рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Билеты по теории государства и права 100

официального опубликования. Так, федеральные законы и нормативные акты

федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на

территории РФ по истечении десяти дней после дня их опубликования, а акты

Президента РФ, имеющие нормативный характер, — по истечении семи дней после

их первого официального опубликования. Также по истечении семи дней после

опубликования вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права,

свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой

статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Иные

акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Во-вторых, начало действия некоторых актов определяется моментом их

принятия или официального опубликования. Так, например, акты глав местной

администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не

определено самим актом.

В-третьих, время вступления нормативного акта в действие может быть

указано в нем самом в специально принятом по этому поводу акте. Например,

ныне действующий ГК РФ или принятый Госдумой УК РФ, который вступил в силу

с 1 января 1997 г.

В-четвертых, те нормативные акты, которые не публикуются, а

рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с

момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок

введения их в действие.

Прекращение действия нормативных актов связывается со следующими

обстоятельствами:

1) истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт;

2) в связи с прямой отменой нормативного акта уполномоченным на то

органом;

3) в связи с фактической заменой нормативного акта иным актом,

регулирующим ту же группу общественных отношений. Этот вариант прекращения

действия нормативного акта менее желателен, так как зачастую порождает

противоречивую правоприменительную практику, возникновение пробелов и

коллизий правовых норм.

Вновь принятый нормативный акт, как правило, распространяет свое

действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия.

Закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключение:

1) когда в самом нормативном акте указано, что его предписания

распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия;

2) когда нормативный акт смягчает уголовную ответственность;

3) когда нормативный акт отменяет уголовную ответственность.

Исключение составляет и «переживание» старого нормативного акта, при

котором утративший юридическую силу нормативный акт по специальному

указанию правотворческого органа продолжает регулировать некоторые

отношения, возникшие или существовавшие во время действия этого акта.

Действие нормативных актов в пространстве осуществляется на основе

территориального и экстерриториального принципов.

Территориальный принцип предполагает действие нормативного правового

акта в пределах государственных или административных территориальных границ

деятельности правотворческого органа.

Под государственной территорией принято понимать часть земной

поверхности в пределах государственных границ, ее недра, внутренние и

территориальные воды, воздушное пространство над ними, территории

посольств, военных и иных кораблей в открытом море, летательные аппараты.

В федеративных государствах регулирование отношений осуществляется на

основе приоритета общефедерального законодательства. Акты общефедеральных

органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом. Акты

субъектов федерации регулируют отношения в рамках их территориальных

границ. Нормативные акты органов местного самоуправления действуют в

пределах административных границ каждого из этих органов.

Экстерриториальность действия нормативных актов означает

распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы

территории его юрисдикции. Например, при рассмотрении судом определенных

внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается

использование иностранного законодательства.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации

при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган,

управомоченный на разрешение возникшего конфликта, должны применять

правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится

оспариваемое имущество.

Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с

территориальными пределами функционирования актов. Существует общее

правило, в соответствии с которым нормативные акты распространяются на всех

лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на

граждан данного государства, так и на иностранцев и лиц без гражданства).

Однако из этого правила есть исключения:

во-первых, действующее уголовное законодательство Российской Федерации

распространяется не только на лиц, находящихся на территории России, но и

на ее граждан за границей;

во-вторых, адресность нормативных актов производна от их содержания и

назначения. Так, некоторые акты могут иметь значение для всех

индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории

юрисдикции правотворческого органа (Конституция или УК РФ). Другие

нормативно-правовые акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться

лишь конкретной категории лиц (студентам, пенсионерам, военнослужащим,

лицам, проживающим в районах Крайнего Севера, и т.д.);

в-третьих, свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в

отношении иностранцев и лиц без гражданства:

— им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные

обязанности (право избирать и быть избранными в государственные органы,

обязанность службы в Вооруженных Силах России и т.д.);

— представители иностранных государств (главы государств и

правительств, дипломатический персонал посольств, другие иностранные

граждане) наделяются правом дипломатического иммунитета

(экстерриториальности). Вопрос об их уголовной и административной

ответственности за правонарушения, совершенные на территории РФ, решается

дипломатическим путем.

Несмотря на эти изъятия, в России признается и гарантируется

Конституцией весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно

общепризнанным принципам и нормам международного права.

77. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды.

В ходе общественного развития государство активно осуществляет

правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных

нормативно-правовых актов по широкому кругу вопросов. Формирование

законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происходит в

результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим

органом, но и систематизации. Систематизация законодательства — это

целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую

систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей

обозримости и эффективного применения. В основе такой работы лежат знания о

системе права, ее отраслях и подотраслях.

Целями систематизации являются: создание стройной системы законов,

обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования

нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных норм права,

разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление

законодательства.

Юридической науке известны два основных вида систематизации:

инкорпорация и кодификация.

Инкорпорация — вид систематизации, в ходе которой действующие

нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки

и редактирования. В этом случае текстуальное изложение юридических норм

(правил поведения) не подвергается изменению. Результатом инкорпорации

является издание различных сборников или собраний, которые формируются по

тематическому принципу (т.е. по предмету регулирования) или по годам

издания нормативных актов (т.е. по хронологическому принципу).

Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К

официальной можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации. В

его первом разделе публикуются нормативные акты Президента и Правительства

за определенный период, во втором — их индивидуальные правовые акты. К

неофициальной инкорпорации относятся сборники нормативных материалов по

отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и

т.д. На подобного рода неофициальные инкорпоративные материалы нельзя

ссылаться в ходе рассмотрения юридических дел в суде, арбитраже и других

правоприменительных органах.

Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их

систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (своде

законов, кодексе, основах законодательства и др.). Кодификация — это

систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпорация, так как

в ходе кодификации происходит качественная переработка действующих

юридических норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия

и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие

нормы. Нормативный материал приводится законодателем в стройную, внутренне

согласованную правовую систему. На смену ранее действовавшему большому

числу юридических нормативных документов приходит новый единый сводный акт,

изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом

регулировании.

Кодификация - законодательства может быть всеобщей (когда переработке

подвергается все законодательство государства), отраслевой (если

перерабатываются нормы определенной отрасли законодательства) или

специальной (охватывающей нормы -какого-либо правового института).

78. Правовые отношения: понятие и признаки.

Право регулирует общественные отношения, в результате чего они

приобретают правовую форму, т. е. становятся правовыми отношениями.

Правовое отношение — это возникающая на основе норм права общественная

связь, участники которой имеют субъективные права и юридические

обязанности, обеспеченные государством. Это центральное звено механизма

правового регулирования, главный канал реализации права. Как разновидности

общественных отношений правоотношению присущи следующие признаки.

1. Стороны правоотношения всегда обладают субъективными правами и

несут обязанности. Содержание правоотношения формируется в результате

волеизъявления его участников, действия юридических норм, а также в

соответствии с решениями правоприменительных органов.

Правоотношение представляет собой двустороннюю связь. Это значит, что

в любом правоотношении участвуют две стороны: управомоченная и обязанная.

Например, по договору займа (ст. 807 ГК РФ) управомоченной стороной

является заимодавец, обязанной — заемщик.

2. Правовое отношение суть такое общественное отношение, в котором

осуществление субъективного права и исполнение обязанности обеспечены

возможностью государственного принуждения. В большинстве случаев

осуществление субъективного права и исполнение обязанности имеют место без

применения мер государственного принуждения. Если же в этом возникает

необходимость, то заинтересованная сторона обращается в компетентный

государственный орган, который, рассмотрев юридическое дело, выносит

властное решение (акт применения права), где точно определяются

субъективные права и обязанности сторон.

3. Правоотношение выступает в виде конкретной общественной связи,

причем степень конкретизации может быть различной.

Минимально конкретизируются правоотношения, которые возникают

непосредственно из закона. В подобных случаях все адресаты юридической

нормы имеют общие (одинаковые) права и свободы и несут равные обязанности

независимо от каких-либо условий. Типичный пример — конституционные права и

свободы.

79. Структура правовых отношений.

Правоотношение обладает сложной по составу элементов структурой. В нее

входят субъект, объект и содержание правоотношения.

Содержание правоотношения имеет двойственный характер. Различают

юридическое и фактическое содержание.

Юридическое содержание правоотношения — это возможность определенных

действий управомоченного, необходимость определенных действий или

необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного, а фактическое

— сами действия, в которых реализуются права и обязанности.

Содержание правоотношения (повторим) — это субъективные юридические

права и обязанности. Субъективное право и соответствующая ему обязанность

образуют юридическую связь управомоченной и обязанной сторон. Причем

правовое отношение может состоять из одной или нескольких юридических

связей. Например, правоотношение, возникающее на основе договора купли-

продажи, включает в себя как минимум две правовые связи: первая — право

покупателя получить товар и обязанность продавца передать товар покупателю;

вторая — право продавца получить деньги за товар и обязанность покупателя

заплатить за него согласованную в договоре сумму.

Существует два типа правовых связей: относительные, возникающие между

отдельными лицами (субъектами права), и абсолютные — между субъектом права

и обществом (всяким и каждым).

Субъективное право — это предусмотренная для управомоченного лица в

целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная

юридическими обязанностями других лиц.

Каковы же признаки данного права?

1. Субъективное право есть мера возможного поведения.

2. Содержание анализируемого права устанавливается нормами права и

юридическими фактами.

3. Осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой

стороны. В одних случаях эта обязанность состоит в воздержании от действий,

нарушающих субъективное право другой стороны, в других — данное право

обеспечивается исполнением обязанности, т.е. активными действиями

обязанного лица.

4. Субъективное право предоставляется управомоченному лицу для

удовлетворения его интересов; при отсутствии последнего стимул для

осуществления субъективного права теряется.

5. Данное право состоит не только в возможности, но и в юридическом

или фактическом поведении управомоченного лица.

Субъективное право — сложное явление, включающее в себя ряд

правомочий: а) право на собственные фактические действия, направленные на

использование полезных свойств объекта права (например, собственник вещи

вправе использовать ее по прямому назначению); б) право на юридические

действия, на принятие юридических решений (собственник вещи может ее

заложить, подарить, продать, завещать и т.д.); в) право требоватъ от другой

стороны исполнения обязанности, т.е. право на чужие действия (заимодавец

имеет право требовать от заемщика возврата денег или вещей); г) право

притязания, которое заключается в возможности привести в действие аппарат

принуждения против обязанного лица, т.е. право на принудительное исполнение

обязанности (в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено

восстановление рабочего или служащего на работе).

Юридическая обязанность есть предписанная обязанному лицу и

обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого

поведения, которой оно должно следовать в интересах управомоченного лица.

Юридическая обязанность имеет следующие признаки.

1. Это мера необходимого поведения, точное определение того, каким оно

должно быть.

2. Она устанавливается на основе юридических фактов и требований

правовых норм.

3. Обязанность устанавливается в интересах управомоченной стороны —

отдельного лица или общества (государства) в целом.

4. Обязанность есть не только (и не столько) долженствование, но и

реальное фактическое поведение обязанного лица.

5. У обязанного лица нет выбора между исполнением и неисполнением

обязанности. Невыполнение или ненадлежащее выполнение юридическое

обязанности является правонарушением и влечет меры государственного

принуждения.

Юридическая обязанность имеет три основные формы:

воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение); совершение

конкретных действий (активное поведение); претерпевание ограничений в

правах личного, имущественного или организационного характера (мер

юридической ответственности).

Субъектами права являются индивиды или организации, которые на

основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, т. е.

носителями субъективных прав и обязанностей.

Правосубъектностъ есть предусмотренная нормами права способность

(возможность) быть участником правоотношений. Она представляет собой

сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов —

правоспособности и дееспособности.

Правоспособность — это предусмотренная нормами права способность

(возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

Дееспособность — предусмотренная нормами права способность и

юридическая возможность лица своими действиями приобретать права и

обязанности, осуществлять и исполнять их. Разновидностями дееспособности

являются сделкоспособность, т.е. способность (возможность) лично, своими

действиями совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность —

предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность

за совершенное правонарушение.

Субъектами права могут быть индивиды (граждане Российской Федерации,

иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством),

организации и социальные общности.

Объект правоотношения — это то реальное благо, на использование или

охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.

Объект правоотношения теснейшим образом связан с интересом

управомоченной стороны и является благом, находящимся в его распоряжении и

охраняемым государством. Объектами могут быть разнообразные предметы,

представляющие ценность для субъекта права. Например, по жилищному

законодательству для нанимателя объект — жилое помещение, необходимое ему

для проживания. В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь

имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им

единолично или совместно с другими лицами. В силу ст. 36 Конституции

граждане, их объединения могут иметь в собственности землю.

Объектами правоотношений выступают предметы духовного творчества

(например, объект авторского права — созданное автором произведение),

различные нематериальные блага (право на личную и семейную тайну, тайну

переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и

т.д.).

Одно и то же благо может быть объектом разнообразных правоотношений.

Так, вещь может быть объектом права собственности, правоотношений купли-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.