рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Билеты по теории государства и права 100

весьма часто и возрождения общества, не вмешивалась в государственную

жизнь, в политику. В_таком взаимоотношении реализуется принцип свободы

совести, вероисповедальной свободы, секуляризации политики и автономии-

религии. Однако так происходило лишь в нормально функционирующих либерально-

демократических политических системах.

В тоталитарно-распределительных политических системах формальные

покрывала невмешательства скрывали фактическое вмешательство государства в

дела церкви, попытки контроля за священнослужителями, гонения на них,

репрессии. Taкие политические системы пытались использовать церковь для

своих целей. Воинственно-атеистические системы, в свою очередь, пытались

применить и применяли открытое принуждение для насильственного разрушения

религиозных систем, изменения духовной, бытовой, обрядовой жизни общества.

А в обществах, где господствовали некоторые религиозные системы,

например ислам напротив религиозные организации оказывали и оказывают

воздействие на функционировании государственных институтов, задают и

определяют социальные цели и смыслы общественной, политической жизни,

выступают фактически важным институтом политической системы.

В этих обществах взаимоотношения государства и религиозных образований

весьма противоречивы: от полного подчинения государственных институтов

религиозным правилам и требованиям до периодических острых конфликтов

государства и так называемых фундаменталистски настроенных членов общества.

В целом, конечно же, церковь во многих обществах, как правило, - это

все же практически и фактически важный элемент политической системы

общества, хотя в либерально-демократических системах такое положение

открыто не признается, а конституционно даже отвергается. (Например, ч.2

ст. 14 Конституции Российской Федерации гласит: «Религиозные объединения

отделены от государства и равны перед законом». Статья 1 Билля о правах США

гласит: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к

установлению религии или запрещающего свободное исповедание оной...».)

Вместе с тем и в таких системах отдельные политические контакты между

государством и церковью в конкретно-исторической обстановке являются

весьма интенсивными и значимыми.

45. Политическая система современного российского государства:

основные черты

Политическая система — это совокупность взаимодействующих между собой

норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и

действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и

государства. Основным назначением этого многомерного образования является

обеспечение целостности, единства действий людей в политике.

В литературе отмечается, что политическая система представляет собой

диалектическое единство четырех сторон:

1) институциональной (государство, политические партии, социально-

экономические и другие организации, образующие в совокупности политическую

организацию общества);

2) регулятивной (право, политические нормы и традиции, некоторые нормы

морали и т.д.);

3) функциональной (методы политической деятельности, составляющие

основу политического режима);

4) идеологической (политическое сознание, прежде всего господствующая

в данном обществе идеология).

Поддерживая такой подход к представлению о составе политической

системы, мы исходим из целесообразности выделения ее основных компонентов:

политических и правовых норм, политической структуры, политической

деятельности, политического сознания и политической культуры.

1. Политические и правовые нормы — сложившиеся или установленные

правила поведения, способы регуляции политических отношений, существующие и

действующие в виде конституций, кодексов, уставов, программ партий,

политических традиций и процедур. Политические нормы и возникающие на их

основе отношения называются политическими институтами.

2. Политическая структура — совокупность политических, государственных

организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Она выражает

собой стабильную, устойчивую сторону отношений, которые устанавливаются

между людьми в сфере политики. Это многообразие связей в принципе может

быть связано к двум основным типам: 1) сами действия, упорядоченные

отношения, регулируемые правовыми и иными правилами (гражданство, воинская

повинность, принадлежность к политическим партиям); 2) учреждения,

организации, которые характеризуются постоянством структуры и участия своих

членов, четко определенными задачами, для реализации которых они и

создаются (органы управления, политические партии, учебные заведения).

Ясно, что не все учреждения входят в политическую систему, и только

такие, которые берут на себя выполнение ее специфических функций в

сообществе. Если учреждение осуществляет властные функции, использует

механизм принуждения, то это учреждение называется органом. Особенность

государства именно в том и состоит, что оно представляет собой прежде всего

совокупность органов, осуществляющих властные управленческие функции в

обществе с четко выраженной иерархией, соподчинением, регламентацией своих

действий на основе правовых актов.

3. Политическая деятельность — разнообразные виды действий людей,

направленных на обеспечение функционирования, преобразование и защиту

системы осуществления политической власти в обществе.

4. Политическое сознание и политическая культура. Под политическим

сознанием имеется в виду многообразие проявлений духовности, отражающих

деятельность механизмов политической власти и направляющих поведение людей

в сфере политических отношении. В политическом сознании выделяются два

уровня организации: концептуальный— политические теории, доктрины,

программы, учения; обыденный — несистематизированные представления о

политике, традициях, нормах поведения.

Политическая культура — это система ценностей, политических идей,

символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых

для регуляции их деятельности и отношений. Единство, интеграция в сфере

политики возможны только при наличии духовной связи, благодаря которой люди

могут хотя бы просто понять друг друга.

46. Происхождение права.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны

причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного

общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем

между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые,

проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше,

правильные и справедливые и нередко назывались "право", "правда". Наиболее

ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками

права (обычным правом).

Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции

обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной

справедливости:

ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и

т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах — законах Хаммурапи,

XII таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних

этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло

важную роль нормативно-классового регулятора, т.е. регламентировало

общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.

Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных

взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов.

Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит,

появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах

общественных отношений.

В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных

источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания,

ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения

реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их

выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его

общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры

разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями:

значительно ужесточаются меры наказания за посягательства против личности,

которые дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего —

свободного, раба, мужчины, женщины.

Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что

процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно,

при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика

роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и

нравственности, а основными его источниками становятся религиозные

положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и

т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное,

отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и

определенности законодательство и прецедентное право.

47. Общая характеристика социальных норм первобытного общества.

Социальные нормы, как отмечалось, были направлены на обеспечение

присваивающей экономики, гармоничного существования и воспроизводства

конкретных общин в природной среде. Так, одним из важных факторов такого

существования было закрепление той или иной территории, на которой они

перемещались, за соответствующей группой, кланом. Однако, если какая-либо

другая, как правило, родственная группа в силу природных условий не могла

пользоваться своей территорией (например, пересыхали источники), то ей

представлялась возможность жить и на территории другой группы.

В социальных нормах закреплялась и тотемная система (тотем —

идеализированное существо — покровитель отдельного члена группы или

Всей группы, как правило, вид животного или растения, которых нельзя

убивать и употреблять в пищу). Эта система выполняла функции экологического

регулятора, была, как упоминалось, своеобразной «Красной книгой».

Важнейшим вопросом существования человечества является его

воспроизводство как биологического вида. Для воспроизводства конкретных

групп, кланов необходимо было наличие в них определенного количества

женщин, детей. Социальные нормы регулировали в этой связи брачно-семейные

отношения, способы приобретения женщин в других группах, в том числе в

некоторых ситуациях и их похищение.

Словом, по содержанию нормы первобытного общества обеспечивали

социализацию жизни общин, кланов, групп, экологическое состояние и ряд

других необходимых условий жизнедеятельности присваивающих обществ.

Можно выделить три основных способа — запреты, дозволения и позитивное

обязывание (в зачаточной форме).

Запреты существовали главным образом в виде табу, т. е. в виде

подкрепленной религиозными верованиями недопустимости совершать те или иные

поступки. Например, недопустимость браков между кровными родственниками.

Люди очень давно догадались о биологическом, а следовательно и социальном

вреде кровнородственных связей и запрещали их под страхом тягчайших

наказаний уже на самых древних этапах своего существования. Эти запреты

инцестов (кровнородственных браков) «работали» на нормальное

воспроизводство общин, кланов, других групп. Вместе с тем следует

предостеречь от гиперболизации запретов инцестов как основной предпосылки

происхождения права — такие взгляды неожиданно появились в работах

некоторых отечественных философов и были затем подхвачены (а как же — новый

взгляд!) в работах и ряда теоретиков права.

Дело в том, что вред инцестов стихийно, а затем сознательно

человечество действительно осознало уже в глубокой древности, десятки тысяч

лет назад. Но право появилось лишь относительно недавно, на рубеже IV-111

тыс.до н.э.

Кроме того, известно, что существовали и правила, но уже в

раннеклассовых обществах, прямо предписывающие инцесты — например, в

государстве инков (инка вступал в брак с сестрой). По-видимому, в этих

правилах-исключениях реализовывалась идея сосредоточения и сохранения

государственной власти в руках одного семейства.

Дозволения (или разрешения) также определяли поведение человека или

объединений людей в присваивающей экономике, указывая^ например, на виды

животных и время охоты на них, на виды растений и сроки их сбора, а также

их плодов, выкапывания корней, на пользование той или иной территорией,

источниками воды, на допустимость добрачных половых связей (в некоторых

обществах) и т. д.

Дозволялось также охотиться и собирать пищу на отведенных участках;

отдавать для распределения среди членов общины и для подарков членам других

общин туши больших животных; распределять туши самим добытчикам согласно

установленному порядку; участвовать в коллективных акциях мщения за вред,

причиненный члену общины.

Запрещалось нарушать разделение функций в общине между мужчинами и

женщинами, взрослыми и детьми; запрещались убийства: телесные повреждения;

каннибализм; кровосмешение; колдовство (им могли

заниматься лишь специальные лица — колдуны); запрещалось похищение

женщин и детей; недозволенное применение оружия на стоянках; воровство;

нарушение правил супружеского союза, в том числе эквивалентности между

общинами при обмене женщинами для брака; систематическая ложь; нарушение

супружеской верности; соблазнение чужих жен и т. п.

Позитивное обязывание имело своей целью организовать необходимое

поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания

костров и поддержания огня, изготовления орудий, средств передвижения,

например лодок.

Однако все эти способы регулирования не были направлены на изменение

природных условий, на выделение человека из природы, а обеспечивали лишь

наиболее эффективные формы присвоения предметов природы и их переработки,

их приспособления для удовлетворения потребностей человека.

Социальные нормы присваивающей экономики находили свое выражения в

мифологических системах, в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах и иных

формах.

48. Право в системе социального регулирования.

В самом общем плане социальное регулирование понимается как

имманентный обществу и определяющий социальный порядок процесс.

Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия

множества самых разнообразных факторов. В их числе выделяют следующие.

1. Так называемые стихийные регуляторы как непосредственное проявление

естественных законов природы общества. Факторы стихийного регулирования

носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий

общесоциального масштаба, явлений экономического порядка, феноменов

массового поведения и т.п. Это, например, увеличение продолжительности

жизни людей массовые сезонные заболевания, демографические процессы,

миграция населения, инфляционные ожидания и т.д. В своем стремлении к

порядку общество и государство стремятся взять под свой контроль данные

факторы, однако это удается далеко не всегда.

2. Социальные нормы как регуляторы, связанные с волей и сознанием

людей.

3. Акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого,

адресного воздействия субъектов друг на друга.

Указанные факторы могут играть в обществе как стабилизирующую, так и

дестабилизирующую роль. Правда, в юридической литературе принято считать,

что стабилизация, упорядочение общественных отношений обеспечиваются

действием социальных норм и актов индивидуального регулирования, а действие

стихийных регуляторов выступает фактором дестабилизирующего влияния.

Однако, если в качестве основания оценки принять критерий устойчивого

функционирования общества, то все регулятивные факторы могут иметь и

позитивное, и негативное влияние. Вместе с тем функциональная

характеристика стабилизации, упорядочения общественных отношений должна

быть отнесена прежде всего к социальным нормам.

Для понимания природы действующих в обществе норм, оснований и правил

социального нормирования необходимо различать два смысла термина "норма".

Во-первых, норма есть естественное состояние некоторого объекта (процесса,

отношения, системы и т.д.), конституируемое его природой, — естественная

норма. Во-вторых, норма — это руководящее начало, правило поведения,

связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного

развития и социальной организации общества, — социальная норма.

Реально действующие в жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к

естественным или социальным. Так, естественные нормы могут быть переведены

в систему технических правил (правила работы с техническими или природными

объектами), стать основанием социального нормирования (например,

установление срока признания отцовства после смерти супруга), а социальные

нормы — сформировать характер объекта, его качественное состояние.

3. Правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или

складывающиеся в связи с их действием. Сюда относится большинство

социальных норм.

4. Правила поведения, содержание которых определяется не столько

естественной нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими перед

обществом, или потребностями конкретной его сферы. Это некоторые

юридические процессуальные нормы, ритуалы и т.п.

При обсуждении роли права в системе социального нормативного

регулирования значение имеют нормы третьей и четвертой группы, в литературе

именно их принято квалифицировать как социальные нормы. Они не просто

существуют и действуют в обществе, а регулируют общественные отношения,

поведение людей, нормируют жизнь общества.

Социальным нормам присущи следующие признаки.

1. Они являются общими правилами. Это означает, что социальные нормы

устанавливают правила поведения в обществе, т. е. определяют, каким может

или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При

этом социальные нормы действуют непрерывно во времени, обладают

многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют

конкретного адресата).

2. Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной

деятельностью людей. Одни социальные нормы создаются в процессе целевой

деятельности, другие возникают в многократно повторяющихся актах поведения,

не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы,

третьи формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании

и т.д.

3. Названные нормы регламентируют формы социального взаимодействия

людей, т.е. направлены на регулирование общественных отношений, поведения в

обществе.

4. Они возникают в процессе исторического развития (как его фактор и

результат) и функционирования общества. Социальные нормы, будучи элементом

общества, отражают процессы его развития, влияют на их темпы и характер,

словом, имеют свое место в истории общества, свою историческую судьбу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.