой предприятия оборонного комплекса заинтересованы в выполнении государственного оборонного заказа в условиях рынка, и позволяющих государству эффективно управлять их деятельностью в интересах сохранения научно-технического потенциала и рабочих мест в условиях конверсии военного производства; анализом действующего налогового и кредитного управления деятельностью конверсионных предприятий и предложением основных направлений их совершенствования, не противоречащих государственной финансово-кредитной политике; глубоким анализом и практическими предложениями по дополнительным источникам финансирования развития оборонного комплекса и порядку использования внебюджетных средств, в том числе Государственного фонда конверсии. 3. Концепция государственного управления конверсией оборонного комплекса, отличающаяся: комплексным подходом к формированию структуры оборонного комплекса в условиях конверсии, включающим перестройку системы государственного управления, реорганизацию существующих предприятий и создание новых институтов (казенных предприятий, финансово-промышленных групп, холдингов, предприятий малого бизнеса и др). Основной задачей государственного управления конверсией является создание нового типа хозяйствующих субъектов, адаптированных к новым экономическим условиям, заинтересованных в повышении эффективности производства и выпуске конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Кроме этого, в диссертации получены следующие научные результаты: 1. Проведен анализ влияния экономической ситуации в стране на состояние оборонного комплекса. Выявлены причины, факторы и проблемы, оказывающие дезинтегрирующее влияние на его способность устойчиво и эффективно функционировать в условиях проведения жесткой финансово- кредитной политики. 2. На основе проведенного анализа существующей системы управления конверсией оборонного комплекса определены основные недостатки, проблемы и начальные условия, которые необходимо учесть и обеспечить в процессе ее совершенствования и развития в период реформирования экономики. 3. Определены основные факторы, влияющие на эффективность функционирования системы управления конверсией оборонного комплекса, выбраны интегральные критерии и показатели, сформулирован критерий эффективности и получены условия, обеспечивающие рациональность построения системы в зависимости от сценарного развития экономических реформ в стране. 4. Проведена оценка эффективности функционирования различных вариантов построения систем управления конверсией оборонного комплекса и выбраны рациональные в зависимости от сценариев развития реформ. Предложены основные направления и мероприятия по совершенствованию и развитию существующей системы, включая принятие Федеральной целевой программы конверсии оборонной промышленности на 1995 - 1997 годы и создание Государственного фонда конверсии. 5. Проанализированы и определены основные методы финансово-кредитного управления развитием оборонного комплекса и предложен механизм, обеспечивающий формирование экономической среды высокоэффективного функционирования конверсируемых предприятий. 6. Проведен анализ внебюджетных источников финансирования конверсии оборонного комплекса и разработаны предложения по их использованию, в том числе из Государственного фонда конверсии, созданного в соответствии с программой Правительства Российской Федерации “Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах”. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Абросимов В.А. Формирование ФПГ с участием оборонных предприятий. Экономика и коммерция, сер. 9, вып. 2, ЦНИИ “Электроника”, 1995. 2. Анализ проблем развития и совершенствования государственной системы заказов ВВТ с учетом зарубежного опыта. Отчет о НИР “Вершина”. ЦНИИ ЭК, инв. № 24, 1994. 3. Артюхов В.И. Экономика и конверсия военного производства. М., ГНМЦ, 1992. 4. Артюхов В.И., Воронова А.А. Проблемы сохранения научно-технического потенциала оборонного комплекса России. Вопросы экономики и конверсии, спец. вып. 1, ЦНИИ ЭК, 1994. 5. Астахов А.А. Государственная программа конверсии оборонной промышленности на 1995-1997 годы как основа совершенствования системы управления конверсией России. Финансы, № 12, 1995. 6. Астахов А.А. Анализ соответствия существующей системы управления конверсией новым экономическим и политическим условиям. Вопросы экономики и конверсии, вып. 3-4, Госкомоборонпром, ЦНИИ ЭК, 1995. 7. Астахов А.А. Конверсия в финансовом измерении. Финансы, № 10, 1992. 8. Астахов А.А. О финансовой ситуации в оборонном комплексе. Финансы, № 2, 1995. 9. Астахов А.А., Бандурин В.В. Финансово-промышленные группы в оборонном комплексе России. М., Финансы, 1995. 10. Астахов А.А. Расходы на национальную оборону в 1995 году должны быть защищены законом. Красная звезда, сентябрь 1995. 11. Астахов А.А. Финансовые проблемы конверсии: государство вынуждено строить свои отношения с предприятиями на жестких условиях кредита. Деловые люди, № 8, 1994. 12. Астахов А.А., Бандурин В.В. Особенности создания финансово - промышленных групп в оборонном комплексе России. М., РЖ, сер.Б, № 4(33), ЦВНИ МО РФ, 1995. 13. Астахов А.А. К вопросу об экономических методах управления конверсией оборонного комплекса. Сб. трудов XVI -й НТК, 45 ЦНИИ МО РФ, 1995. 14. Астахов А.А. О совершенствовании структуры системы управления конверсией оборонной промышленности России. Сб. трудов XVI - й НТК, 45 ЦНИИ МО РФ, 1995. 15. Астахов А.А. Российский опыт конверсии: состояние и проблемы. М., Финансы, 1996. 16. Астахов А.А. и др. Программа курса “Финансы промышленности”. М., ВЗФЭИ, 1991. 17. Астахов А.А., Бандурин В.В. К оценке эффективности функционирования системы управления конверсией оборонного комплекса России. Проблемы военной науки № 3, ЦВНИ МО РФ, 1995. 18. Астахов А.А. Выбор внебюджетных источников финансирования конверсии оборонного комплекса России. М., Проблемы военной науки № 3, ЦВНИ МО РФ, 1995. 19. Астахов А.А. Основы совершенствования управления конверсией в России. Финансы, № 2, 1996. 20. Баканов М.И., Шеремет А.Д.. Теория экономического анализа. М. Финансы и статистика, 1993. 21. Бандурин В.В. Система реализации военно-технической политики в условиях перехода к рынку. Диссертация на соискание уч. степени ДЭН, 46 ЦНИИ МО РФ, 1995. 22. Бандурин В.В. Налоги не должны подавлять выполнение оборонного заказа. РЭЖ, № 2, 1994. 23. Баумгартен Л.В. ФПГ, принципы и этапы формирования, особенности деятельности в отраслях оборонной промышленности. Экономика и коммерция, сер. 9, вып. 1, ЦНИИ “Электроника”, 1995. 24. Везиров В.Н., Котов А.П. О создании финансово-промышленных групп в оборонном комплексе. Вопросы экономики и конверсии, вып. 4, ЦНИИ ЭК, 1994. 25. Викулов С.Ф. Военно-экономическая эффективность затрат на укрепление боевого потенциала и повышение боевой готовности войск. М., ВФЭФ при МФИ, 1986. 26. Викулов С.Ф. Статистический анализ в финансово-экономической практике. М., МФИ, 1989. 27. Военная экономика. Часть первая. Общие основы военной экономики, М., ВАГШ, 1992. 28. Военная экономика капиталистических государств (теория и практика научных исследований). В/ч 54726, вып. 1782, 1991. 29. Военный энциклопедический словарь. Издание 2-е, М., Воениздат, 1986. 30. Воинова Л.Н. Система финансирования военного производства США. М., ЦИВТИ, вып. 1520, 1987. 31. Глазьев С.Ю., Львов Д.С., Петров Ю.А. Основные направления экономической политики государства. Деловой мир, 20-26 июня 1994. 32. Гусев Н.Ф., Матяш И.Н. Конверсия и мобилизационные возможности оборонного комплекса. Вопросы экономики и конверсии, вып. 1, ЦНИИ ЭК, 1995. 33. Джексон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. М., Советское радио, 1971. 34. Жуков Г.П., Викулов С.Ф.. Военно-экономический анализ и исследование операций. М., Воениздат, 1987. 35. Заикин П.В. Вопросы формирования холдинговых компаний на современном этапе. Экономика и коммерция, сер. 9, вып. 1, ЦНИИ “Электроника”, 1995. 36. Закон РСФСР от 20.12.1991г. “Об инвестиционном налоговом кредите”. 37. Закон РФ от 24.09.1992 г. № 3531-1 "Об обороне". 38. Закон РФ от 20.03.1992 г. N 2552-1 "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации". 39. Закон РФ от 20.05.1993 г. N 4992-1 "Об оружии". 40. Закон РСФСР "Об арбитражном суде" с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 24.06.1992 г. N 3118-1. 41. Федеральный Закон от 31.03.1995г. № 39-ФЗ “О федеральном бюджете на 1995 год”. 42. Федеральный Закон от 13.12.94г. № 60 - ФЗ “О поставках продукции для федеральных государственных нужд”. 43. Федеральный Закон от 30.11.95г. № 190 - ФЗ “О финансово- промышленных группах”. 44. Федеральный Закон от 27.12.95г. № 213 - ФЗ “О государственном оборонном заказе”. 45. Калачанов В.Д. Ресурсное обеспечение деятельности научных организаций в новых условиях хозяйствования. Л., ЛФЭИ, 1991. 46. Кириленко Г.В. Экономика США - основная военно-промышленная база НАТО. М., ВАГШ СССР, 1986. 47. Кокошин А.А.. Противоречия формирования и пути развития военно- технической политики России. Военная мысль, № 2, 1993. 48. Кормов Ю.Ф. и др. Методические рекомендации по определению экономической эффективности сотрудничества на основе прямых связей советских хозяйственных организаций с партнерами из социалистических стран. М., ВНИИВС, 1989. 49. Королев В.Д. Повышение эффективности общественного производства в СССР и укрепление экономической базы обороны страны. Диссертация на соискание уч.степени ДЭН, ВПА, 1987. 50. Котов А.П. Экономические проблемы развития оборонного комплекса России в условиях перехода к рынку. Диссертация на соискание уч. степени ДЭН, ЦНИИ ЭК, 1994. 51. Котов А.П., Богданов Б.М. Микроэкономический анализ и прогноз развития оборонного комплекса России в период с 1990г. по 1997г. Вопросы экономики и конверсии, вып. 3-4. Госкомоборонпром. ЦНИИ ЭК, 1995. 52. Котов А.П. и др. Нормативно-техническое обеспечение конверсии оборонной промышленности. Вопросы экономики и конверсии, вып. 1, ЦНИИ ЭК, 1994. 53. Котов А.П., Лазинцев Ю.Н. Анализ основных путей регулирования инвестиционной деятельности конверсионных предприятий оборонного комплекса. Вопросы экономики и конверсии, вып. 2, Госкомоборонпром. ЦНИИ ЭК, 1995. 54. Красавина Л.Н. Денежное обращение и кредит капиталистических стран. М., Финансы и статистика, 1989. 55. Крышталев В.К. Экономический механизм повышения эффективности работы предприятий отраслей радиоэлектроники и связи при переходе к рыночным отношениям. М., Радио и связь, 1991. 56. Куличков Е.Н., Артюхов В.И., Котов А.П. О концепции конверсии оборонного комплекса РФ. Вопросы экономики и конверсии, №1, ЦНИИ ЭК, 1993. 57. Куличков Е.Н., Дорошевич Е.Н.. Царев Ю.М. Производственная деятельность оборонных отраслей промышленности России во время реформ 1992- 1993гг. Вопросы экономики и конверсии , вып. 2, ЦНИИ ЭК, 1994. 58. Куличков Е.Н., Судариков Ю.А., Волков А.Г. Об отдельных актуальных проблемах военного производства, конверсии оборонной промышленности и мобилизационной подготовки анродного хозяйства. Вопросы экономики и конверсии, вып. 3, ЦНИИ ЭК, 1994. 59. Куличков Е.Н., Калачанов В.Д. Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятий оборонных отраслей промышленности в условиях конверсии военного производства. Вопросы экономики и конверсии, вып. 1, ЦНИИ ЭК, 1994. 60. Лаврушин О.И. Организация и планирование кредита. М., Финансы и статистика, 1991. 61. Лазинцев Ю.Н. Международное научно-техническое сотрудничество оборонного комплекса как фактор стабилизации экономики России. Вопросы экономики и конверсии, спец. вып. 1, ЦНИИ ЭК, 1994. 62. Лазинцев Ю.Н. и др. Совместное предпринимательство в оборонном комплексе России. Вопросы экономики и конверсии, вып. 4, ЦНИИ ЭК, 1994. 63. Макаров М.И. и др. Теория выбора и принятия решений. М., Наука, 1982. 64. Макгуайр М. Моделирование при решении экономико- стратегических проблем. М., Сов. радио, 1972. 65. Макиев Ю.Д. и др. Некоторые вопросы совершенствования системы планирования унификации промышленной продукции. Организация общественного производства и ее воздействие на хозяйственный механизм. М., Институт экономики АН СССР, 1982. 66. Никольский П.С. Финансы в системе хозяйственного механизма управления промышленностью. М., Финансы и статистика, 1982. 67. Никонов А.М. Экономическое обеспечение стратегических действий Вооруженных Сил в войне, М., ВАГШ, 1992г. 68. Организация приобретения МО США крупных систем оружия и военной техники. В/ч 54726, вып. 1223, 1985. 69. Основы теории вооружения. Под редакцией А.Г. Фунтикова. М., Воениздат, 1993г. 70. Оценка научно-технического и производственного потенциалов оборонного комплекса и его возможностей по реализации государственной программы развития ВВТ. Отчет о НИР “Прогресс -10-2”, ЦНИИ ЭК, инв. 1029, 1995. 71. Павлова Л.П. Финансирование и кредитование промышленности. М., Финансы и статистика, 1989. 72. Пансков В.Г. Заложить основу стабилизации финансов. М., Финансы, № 1, 1995. 73. Подиновский В.В. Математическая теория выработки решений в сложных ситуациях. М. , МО СССР, 1991. 74. Пожаров А.И. Военная экономика. М., ВФЭФ при МФИ, 1985. 75. Постановление Правительства РФ от 12.04.1994г. № 315 "О порядке образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ". 76. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995г. № 594 "О реализации Федерального Закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд". 77. Прохожев А.А. Организация управления экономикой и государством в Японии. М., Наука, 1977. 78. Саати Т. Математические модели конфликтных ситуаций. М., Сов. радио, 1977. 79. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М., Радио и связь, 1993. 80. Самсонов К.П. Экономические проблемы конверсии. Известия АН СССР, М.: Серия экономическая, № 3, 1989. 81. Самсонов К.П. Проблемы планирования конверсии. М., Институт США и Канады АН СССР, 1989. 82. Система финансирования военных приготовлений Великобритании, ФРГ, Франции и Италии. В/ч 54726, вып. 1658, 1989. 83. Тропин Ю.А. Военно-экономические основы ценообразования на новую военную технику. М., ВФЭФ при МФИ, 1990. 84. Указ Президента РФ от 07.08.1992г. № 826 "О мерах по формированию федеральной контрактной системы". 85. Указ Президента РФ от 19.08.1993г. № 1267 "Об особенностях приватизации и дополнительных мерах государственного регулирования деятельности предприятий оборонных отраслей промышленности". 86. Указ Президента РФ от 06.11.1993г. № 1850 "О стабилизации экономического положения предприятий и организаций оборонной промышленности и мерах по обеспечении государственного оборонного заказа". 87. Указ Президента РФ от 2.11.1993г. № 1833 "Об основных положениях военной доктрины РФ". 88. Указ Президента РФ от 5.12.1993г. № 2096 "О создании финансово- промышленных групп в РФ". 89. Указ Президента РФ от 08.07.1994г. № 1484 "О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета". 90. Управление военным производством США. В/ч 54726, вып. 1767, 1990. 91. Фарамазян Р.А. Военная экономика американского империализма. М., Мысль, 1983. 92. Фастенко О.В., Чистова В.Е. К вопросу о ситуации в оборонной промышленности. Вопросы экономики и конверсии, вып. 2, Госкомоборонпром. ЦНИИ ЭК, 1995. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Анализ зарубежного опыта функционирования финансово-промышленные групп Финансово - промышленные группы и концерны, охватывающие промышленные предприятия, исследовательские организации, торговые фирмы, банки, страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды, являются своеобразным каркасом экономики ведущих индустриальных стран, мирового хозяйства в целом. Интеграция промышленного и банковского капитала стала заметным явлением уже с начала XX века. Исходными преобладающими формами интеграции были концерны и семейные группы. Поиск эффективных форм организации межфирменных отношений, которые занимали бы промежуточное положение между чисто рыночными отношениями и внутрифирменной организацией продолжается и сегодня. Это диктуется стремлением к получению наивысшей экономической эффективности за счет сочетания преимуществ концентрации материальных и нематериальных ресурсов с достоинствами децентрализации управления и ответственности. Сегодня структура и характер промышленных групп в отдельных странах обнаруживают как схожие черты (чему способствует деятельность транснациональных групп), так и заметные отличия. В значительной степени эти отличия обусловлены конкретно-историческими обстоятельствами, в том числе в законодательном регулировании роли финансовых организаций в отношении корпоративной собственности и управления. К странам, в которых поиски эффективных форм группирования предприятий развернулись по широкому ряду направлений, относятся, например, ФРГ и Япония. Экономики этих стран демонстрируют многообразие организационно- хозяйственных форм межкорпоративных объединений. Среди них присутствуют как традиционные концерны во главе с крупной промышленной корпорацией, так и универсальные многоотраслевые ФПГ, сформировавшиеся вокруг банков. На основе механизма акционерных и других форм финансовых и деловых связей происходит горизонтальная межотраслевая интеграция нефинансовых концернов в финансовые группы гроссбанков ФРГ. В ядро финансовых групп входят концерны: "Сименс", "Бош", "Даймлер- Бенц", "Тиссен" и др. - финансовая группа "Дойче банк"; "Хёхст", "Крупп", "Грюндиг" и др. - финансовая группа "Дрезденер Банк". Деятельность концерна чаще всего распространяется на одну отрасль или даже подотрасль экономики. Лишь немногие наиболее крупные концерны охватывают всю отрасль, как, Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|