рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России

технической продукции, в акционерных обществах с участием государства -

15,4% и без участия государства - 13,3%. Следует отметить, что

организационно акционерные общества без участия государства функционируют в

рамках оборонного комплекса на основе соглашений.

Из 1773 предприятий оборонного комплекса 1347 преобразованы в

акционерные общества. По условиям приватизации предприятия распределились

следующим образом: 583 - с "Золотой акцией", 331 - с контрольным пакетом

акций у государства, 433 - акционированы без ограничений / 9, 12 /.

Однако результаты научно-производственной деятельности оборонного

комплекса за 1992-1995 годы, приведенные выше, свидетельствуют о том, что

формирование нового слоя собственников и их воздействие на рост масштабов и

эффективность производства не оказали позитивного влияния на ситуацию в

комплексе, не создали условий для самофинансирования процессов структурной

и технологической конверсии оборонных предприятий.

Государственная политика в области приватизации, предусматривающая

досрочную продажу акций, закрепленных в федеральной собственности, вызывает

необходимость индивидуальных подходов к предприятиям, производящим

продукцию, имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной

безопасности.

Безоглядная приватизация и "массовые" подходы к ее завершающему этапу

представляют не только угрозу потери для народнохозяйственной экономики

высокотехнологичных производств и научных кадров (о чем свидетельствуют

реальные факты, имевшие место в 1992-1995 годах), но и обороноспособности

и безопасности государства.

Окончание процесса проведения ваучерных аукционов летом 1994 года

стало началом радикальных изменений целей и механизмов приватизации.

Сегодня денежный этап стал основным, играющим важнейшую роль в становлении

приватизированных предприятий оборонного комплекса и в жизни общества.

Как отмечается в “Основных положениях государственной программы

приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской

Федерации после 1 июля 1994 года” для эффективной реализации

институциональной политики в оборонном комплексе "постваучерная"

приватизация должна строиться на следующих принципах:

повышение эффективности деятельности конверсируемых предприятий на

основе реконструкции и послеприватизационной поддержки, снижения дефицита

федерального бюджета;

акции конверсированных приватизированных предприятий реализуются всем

потенциальным покупателям только на конкурсной основе;

все граждане России имеют равные права на приобретение акций

конверсированных приватизируемых предприятий, запрещается предоставление

каких-либо льгот отдельным категориям граждан в зависимости от места

жительства или места работы.

Конкурсная основа приобретения контрольных пакетов акций

подразумевает предложение не только наивысшей цены, но и наиболее

эффективного инвестиционного плана.

Следует расширить практику передачи управления приватизированными

предприятиями оборонного комплекса потенциальным инвесторам с последующей

продажей им контрольных пакетов акций по результатам их деятельности.

Необходимо предусмотреть возможность закрепления за государством

контрольного пакета акций конверсируемых приватизированных предприятий

или "Золотой акции" на определенный период. Это связано с необходимостью

сохранения государственного контроля в следующих случаях:

А. Высокорентабельное конверсируемое предприятие, производящее

экспортную продукцию. С учетом размеров внешнего долга России

целесообразно сохранить за государством все 100% активов.

Б. Сохранение производства социально-значимой продукции. В этом

случае целесообразно выпустить "Золотую акцию", уступив в частные руки

практически весь пакет акций.

В. Конверсируемое предприятие представляет собой совокупность

производств, неразрывно связанных единым технологическим процессом или

неразделяемых территориально. При этом большая часть мощностей производит

обычную гражданскую продукцию, а меньшая - оборонную продукцию, выпуск

которой требует постоянного контроля со стороны государства по

соображениям секретности, взрывоопасности, экологии и т.п. Здесь также

целесообразно выпустить "Золотую акцию", сохранив за государством пакет

акций в соответствии с долями видов производимой продукции.

Данные предложения требуют уточнения подходов к тактике акционирования

предприятий оборонного комплекса и перехода от типовых массовых процедур

приватизации к индивидуальным решениям, учитывающим специфику каждого

достаточно крупного конверсируемого промышленного предприятия.

В связи с тем, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ

от 12 августа 1994г. № 908 процесс придания государственным предприятиям

статуса "казенных" заводов, либо преобразования их в акционерные общества

займет достаточно длительное время, необходимо повысить управляемость ими

со стороны органов федеральной исполнительной власти.

В настоящее время с целью повышения эффективности функционирования

конверсионных предприятий в законодательном порядке необходимо закрепить

следующие положения /9-11, 58/:

право полного хозяйственного ведения (владение, пользование,

распоряжение имуществом) принадлежит собственнику имущества;

собственник единолично, самостоятельно или через своих уполномоченных,

осуществляет управление деятельностью предприятия;

прибыль от хозяйственной деятельности принадлежит собственнику;

участие трудового коллектива в управлении предприятием должно

осуществляться только в той степени, в которой коллектив владеет пакетом

голосующих акций.

Проведенные исследования показали, что основные направления

организационных преобразований в оборонном комплексе связаны с

формированием финансово-промышленных групп и поддержкой

предпринимательства и малого бизнеса /1, 9, 23, 24, 35/.

4.2.1. Финансово-промышленные группы

В рамках концепции государственного управления конверсией оборонного

комплекса создание финансово-промышленных групп (ФПГ) рассматривается

как основной его структурообразующий элемент.

Анализ зарубежного опыта, приведенный в приложении 1, показал, что под

ФПГ понимают достаточно широкий круг организационно - правовых форм

интеграции промышленных, банковских, инвестиционных, страховых, научных,

маркетинговых и иных структур, в том числе национальных и транснациональных

корпораций (например, ИБМ, Самсунг), а также зачастую не имеющих четкой

формы, но де-факто существующих (например, империя Рокфеллеров).

По данным ООН, в настоящее время в мире насчитывается более 35 тысяч

крупных интегрированных финансово - промышленных структур, половина которых

приходится на США, Японию, Германию и Швейцарию. Под их контролем находится

от 30 до 50% промышленного производства, более половины внешней торговли,

более 75% патентов и лицензий на высокие технологии и “ноу-хау”. Причем 100

наиболее крупных ФПГ контролировали в 1994 году около 20% мирового объема

производительных активов / 9 /.

Практически процесс реального продвижения к формированию современных

форм ФПГ в России проявился в 1991 - 1992 годах, когда стали действовать

крупные коммерческие и холдинговые структуры, такие как Российское

акционерное общество “Газпром”, Межгосударственная акционерная корпорация

“Вымпел” и другие. Однако этот процесс нуждался в осуществлении

целенаправленной долговременной государственной политики, адекватной

современным внутренним и внешним экономическим и политическим условиям.

Поэтому, в соответствии с Положением о финансово-промышленных группах

и порядке их создания, утвержденным Указом Президента Российской Федерации

от 5 декабря 1993г. № 2096, ФПГ стали формироваться с соблюдением

антимонопольного законодательства в сферах, определяющих научный,

производственный, оборонный и экспортный потенциал Российской Федерации, а

также отвечающих приоритетным направлениям государственной промышленной

политики.

Основными принципами создания ФПГ являются /9, 23, 24/:

1. Первоочередное создание групп на базе технологически и

кооперационно связанных промышленных предприятий, выпускающих продукцию,

обеспеченную платежеспособным спросом и конкурентоспособную на внешнем и

внутреннем рынках.

2. Использование холдинговых или трастовых (доверительных) отношений

как основы для организационно - экономического взаимодействия участников

группы с головной финансово-промышленной компанией.

3. Предотвращение негативных монополистических тенденций в связи с

концентрацией капиталов, что предполагает целенаправленное формирование

ряда ФПГ на одном отраслевом (региональном) товарном рынке или наличие на

нем конкурентов по соответствующим видам продукции.

4. Социально-экономическая обоснованность проектов создания групп,

предполагающая использование при их формировании соответствующей

экспертизы и системы количественных оценок потенциальной эффективности

будущей совместной деятельности (оценки рынка продукции, экономической

эффективности инвестиционных проектов, занятости, экологической

безопасности создаваемых производств);

5. Добровольность вхождения предприятий (организаций) в состав групп,

предполагающая, как правило, собственную инициативу предприятий в

разработке проекта ФПГ и подбор участников совместной деятельности с

учетом экономических интересов всех сторон. Исключением могут быть случаи

формирования ФПГ по решению Правительства.

6. Юридически взаимоотношения между ФПГ и государством должны

регулироваться различными видами договоров, определяющих взаимные

обязательства, гарантии и ответственность ФПГ, с одной стороны, и

Правительства Российской Федерации или по его представлению федерального

органа исполнительной власти, с другой.

7. Включение представителей органов государственного управления в

структуру управления ФПГ.

Проведенные исследования показали, что в России возможно создание ФПГ

трех видов: транснациональные с участием предприятий и организаций ближнего

и дальнего зарубежья, межрегиональные и собственно региональные группы. По

данным Госкомпрома России в течение 1995 -1996 годов прогнозируется

создание 20 сверхмощных ФПГ и 100 -130 обычных. Как ожидается, они охватят

все зоны экономики, более 40 подотраслей / 9 /.

В настоящее время предусматривается государственная поддержка создания

и функционирования ФПГ, обеспечивающих эффективную структурную перестройку

промышленности и реализацию новых механизмов инвестиционной

деятельности, в том числе передача в их доверительное, трастовое управление

части принадлежащих государству акций, предоставление государственных

гарантий для привлечения инвестиционных ресурсов, зачет задолженности

предприятий, акции которых реализуются на инвестиционных конкурсах и т.д.

В развитие Указа Президента Российской Федерации от 5 декабря 1993

года № 2096 подготовлен и принят ряд документов, регламентирующих процессы

создания и функционирования ФПГ, в том числе:

а) Постановлением Правительства РФ от 23 мая 1994г. № 508 установлен

порядок рассмотрения, регистрации и экспертизы проектов создания финансово-

промышленных групп в Российской Федерации;

б) Постановлением Правительства РФ от 19 июня 1994г. № 707 утверждено

положение о порядке ведения регистра ФПГ Российской Федерации, определены

требования к составу проектов ФПГ,

Вопросы формирования ФПГ отражены в "Государственной Программе

содействия формированию финансово-промышленных групп”, принятой

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1995г. №

48.

Программа направлена на реализацию основных положений

государственной промышленной политики и устанавливает:

основные (концептуальные) положения деятельности по созданию ФПГ;

комплекс адресных мероприятий по организации ФПГ и обеспечению

эффективности процессов становления групп в приоритетных направлениях

развития промышленности.

В процессе выполнения заданий Программы предстоит в течение 1995-

1997гг. разработать более 20-ти нормативных и методических документов,

направленных на упорядочение формирования и функционирования ФПГ.

По состоянию на апрель 1995г. было рассмотрено и одобрено 11 проектов

ФПГ, в том числе 4 в оборонном комплексе.

Опыт работы по формированию первых ФПГ выявил наличие ряда

серьезных трудностей и проблем. Основными из них являются следующие:

создание ФПГ пока идет в русле регистрации традиционных акционерных

обществ, не всегда способных обеспечить экономическую управляемость и

ответственность предприятий внутри группы, в то время как решение о

целесообразности той или иной формы интеграции капитала в промышленности

должно приниматься отдельно в каждом конкретном случае;

недостаточные (в силу сложившейся экономической ситуации) стимулы

для переориентации банковских структур на инвестиционную деятельность.

Следует отметить, что положения Указа Президента Российской

Федерации "О доверительной собственности" от 24 декабря 1993 г.

№ 2296 не в полной мере учитывают приоритетность российских ФПГ для подъема

промышленности, а именно: не позволяют передавать в траст головной

финансово-промышленной компании акции предприятий-участников группы; не

предусматривают механизма согласования решений заинтересованных ведомств по

данному вопросу.

Действующее временное Положение о холдингах (утверждено Указом

Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992г. №1392) не

предусматривает развитие соответствующего механизма для приватизированных

предприятий и нуждается в существенной доработке с учетом специфики ФПГ.

Целесообразно принять решение о том, что запрет на перекрестное

владение акциями среди участников групп не распространяется на:

формирование уставного капитала учреждаемого головного акционерного

общества (финансово-промышленной компании) за счет консолидации пакетов

акций предприятий, входящих в группу (путем покупки этих акций или внесения

их в качестве взноса в уставный капитал учреждаемого акционерного

общества);

взаимный обмен акциями между предприятиями (организациями) -

участниками группы (не являющимися головной финансово-промышленной

компанией) в случае, если в перекрестном владении находится не более 10%

акций соответствующих предприятий;

передачу пакетов акций предприятий (организаций) - учредителей

создаваемого акционерного общества (финансово-промышленной компании) в

доверительное управление данному акционерному обществу;

приобретение головной финансово-промышленной компанией (учрежденным

акционерным обществом) акций предприятий-участников группы на

инвестиционных конкурсах;

долевое участие одних предприятий группы в уставных капиталах других

ее участников, если последние по своему статусу не относятся к акционерным

обществам.

Комплексно разрешать вопросы системы государственной поддержки и

регулирования процесса создания и функционирования ФПГ позволит Закон "О

финансово-промышленных группах", который принят в настоящее время Советом

Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В законе “О ФПГ” рассматриваются следующие основные цели:

создание системы эффективных стимулов для объединения

производственного, торгового и финансового капиталов;

установление четких и устойчивых правил формирования и прекращения

деятельности ФПГ;

государственное регулирование деятельности ФПГ таким образом, чтобы

не допустить нового витка монополизации экономики на другой основе и в то

же время не создать неоправданных ограничений свободы их хозяйственной

деятельности.

Однако закон не может заменить собой весь комплекс нормативных актов,

регулирующих деятельность этих промышленных образований, поэтому в нем

наряду с нормами прямого действия достаточно широко используются

отсылочные нормы на действующее законодательство .

4.2.2. Развитие предпринимательства и государственная

поддержка малого бизнеса

В соответствии с Федеральным Законом “О государственной поддержке

малого предпринимательства в Российской Федерации” от 14 июня 1995г. № 88

- ФЗ, развитие предпринимательства и поддержка малого бизнеса является

одним из основных направлений экономической реформы, повышения

эффективности функционирования оборонного комплекса и связано с решением

ряда социальных вопросов, в т.ч. созданием дополнительных рабочих мест,

формированием широкого слоя предпринимателей, насыщением потребительского

рынка товарами и услугами, а также способствует развитию конкуренции в

оборонном комплексе.

В целях обеспечения развития и государственной поддержки малого

предпринимательства на этапе перехода к рыночным отношениям и в

соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от

11.05.1993 г. № 446 "О первоочередных мерах по развитию малого

предпринимательства в Российской Федерации" разработана Федеральная

программа государственной поддержки малого бизнеса.

Главной целью Программы является создание на федеральном уровне

экономических, правовых и организационных условий для формирования в России

развитой инфраструктуры малого предпринимательства, обеспечивающей его

эффективный рост. Реализация этой цели в сочетании с мероприятиями

регионального и отраслевого уровня должна повысить значение малого бизнеса

в народном хозяйстве, что приведет к определенным качественным

изменениям в структуре экономики и результатах ее развития. Правительство

Российской Федерации ежегодно перед представлением федерального бюджета

вносит на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект

федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.

В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на

ее реализацию.

В Программе учитывается тот факт, что деятельность предприятий малого

бизнеса ориентирована главным образом на решение региональных проблем.

Однако приоритетными направлениями развития предприятий малого бизнеса в

том числе определены:

производство комплектующих для предприятий, выпускающих финальные

образцы ВВТ;

производство промышленной продукции военного и гражданского

назначения;

оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

строительство объектов жилищного, производственного и социального

назначения;

инновационная деятельность.

В условиях становления рыночного хозяйства и отказа от

административного вмешательства в работу промышленных предприятий должна

быть создана действенная система государственной поддержки

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.