рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Билеты по теории государства и права 100

связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует

институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные

движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции,

общества, клубы объединяют людей по различным интересам и склонностям.

Интеграционные процессы способствуют развитию государственности и свободы

личности.

Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения,

демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами

общественной жизни. Объединения граждан участвуют и в управлении делами

государства. Наряду с исполнительной "властью на местах" создается

параллельная система прямого представительства . Общественные органы

участвуют в разработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют

контроль за исполнительной властью. Таким образом, участие народа в

управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум

линиям: выборы управленцев-профессионалов и прямое участие в решении

общественных дел (самоуправление, саморегуляция), а также контроль за

исполнительной властью. Демократическое общество характеризуется как бы

совпадением объекта и субъекта управления.

Управление в демократическом государстве производится по воле

большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений

осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода

согласования при принятии решений.

На новый уровень поднимается система разграничения полномочий между

центральными и местными органами. Центральная государственная власть берет

на себя только те вопросы, от решения которых зависит существование

общества в целом, его жизнеспособность: экология, разделение груда в

мировом сообществе, предотвращение конфликтов и т.д. Остальные вопросы

решаются децентрализованно.

Нормативное регулирование приобретает качественно новый характер. В

идеале, поскольку демократическое общество характеризуется достаточно

высоким уровнем сознания и, кроме того, граждане сами принимают прямое и

непосредственное участие в выработке решений, снимается вопрос о массовом

применении принуждения при неисполнении решений. Люди, как правило,

добровольно подчиняют свои действия решению большинства.

Демократический режим в устройстве государств становится наиболее

адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед человечеством

современное состояние цивилизации с его глобальными проблемами,

противоречиями, возможными кризисами.

33. Политический режим современной России.

Политическая обстановка в России неустойчива, социальная напряженность

в обществе сохраняется. Иными словами, условий для стабильного

политического режима в стране пока нет. Коль скоро политическая ситуация в

стране изменчива, подвижна, то и политический режим может развиваться по

одному из нескольких вариантов.

В последние годы политическим ориентиром реформаторов первой волны был

праволиберальный (буржуазно-демократический) политический режим. Его

социальной опорой обычно служит обширный средний класс, который в России

пока находится в зачаточном состоянии, а потому шансов у этого режима,

похоже, немного. Во всяком случае, результаты парламентских выборов 1993 и

1995 гг. показали, что такие пра-волиберальные группировки, как

"Демократический выбор России" и "Партия экономической свободы", не

пользуются поддержкой широких слоев населения.

Весьма перспективен в нашей стране социал-демократический вариант

политического режима скандинавского образа. В политической сфере для него

характерны широкая политическая демократия, демократические и правовые

методы осуществления власти, умеренные реформы и. эволюционный путь

развития общества. В социально-экономическом плане — это многоукладная

экономика, первоочередное поощрение малого и среднего бизнеса,

прогрессивное налогообложение, препятствующее резкому социальному

расслоению, весьма привлекательные социальные программы, социально

ориентированный рынок.

Предпосылками для перехода к социал-демократическому режиму служат

коллективно-общинные традиции России, приверженность широких народных масс

идеалам социальной справедливости, высокая приспособленность экономики к

государственно-правовому регулированию. Этот режим мог бы иметь прочную

социальную базу. Вместе с тем социал-демократические партии и движения в

России пока явно разрознены, у них нет ясных и понятных народу программ,

объединяющих идей и концепций, поэтому их возможности пока слабо

реализуются.

На основе взаимодействия социал-демократических и национально-

патриотических движений могут возникнуть смешанные политические режимы. Их

социальной базой могут стать не только широкие слои населения, но и

военнослужащие, предприниматели. Однако стремление национал-патриотов (в

случае прихода их к власти) решать сложные проблемы простыми способами

(например, попытки возродить административно-территориальное

государственное устройство) может ускорить процесс отсоединения от России

многих национально-государственных образований, что приведет к неизбежному

ее распаду.

Не исключена в России и жесткая диктатура мафиозно-криминального

капитала. Это, разумеется, один из самых наихудших вариантов.

Какой из названных вариантов политических режимов станет реальностью в

Российском государстве, покажут время и степень мудрости россиян.

Политический режим современного Российского государства - это

либерально-демократический режим, который, конечно же, еще несет на себе

груз реликтов тоталитарного режима (элементы всеобщего контроля

государственных органов за жизнью граждан, сохранение властных структур

чиновников в сфере проживания, передвижения граждан – прописка и т.д.)

Законы не стали еще повсеместной основой политического режима,

недостаточна с:удебная защита прав и свобод граждан, ответственность за

нарушение законов. Не вошло еще в практику и прямое действие Конституции,

прежде всего не отработаны процедуры прямого применения Конституции

правоохранительными органами - последние ждут, как правило, специальных,

конкретизирующих правовые положения законов.

В то же время судебные органы, становясь на позицию прямого применения

Конституции, постепенно наполняют конкретным содержанием ее отдельные

правовые положения, создают своеобразные судебные прецеденты.

Судебные прецеденты в условиях конкуренции архаичных и новых структур

правовой системы отнюдь не противопоказаны формированию новой правовой

системы, могут с лихвой заполнять вакуумы и пробелы этой системы.

Политический режим имеет в настоящее время нестабильный, переходный

характер. Его дальнейшая эволюция в либерально-демократическую сторону

подвергается критике со стороны сторонников тоталитарного режима, так и

одобрению со стороны приверженцев демократических реформ.

34. Функции государства: понятие, признаки, содержание.

Функции государства — это основные направления внутренней и внешней

деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его

классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

В этом определении выделены наиболее существенные признаки функций

государства.

1. Функции государства непосредственно выражают и предметно

конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание

учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные

интересы членов общества.

2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная

служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису,

реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на

международной арене.

3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его

историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное

назначение посредством осуществления соответствующих ему функций,

представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его

деятельности.

4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и

объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика

социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни

общества.

Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные

стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства

называются функциями государства. Функции делятся на внутренние и внешние.

К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной

жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена общества,

относятся следующие виды функций:

Охранительная.

Экономическая.

Социальная.

Культурно-воспитательная.

Природоохранительная.

К внешним функциям, направленным на обеспечение существования

государства в мировом обществе, относятся:

1. Защита государства от вооруженных нападений других государств.

2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая

деятельность), экономических и культурных связей.

3. Борьба с международной преступностью.

4. Участие в международной охране окружающей Среды.

1. Охранительная функция:

Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении

государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и

интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и

государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и

согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие

социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных

классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин,

которые вызывали возникновение государства.

Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и

достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного

имущества, на охрану частной собственности.

2. Экологическая функция:

Направлена на защиту экологии.

3. Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан:

Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что

они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу

каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное

существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия

направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и

нетрудоспособных людях.

Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации в частности сказано:

“Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае

болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных

случаях предусмотренных законом.”

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и

укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию

государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется

деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию

физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-

эпидемиологическому благополучию (статья 41 пункт 2 )

4. Культурно - воспитательная функция:

Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый

гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без

образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в

общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной

деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является

обязательным.

Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан

свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего

государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного

наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому

прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.

Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин

Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго

соблюдать их.

5. Природоохранительная функция:

Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного

мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает

естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно

создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана

природы - дело всего общества, но только государство, обладающее

необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций

и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.

В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования

природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и

политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.

Внешние функции.

1. Функция защиты из вне:

Данная функция является важнейшим направлением деятельности

государства, ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и

территориальной целостности государства. Основную роль в этом играют

Вооруженные Силы Российской Федерации.

Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации “Защита Отечества

является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин

Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным

законом.”

Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от

происхождения, социального и имущественного положения, места жительства,

обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил

Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане

мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.

2. Функция сотрудничества с другими странами.

Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех

государств. На этой основе создаются различные организации деятельность

которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной

жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)

3. Борьба с международной преступностью:

В последнее время все более широкие масштабы приобретает

международная преступность.

Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля

оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных

преступлений.

Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой.

Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с

международной преступностью.

Конкретными действиями государств в этой области является создание

международных организаций по борьбе с преступлениями.

Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ.

4. Участие в охране окружающей Среды:

В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды.

Данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана

окружающей среды становится составной частью программы завершения

строительства материально - технической базы в государстве.

В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными

климатическими условиями.

Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием

природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и

больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также

оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств

правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по

охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы

и уголовные наказания.

35. Классификация функций государства: основные подходы.

Научное познание государства любого исторического типа обязательно

предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие

качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства

как особой организации публичной власти, но и общества в целом.

В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание

которых весьма разнообразно, необходима их научная классификация.

Рассмотрим некоторые основания (критерии) такой классификации.

Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой

являются: во-первых, особенности объекта государственного воздействия,

своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует

в_процессе своей деятельности; во-вторых, обусловленная последними

специфика содержания каждой функции. т.е. более или менее однородных,

близких друг к другу видов государственной деятельности.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни — внутренней

или внешней - осуществляются те или иные функции государства, разрешению

каких задач они служат — внутриполитических или внешнеполитических — они

подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции государства —

это, например, экономическая, экологическая, функция развития культуры,

науки и образования. К внешним функциям относятся: оборона страны,

обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д.

Среди внутренних и внешних функций государства различаются функции

основные и неосновные.

Основные функции — это наиболее общие важнейшие направления

деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и

целей, стоящих перед ним в определенный исторический период. Основным

функциям государства присущ ряд общих черт.

Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется классовая и

общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение.

Достаточно сопоставить, например, такие направления деятельности

государства, как, с одной стороны, налаживание средств связи, обеспечение

ремонта и строительства дорог, работы транспорта, участие в международных

конвенциях по защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др.. с

другой стороны, экономическая, социальная деятельность государства,

осуществляемая им охрана прав и свобод граждан, всех форм собственности,

правопорядка, оборона страны и др.

'Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функций,

осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами

(например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование,

финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля и т.д.), основные

функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в

разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата.

В-третьих, основная функция воплощает сосредоточение усилий

государства на одном из решающих, генеральных направлений его внутренней

или внешней деятельности. Ее объектом является широкий круг обладающих

известным сходством общественных отношений в какой-то определенной большой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.