рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Билеты по теории государства и права 100

социального компромисса, на управлении делами общества.

Иначе говоря, в демократическом обществе второй, но более значимой,

чем первая, становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ

сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них

делает характеристику этой сущности односторонней.

18. Типология государства: формационный подход.

Понятие типа государства относится к числу важнейших категорий теории

государства и права.

В настоящее время выделяют два основных подхода к типологии

государства: формационный и цивилизационный.

До недавнего времени формационный подход признавался у нас в качестве

единственно возможного и научного, поскольку выражал марксистское отношение

к вопросу о типе государства. Суть его в том, что выяснение типа

государства основывается на понимании истории как естественноисторического

процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых в

условиях существования классов соответствует определенный тип государства.

Аналогично понятием типа государства охватываются общие, наиболее

существенные признаки, характерные для всех государств одной и той же

социально-экономической формации. Тип государства означает конкретизацию,

определенность его экономической основы, классовой сущности и социального

назначения.

Для определения типа государства в данном значении необходимо ответить

на три вопроса.

Какой общественно-экономической формации, какому типу производственных

отношений соответствует данное государство? Орудием какого класса оно

является? Каково социальное назначение данного государства?

Для обозначения выделяемых на этом основании типов государства

используется термин «исторические типы государства». Это рабовладельческий,

феодальный, буржуазный и социалистический типы государства.

Первые три из них охватываются единым родовым понятием

эксплуататорского государства.

Согласно формационному подходу к типологии государства в процессе

смены общественно-экономических формаций в результате социальных революций

с объективной необходимостью происходит переход от одного исторического

типа государства к другому, более высокому. Если буржуазное государство —

последний тип эксплуататорского государства — подлежит революционному

слому, социалистическое государство — исторически последний тип государства

вообще — постепенно «засыпает», «отмирает».

19. Типология государства: цивилизованный подход.

Другим заслуживающим внимание современным подходом к типологии

государства является цивилизационный. В настоящее время в нем преобладает

так называемое «технологическое» направление, согласно которому тип

государства связывается с той ступенью (стадией) научно-технического

прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и

оказанием услуг, которой соответствует данное государство.

Одной из наиболее распространенных и характерных для этого направления

цивилизационного подхода является «теория стадий экономического роста»,

автор которой известный американский социолог и политический деятель Уолт

Ростоу. Согласно этой теории, призванной, по словам ее автора, «бросить

вызов марксизму и вытеснить его как метод рассмотрения современной

истории», все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из

пяти стадий: традиционное общество; переходное общество, в котором

закладываются основы преобразований; общество, переживающее процесс сдвига;

созревающее общество и общество, достигшее высокого уровня народного

потребления.

К первой стадии Ростоу относит общество, основанное на доньютоновской

науке и технике и на преобладании сельского хозяйства. Вторая стадия — это

период трансформации «традиционного общества» в более развитый период

закладывания основ для «сдвига» в области обрабатывающей промышленности.

Третья стадия — «сдвиг», «взлет» научно-технического развития как в

промышленности, так и в сельском хозяйстве. Четвертая стадия

характеризуется как пора «зрелости», когда на основе применения современных

научно-технических достижений во всей массе ресурсов общества и

значительного роста инвестирования национального дохода достигается

устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения. И, наконец,

пятая стадия — это период «высокого уровня массового потребления», в

который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов

потребления длительного пользования и услуг.

В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии

возникает общество, которое можно назвать «государством всеобщего

благоденствия». На данной стадии, по мнению Ростоу, находились лишь США и

другие высокоразвитые капиталистические государства, тогда как Советский

Союз только вступал в стадию «зрелости».

К теории «стадий экономического роста» тесно примыкают теории

«менеджеризма», «единого индустриального общества», «постиндустриального

общества» и др., согласно которым в современную эпоху необходимость в

революционном изменении условий жизни общества отпадает или уже отпала, ибо

научно-техническая революция по своим социальным последствиям спонтанно,

автоматически выступает как заменитель социальной революции, который, неся

все основные социальные преобразования, не затрагивает основы капитализма —

частной собственности. Значительное место в ряду этих теорий занимает идея

«конвергенции», сближения двух систем, социалистической и

капиталистической, в разработку которой весомый вклад внес академик А.Д.

Сахаров. Суть ее в сближении и воплощении в едином типе общества и

государства того лучшего, что содержат в себе обе системы в целях

обеспечения прогресса, свободы и мира внутри каждой страны и на

международной арене.

Представителем другого направления цивилизационного подхода к вопросу

о типах государства является английский историк А.Тойнби. Он сформулировал

концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое и локальное состояние

общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных,

географических и других признаков. В соответствии с ним он выделяет в

мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо

общими закономерностями развития, а существующих, подобно ветвям дерева,

рядом друг с другом. Обращает на себя внимание смешение А.Тойнби понятий

общества и государства. Хотя его взгляды и представляют определенный

интерес, выдвигаемые им признаки относятся скорее к типологии общества, а

не государства.

Имеются и некоторые другие подходы к типологии государства,

различающиеся между собой положенными в их основу критериями, но они, как

правило, весьма субъективны. Поэтому в данном параграфе и было привлечено

внимание к двум основным.

При изучении вопроса о типах государства следует пользоваться

одновременно как формационным, так и цивилизационным подходами, не допуская

их противопоставления. Позитивные стороны того и другого, взятые в

единстве, дополняя друг друга, позволяют более глубоко и конкретно понять

эту сложную проблему.

20. Форма государства: понятие, элементы, Соотношение типа и формы

государства.

Типология государств тесно связана с понятием формы государства.

Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе

анализа его организационного устройства, методов осуществления

государственной власти.

Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной

стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться

различные формы организации и деятельности государственной власти, а с

другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму.

Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода

определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной

жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими

словами, категория формы государства непосредственно зависит от его

содержания и определяется им.

Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный

уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных

мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и

другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер

взаимоотношений государства и его органов с негосударственными

организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и

другими организациями).

ФОРМА ГОСУДАРСТВА - сложное общественное явление, которое

включает в себя три

взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного

устройства и форму государственного режима.

В различных странах государственные формы имеют свои особенности,

характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются

новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем

форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки,

что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

21. Форма правления: понятие и виды.

Форма правления представляет собой структуру высших органов

государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции

между ними.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

- как создаются высшие органы государства, и какого их

строение;

- как строятся взаимоотношения между высшими и другими

государственными органами;

- как строятся взаимоотношения между верховной

государственной властью и населением страны;

- в какой мере организация высших органов государства

позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного

правления подразделяются на :

- монархические ( единоличные, наследственные)

- республиканские ( коллегиальные, выборные)

22. Монархия: основные признаки и виды.

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная

власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Основными признаками классической монархической формы управления

являются: существование единоличного главы государства, пользующегося своей

властью пожизненно (царь, король, император, шах); наследственный порядок

преемственности верховной власти; представительство государства монарха по

своему усмотрению; юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При

феодализме она стала основной формой государственного правления. В

буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном

формальные черты монархического управления.

В свою очередь монархия делится на :

- абсолютную

- ограниченную(парламентарную)

- дуалистическую

- теократическую

- парламентарную

Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная

государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а

чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления,

при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом.

Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом.

Монарх же не в праве изменить конституцию.

Конституционная монархия бывает парламентарной и

дуалистической.

Парламентская монархия характеризуется следующими основными

признаками: правительство формируется из представителей определенной партии

(или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент; лидер

партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой

государства; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть

монарха фактически отсутствует, она является символической; законодательные

акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом,

а перед парламентом.

Примерами такой монархии можно считать - Великобританию,

Бельгию, Данию и др.

При дуалистической монархии государственная власть носит

двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между

правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от

партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при

этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет

буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в

кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Марокко.

В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское,

но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название

теократические (Саудовская Аравия).

23. Республика: понятие и виды.

Республика - это такая форма правления, при которой верховная

власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на

определенный срок.

Общими признаками республиканской формы правления являются:

существование единоличного и коллегиального главы государства; выборность

на определенный срок главы государства и других верховных органов

государственной власти; осуществление государственной власти не по своему

велению, а по поручению народа; юридическая ответственность главы

государства в случаях, предусмотренных законом; обязательность решений

верховной государственной власти.

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского

правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства

на: парламентарные и президентские

Парламентская республика - разновидность современной формы

государственного правления, при которой верховная роль в организации

государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентским путем

из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают

большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную

ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех

пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты

доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку,

либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения

досрочных парламентских выборов.

Как правило, глава государства в подобных республиках

избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией.

Назначение парламентом главы государства является главным видом

парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания

главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова.

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями :

обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является

верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета

министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует

возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную

исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и

контроль за исполнительной властью. К парламентарным республикам можно

отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию,

Исландию, Ирландию, Индию и др.

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы

государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в

руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики:

внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы

государства. Например, США).

Характерным для всех президентских республик, несмотря на их

разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы

государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или

совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными

полномочиями : как правило, он имеет право роспуска парламента, является

верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает

законы путем их подписания, нередко представительствует в правительстве,

назначает членов Верховного суда.

24. Нетипичные формы правления в современном мире.

В ряде стран Азии и Африки ограниченные монархии действуют в виде

дуалистических монархий (например, в Марокко, Иордании и др.). Их отличие

от парламентских состоит в сосредоточении в руках монарха больших

полномочий в сфере государственной власти. Ему принадлежит не только вся

полнота Исполнительной власти, но и значительная часть власти

законодательной, выражающейся в праве налагать абсолютное вето (от дат.

veto — запрещаю) на законы, принятые парламентом. Этот не позволяет закону

вступить в силу, зато монарх в дуалистической монархии обладает

неограниченным правом на издание указов, подменяющих собой законы либо

имеющих даже большую нормативную силу по сравнению с ними.

В некоторых монархических государствах (например, в Саудовской Аравии)

их глава возглавляет не только светское, но и религиозное управление

страной. Такие монархии носят название сократических.

Смешанная (полупрезидентская) республика характеризуется сочетанием

основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых,

не известных ни одному из рассмотренных выше типов республики черт.

В частности, для республик смешанного типа правления характерно

отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. В

ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства,

в формально-правовом смысле оказывается отделен от руководства

исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на

правительство (характерный пример — Россия). В этом случае конституция

может устанавливать принцип доверия нижней палаты парламента по отношению к

формируемому президентом правительству.

Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.