| |||||
МЕНЮ
| Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса Россииразработкам сроки внедрения затягиваются и составляют 3-4 года. В 1994 году в оборонном комплексе РФ было 686 НИИ и КБ различных форм собственности. Объем финансирования НИОКР в 1994г. был предусмотрен в сумме 2172,4 млрд.руб., а фактически выделено - 1364,0 млрд.руб. По сравнению с 1991 годом объем финансирования в 1992 году уменьшился на 41%. , а к 1995 году - почти в 9 раз / 70 /. При этом сокращение средств, выделяемых из бюджета на научно- исследовательские работы в оборонном комплексе, в значительной мере отразилось на объеме фундаментальных исследований, для которых государство является единственным заказчиком. За последние три года доля этих исследований в общем объеме НИОКР в оборонных отраслях составляла всего лишь 2%. Была проигнорирована очевидная взаимосвязь конверсии, позволяющей значительно повысить конкурентоспособность отечественной продукции, с повышением качественных параметров оснащенности Вооруженных Сил. Практически был упущен момент комплексного использования национального научного потенциала оборонного комплекса и для разработки новейших средств вооруженной борьбы, и для решения других первостепенных проблем, определяющих национальную безопасность страны в широком понимании этого термина. Военно-ориентированная наука, еще более сложно адаптирующаяся к рыночной среде, нежели оборонная промышленность, из-за непродуманности принимаемых решений практически стала "жертвой" финансовых ограничений. На государственном уровне не были решены вопросы: разработки перспективных планов, предусматривающих варианты двойного использования материально-технических, интеллектуальных, информационных и организационных ресурсов, составляющих основу научного сектора оборонного комплекса, на цели как связанные с созданием новейших образцов оружия, так и для народнохозяйственного потребления; организации государственной сети трудоустройства кадров ученых, а также другого высококвалифицированного персонала, высвобождаемого при сокращении военных НИОКР, и создания на этой основе системы сохранения научного потенциала. В результате к сегодняшнему периоду значительная часть научного потенциала России утрачена. Это уже сейчас является фактором, тормозящим научно-технический прогресс, увеличивающим сроки разработки конечной продукции, замедляющим темпы создания научно-технического задела под перспективные разработки. Кроме сокращения в плановом порядке объемов финансирования НИОКР отрицательным фактором являлось несвоевременное и неполное выделение средств на научные разработки из федерального бюджета в связи с трудностями его формирования. В определенной мере сказалось и отсутствие должной координации финансирования НИОКР и взаимоувязки между различными государственными структурами, особенно в области фундаментальных, поисковых и прикладных исследований. В настоящее время финансированием этих исследований занимаются Академия наук, высшая школа, управления Госкомоборонпрома России, Министерство обороны РФ и Секция прикладных проблем при Президиуме АН. Как следствие возникает разрыв цикла исследование-производство, параллелизм и дублирование работ и, следовательно, снижение эффективности использования и без того незначительных средств. Появляются заказчики на проведение НИОКР из коммерческих структур, взаимоотношения с которыми вообще не регламентированы. Не лучше положение и в области разработок технологий двойного применения. Отсутствие законодательных актов в этой области приводит к потерям паритетов в научно- техническом заделе по разработке перспективных видов вооружений. Анализ выделяемых объемов финансирования НИОКР оборонным отраслям промышленности свидетельствует о недостаточной обоснованности распределения финансирования. На развитие электроники- базовой отрасли научно- технического прогресса страны выделяется 7-10%, а основным потребителям продукции электронной промышленности - радиопромышленности и промышленности средств связи - 25 % от общего объема финансирования. Потеря высококвалифицированных специалистов оборонными НИИ и КБ и резкое сокращение набора молодых и талантливых приводит к необратимым последствиям как для науки оборонного комплекса, так и в целом научного потенциала России. Из изложенного следует: требуется принятие экстренных мер по сохранению научного потенциала оборонного комплекса России и изменению государственной политики по отношению к научно-техническому прогрессу. Ситуация в оборонном комплексе в 1995 году Как известно, официальные прогнозные оценки социально-экономического положения России по данным за отчетный период 1995 года свидетельствуют об относительном улучшении основных макроэкономических показателей. Динамика выпуска промышленного производства в целом по России может свидетельствовать о закреплении тенденции его стабилизации, обозначившейся с середины 1994 года. При этом отмечается значительное замедление спада выпуска продукции относительно соответствующего месяца предыдущего года (с 20% в сентябре 1994г. по 2% в июне 1995г.). Обследование деловой активности промышленных предприятий показывает, что прекратилось падение средней загрузки производственных мощностей в промышленности, остановившись на уровне 45%. Ожидается значительное замедление темпов инфляционных процессов. Таким образом, сбывается второй - оптимистический вариант прогноза правительственной программы реформирования экономики в 1995-1997 годах. Однако макроэкономические показатели вряд ли отражают всю остроту положения, которое сложилось в оборонных отраслях промышленности. "Стабилизация" обеспечивается в основном за счет увеличения производства и экспорта нефти, газа, черных, цветных и редких металлов и некоторых других видов сырья и материалов, то есть отраслей сырьевых и добывающих. В обрабатывающих производствах, к которым относятся машиностроение, электроника, приборостроение и другие высокотехнологичные отрасли, признаков стабилизации нет. Иными словами, деградация промышленной структуры национальной экономики продолжается. За 8 месяцев 1995 года спад производства в оборонных отраслях промышленности составил 22,2% , причем снижение объемов производства отмечено во всех отраслях / 19/. Кризисные явления продолжают иметь место как в гражданском секторе производства, так и в военном. Производство военной продукции, снизившееся за 8 месяцев 1995 года на 22,9%, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, продолжает находиться под неослабевающим влиянием следующих факторов: установление объемов оборонного заказа ниже экономически и технически целесообразного уровня; позднее принятие государственного оборонного заказа (на правительственном уровне - в июне 1995 года, доведение его до предприятий и заключение договоров с государственными заказчиками по ряду позиций и предприятий не завершено по состоянию на 1 октября 1995 года); крайне неудовлетворительное финансирование соответствующих расходов из федерального бюджета; отсутствие авансирования работ с длительным циклом изготовления; неопределенность ситуации на предприятиях с размерами мобилизационных мощностей; отсутствие экономического стимулирования выполнения государственного оборонного заказа. Уровень бюджетного финансирования в текущем году практически не позволяет до конца года даже погасить задолженность отдельным предприятиям за продукцию, поставленную по государственному оборонному заказу на 1994 год. Так, по состоянию на 1 октября 1995 года Минобороны России выделено на закупки вооружения и военной техники лишь 45% годовых назначений, на военные НИОКР - 27%. Недопустимо низкий уровень финансирования и затянувшийся процесс погашения долгов за 1994 год не позволяют обеспечивать авансирование отдельных образцов вооружения и военной техники с длительным циклом изготовления, что практически при отсутствии собственных источников приобретения оборотных средств (сырья, материалов, комплектующих и т.д.) лишает предприятия возможности вести работы. При формировании доходов федерального бюджета за отчетный период (по данным Госналогслужбы России на уровне 118%) такой уровень финансирования расходов на оборонную промышленность и науку свидетельствует: во-первых, об отсутствии в реальной правительственной структурной политике приоритета высокотехнологичных отраслей; во - вторых, о нарушении законодательных норм исполнения федерального бюджета. Так, практически произведен секвестр этих расходов не в результате недопоступления доходов в федеральный бюджет, а в пользу иных расходов, что не предусмотрено в федеральном законе "О федеральном бюджете на 1995 год" и иными законодательными актами, регламентирующими бюджетный процесс в России. Положение усугубляется и факторами стратегического характера. В частности, до настоящего времени у предприятий отсутствует определенность на перспективу в уровне потребности в производстве вооружения и военной техники. Этот фактор с 1995 года становится серьезным препятствием на пути движения предприятий в рыночную среду и институциональных преобразований на базе развития гражданских производств и полной переориентации на требования свободного рыночного пространства. Тяжелым бременем на предприятия в условиях хронического недофинансирования легло несоответствие реального роста цен на продукцию оборонного назначения индексам-дефляторам, учтенным при формировании бюджетных ассигнований на эту цель. Розничные цены в 1995 году по уточненному прогнозу Минэкономики вырастут в 2,5 раза. В прогнозе Минэкономики, на основе которого разрабатывался и принимался бюджет, рост цен на 1995 год предусматривался несоизмеримо ниже, чем имеет место в действительности. При этом, как известно, бюджетное финансирование было определено не только исходя из в два раза более низких цен, но и в качестве основного принципа (отличие от 1992-1994г.) был провозглашен отказ от эмиссионного финансирования бюджета. Эксперты еще накануне принятия бюджета отмечали, что заложенные в прогнозе темпы инфляции многократно занижены. Первое полугодие 1995 года это доказало: рост розничных цен - 178%, оптовых - 210%. Это нанесло всему народному хозяйству и безопасности государства, без преувеличения, колоссальный ущерб вследствие профинансирования из бюджета самых необходимых государственных расходов в реальном наполнении на уровне примерно 50% 1994 года, тогда как и без того оборонная промышленность, наука, были посажены на голодный паек / 92 /. Таким образом, возможности реального товарного наполнения средств, предусмотренных в бюджете на 1995 год упали минимум в 1,4-1,6 раза. Это в конечном итоге неминуемо приведет к невозможности оплаты части продукции, изготовленной предприятиями по госзаказу и увеличению объема переходящей на 1996 год задолженности государственных заказчиков, либо к невыполнению номенклатурного задания государственного оборонного заказа, о чем уже сейчас заявляет Министерство обороны. Например, по состоянию на 1 сентября государственный заказ по промышленности средств связи выполнен на 38%, радиопромышленности - на 10% И в том, и в другом случае вопреки отдельным фактам общего контекста развития экономики, свидетельствующим об успехах, снижении темпов спада и т.д., состояние предприятий оборонных отраслей промышленности, на которых размещен государственный оборонный заказ, полностью опровергает ситуацию о стабилизации. Несколько лучше складывается положение в гражданском секторе оборонных отраслей промышленности. Спад промышленного производства в целом по гражданской продукции составил 20,8%, однако выпуск товаров народного потребления снизился на 35,5% (табл. 1.11) / 57/. Таблица 1.11 Производство отдельных видов продукции ТНП на предприятиях оборонных отраслей промышленности | | | | | | | |1992 |1993 г. |1994 г. |1995 г. | | |г. | | | | |Наименование видов | | | | | | | | | | | |в % к | |в % к | |в % к | | |тыс.шт|тыс.шт|1992 |тыс.шт|1993 |тыс.шт|1994 | | |. |. |году |. |году |. |году | | | | | | | | | | |Телевизоры |3362,5|3641,0|108,3 |1768,6|48,6 |589,7 |44,9 | | | | | | | | | | |Магнитофоны |2735,1|2128,0|77,8 |653,7 |30,7 |204,6 |45,3 | | | | | | | | | | |Видеомагнитофоны |319,5 |160,4 |50,2 |52,8 |32,9 |11,3 |33,5 | | | | | | | | | | |Холодильники и | | | | | | | | |морозильники |3056,0|3232,0|105,8 |2145,9|66,4 |686,2 |50,6 | | | | | | | | | | |Мотоциклы и | | | | | | | | |мотороллеры |472,2 |403,9 |85,5 |129,9 |32,2 |47,2 |42,1 | | | | | | | | | | |Электропылесосы |3342,7|2590,0|77,5 |896,8 |34,6 |265,3 |43,3 | | | | | | | | | | |Видеокассеты |1815,8|1013,0|55,8 |101,6 |10,0 |13,0 |20,1 | Как видно из приведенных данных, потенциал оборонных отраслей промышленности практически остается в стороне от решения вопросов насыщения рынка потребительскими товарами. Основных причин, создающих трудности производства и реализации продукции, две: низкое качество производимой продукции, а также сервисного и гарантийного обслуживания, неадекватная качеству цена на изделия; действующая таможенная политика, устанавливающая относительно низкие пошлины на ввозимые готовые изделия и высокие пошлины на комплектующие изделия. Дополнительным фактором, усугубляющим в 1995 году трудности оборонных предприятий в сфере гражданских производств, является задержка в открытии льготного кредитования (финансирования на возвратной основе) конверсионных программ. Несмотря на то, что законом "О федеральном бюджете на 1995 год" на эти цели предусмотрено выделение средств в объеме 1,4 трлн.рублей, до октября 1995 года не были открыты отдельные специальные счета по предоставлению и учету средств, выделенных из бюджета на возвратной и платной основе. Это блокировало выполнение в 1995 году 123 конверсионных программ по выпуску приоритетной продукции. Кроме того, правительственным решением в 1995 году было приостановлено предоставление предприятиям и организациям бюджетных ссуд и отсрочено до конца года исполнение ранее принятых решений по финансовой поддержке структурной перестройки. Это лишило предприятия оборонных отраслей промышленности единственно реально существующего в 1995 году источника средств на указанные цели. В этих условиях при значительном превышении нормы доходов в сфере финансово-посреднической деятельности по сравнению с производственной и, соответственно, перетока свободного капитала к финансовым институтам как из сферы производства, так и из сферы домашних хозяйств, предприятия и в 1995 году не смогли преодолеть дефицита финансовых ресурсов и, как следствие этого, - взаимных неплатежей и отсутствия источников для инвестирования. Указанный фактор - постоянно воспроизводимый дефицит финансовых ресурсов в материальном производстве - является основой инфляционного потенциала экономики, и его действие вряд ли уменьшится в ближайшее время. Кредиторская задолженность предприятий по сравнению с началом года возросла в 1,37 раза, а по сравнению с соответствующим периодом прошлого года - в 2,3 раза. Дебиторская задолженность, увеличилась соответственно в 1,4 раза и 3,2 раза. Структура кредиторской задолженности показывает, что по-прежнему на первом месте - задолженность за товары, работы, услуги - 37,5%, задолженность бюджету составляет 20,3%, по заработной плате - 10% и социальному страхованию - 10,8% / 19 /. Следует иметь в виду, что в течение 9 месяцев 1995 года действовал льготный порядок резервирования средств на заработную плату, предусматривавший направление на эту цель до 30% выручки, ежедневно поступающей на счет предприятия. Даже при этом условии задолженность по заработной плате перед рабочими и служащими выросла в 1,7 раза, что при низком уровне заработной платы свидетельствует: о скрытой безработице в отраслях оборонного комплекса (в июле останавливалось каждое третье предприятие против каждого четвертого в июле 1994 года, на 9% возросло количество предприятий, где останавливались отдельные производства; об отсутствии реализации продукции как таковой; о скрытых бартерных операциях. В течение 1995 года продолжался, предопределенный инфляцией издержек, рост цен на продукцию оборонных отраслей промышленности. Удорожание электроэнергии обусловило 45% номинального увеличения цен, топлива - 25%, металлов - 24%. Наличие незагруженных мощностей ложится дополнительным бременем накладных расходов на себестоимость гражданской продукции. В результате ее производство низкорентабельно, а товаров народного потребления в основном убыточно, в том числе и телевизоров, магнитофонов, электропылесосов, швейных машин, мотоциклов и мотороллеров. В 1995 году научный сектор оборонных отраслей промышленности продолжает находиться в тяжелейшем состоянии, особенно это касается государственных научных центров. Загрузка научных центров военными заказами сократилась в 10-12 раз и составляет сейчас не более 3-5%, а загрузка гражданской тематикой не превышает 10-12% имеющихся мощностей. Производственные площади научно-исследовательских институтов, в том числе и государственных научных центров сдаются в аренду малым и другим непрофильным предприятиям, которые одновременно и обеспечивают вторичную трудовую занятость научных работников. Выполняемые по 24 целевым программам научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы на состоянию на 1 сентября профинансированы в размере 40 % годовых назначений. Разрушение и деградация научно-технических школ, всей инфраструктуры в области создания новейших видов вооружения и военной техники из угрозы уже превратилось в реальность. Подводя итоги 1995 года, можно констатировать, что этот год не стал "этапом реформ оборонной промышленности, предусматривающим концентрацию разработки и производства вооружения и военной техники на ограниченном Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|