рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России

программах;

создании условий для развития малого и среднего предпринимательства;

создании конкурентной рыночной среды на основе рациональной

демонополизации крупных конверсируемых предприятий.

На региональный уровень должны быть делегированы права введения (в

рамках местных бюджетов) налоговых преференций для промышленных

предприятий, в соответствии с региональными приоритетами промышленной

политики.

В свою очередь, центральные органы государственного управления должны

активно взаимодействовать с региональными органами управления по:

обеспечению региональных структур необходимой информацией о

перспективах промышленного развития, о реализуемой промышленной политике;

оказанию помощи регионам в формировании и реализации промышленных

проектов и программ, а также интеграции федеральных и региональных программ

промышленного развития;

оказанию помощи в организации использования научного потенциала для

решения региональных проблем в области конверсии;

содействию процессу обучения специалистов;

содействию развития инновационной деятельности;

содействию привлечению инвестиций в региональную промышленность;

созданию информационного обеспечения выполнения программ конверсии и

региональных информационных банков данных.

Развитие сотрудничества в области конверсии

со странами ближнего зарубежья

Как уже отмечалось в первом разделе, распад СССР нарушил

технологическую структуру оборонного комплекса России. В бывшем СССР

региональный аспект не учитывался при формировании технологической

структуры, а также при оценке ее надежности и способности к выживанию в

экстремальных условиях.

При образовании суверенных государств России в наследство

достались технологии и элементы производственного цикла, которые не могут

существовать самостоятельно и развиваться без смежных предприятий и

сопряженных технологий. Более половины грузооборота страны обеспечивается

через порты "ближнего зарубежья".

В подобной ситуации одним из основных элементов государственного

управления конверсией оборонного комплекса становится восстановление и

развитие сотрудничества России со странами СНГ, Балтии и бывших членов СЭВ

на основе дву- и многосторонних межправительственных соглашений, а также

Соглашения об экономическом союзе СНГ.

Экономический союз может нормально функционировать только в

условиях однородного экономического пространства при согласованности

стратегии реформ, координации внутренней политики и национальных

хозяйственных механизмов.

Основными направлениями его деятельности должны стать:

выработка механизма реализации существующих соглашений;

согласование финансовой, денежно-кредитной и валютной политики;

совершенствование системы взаимных расчетов и платежных отношений;

совместная инвестиционная деятельность;

проведение согласованной антимонопольной политики;

взаимодействие в области охраны интеллектуальной собственности;

защита окружающей среды в рамках общего техногенного и экологического

пространства;

совершенствование законодательной базы по всему комплексу вопросов,

охватывающих промышленную сферу.

В целях обеспечения государственных нужд в важнейших видах

продукции и взаимовыгодности в торговле следует использовать механизм

эквивалентных поставок на сбалансированной основе, расчет по которым

должен осуществляться исходя из уровня цен мирового рынка.

Координации и стабилизации технологических связей, реализации

инвестиционных проектов будут способствовать транснациональные объединения,

в том числе ФПГ. Базовым нормативно-правовым документом по их созданию

является “Соглашение о содействии в создании и развитии производственных,

коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных

объединений”, подписанное рядом правительств от 15 апреля 1994г. На основе

этого документа подписаны соглашения об основных принципах создания ФПГ

Правительства России с правительствами следующих стран: Украины (30 декабря

1994г.), Узбекистана (17 марта 1995г.), Казахстана (28 марта 1994г.),

Беларуси (6 января 1995г.). В соглашениях определены совместные сферы

деятельности, перспективные для формирования транснациональных ФПГ, а также

цели их создания.

Проведенные исследования /9, 23, 24 / показали, что реализация в ФПГ

инвестиционных проектов может быть в основном направлена на создание и

освоение конкурентоспособной на мировом рынке продукции военного и

гражданского назначения.

Инвестиционная деятельность подобных организаций должна

осуществляться в соответствии с законодательством того государства, в

котором она проводится, в соответствии с договорами о сотрудничестве в

области инвестиций и о взаимной защите капиталовложений, включая

деятельность с привлечением капитала из третьих стран.

Постепенная интеграция промышленного производства стран СНГ будет

стимулировать согласованные совместные действия и создание общего рынка для

свободного перемещения товаров, капиталов и услуг.

Аналогичная политика может проводиться и по отношению к странам

бывшего СЭВ, с учетом иного уровня кооперационных связей.

Интеграция России в мирохозяйственные связи

В сфере интеграции России в мирохозяйственные связи необходимо

сосредоточить усилия на реализации конкурентных преимуществ оборонного

комплекса страны, к которым относятся /61, 62 /:

пониженная стоимость рабочей силы в сочетании с достаточно высоким

уровнем ее квалификации;

низкая капиталоемкость сектора НИОКР;

долговременное присутствие российской продукции военного и

гражданского назначения на ряде страновых рынков, главным образом в

третьем мире;

значительные масштабы накопленных основных производственных фондов и

фондов универсального обрабатывающего оборудования в промышленности, что

позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации производств;

высокая степень энергетической и ресурсной независимости страны;

наличие уникальных передовых технологий в ряде секторов оборонной

промышленности, опирающихся на достижения российской фундаментальной и

прикладной науки.

К числу стратегических слабостей оборонного комплекса страны, во

многом блокирующих реализацию конкурентных преимуществ, относятся:

неразвитость финансовой, организационной и информационной

инфраструктуры международного делового сотрудничества;

усиление сырьевой направленности российского экспорта и потеря

традиционных рынков сбыта продукции военного и гражданского назначения;

сложности в преодолении протекционистской политики ряда западных

стран;

трудности адаптации к условиям массового производства и требованиям

экономической эффективности конкурентных по своим характеристикам высоких

технологий, сосредоточенных прежде всего в оборонном комплексе и

предназначенных для малосерийного или единичного производства;

низкая эффективность производства и чрезвычайно высокие удельные

материальные затраты даже в передовых секторах оборонной промышленности.

Анализ показал, что в рамках существующих ограничений может быть

осуществлен ряд мер по реализации конкурентных преимуществ России и ее

оборонного комплекса, а также интеграции ее в мирохозяйственные связи.

1. Стабилизация традиционного экспорта продукции военного и

гражданского назначения.

2. Развитие инвестиционного сотрудничества с зарубежными странами в

приоритетных направлениях таких, как энергетика (в том числе атомная),

космическая и авиационная промышленность, реконструкция, расширение и

модернизация ранее построенных за рубежом предприятий.

3. Использование относительно низкой стоимости основных факторов

производства, что предполагает:

размещение в России на конверсируемых предприятиях производств

машиностроительной продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе

за счет привлечения иностранных инвестиций, с ее последующим экспортом;

диверсификация конверсируемых предприятий путем создания сборочных

производств из ввозимых в Россию компонентов;

размещение в оборонном комплексе заказов на выполнение

технологических разработок, прикладных научных исследований, создание либо

отладку программного обеспечения, а также другие виды наукоемких услуг в

областях, где Россия располагает высококвалифицированными кадрами

специалистов и достижениями, отвечающими мировому уровню.

4. Использование уникальных высоких российских технологий.

Среди важнейших мер государственной поддержки экспорта

промышленной продукции оборонного комплекса должны быть следующие:

кредитование экспортеров конкурентоспособной на мировом рынке

продукции военного и гражданского назначения;

пролонгация межправительственных соглашений с платежеспособными

странами традиционного сотрудничества и выделение под них кредитов;

динамическая и взаимно согласованная корректировка экспортных и

импортных тарифов.

Предоставление помощи экспортерам должно быть обусловлено направлением

инвестиций в конкретные проекты технологической модернизации производства

конверсионных предприятий. Кредиты должны предоставляться на основе тендера

инвестиционных проектов, первоначальный отбор которых необходимо

осуществлять с учетом выявленных потенциально конкурентоспособных

участников.

Важное значение, особенно в настоящее время, имеет конверсия

принадлежащих России долговых обязательств развивающихся стран в реальные

активы построенных при ее участии предприятий, в первую очередь тех из

них, которые обладают значительным экспортным потенциалом.

Одним из направлений инвестиционного сотрудничества может стать

разработка предложений по видам, размерам и порядку предоставления

экономических и других льгот конверсионным предприятиям оборонного

комплекса - поставщикам продукции и услуг для сооружения объектов за

рубежом. а также государственным гарантиям по указанным контрактам,

обязательствам и порядку финансирования.

Выводы

1. Формирование структуры оборонного комплекса, соответствующей

сложившимся экономическим условиям, связано с институциональными

преобразованиями, охватывающими:

перестройку системы государственного управления конверсией оборонного

комплекса;

реорганизацию существующих предприятий и создание новых институтов

(казенных предприятий, финансово-промышленных групп, холдингов и др.).

Основной задачей государственного управления в оборонном комплексе

является создание нового типа хозяйствующих субъектов, адаптированных к

новым экономическим условиям и заинтересованных в повышении эффективности

производства.

2. В нынешней макроэкономической ситуации выживание

конкурентоспособных производств требует вертикально, а нередко и

горизонтальных высокоинтегрированных структур с максимально легким

перетоком технологий, кадров и капитала. Организационным оформлением таких

структур могли бы стать финансово-промышленные группы, акционерные

общества, холдинговые компании и т.п., которые:

заинтересованы в поддержке существующих технологических цепочек и

способны генерировать стимулы к их модернизации;

гарантируют определенный приток инвестиций в том числе и иностранных в

сферу производства;

обеспечивают экономию транснациональных издержек.

3. Государственная поддержка функционирования ФПГ в оборонном

комплексе должна предусматривать:

эффективное использование имеющихся в распоряжении государства

невыкупленных пакетов акций для контроля за важными технологическими

цепочками по выпуску конкурентоспособной продукции;

реализацию государственных пакетов акций на конкурсной основе через

инвестиционные торги консорциума финансовых структур и производителей;

передачу госпакетов акций в траст специально создаваемым на основе

существующих министерств и ведомств отраслевым инвестиционным фондам;

законодательное и информационное обеспечение условий функционирования

ФПГ;

первоочередное предоставление государственных гарантий ФПГ в целях

получения иностранных и льготных кредитов, способствующих развитию научно-

производственного потенциала оборонного комплекса;

зачет задолженности предприятий, акции которых реализуются на

инвестиционных конкурсах для ФПГ - покупателя и др.

4. Важнейшей задачей государственного управления конверсией

оборонного комплекса является создание благоприятных условий для развития

малого бизнеса, способствующего поддержанию конкурентного тонуса в

экономике и обладающего значительным инновационным потенциалом.

Поддержка малого бизнеса в оборонном комплексе возможна по двум

направлениям:

интеграция малых предприятий и фирм в производственные сети более

мощных экономических структур, способных выступить в роли экспортных

таранов (франчайзинги, лизинги и т.п.);

самостоятельное завоевание рыночных ниш предприятиями малого бизнеса.

Инструментом государственной поддержки малого бизнеса может быть:

создание специализированных государственных фондов по страхованию

инвестиционных рисков;

установление агентских отношений с коммерческими банками, которые под

гарантии государства будут осуществлять мониторинг конкурентоспособных

предприятий малого бизнеса и кредитования их оборотного капитала и

инвестиционных проектов;

отладка гибких механизмов сертификации продукции малых предприятий и

фирм и распространение информации о мировых стандартах на выпускаемую ими

продукцию.

5. Государственное управление региональной конверсией базируется на

основных направлениях государственной промышленной политики, включая

структурную перестройку, инвестиционную политику, сохранение и развитие

научно-технического потенциала. При этом государственным органам управления

необходимо:

обеспечить региональные структуры информацией о перспективах

промышленного развития страны и региона, о реализуемой промышленной

политике;

оказать помощь регионам в формировании и реализации конверсионных

проектов и программ, а также интеграции федеральных и региональных программ

промышленного развития;

содействовать привлечению инвестиций в региональную промышленность.

6. Среди важнейших мер государственной поддержки конверсионных

предприятий оборонного комплекса должны быть следующие:

кредитование экспортеров конкурентоспособной на мировом рынке

продукции военного и гражданского назначения;

пролонгация межправительственных соглашений с платежеспособными

странами традиционного сотрудничества и выделение под них кредитов;

динамическая и взаимосогласованная корректировка экспортных и

импортных тарифов и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последние 8-10 лет российская экономика находилась в состоянии

глубокого кризиса, проявляющегося прежде всего в технологическом

торможении, снижении темпов экономического роста, нечувствительности

экономической системы к инновациям и т.п. Становилась все более очевидной

необходимость системных изменений в экономических отношениях в государстве.

Возникли серьезные проблемы социально - экономического развития

страны, которые полностью перешли на оборонный комплекс, а именно:

резкое сокращение оборонных расходов и финансового обеспечения

конверсионных процессов;

деградация основных фондов оборонного комплекса;

спад наукоемких отраслей промышленности, утечка умов и резкое

снижение научно-технического потенциала;

распад сложившихся кооперационных связей;

нарушение функционирования крупных стратегически важных для России

систем вооружения, потеря вооружения на территории ближнего и дальнего

зарубежья;

система перспективного планирования развития Вооруженных Сил РФ и

обеспечения их вооружением и военной техникой практически перестала

функционировать, многие нормативные акты и документы по вопросам

функционирования оборонного комплекса не удовлетворяли изменившейся

ситуации в стране и т.п.

Таким образом, существующая система управления развитием оборонного

комплекса, базирующаяся на сложившихся в государстве законодательных,

экономических, организационных и других отношениях, практически перестала

удовлетворять новым экономическим и политическим условиям. Особенно

остро обозначились финансово-кредитные проблемы управления. Возникли

серьезные противоречия между объективными потребностями государства в

военной и гражданской продукции и финансовой базой их удовлетворения.

Это обусловило необходимость проведения глубоких исследований по

определению комплекса рациональных действий и принятия соответствующих мер

государством по совершенствованию финансово-кредитного управления

развитием оборонного комплекса как для переходного периода экономики, так

и для стабильного сбалансированного рынка.

При решении этих проблем в диссертационной работе разработаны и

предложены:

1. Методологические основы совершенствования и развития системы

управления конверсией, в том числе с использованием финансово-кредитного

механизма, позволившие сформулировать:

основные цели, задачи и принципы построения возможных структур системы

управления и выявить требуемые условия ее функционирования при максимальной

эффективности вложенных финансовых средств;

методический аппарат, включающий обоснование и выбор критериев и

показателей эффективности функционирования системы управления

конверсией. Разработанный аппарат позволяет оценить эффективность

функционирования системы , выработать рекомендации и предложения по ее

рациональному структурному построению, основным направлениям

совершенствования и развития.

Совокупность полученных теоретических результатов, разработанных

методических подходов создает концептуальные и методологические основы

функционирования системы управления развитием оборонного комплекса,

позволяющие Правительству Российской Федерации, руководству Министерства

финансов Российской Федерации и Госкомоборонпрому России сформировать

комплексные меры и мероприятия по ее совершенствованию и развитию с учетом

специфических особенностей оборонных отраслей и проводимой финансово-

кредитной политики в стране.

2. Концепция финансово-кредитного управления развитием оборонного

комплекса, отличающаяся:

логической взаимосвязью финансово-кредитных методов государственного

управления конверсией и создания высокоэффективной продукции военного и

гражданского назначения;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.