рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Билеты по теории государства и права 100

действительность не внушает оптимизма и, скорее, убеждает в обратном.

Считается, что в РФ 89 субъектов. В это число входят и 9 национальных

округов, которые являются частью других субъектов Федерации – одного края и

семи областей.

Невольно возникает вопрос: а как же может быть так, чтобы часть

субъекта Федерации была равной этому и другим субъектам Федерации в

политических, экономических и юридических взаимоотношениях с федеральными

органами власти? Разве может быть часть целого равной целому? Обыкновенный

здравый смысл, как указывает Гаврилов В.П., автор статьи «Что разрушает

Россию?» (НГ-Регионы №11, 1998) подсказывает, что один субъект федерации не

может входить в состав другого и быть одновременно равным ему по статусу.

«Недостатки структуры РФ можно сгладить, если республики и автономные

округа будут иметь одинаковые права с другими субъектами Федерации – краями

и областями. Для этого у республик в составе РФ необходимо ограничить ряд

неправомерно переданных им прав и привилегий. Этот популярный шаг

обуславливается жизненной необходимостью, если мы действительно хотим

сохранить федерацию в нынешнем ее составе. В частности, необходимо отменить

право двойного гражданства – республики и РФ; право заниматься

внешнеэкономической деятельностью со странами, находящимися за пределами

Федерации; право распоряжения землей и другими природными ресурсами,

сохраняя право владения и пользования ими.

В развитых государствах с федеративным устройством основу

взаимоотношений федеральных властей с регионами определяют федеральная

Конституция и федеральное законодательство.

В связи с этим необходимо пересмотреть условия Федеративного договора

и двусторонних договоров и соглашений, заключенных между РФ и республиками.

А правильнее было бы вообще отказаться от практики заключения РФ договоров

и соглашений с регионами, так как они способствуют созданию ассимитричной

Федерации, которая не может быть прочной».

Взаимоотношения федеральных органов с регионами, как указывает В.П.

Гаврилов, необходимо строить на основе федеральной Конституции и специально

принимаемых Федеральным собранием законов.

По свидетельству Сергея Шахрая, инициаторами заключения договоров и

соглашений являются регионы. Однако, эта инициатива возникла из-за

непоследовательности и непредсказуемости поведения федерального Центра в

политической и социально-экономической сферах деятельности. Иначе говоря,

договоры и соглашения с регионами возникли как результат нестабильности,

провальности многих акций, предпринимавшихся федеральной исполнительной

властью, прежде всего, во внутренней политике, финансировании экономики

страны, социальной сфере, взаимодействии с регионами.

Суверенизация регионов, получившая начало в Федеративном договоре,

породила и другое негативное явление – множество законодательных актов

субъектов Федерации, которые противоречат и федеральным законам, и

Конституции.

В едином государстве верховенство федеральных законов и Конституции

должно быть незыблемым. Для его обеспечения имеется широкое поле

деятельности Конституционному суду РФ. Субъекты Федерации во избежание

развала страны просто обязаны привести свое законодательство в соответствие

с федеральным.

Между тем, исполнительные органы власти РФ сами нарушают федеральную

Конституцию и федеральные законы, не выполняют своих обязательств перед

регионами.

Установление степени государственного контроля над регионами является

необходимостью для функционирования стабильного, относительно однородного

государства. Модернизация России невозможна без учета составляющих ее

регионов. В модели безопасности региона, безусловно, важной является

проблема расширенной самостоятельности административно-территориальных

образований в решении местных вопросов при разумном сочетании интересов

региона и государства.

28. Конфедерация и иные государственные устройства: содружества,

сообщества, союзы.

Конфедерация — это союз суверенных государств, образуемый для

достижения определенных целей (военных экономических и др.). Здесь союзные

органы лишь координируют деятельность государств — членов конфедерации и

только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит,

конфедерация не обладает суверенитетом.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют

нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в

федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были

объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против

британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания

федеративного государства — США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта

и Сирии (Объединенная Арабская республика) распалась.

Мы считаем, что у данной формы все же есть будущее:

в конфедерацию могут объединиться бывшие республики СССР, Югославии,

Северная и Южная Корея.

В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного

государственного объединения. Примером тому является Европейское

Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Представляется,

что процесс современной европейской интеграции может привести от

содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него — и к

федеративному всеевропейскому государству.

Содружество - весьма редкое, чем конфедерация, но тем не менее

организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих

признаков, определенной степенью однородности.. Объединяющие их признаки

могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности,

единая денежная единица и др.), права (уголовного, гражданского и пр.), в-

третьих, языка (например, у славянских стран СНГ), в-четвертых – культуры,

в-пятых – религии. Однако содружество – это не государство, а своеобразное

объединение независимых государств. В основе содружества могут лежать

межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты..

В этой связи следует отметить, что содружество как объединение

государств может иметь переходный характер. Оно может развиться в

конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при нерешенности,

противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить

этапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств.

Межгосударственные образования знают и такую форму, как сообщество

государств. В основе сообщества, как правило, лежит "межгосударственный

договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой к

государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает

интеграционные связи государств, входящих в сообщество, и эволюционирует в

сторону конфедеративного объединения (например, Европейские сообщества).

В сообщество могут входить ассоциированные члены — государства,

принимающие те или иные правила, действующиё в сообществе. Порядок

вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами

сообщества.

В сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-

государств), надгосударственные органы.

Сообщество может иметь цель выровнять экономический и научно-

технический потенциал государств, входящих в него, объединить усилия этих

государств для достижения глобальных цепей, упростить таможенные, визовые и

иные барьеры, (вплоть до их отмены) и.т. д.

Надо подчеркнуть, что не следует федеративные и межгосударственные

объединения - конфедеративные, содружественные формы - понимать

догматически. В реальной жизни эти формы могут иметь самый широкий спектр,

давать, например, такие сочетания, как конфедеративно-федеративные, когда в

одних областях между государствами осуществляются федеративные, а в других

- конфедеративные связи. Или, например, давать сочетание унитарно-

федеративных государственных образований (например, Россия).

29. Форма государственного устройства современной России.

Территориальная организация государственной власти в России — одна из

острейших проблем государственного строительства. Она заключается в

нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью

федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства

государства и стремлением регионов к большей самостоятельности.

Всякие перекосы здесь достаточно опасны. Безмерное усиление

федеральной власти, неправомерность ее действий в данной сфере — путь к

централизму и унитаризму. Результатом же безграничной самостоятельности

регионов могут стать сепаратизм, ослабление и разрушение государственности.

Отсюда задача науки и практики — найти такую форму государственного

устройства, при которой естественное стремление регионов к

самостоятельности не будет создавать угрозу целостности России. Первые шаги

на этом пути уже сделаны при подготовке и принятии Федеративного договора и

Конституции Российской Федерации.

Российское государство — самобытная, уникальная федерация, построенная

на договорно-конституционном правовом фундаменте. Механизмом регулирования

и самонастройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры

между органами федеральной власти и субъектами Федерации (например, с

Республикой Татарстан) о разграничении предметов ведения и полномочий.

Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально

заложенных в основу государственного устройства РФ принципов: национально-

территориального (республики, автономная область, автономные округа) и

административно-территориального (края, области, города федерального

значения). Да и по количеству субъектов Российская Федерация занимает

первое место в мире. Большое число таких субъектов может привести к

неуправляемому качеству.

Необходимая децентрализация и растущая самостоятельность регионов

уравновешиваются -заложенными в Конституции базовыми принципами, которые

гарантируют: незыблемость территориальной целостности государства;

равноправие членов Федерации между собой и по отношению к федеральным

органам государственной власти; единство основ государственного строя

(соблюдение каждым регионом таких основополагающих принципов, как

народовластие, разделение властей, многопартийность, равные избирательные

права граждан); свободу передвижения людей, распространения информации,

перемещения товаров и денег по всей территории государства; верховенство

федерального законодательства; недопустимость действий, направленных на

одностороннее изменение статусов членов Федерации.

Конституция разграничила предметы ведения и полномочия между органами

государственной власти Российской Федерации и органами государственной

власти ее субъектов на три группы: 1) предметы ведения Федерации; 2)

предметы ведения субъектов Федерации; 3) предметы совместного ведения

Федерации и ее субъектов.

Гармонизация федеральных отношений требует гибкой политики

межнационального согласия. В этих целях разрабатывается концепция

государственной политики России по предотвращению и урегулированию

межнациональных конфликтов, в основу которой будет положен принцип

приоритетности мирных политических средств разрешения возникающих

противоречий.

30. Политический режим: понятие и классификация.

С формой государства тесно связан политический режим, значение

которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико.

Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма

государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому

изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что

политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее

содержанием.

Политический режим — это методы осуществления политической власти,

итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в

результате взаимодействия и противоборства различных политических сил,

функционирования всех политических институтов и характеризуется

демократизмом или антидемократизмом.

Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки данного

феномена.

1. Политический режим прежде всего зависит от того, какими методами в

государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения,

согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое

принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на

первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим

реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной

степени сочетаются оба начала.

2. В каждой стране политический режим определяется. соотношением,

раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс

политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие,

результатом такого согласия является стабильный политический режим. Но если

в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно

изменяется.

При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат

народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми

методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне

гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.

Крайне недемократическим является тоталитарный фашистский режим, когда

власть переходит в ;)уки реакционных сил, осуществляется диктаторскими,

насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и

никем не защищаются, в обществе царят произвол и беззаконие.

31. Тоталитаризм и авторитаризм.

Тоталитарный режим является, как правило, порождением XX века, это

фашистские государства, социалистические государства периодов «культа

личности». Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима.

Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и

всепроникающая власть.

Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной

официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-

политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим

лидером, вождём народа, в большинстве случаев харизматическим.

Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все

другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнатъ, запретить,

уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее

установки рассматриваются как священные догмы. Правящая партия захватывает

бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и

государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением

одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где

этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются

прямые указания лиц, занимающих партийные посты. Кроме того, осуществляется

демагогическая ориентация всех членов общества на якобы имевшие место

выдающиеся достижения правящей партии. Монополия на информацию делает это

осуществимым.

В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется

крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд

сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго

наказывантся. Местые органы власти и управления становятся простыми

передатчиками команд.

Тоталитарный режим широко и постоянно применяет террор по отношению к

населению. Физическое насилие, несмотря на его широкое использование, уже

не становится самоцелью, как при деспотии и тирании. Оно выступает как

главное условие для укрепления и осуществления власти.

При тоталитаризме устанавливается полный контроль над всеми сферами

жизни общества. Государство стремится «слить» общество с собой, полностью

его огосударствить. В экономической жизни происходит процесс

огосударствления тех или форм собственности.

Авторитарный режим может осуществляться в иных формах. Он может быть

основан на праве, моральных началах, но eгo нельзя все же отнести к

режимам, где население участвует в управлении, а власть осуществляется

наиболее эффективным способом.

Все же при любой форме авторитаризма государственная власть не

формируется и не контролируется народом. Несмотря на, то, что существуют

представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не

играют. Парламент штампует решения, выработанные «правящей» элитой во главе

с вождем или группой лиц (хунтой, олигархией).

Реально жизнь в стране направляется правящей элитой, которая себя не

ограничивает законом, особенно в, части привилегий, льгот. В ее среде

выделяется еще наиболее узкий круг людей, небольшая группа должностных лиц,

осуществляющих политическое руководство. Внутри правящей клики выделяется

лидер. Его влияние очень значительно. Однако единолично он не склонен

принимать решения. Советы, рекомендации, учет мнений, обсуждение того или

иного вопроса со своей командой становятся для него необходимыми. Лидером

является обычно сильная, порой харизматическая личность. И хотя

общественное мнение не обожествляет лидера, не называет его вождем, тем не

менее, оно ориентируется на эту сильную личность.

Зачастую авторитарные режимы в относительно «мягкой» форме

осуществляются для проведения реформ, укрепления государства, его

целостности, единства, противопоставления сепаратизму, экономическому

развалу. В авторитарном государстве управление осуществляется как правило

централизованно.

32. Демократия.

Собственно демократический режим («democratia» - народовластие) – это

–одна из разновидностей либерального режима, основанного на признании

принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении

государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы,

демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.

е. Формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них

социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии

этих прав и свобод. В результате - широкие права, и свободы становятся

реальными, а не только формальными.

В демократическом государстве народ является источником власти. И это

становится не просто декларацией, а фактическим положением дел.

Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве,

как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания

того или иного человека в представительный орган являются его политические

взгляды, профессионализм. Профессионализация власти - отличительный признак

государства, в котором существует демократический политический режим. В

основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала,

гуманизм.

Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.