рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Билеты по теории государства и права 100

признаки: общеобязательность, общеизвестность и т.д. Это понятие источника

имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы.

Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный

акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. В отдельные

исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую

идеологию, а также деятельность юристов.

Наиболее древней формой права является правовой обычай, т.е. правило,

которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается

государственным принуждением. Правовой обычай признается источником права

тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые

населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи

санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас

встречается и другой способ санкционирования государством обычаев — отсылка

к ним в тексте законов.

Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного

характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является

не все решение или приговор, а только "сердцевина" дела, суть правовой

позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют

специалисты по англосаксонской правовой системе, "ratio decidendi". Из

прецедента постепенно могут складываться и нормы законов.

В недавнем прошлом в советской правовой науке прецедент как источник

права оценивался только отрицательно, однако в последнее время тон

критических высказываний несколько смягчился. Более того, уже встречаются

предложения о необходимости приравнять судебную доктрину к источникам

права. Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы

независимый суд и соответствующая правовая подготовка судей, а также

формирование их правосознания в том направлении, при котором станет

возможным их правотворчество.

Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых

системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

62. Право и закон

Вопрос о соотношении права и закона вызывает много споров в

юридической литературе. Чтобы понять их суть, необходимо учитывать, что

термин "закон" достаточно многозначен. В узком смысле это акт высшей

юридической силы, принятый органом законодательной власти или путем

всенародного голосования, в широком — любой источник права.

В определении К. Маркса и Ф. Энгельса, в котором право рассматривается

как воля, возведенная в закон, анализируемый термин употреблен в широком

смысле, включает в себя и нормативный акт, и судебный прецедент, и

санкционированный обычай. Возвести волю в закон — значит придать ей

общеобязательное значение, юридическую силу, обеспечить государственную

защиту. Спор о том, совпадают ли право и закон, будет содержателен только в

случае, когда термин "закон" понимается в широком смысле.

Стремление отождествить право и закон имеет определенное основание: в

этом случае рамки права строго формализуются, правом признается лишь то,

что возведено в закон; вне закона права нет и быть не может. Особо отметим,

если под правом понимать только нормы права, то вывод о тождестве права и

закона неизбежен, поскольку вне источников права юридические нормы не

существуют. Однако право нельзя сводить к нормам. Кроме норм оно (повторим)

включает в себя социально-правовые притязания (естественное право) и

субъективные права. В этой триаде назначение норм состоит в том, чтобы

социально-правовые, притязания трансформировать в субъективные права —

"юридическую кладовую" всевозможных духовных и материальных благ.

Следовательно, право охватывает сферу не только должного (нормативные и

индивидуальные предписания и решения), но и сущего (реальное использование

юридических возможностей, реальное использование обязанностей). Право есть

и регулятор, и появляющаяся в результате регулирования юридическая форма

общественных отношений, представляющих бытие общества.

При таком широком понимании права становится очевидным, что его

содержание создается обществом и лишь придание этому содержанию нормативной

формы, т. е. "возведение его в закон", осуществляется государством. Формула

"Право создается обществом, а закон — государством" наиболее точно выражает

разграничение права и закона. Нужно только не забывать о единстве правового

содержания и правовой формы и возможных противоречиях между ними. Правовое

содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантий реализации, а значит,

не является правом в точном смысле этого слова. Закон может быть

неправовым, если содержанием его становится произвол государственной

власти. Подобные законы можно определить как формальное право, т.е. право с

точки зрения формы, но не содержания. Жизнь показывает, что и

законодательство в целом может не иметь ничего общего с истинным правом

(тоталитарные государства) (см. схему).

Разграничение права и закона имеет большой гуманистический смысл, ибо

тогда право рассматривается как критерий качества закона, установления

того, насколько последний признает права человека, его интересы и

потребности.

63. Законы и подзаконные акты.

Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Их

ведущее положение определяется следующими основными признаками.

Во-первых, они принимаются только законодательными (представительными)

органами государственной власти или непосредственно народом в порядке

референдума.

Во-вторых, обладают высшей юридической силой, которая означает, что

содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить

законам : никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа,

который его издал.

В-третьих, регулируют наиболее важные основополагающие отношения. В

законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция

центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы

граждан и т.д.

В-четвертых, содержат нормы первичного, исходного характера. Все иные

акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные

установления законов.

В-пятых, принимаются в особом процессуальном порядке.

Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт

законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный

на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Законы многообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой

классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений,

своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они

действуют, и т.д.

Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их

значимости в системе действующего законодательства. По этому основанию

различают законы конституционные и текущие.

Конституционные законы закрепляют основы общественного и

государственного строя, служат юридической базой для текущего

законодательства. К ним относятся Конституция и законы, вносящие в нее

изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие ее содержание.

Конституция является основным законом государства. Ее сущность состоит

в том, что она отражает расстановку политических сил в обществе, юридически

закрепляет баланс их интересов. Различают фактическую и юридическую

конституции. Фактическая конституция — это реальные отношения в обществе.

Юридическая конституция представляет собой правовое оформление этих

отношений.

Приоритетное значение Конституции состоит в том, что она, как акт

высшей юридической силы, составляет нормативную базу всего текущего

законодательства.

Перечень конституционных законов исчерпывающе определен Конституцией

Российской Федерации. Это законы о порядке деятельности Правительства РФ,

судебной системе, Конституционном Суде, чрезвычайном положении, режиме

военного положения и т.д. (всего их 14).

Текущие (обыкновенные) законы принимаются на основе и во исполнение

конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют

различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны.

Особой разновидностью текущих законов являются органические и

чрезвычайные законы.

Органические (кодифицированные) законы — юридически цельные, внутренне

согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и

призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К

таким законам могут быть отнесены Основы законодательства и кодексы по

различным отраслям законодательства.

Чрезвычайные (исключительные) законы принимаются при тех или иных

чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими,

социальными и иными причинами, носят временный характер.

Подзаконные нормативно-правовые акты. Своеобразие указов и

распоряжений Президента Российской Федерации связано с его компетенцией.

Они не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное

значение по отношению к иным подзаконным актам.

В зависимости от характера полномочий Президента все его указы можно

классифицировать на:

— указы в границах собственных полномочий;

— указы на основе полномочий, делегированных Парламентом;

— указы, подлежащие утверждению Советом Федерации ( о введении

военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на

должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего

Арбитражного Суда, Генерального прокурора).

По юридической значимости указы делятся на нормативные и

правоприменительные.

Нормативные указы содержат нормы права и регулируют разнообразные

сферы общественной жизни, имеют общеобязательный характер. Особенно много

указов принимается для регулирования отношений в области экономики (о

приватизации, рынке ценных бумаг, инвестициях и т.д.). Иногда они

сопровождаются утверждением положений об органах, выполняющих определенные

функции, или о порядке деятельности в конкретной сфере общественных

отношений.

Правоприменительные указы носят индивидуально-разовый характер и

принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность,

присвоении звания и т.д.).

Распоряжения Президента также ненормативны и принимаются по

оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих

комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т.д.). Их

отличие от ненормативных указов несколько условно и может рассматриваться

(анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю.

Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, тоже

издают правовые акты в форме указов и распоряжений.

Очень важны и многообразны по содержанию нормативно-правовые акты

российского Правительства.

Эти акты можно подразделить на акты, издаваемые во исполнение

Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента, и акты по

вопросам собственной компетенции. Специфика координирующей, управленческой

деятельности Правительства сказывается на содержании и массиве принимаемых

актов.

Правительство разрабатывает, утверждает и реализует базовые нормативно-

правовые акты и целевые комплексные программы, рассчитанные на длительный

период действия (федеральный бюджет, федеральная программа поддержки малого

предпринимательства и т.д.).

Принимаемые им акты:

во-первых, оперативно регулируют отношения в различных отраслях

общественной и государственной жизни;

во-вторых, устанавливают правовые ориентиры для деятельности всех

органов исполнительной власти, предприятий и учреждений;

в-третьих, вводят нормативно-правовые основы для издания других

правовых актов.

В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ для

осуществления своих полномочий по управлению обществом принимает

постановления и распоряжения.

Министерства, государственные комитеты и иные федеральные ведомства

издают правовые акты, именуемые приказами и инструкциями. В них обычно

определяется порядок деятельности отраслевых подведомственных предприятий,

организаций и учреждений по решению задач, стоящих перед отраслью.

На уровне субъектов Федерации используются те же формы правовых актов,

что и на федеральном уровне (законы, указы, постановления, распоряжения,

приказы, другие установления). Основным нормативным актом, регламентирующим

взаимоотношения органов власти и граждан на уровне области, является устав,

выполняющий функции региональной конституции.

Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей,

округов, городов федерального значения при осуществлении своих полномочий

издают постановления и распоряжения.

В ряде областей, краях и городах федерального значения сформированы

правительства, принимающие постановления. Их специализированные

министерства и ведомства наделены правом на издание приказов и инструкций.

Весьма существенно расширены полномочия органов местного

самоуправления. Их представительные" органы (дума, муниципальный совет и

др.) по вопросам своего ведения принимают коллегиальные решения, а главы

органов местного самоуправления (главы администраций, мэры, старосты) —

постановления и распоряжения. Форма опубликования данных актов определяется

уставом данной административно-территориальной единицы.

Система нормативно-правовых актов Российской Федерации была бы

неполной без выделения группы международно-правовых актов. В соответствии с

пунктом 4 статьи 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы

международного права и международные договоры Российской Федерации являются

составной частью ее правовой системы. Если международным договором

Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом,

то применяются правила международного договора».

Среди международно-правовых актов можно выделить два основных вида —

директивы и постановления. Директивы дают участнику сообщества при

переработке своего законодательства возможность выбора способов, средств и

форм реализации международных обязательств. В постановлениях же содержатся

соответствующие требования, подлежащие прямому исполнению каждой стороной.

64. Судебный прецедент и нормативный договор.

Правовой прецедент представляет собой такое решение государственного

органа, которое принимается за образец (правило) при последующем

рассмотрении аналогичных дел. С его помощью может быть подтвержден или

объяснен какой-либо аналогичный факт или обстоятельство'.

Как форма (источник) права, юридический прецедент получил наиболее

широкое распространение в системе общего права Англии, США, Канады,

Австралии, где он имеет силу законодательного акта. Однако его элементы

имеют место и в российской правовой системе, что связано прежде всего с

деятельностью Конституционного, Верховного и Арбитражного судов,

руководящие разъяснения которых кладутся в основу решений конкретных

юридических споров всеми нижестоящими судебными органами.

Прецедент может быть как судебным, так и административным. Он

предоставляет судье или должностному лицу непростую возможность личного

усмотрения, поскольку при отсутствии полной аналогии жизненных ситуаций

именно они обладают правом оценивать степень аналогичности рассматриваемых

обстоятельств. Причем в прецеденте не обязательно все предшествующее

решение, а лишь суть правовой позиции суда, вынесшего первоначальное

решение или приговор. Степень обязательности прецедента зависит также от

положения в судебной системе как суда, разрешающего конкретную жизненную

ситуацию, так и суда, чье решение берется за образец по аналогичным делам.

Чем выше положение суда, тем меньше он связан прецедентами.

Договор с нормативным содержанием. В условиях реформирования

политической и экономической систем в России, когда существенно расширяются

полномочия субъектов Федерации, хозяйственных предприятий и отдельных

граждан, оптимальной формой учета многообразного спектра интересов

становится не властный приказ из центра, а договор.

Нормативные договоры получают все более широкое распространение в

конституционном, трудовом, гражданском, международном и других отраслях

права. Они бывают внутригосударственными и международными, учредительными и

обычными, типовыми и текущими.

Любой договор с нормативным содержанием имеет следующие свойства: 1)

содержит норму общего характера; 2) добровольность заключения; 3) общность

интереса; 4) равенство сторон;

5) согласие участников по всем существенным аспектам договора; 6)

эквивалентность и, как правило, возмездность; 7) взаимную ответственность

сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств;

8) правовое обеспечение'.

В отличие от договоров-сделок, нормативный договор не носит

персонифицированного, индивидуально-разового характера, его содержание

составляют правила поведения общего характера — нормы.

Наиболее распространенным примером такого рода актов является

коллективный договор между администрацией предприятия и профсоюзной

организацией, представляющей трудовой коллектив. Он выполняет весьма

значительную роль при регулировании трудовых отношений. К числу нормативных

относится и Федеративный договор, заключенный между федеральной властью и

субъектами Российской Федерации.

65. Норма права: понятие, признаки, виды.

В современной юридической литературе под нормой права понимается

общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и

обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в

официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений

путем определения прав и обязанностей их участников.

Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм.

1. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека.

2. Это форма определения и закрепления прав и обязанностей.

3. Норма права представляет собой правила поведения общеобязательного

характера, т.е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в

течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или

иному субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому

обязательный для конкретного индивида образ действий; в) носит общий

характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и

каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

4. Это формально-определенное правило поведения. Внутренняя

определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей,

четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность

заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе

официального документа — нормативно-правовом акте.

5. Норма права есть правило поведения, гарантированное государством.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.