рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Билеты по теории государства и права 100

права), учредительные — закрепляют, учреждают, определяют положение

(статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также

граждан (характерны для государственного и административного права).

Таким образом, система права представляет собой сложное,

полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре

ступени: 1) структура отдельного нормативного предписания; 2) структура

правового института; 3) структура правовой отрасли; 4) структура права в

целом'. Все эти уровни субординированы, логически и функционально

предполагают друг друга. Вместе взятые, они образуют достаточно сложную

конструкцию.

68. Предмет и метод правового регулирования.

Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие на поведение

людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Право не должно, да и не может регулировать все общественные

отношения, все социальные связи членов общества. Поэтому на каждом

конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно

точно определена сфера правового регулирования.

В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые

имеют следующие признаки. Во-первых, это отношения, в которых находят

отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы

общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы

их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов

ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на

основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности

этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил,

обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.

История правовой жизни общества показала, что в сферу правового

регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих

перечисленным признакам.

Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как

материальными, так и нематериальными). Здесь наиболее ярко проявляется

возможность и необходимость правового регулирования имущественных

отношений.

Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом.

В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые

призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и

процессов управления в обществе.

Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять

предмет правового регулирования.

В теории правового регулирования принято выделять два метода правового

воздействия.

Метод децентрализованного, диапозитивного регулирования построен на

координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов

гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные

интересы, т.е. в сфере отраслей частноправового характера.

Метод централизованного, императивного регулирования базируется на

отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его

помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является

общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе

общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство,

осуществляющее централизованное управление социальными процессами,

наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованные,

императивные методы используются в публично-правовых отраслях

(конституционном, административном, уголовном праве).

69. Система современного российского права.

Система права Российской Федерации включает одиннадцать отраслей:

государственное право, административное, финансовое, хмельное, гражданское,

трудовое, природоохранительное, семейное, уголовное, уголовно-

процессуальное и гражданско-процессуальное.

Ведущей отраслью является государственное право. Оно объединяет

нормы,, закрепляющие основы общественного строя и политики Российской

Федерации, основные права, свободы и обязанности граждан, национально-

государственное устройство, избирательную систему, порядок создания и

компетенцию федеральных органов государственной власти и управления и

субъектов федерации — республик в составе Российской Федерации, краев,

областей, автономных образований, — а также органов

местного самоуправления. Нормы государственного права сформулированы в

Конституции Российской Федерации, принятой народом России в ходе

референдума 12 декабря 1993 г., конституциях республик, уставах краев,

областей и иных субъектов Федерации, а также некоторых других актах.

Административное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе

государственного управления. Оно (в отличие от государственного) в основном

регулирует деятельность Правительства Российской Федерации и иных

исполнительных органов Федерации и ее субъектов, порядок прохождения

государственной службы, а также устанавливает систему административных

проступков и порядок применения административной ответственности к виновным

лицам.

Нормы административного права содержатся в Конституции Российской

Федерации, в Кодексе об административных правонарушениях, иных федеральных

законах, а также в указах Президента Российской Федерации, в постановлениях

Правительства России, в приказах и инструкциях федеральных министерств и

ведомств, актах органов субъектов Российской Федерации, решениях органов

местного самоуправления.

Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих

отношения по накоплению и распределению финансов. Его составной частью

служат нормы, предусматривающие формирование государственного бюджета,

бюджетные права федеральных органов государственной власти Российской

Федерации, органов субъектов федерации и местного самоуправления, порядок

составления и утверждения бюджета, контроль за его

выполнением.

Значительную часть финансового права составляют нормы, которыми

устанавливаются обязательные платежи и налоги, порядок их взимания,

кредитование, имущественное и личное страхование, а также регулируются

отношения в сфере государственного финансирования капитального

строительства, социально-культурных мероприятий, расходов на управление и

оборону Финансовое право содержит и нормы, закрепляющие правовые основы

денежного обращения и порядок осуществления валютных операций на территории

Российской Федерации и за рубежом.

Нормы финансового права содержатся в Конституции Российской Федерации,

законах о государственном бюджете, налогах и сборах, в указах Президента

Российской Федерации, постановлениях Правительства России и в других

источниках.

Земельное право — это совокупность норм, регулирующих отношения,

складывающиеся по поводу распоряжения и управления земельными ресурсами,

находящимися в собственности государства или в частном владении, в связи с

их использованием и охраной. В них устанавливаются компетенция федеральных

органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской

Федерации и органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных

отношений, порядок предоставления, использования и изъятия земельных

участков, особенности использования земель сельскохозяйственного,

городского, промышленного и иного назначения, земель водного и лесного

фонда, порядок разрешения земельных споров.

Земельные отношения регулируются Земельным кодексом, иными

федеральными законодательными актами, указами Президента Российской

Федерации, нормативными решениями Правительства России, а также законами

субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.

Гражданское право объединяет нормы, которые определяют правовое

положение участников гражданского оборота, основания возникновения и

порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует

договорные, другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные

отношения. Участниками гражданских правоотношений выступают чаще всего

граждане и юридические лица.

В Российской Федерации имущественные отношения регулируются не только

гражданским, но и административным, финансовым и другими отраслями права. В

отличие от этих отраслей права предмет гражданского права специфичен в силу

того, что участники гражданских отношений занимают равноправное положение,

они сами (в установленных законом рамках) определяют свое поведение по

отношению друг к другу. Это, так сказать, "горизонтальные" отношения, в

которых участники не подчинены | друг другу.

Гражданское право закрепляет правовое положение государственной,

частной и иной собственности (на основе и в развитие норм государственного

права), регулирует различные имущественные сделки, вопросы наследования,

авторства, изобретательства и др.

Трудовое право объединяет систему норм, которые регулируют трудовые

отношения рабочих и служащих (работников) с предприятиями, организациями,

учреждениями. Трудовое право регулирует такие вопросы, как порядок

заключения и расторжения трудового договора, рабочее время и время отдыха,

заработная плата, трудовая дисциплина и материальная ответственность,

разрешение трудовых споров.

В трудовом праве имеется подотрасль — право социального обеспечения,

которым регулируются пенсионные отношения граждан по возрасту, в случае

утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом

случаях.

Основным актом трудового права является Кодекс законов о труде,

законы, регулирующие пенсионные отношения, и другие акты.

Природоохранительное право регулирует общественные отношения в сфере

освоения, использования и охраны обществом, государством, предприятиями,

гражданами окружающей природной среды. Основная задача данной отрасли

сводится к сохранению природных богатств и естественной среды обитания

человека, предотвращению экологически вредного воздействия хозяйственной и

иной деятельности, оздоровлению и улучшению качества окружающей природной

среды.

Нормы природоохранительного права закрепляют права граждан на здоровую

и благоприятную природную среду, устанавливают экологический и юридический

механизм ее охраны, порядок проведения государственной экологической

экспертизы и осуществления экологического контроля за соблюдением

требований природоохранительного законодательства и нормативов качества

окружающей природной среды.

Основным актом природоохранительного права является Закон РСФСР "Об

охране окружающей природной среды".

Семейное право представляет собой совокупность норм, регулирующих

отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье: порядок

вступления в брак, основания его прекращения, взаимные права и обязанности

супругов, родителей 1и детей, а также других членов семьи, условия и

порядок усыновления, установления опеки и попечительства. В основе

семейного права Российской Федерации лежит Кодекс о браке и семье.

1 Уголовное право объединяет нормы, которыми устанавливаются

основания уголовной ответственности и освобождения от нее, формулируются

понятие преступления и цели наказания, виды уголовных санкций и порядок их

применения, определяется круг общественно опасных деяний, которые

признаются преступными.

Источником уголовного права Российской Федерации является Уголовный

кодекс.

Уголовно-процессуальное право составляют нормы, регламентирующие

порядок производства по уголовным делам. Данная отрасль права регулирует

деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и

суда при расследовании и разрешении уголовных дел. Нормы уголовно-

процессуального права определяют цели и задачи уголовного судопроизводства,

правовое положение участников уголовного процесса, права и обязанности

правоохранительных органов в этом процессе, регламентируют порядок

проведения дознания и предварительного следствия, сбора и оценки

доказательств, разрешения уголовных дел судебными органами, обжалования и

опротестования судебных приговоров, их исполнения. В основе уголовно-

процессуального права Российской Федерации лежит Уголовно-процессуальный

кодекс. Нормы гражданского процессуального права определяют цели и

задачи гражданского судопроизводства, подведомственности и подсудности

рассматриваемых споров, устанавливают круг и правовое положение участников

процесса, порядок сбора и оценки [доказательств по гражданским делам,

регламентируют порядок судебного разбирательства общими и арбитражными

судами, порядок вынесения и обжалования решений по гражданским делам, а

также исполнения вынесенных и вступивших в законную силу решений.

Источником процессуального права являются Гражданский процессуальный

кодекс и Арбитражный процессуальный кодекс. В системе права Российской

Федерации обособленное положение занимает международное право. Оно не

входит в систему какого-либо внутригосударственного права, поскольку

устанавливается не отдельным государством, а соглашениями разных государств

и регулирует взаимоотношения этих государств и иных субъектов

международного права.

Международное право подразделяется на международное публичное право,

которым регулируются отношения между государствами, и международное частное

право, регулирующее гражданско-правовые отношения с участием иностранных

физических или юридических лиц либо по поводу имущества, находящегося за

границей. Нормы международного права содержатся в конвенциях, актах,

уставах международных организаций, международных договорах и обычаях.

70. Система права и система законодательства.

Система права и система законодательства — тесно взаимосвязанные, но

самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же

сущности — права. Они соотносятся между собой как содержание и форма.

Система права как его содержание — это внутренняя структура права,

соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система

законодательства — внешняя форма права, выражающая строение его источников,

т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне

законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим

базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее

элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль,

институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально

учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и

динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и

совершенствованием общественных процессов, актуальность которых

способствует появлению новых правовых институтов и отраслей.

Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с

достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства

с внешней формой права — системой законодательства. Законодательство —

форма существования прежде всего правовых норм, средство придания им

определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные

правовые акты. Но система законодательства — это не просто совокупность

таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах

субординации и скоординированное ее структурных компонентов. Взаимосвязь

между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых

является предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном,

комплексном построении источников права.

Однако система права и система законодательства не тождественны. Между

ними имеются существенные различия и несовпадения, которые позволяют

говорить об их относительной самостоятельности.

Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом системы права

является норма, а первичным элементом системы законодательства выступает

нормативно-правовой акт.

Во-вторых, система законодательства по объему представленного в нем

материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения,

которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву (различные

программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т.п.).

В-третьих, в основе деления права на отрасли и институты лежит предмет

и метод правового регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются

высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя

определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету

регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли

законодательства включает в себя весьма различные отношения, в связи с чем,

и отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

В-четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с

внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура

системы законодательства строится в соответствии с юридической силой

нормативно-правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе

субъектов нормотворчества. В этом плане система законодательства

непосредственно отражает национально-государственное устройство Российской

Федерации, в соответствии с которым ведется федеральное и республиканское

законодательство.

В-пятых, если система права носит объективный характер, то система

законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и

зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы права

объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами

общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, ибо

она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными

социально-экономическими процессами.

Необходимость проведения различия между системой права и системой

законодательства вызывается, помимо прочего, потребностями систематизации

законодательства, т.е. деятельностью государственных органов, направленной

на упорядочение законодательства, приведение его в стройную, логичную

систему.

71. Правовая система: понятие и структура.

Правовая система — широкая реальность, охватывающая собой всю

совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных

юридических средств (явлений), с помощью которых официальная власть

оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на

общественные отношения, поведение людей (закрепление, регулирование,

дозволение, связывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование

и ограничения, превенция, санкция, ответственность и т.д.).

Это комплексная, интегрирующая категория, отражающая всю правовую

организацию общества, целостную правовую действительность. По меткому

выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система — это

«вместилище, средоточие разнообразных юридических явлений». Он отмечает,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.