рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России

гражданской продукции и комплекс мер по переориентации научного и

производственного потенциалов.

Механизм управления реализацией конверсии

На уровне государственного управления экономикой России, регионов,

отдельных оборонных предприятий, НИИ и КБ должен быть создан эффективный

организационно-экономический механизм, обеспечивающий достижение целей

конверсии. Основными направлениями деятельности органов государственного

и регионального управления конверсией являются :

организация разработки, принятия и реализации государственных и

региональных программ конверсии и диверсификации оборонных предприятий, НИИ

и КБ;

участие в разработке межгосударственных соглашений, касающихся

деятельности оборонных предприятий и организаций, находящихся на

территории России;

отражение интересов оборонных предприятий, НИИ и КБ при формировании

программ создания и производства военной техники, содействие

обеспечению экономической выгодности государственных заказов оборонного

значения, определение минимально необходимого уровня производственных

мощностей предприятий, используемых для производства вооружения и

военной техники;

проведение систематического анализа и контроля процессов и результатов

конверсии военного производства на государственном и региональном уровнях;

формирование региональных банков и фондов содействия конверсии,

координация деятельности конверсируемых предприятий;

анализ рыночной конъюнктуры в регионах, содействие разработке

программ конверсии на уровне отдельных предприятий.

Главными экономическими рычагами управления в условиях рынка

являются различные формы государственной и организационной поддержки:

прямое целевое финансирование;

государственное льготное кредитование;

дифференцированное налогообложение.

Нормативно-правовое обеспечение конверсии

Необходимым условием реализации государственных и региональных

программ конверсии является нормативно-правовое и научно-методическое

обеспечение, регламентирующие / 7, 11, 37-40, 52/ :

права и обязанности конверcируемых предприятий, НИИ и КБ;

порядок взаимодействия конверcируемых предприятий с генеральными

заказчиками, органами управления и потребителями гражданской продукции;

формы государственной поддержки производственно-технологической и

финансовой кооперации на базе акционерных обществ, корпораций, ассоциаций

(в том числе с участием иностранных фирм, предприятий и компаний),

создаваемых в интересах реализации конверсии, особенно по приоритетным

направлениям;

правила и методы подготовки конверсионных проектов и программ

проведения конверсии, а также анализа ее хода и результатов;

экономическое стимулирование выполнения государственных и

региональных целевых программ путем их непосредственного финансирования и

оказание помощи валютными средствами для разработок и подготовки

производства, создание системы льготного кредитования и налогообложения,

приоритетного материально-технического обеспечения.

Социальная поддержка конверсии

Важное место в управлении конверсией должны занимать меры по

обеспечению социальной эффективности конверсии, включая:

трудоустройство высвобождаемого персонала с учетом квалификации

работников;

недопущение снижения уровня доходов работников конверcируемых

предприятий;

переподготовку и повышение квалификации работников, переводимых на

производство гражданской продукции.

Достижение социальных целей конверсии предполагает создание в

оборонном комплексе специальных служб трудоустройства, а также объединение

усилий кадровых служб конверcируемых предприятий.

Должна быть расширена сеть учебных заведений по переподготовке

специалистов и рабочих в рамках становления рынка труда оборонного

комплекса.

Мероприятия, необходимые для эффективной

реализации конверсии

1. В связи с резким снижением объема НИОКР по гражданской тематике

выделить часть конверсионного кредита (12-15%) научно-исследовательским и

проектным организациям на проведение гражданских НИОКР по конверсионной

тематике; определить порядок выбора заказчика этих НИОКР и порядок

проведения конкурса на получение заказа.

2. Поощрять конверсионные программы, направленные на освоение

новейших зарубежных технологий, отстающих или отсутствующих в России.

Стимулировать привлечение к решению этой задачи зарубежных фирм путем

экономического протекционизма (снижение налогов, отмена таможенных пошлин,

страхование инвестиций).

Предоставить оборонным предприятиям право направления валютной прибыли

без каких-либо ограничений целевым назначением для закупки новейших

технологий и оборудования, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной

гражданской продукции (по отдельным спискам).

3. Привести в соответствие темпы сокращения оборонного заказа с

темпами конверсии предприятий, чтобы не допускать нерационального

перерасхода бюджетных средств (что имело место в 1992 - 1994гг.). Найти

оптимальные темпы освоения этих средств по отраслям и по годам.

4. Разработать Программу работ по нормативно-правовому, нормативно-

техническому и методическому обеспечению конверсии оборонной

промышленности до 1997г.

5. Разработать методические рекомендации по созданию страховых

инвестиционных фондов и фондов внебюджетной поддержки конверсионных

программ коммерческими структурами, иностранными банками и фирмами.

6. В целях координации работ по формированию и реализации федеральной

и региональных программ конверсии ввести в практику заключение генеральных

соглашений между Госкомоборонпромом РФ и властными структурами субъектов

федерации.

2.2. Структура системы управления конверсией оборонного

комплекса и основные функции ее субъектов

В современных условиях перехода экономики России на рыночные

отношения основным субъектом формирования и реализации конверсионной

политики в оборонном комплексе является государство. Свои стратегические

функции оно реализует при одновременном обеспечении развития экономического

и научно-технического потенциала предприятий государственного и

негосударственного секторов экономики, децентрализации принятия

хозяйственных решений и ориентации предприятий на усиливающуюся

конкуренцию / 21, 31, 47, 50/.

С точки зрения участия в формировании и реализации конверсионной

политики в сложной иерархической системе управления конверсией оборонного

комплекса можно выделить три уровня (рис. 2.2) /14/.

Первый уровень, представляющий высший эшелон государственной власти.

Он включает органы законодательной и исполнительной власти России,

ведающие вопросами обеспечения обороноспособности и безопасности страны:

Президент Российской Федерации, Совет безопасности, соответствующие

комитеты и комиссии Федерального Собрания Российской Федерации, а также

Правительство Российской Федерации.

Основные функции этих органов:

1. Определение, с точки зрения государственных интересов, целей,

задач, основных принципов и направлений, а также модели конверсионной

политики в ОК.

2. Определение государственного механизма реализации промышленной

политики и конверсии ОК.

3. Координация конверсионной политики в ОК с государственной

промышленной политикой, структурной перестройкой экономики, требованиями

военной доктрины, другими государственными программами, странами СНГ.

4. Утверждение Государственной программы конверсии оборонного

комплекса.

5. Координация разработки и принятия требуемого законодательного

обеспечения.

Второй уровень - средний эшелон государственной исполнительной власти.

Он включает министерства и ведомства, заказывающие военную продукцию

( Минобороны РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, МЧС РФ и др.) и гражданскую

продукцию( МПС РФ, Минсвязи РФ, Госкомпром РФ, Минатом РФ, Минздрав РФ,

Минсельхоз РФ и др.).

Основные функции этих субъектов системы: формирование Государственной

программы конверсии и госзаказа по приоритетным направлениям, формирование

тактико-технических требований к изготовляемой продукции и уровню качества.

В этот уровень включаются также функциональные и обеспечивающие

министерства и ведомства: Минэкономики РФ, Минфин РФ, Центральный банк РФ,

Госстрой РФ, Миннауки РФ, РАН, Госкомимущество РФ, ГКАП РФ и др.

Основные функции: экономическое, финансовое, денежно-кредитное и

научное обеспечение реализации промышленной политики; увязка промышленной

политики с процессами конверсии, приватизации, акционирования и

демонополизации в оборонном комплексе.

Субъекты второго уровня подготавливают предложения для первого

уровня, а также организуют осуществление практических мер по реализации,

координации и контролю установок высшего эшелона государственной власти в

части стратегии государственного регулирования промышленной политики и

конверсии ОК.

Третий уровень - непосредственные субъекты промышленной политики.

Он включает предприятия и организации ОК.

Основные функции: практическая реализации конверсионной политики.

Организационные структуры этого уровня подготавливают

соответствующие предложения для второго уровня (включая разработку

концепции и программ конверсионной политики), осуществляют практические

меры по реализации, координации, контролю и анализу результатов

конверсионной политики, с учетом установок субъектов второго уровня.

Они осуществляют также непосредственный анализ и научно-методическое

обеспечение конверсионной политики с учетом отраслевых особенностей.

Следует отметить, что в работе структур вышеперечисленных уровней

госрегулирования принимают участие в качестве субъектов и региональные

представительные и исполнительные структуры: республиканские и областные

главы администраций, территориальные организации и ведомства,

заинтересованные в разработке и реализации конверсионной политики.

Их функции - осуществление разработки конверсионной политики с учетом

особенностей регионов; подготовка с учетом своего статуса

соответствующих предложений для вышеуказанных трех уровней; оказание

практической помощи объектам, находящимся в регионе, в реализации этой

политики.

Рассмотрим отличительные особенности объектов конверсионной

политики / 47, 50 /.

Первая особенность - объекты конверсионной политики входят в сферу

разработки, производства и сбыта промышленной продукции ОК (ВВТ, ГП,

НТНП). К ним относятся государственные научные организации (НИИ, КБ, НПО,

АО и т.д.) и промышленные предприятия (заводы, ПО, АО и т.д.).

Сюда также входят коммерческие организации рыночной инфраструктуры

(банки, инвестиционные фонды, страховые и торговые компании и т.д.) и

предприятия системы малого бизнеса.

Вторая особенность - приоритетные объекты промышленной политики

составляют основу научно-технического и производственного потенциала ОК. С

позиции ВВТ - это казенные предприятия и предприятия, обеспечивающие их

работу. Они должны отвечать определенным критериям и иметь обязательную

государственную поддержку.

Третья особенность - в условиях рыночной экономики объекты

конверсионной политики должны быть дееспособными, саморазвивающимися

организациями.

Оборонный комплекс представляет уникальные возможности для

немедленного формирования саморазвивающихся в условиях рынка промышленных

компаний и финансово-промышленных групп, аналогичных известным во всем мире

финансово-промышленным группам Японии, Германии, Испании и Южной Кореи,

обеспечивших устойчивый экономический подъем в этих странах. С учетом

наших реалий можно взять за основу схему глубоко диверсифицированных

крупных промышленных компаний, включающих в свою структуру банки,

инвестиционные фонды, страховые и торговые компании и большое число малых,

средних и крупных предприятий.

Необходимо сформировать по каждому из высокотехнологичных направлений

"технологическую корпорацию" таким образом, чтобы предприятия и

организации, в нее входящие, обеспечивали единый технологический цикл

разработки, отработки, серийного производства, и при необходимости,

продажу высокотехнологичной наукоемкой продукции.

При этом за базу должны быть приняты такие НПО, головные предприятия

разработчиков или существующие корпорации, которые уже на деле

продемонстрировали свою жизнеспособность, способность к саморазвитию.

Одновременно с созданием финансово-промышленных групп представляется

целесообразным создание федеральных и региональных научно -

производственных центров для максимального использования научно-

технического потенциала ОК.

С организационно - производственной точки зрения можно выделить два

уровня объектов:

первый уровень - крупные объекты, так называемые флагманы

промышленности ОК. Сюда включаются финансово-промышленные группы,

научно-производственные центры, крупные акционерные общества и предприятия;

второй уровень - предприятия среднего и малого бизнеса.

С точки зрения степени диверсификации производства в результате

влияния конверсии можно выделить три уровня объектов промышленной политики

:

первый уровень - казенные предприятия;

второй уровень - предприятия и акционерные общества, обеспечивающие

работу казенных предприятий (выпускающие как военную, так и гражданскую

продукцию);

третий уровень - глубоко конверсированные предприятия и предприятия,

не выпускающие военную продукцию, независимо от формы собственности.

Остановимся более подробно на функциях в области конверсионной

политики местных органов власти и управления.

Местные органы государственной власти и управления:

оказывают необходимую помощь в выполнении оборонными предприятиями и

организациями оборонного заказа;

предусматривают в местном бюджете необходимые средства на проведение

возложенных на них законодательством РФ и республик мероприятий в области

обороны и безопасности;

оказывают содействие предприятиям и организациям, выполняющим

оборонный заказ, в решении возникающих социальных вопросов;

участвуют в реализации федеральных программ конверсии применительно к

местным условиям и содействуют развитию горизонтальных кооперационных

связей между предприятиями и организациями.

Местные органы управления включают в себя:

координационные советы;

научно-технические центры конверсии;

промышленно-экономические управления, отделы администрации по

оборонной промышленности.

Координационные советы включают в себя представителей президента,

администрации и научно-технических центров конверсии и обеспечивают

выполнение региональных программ конверсии, а также общие направления

развития оборонных предприятий.

Научно-технические центры конверсии:

формируют региональные программы конверсии;

осуществляют координацию деятельности конверсируемых предприятий;

содействуют разработке планов конверсии на уровне предприятий.

Промышленно-экономические управления, отделы администрации

осуществляют общее руководство функционированием оборонных предприятий,

включая разработку и производство ВВТ, продукции гражданского назначения,

обеспечения мобподготовки и т.п.

Государственные казенные предприятия составляют ядро оборонного

комплекса и финансируются только из государственного бюджета .

Негосударственные оборонные предприятия составляют рыночный сектор

военной экономики, базируются в основном на частной собственности и

являются самостоятельными и независимыми субъектами рынка. Размещение

военных заказов среди них организуется на конкурсной основе.

Межгосударственные акционерные общества (финансово-промышленные

группы, корпорации) образуются на основе соглашений между РФ и странами-

членами СНГ в области кооперированных поставок для производства ВВТ.

Коммерческие структуры, включающие банки, товарные и фондовые биржи,

создаются на добровольной основе оборонными предприятиями и хозяйственными

объединениями различных форм собственности и обеспечивают реализацию

соответствующих функций в интересах своих учредителей с учетом требований

антимонопольного законодательства.

В целях регламентации взаимоотношения субъектов системы управления

конверсией с учетом необходимости выполнения государственного оборонного

заказа важно разработать или уточнить ряд нормативно - правовых документов,

без которых процесс конверсии не может быть скоординирован с системой

размещения и исполнения государственного оборонного заказа ( табл. 2.1).

Таблица 2.1

Нормативно-правовые документы, регламентирующие взаимоотношения субъектов

системы управления конверсией при выполнении ГОЗ

|Этапы прохождения |Основные нормативно-правовые документы, |

|( выполнения ) ГОЗ |регламентирующие взаимоотношения субъектов |

| |системы управления конверсией |

|1. Определение |1. Закон РФ “О государственной программе развития|

|потребностей ВС в ВВТ и|вооружения и военной техники” |

|разработка программ |2. Закон РФ “О мобилизационной подготовке |

|вооружения |народного хозяйства” |

| |3. Закон РФ “О конверсии оборонной промышленности|

| |РФ” |

| |4. Закон РФ “ Об индикативном планировании и |

| |прогнозировании” |

| |5. Положение о Директоратах комплексных целевых |

| |программ создания ВВТ |

|2. Формирование ГОЗ на |1. Закон РФ “О Государственном оборонном заказе” |

|очередной бюджетный год|2. Закон РФ “Об оборонных расходах” |

| |3. Закон РФ “о поставках продукции для |

| |федеральных государственных нужд” |

| | 4. Закон РФ “О каталогизации и стандартизации |

| |предметов снабжения ВС РФ” |

| |5. Положение о формировании контрактных цен на |

| |оборонную продукцию |

|3. Размещение ГОЗ |1. Положение о Государственном оборонном заказе |

| |2. Положение о проведении конкурсов при |

| |размещении ГОЗ |

|4. Выполнение ГОЗ |1. Положение о военных представительствах в |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.