рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Налоговое регулирование инновационной деятельности (на примере предприятий Железнодорожного района г. Витебска)

Для регистрации в Реестре высокотехнологичных производств и организаций Государственным научно-техническим экспертным советом проводится государственная научно-техническая экспертиза.

В состав совета входят высококвалифицированные специалисты и ученые отраслей народного хозяйства и органов государственного управления, Академии наук Беларуси и отраслевых академий наук, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, высших учебных заведений.

Оценка разрабатываемых, привлекаемых и используемых технологий по отнесению их к новым и высоким, производств и организаций, основанных на этих технологиях, к высокотехнологичным производится по следующим показателям:

– новизна, технический уровень и преимущества заявляемой технологии по сравнению с лучшими аналогами;

– потребность в инвестициях для реализации проекта, в том числе госбюджетных; объем привлеченных инвестиций;

– количество вновь создаваемых (высвобождаемых) рабочих мест, производств и организаций, связанных с технологией;

– емкость и перспективность рынка, ориентация производств и организаций на развитие экспорта и импортозамещение;

– величина нематериальных активов в основных фондах организаций (производств);

– срок окупаемости затрат на создание производства (организации);

– безотходность, удельная материалоемкость и энергоемкость технологии;

– доля продукции, выпускаемой организацией с использованием новых и высоких технологий;

– патентная чистота и патентная защищенность новых и высоких технологий;

– уровень стандартизации, соответствие технологии международным и национальным стандартам;

– соответствие новых и высоких технологий национальным и социальным приоритетам.

Средства, высвобождаемые в результате предоставления данной льготы, направляются организациями, определенными в перечне, на финансирование технического переоснащения данных организаций. В случае нецелевого использования этих средств их налогообложение производится в порядке, установленном законодательством

Налоговым законодательством Беларуси предусмотрено уменьшение налогооблагаемой прибыли на суммы, направленные предприятием на финансирование капитальных вложений.

Так, облагаемая налогом прибыль уменьшается на суммы прибыли, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. Указанное уменьшение налогооблагаемой прибыли производится при условии полного использования сумм начисленного амортизационного фонда.

Под капитальными вложениями производственного назначения для применения данной льготы понимаются капитальное строительство в форме нового строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих организаций, а также приобретение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, оборудования и других объектов основных средств, участвующих в предпринимательской деятельности.

При реализации, безвозмездной передаче, в течении двух лет с момента их приобретения или сооружения, по которым была предоставлена льгота по налогу на прибыль, льгота прекращается и налог на прибыль, не уплаченный в связи с ее предоставлением, подлежит внесению в бюджет с уплатой пени за период с момента предоставления льготы по день уплаты налога включительно.

Кроме того, белорусским предприятиям разрешено включать в состав затрат, учитываемых при обложении налогом на прибыль, «инновационные расходы»:

-  на освоение новых предприятий и производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы): проверка готовности новых производств, цехов и агрегатов к вводу их в эксплуатацию путем комплексного опробования (под нагрузкой) машин и механизмов (пробная эксплуатация) с пробным выпуском предусмотренной проектом продукции, наладкой оборудования;

-  связанные с рационализаторством, в том числе проведением опытно-экспериментальных работ, изготовлением и испытанием моделей и образцов по рационализаторским предложениям, организацией выставок, смотров, конкурсов и других мероприятий по рационализации, выплатой вознаграждений за создание и использование объектов промышленной собственности и рационализаторские предложения, и другие аналогичные расходы;

-  затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства и управления, а также с улучшением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности и других эксплуатационных свойств, осуществляемые в ходе производственного процесса.

Сбор в республиканский фонд поддержки фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в 2009 году взимается с организаций по ставке 1 процент от выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг).

От уплаты сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки освобождаются организации, осуществляющие научную деятельность, – в части выручки от реализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполненных за счет средств республиканского либо местных бюджетов, включая денежные средства по договорам, заключенным с организациями, которым эти средства выделены из бюджета [11].

Земельный налог, налог на недвижимость. Указом Президента Республики Беларусь 07.06.2007 №265 «О государственной комплексной программе развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 годы» в 2007–2010 годах Советам депутатов областного и базового территориального уровней предоставлено право устанавливать для организаций реализующих инвестиционные проекты по модернизации производства с целью выпуска конкурентоспособной продукции, созданию рабочих мест, льготы по налогу на недвижимость, земельному налогу и экологическому налогу. Это значит, что субъекты хозяйствования, расположенные в малых городах и поселениях, денежные средства, высвободившиеся в результате получения налоговых льгот, могут направлять на развитие своей деятельности.

2.2.2 Установление особых режимов налогообложения

Современная налоговая практика показывает, что в условиях неоднородности отраслевого состава хозяйствующих субъектов и наличия у них объективных особенностей осуществления предпринимательской деятельности применение единых условий налогообложения ко всему кругу участников экономических отношений не всегда может быть эффективным и целесообразным.

Исходя из этого, при формировании налогового законодательства Республики Беларусь в отношении отдельных категорий субъектов хозяйствования установлена совокупность специальных правил налогообложения.

Налоговым кодексом Республики Беларусь такая совокупность специальных правил названа «особыми режимами налогообложения».

Под особым режимом налогообложения понимается специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов и пошлин, отличающийся от общеустановленного [7].

В зависимости от целей введения и применения особых режимов налогообложения их практическая организация в налоговом законодательстве может осуществляться различными методами.

Общеустановленный перечень налогов, сборов и пошлин для соответствующей категории плательщиков может быть замещен специальным налоговым платежом. При этом объект налогообложения и порядок определения налоговой базы определяется таким образом, чтобы в максимальной степени учесть специфику конкретного вида предпринимательской деятельности, осуществляемого субъектами особого режима. Размер налоговой ставки специального платежа как правило устанавливается на уровне, обеспечивающим субъектам такого режима равную величину налоговой нагрузки с плательщиками, применяющими общий перечень налогов.

Стимулирующую направленность имеют особые налоговые режимы в форме предоставления соответствующим субъектам комплекса налоговых льгот по действующим налогам, сборам (пошлинам) в виде освобождения от обязанности их исчислять и уплачивать либо снижения размера ставок. Примером такого льготного налогового режима является налогообложение резидентов Парка высоких технологий.

В целях создания благоприятных условий для повышения конкурентоспособности отраслей экономики, основанных на новых и высоких технологиях, дальнейшего совершенствования организационно-экономических и социальных условий для проведения разработок современных технологий и увеличения их экспорта, привлечения в эту сферу отечественных и иностранных инвестиций в 2005 году в Республике Беларусь создан Парк высоких технологий.

Парк высоких технологий создан на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 №12 «О парке высоких технологий».

Деятельность Парка высоких технологий и резидентов парка высоких технологий осуществляется в соответствии с Положением «О парке высоких технологий», утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 №12.

Цель ПВТ – создать в стране благоприятные условия для развития индустрии экспортно-ориентированного программирования, развития иных экспортных производств, основанных на новых и высоких технологиях, а также для концентрации кадрового, научно-производственного и инвестиционно-финансового потенциала.

Парк высоких технологий является частью территории Республики Беларусь общей площадью 50 гектаров со специальным правовым режимом, срок действия которого составляет 15 лет.

В качестве резидентов Парка высоких технологий могут быть зарегистрированы юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь, осуществляющие один или несколько следующих видов деятельности:

– анализ, проектирование и программное обеспечение информационных систем;

– деятельность по обработке данных с применением программного обеспечения потребителя или собственного программного обеспечения;

– фундаментальные и прикладные исследования, экспериментальные разработки в области естественных и технических наук (выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или опытно-технологических работ, связанных с направлениями деятельности Парка высоких технологий) и реализация результатов таких исследований и разработок и др.

Резиденты Парка высоких технологий освобождаются от:

– налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, установленных законом о бюджете Республики Беларусь на соответствующий финансовый (бюджетный) год, уплачиваемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности);

– налога на прибыль;

– налога на добавленную стоимость по оборотам от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности);

– земельного налога с участков в границах ПВТ на период строительства на них резидентами этого Парка, но не более чем на три года, зданий и сооружений, предназначенных для осуществления их деятельности;

– налога на недвижимость на основные средства и объекты незавершенного строительства резидентов Парка высоких технологий, расположенных на территории Парка.

Доходы физических лиц (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков), полученные в течение календарного года от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам, а также доходы резидентов Парка – индивидуальных предпринимателей облагаются подоходным налогом с физических лиц по ставке 9% и в совокупный годовой доход не включаются.

Обязательные страховые взносы не начисляются на часть дохода (выплат) работника (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков) резидента Парка высоких технологий, являющуюся объектом для начисления таких взносов, превышающую однократный размер средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который должны быть уплачены обязательные страховые взносы.

Ставка для уплаты налога на доходы, получаемые иностранными юридическими лицами, не осуществляющими деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, по дивидендам, долговым обязательствам, роялти, лицензиям, если источником выплаты такого дохода является резидент Парка высоких технологий, составляет 5%, если более льготный режим не установлен международными договорами Республики Беларусь.

Оффшорный сбор не взимается с резидентов Парка высоких технологий при выплате (передаче) дивидендов их учредителям (участникам).

Кроме льгот, касающихся налогового законодательства, резиденты ПВТ освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами, при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь для осуществления предусмотренных видов деятельности.

При расчете ставки арендной платы, уплачиваемой резидентами ПВТ на территории Парка, к базовой ставке арендной платы, определенной в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. №495 «О совершенствовании порядка определения размеров арендной платы и передачи в безвозмездное пользование общественных, административных и переоборудованных производственных зданий, сооружений и помещений, находящихся в государственной собственности», с изменениями и дополнениями, применяется понижающий коэффициент 0,5.

Не подлежит обязательной продаже иностранная валюта, полученная резидентами ПВТ от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности) при осуществлении уставных видов деятельности [12].

Учитывая, что Декрет «О Парке высоких технологий» предусматривает осуществление только определенных видов деятельности, за невыполнение данной обязанности резидент Парка высоких технологий лишается своего статуса. При этом он обязан будет уплатить в полном объеме налоги, сборы (пошлины) и другие обязательные платежи в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, плательщиком которых он является, за этот финансовый год и последующие отчетные периоды до принятия решения о лишении его статуса резидента Парка высоких технологий с применением санкций, установленных законодательством за неуплату, неполную уплату налогов, сборов (пошлин), нарушение установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета), и начислением пени согласно налоговому законодательству.

Государственная поддержка предоставлена Декретом также и нерезидентам ПВТ, зарегистрировавшим бизнес-проекты в сфере новых и высоких технологий, которые освобождаются от сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки (уплачиваемых с выручки от реализации выполненных работ (оказанных услуг) по зарегистрированному бизнес-проекту), налога на прибыль (полученную в результате выполнения работ (оказания услуг) по зарегистрированному бизнес-проекту), налога на добавленную стоимость (по оборотам от реализации на территории Республики Беларусь выполненных работ (оказанных услуг) по зарегистрированному бизнес-проекту). Доходы физических лиц, в пределах предусмотренной численности, непосредственно участвующих в реализации зарегистрированного бизнес-проекта в сфере новых и высоких технологий, полученные от нерезидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам, облагаются подоходным налогом с физических лиц по ставке 9% и в совокупный годовой доход не включаются.

При этом для указанных физических лиц обязательные страховые взносы не начисляются на часть дохода (выплат) работника, являющуюся объектом для начисления таких взносов, превышающую однократный размер средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который должны быть уплачены обязательные страховые взносы.

2.2.3 Функционирование инновационных фондов

Инновационные фонды образуются республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Белорусским республиканским союзом потребительских обществ, Национальной академией наук Беларуси (далее – главные распорядители средств), облисполкомами и Минским горисполкомом и являются государственными целевыми бюджетными фондами.

Инновационные фонды формируются за счет отчислений организаций, находящихся в подчинении органов государственного управления. Отчисления в инновационные фонды Министерства торговли Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь производятся всеми юридическими лицами, осуществляющими торговлю и деятельность в отрасли строительства [13].

Отчисления в инновационные фонды рассчитываются исходя из себестоимости и включаются в состав затрат. По сути отчисления в инновационные фонды являются налоговым платежом, т. к. плательщики данных отчислений несут права и обязанности, установленные для плательщиков налогов.

Размеры отчислений в инновационные фонды организациям устанавливаются главными распорядителями средств инновационных фондов в пределах нормативов отчислений, установленных законом Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. В 2009 году размеры отчислений составляют от 0,25 до 13,5 процентов.

Отчисления в инновационные фонды организации не осуществляют:

– при производстве продукции, товаров (работ, услуг), финансируемом за счет бюджетных средств;

– осуществляющие строительство объектов на территории Российской Федерации;

– в части работ по строительству жилья.

Средства инновационных фондов направляются на:

– финансирование НИОКР, выполняемых в рамках президентских, государственных народнохозяйственных и социальных программ;

– финансирование государственных, отраслевых и региональных научно-технических программ, инновационных проектов;

– выполнение работ по подготовке и освоению производства новых видов наукоемкой продукции, ориентированных на реализацию приоритетных межотраслевых и отраслевых научно-технических направлений;

– создание и развитие производств, основанных на новых и высоких технологиях;

– финансирование программ по энергосбережению, мероприятий по внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования, а также расходов по реализации международных проектов в области энергосбережения с участием Республики Беларусь;

– строительство и реконструкцию зданий, инженерных и транспортных коммуникаций и сооружений (за исключением капитального ремонта), связанных с направлениями использования инновационного фонда;

– финансирование мероприятий плана реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы;

– проведение маркетинговых исследований, работ в области стандартизации и сертификации продукции (работ, услуг), систем качества, обеспечения единства измерений, рекламно-издательской деятельности, связанной с направлениями использования инновационных фондов;

– развитие научно-технической информации, работы в области организации и пропаганды изобретательской и рационализаторской деятельности, проведение научных и научно-практических мероприятий (конференций, семинаров, выставок);

– развитие материально-технической базы подведомственных организаций, осуществляющих научную и научно-техническую деятельность;

– разработку прогнозов развития организаций на 5 лет, бизнес-планов их развития на год, бизнес-планов инвестиционных проектов;

– выполнение Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 годы,

– компенсацию потерь доходов по установке гражданам телефонов на льготных условиях;

– строительство жилых домов и объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки;

– иные цели, определяемые Президентом Республики Беларусь либо Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Доходы инновационных фондов Республики Беларусь на 2009 год предусмотрены Законом о республиканском бюджете в сумме 2689432779 тыс. р. и расходы в сумме 3222042888 тыс. р.

2.3 Практика налогообложения инновационной деятельности в Республике Беларусь

На примере четырех предприятий Железнодорожного района г. Витебска разных форм собственности и осуществляющих различные виды деятельности, рассмотрим порядок налогообложения инновационной деятельности.

2.3.1 ОАО «Доломит»

ОАО «Доломит» основано в 1931 году с пуском первой шахтной печи мощностью 10 тыс. тонн в год извести. С тех пор ежегодно производственные мощности предприятия наращивались. Геологоразведочные работы, проведенные в 1930 и 1934 годах, подтвердили значительные залежи доломитового известняка и перспективность развития завода.

В 1936 году пущена в эксплуатацию вторая шахтная печь, мощностью 12 тыс. тонн в год.

В середине 30-х годов в карьере Руба появился первый паровой экскаватор, который двигался по специально устроенной в карьере железной дороге и производил вскрышные работы. Емкость ковша экскаватора составляла 0,5 куб. м. Удаление грунта от вскрышных работ производилось с помощью паровоза узкой колеи, работающего на железнодорожном пути, проложенном параллельно пути движения экскаватора.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.