рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Налоговое регулирование инновационной деятельности (на примере предприятий Железнодорожного района г. Витебска)

В любом обществе главным субъектом налоговой политики является государство.

Для управления процессом налоговых отношений государство использует различные организационно-правовые методы, нормы, инструменты, формы. Способы организации налоговых отношений государство оформляет в законах, указах Президента и других нормативно-правовых актах. Оно определяет методы изъятия ВВП, виды платежей, налоговых ставок и льгот, способы обложения.

Почти во всех странах мира с целью экономного использования природных ресурсов и борьбы с загрязнением окружающей среды используют различные административные и экономические методы, среди которых центральное место принадлежит налогам.

Так, государствами вводятся экологический налог, назначением которого является:

– Обеспечение финансирования расходов государства на охрану окружающей среды.

– Обеспечение рационального использования предприятиями природных ресурсов – за сверхнормативное использование природных ресурсов ставки экологического налога в различных странах повышаются в несколько раз.

Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2009 год» от 13.11.2008 №450–3 расходы государственного бюджета на охрану окружающей среды предусмотрены в размере 620677096,0 тыс. р., в том числе:

Таблица 4.1 – Расходы государственного бюджета Республики Беларусь на охрану окружающей среды на 2009 год

Направление Сумма, тыс. р.
1. Природоохранная деятельность 13163813,0
2. Охрана природной среды 517616988,0

3. Охрана растительного и животного мира. Мониторинг

окружающей среды

55926988,0
4. Фонды охраны природы 446690000,0
5. Охрана земель 15000000,0

6. Прикладные научные исследования, научно-технические

программы и проекты в области охраны окружающей среды

6063500,0
7. Другая деятельность в области охраны окружающей среды 83832795,0

8. Фонд организации сбора (заготовки) и использования

отходов в качестве вторичного сырья

32000000,0
9. Прочие вопросы в области окружающей среды 51832795,0

Доля расходов государственного бюджета на охрану окружающей среды в общем объеме расходов государственного бюджета составляет 1,08%.

Финансирование расходов бюджета на охрану окружающей среды осуществляется за счет взимания налога за использование природных ресурсов или иначе называемого экологического налога.

Рассмотри порядок исчисления предприятиями экологического налога.

Плательщиками налога за использование природных ресурсов (экологического налога) являются юридические лица, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы, а также индивидуальные предприниматели.

Экологическим налогом облагаются:

– объемы используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов;

– объемы переработанных нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;

– объемы выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ;

– объемы перемещаемых по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов;

– объемы отходов производства, размещенных на объектах хранения отходов и (или) объектах захоронения отходов, объемы размещенных товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим;

– объемы производимой и (или) импортируемой пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также объемы импортированных товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона. Перечень производимых и (или) импортируемых иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, устанавливается Президентом Республики Беларусь.

Ставки налога за использование природных ресурсов, за исключением платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти, установлены Указом Президента Республики Беларусь от 07.05.2007 №215.

Ставки налога за добычу природных устанавливаются в зависимости от ценности добываемых природных ресурсов. В 2009 году они составляют от 9,5 рублей за 1 куб. м. воды, забираемой из поверхностных источников, до 7140000 рублей за 1 тонну личинок хирономид

Размеры ставок налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух зависят от класса опасности загрязняющих веществ.

Таблица 4.2 – Ставки экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Вещество Размер ставки (рублей за 1 тонну)
Первый класс опасности (ртуть, кадмий, свинец и др.) 43352000
Второй класс опасности (бензол, серная кислота, хлор и др.) 1297790
Третий класс опасности (метанол, пыль древесная, ксилол и др.) 429030
Четвертый класс опасности (аммиак, бутан, метан, этанол и.др.) 213180
Класс опасности не определен (пыль комбикормовая, 2-этоксиэтанол) 1073930
Бензин неэтилированный 143990
дизельное топливо 90270
Сжиженный газ 143300
Биодизельное топливо 80260

Ставки экологического налога за размещения отходов производства устанавливаются в зависимости от класса опасности отходов и в 2009 году составляют от 24 рублей за тонну до 9638410 рублей.

Ставки экологического налога за производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, а также за импорт товаров, упакованных в такую тару, представлены в таблице 4.3.

Таблица 4.3 – Ставки экологического налога за тару

Объект налогообложения Ставка налога, рублей
1. За производство пластмассовой тары, за 1 тонну 250700
2. За производство стеклянной тары, за 1 условный литр 15,2
3. За производство тары на основе бумаги и картона, за 1 тыс. кв. метров 7630
4. За импорт пластмассовой тары, товаров, упакованных в пластмассовую тару, за 1 тонну 250700

5. За импорт тары, основанной на основе бумаги и картона, товаров, упакованных в тару на основе бумаги и картона,

за 1 тонну

16300

6. За импорт стеклянной тары, товаров, упакованных в

стеклянную тару, за 1 тонну

152600

За переработку организациями, осуществляющими переработку нефти, 1 тонны нефти или нефтепродуктов налог взимается по ставке 2800 белорусских рублей.

В случаях, когда объектом налогообложения является добыча природных ресурсов или выбросы загрязняющих веществ, каждому природопользователю устанавливаются лимиты.

За превышение установленных лимитов или, если природопользователь не обратился за установлением таких лимитов, экологический налог взимается в повышенных размерах.

Так, за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов, если их установление предусматривается законодательством, налог взимается в 15-кратном размере установленной ставки налога.

За превышение установленных лимитов (объемов) использования (изъятия, добычи) природных ресурсов либо использование (изъятие, добычу) природных ресурсов без установленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь лимитов (объемов) налог взимается в 10-кратном размере установленной ставки налога.

За размещение отходов производства сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов, если их установление предусматривается законодательством, налог взимается в 15-кратном размере установленной ставки налога.

Указом Президента Республики Беларусь от 07.05.2007 №215 также установлены льготы по взиманию экологического налога.

Так, не облагаются экологическим налогом объемы:

– выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников, рассчитанные исходя из количества израсходованного топлива на передвижение за пределами территории Республики Беларусь;

– добычи попутного газа из месторождений нефти;

– переработки полуфабрикатов из сырья, полученных на определенном этапе технологического процесса переработки сырых нефти и нефтепродуктов на давальческих условиях и причитающихся переработчикам в счет платы за услуги;

– добычи попутных и дренажных подземных вод, не учитываемых государственным балансом запасов полезных ископаемых и извлекаемых при разработке месторождений других видов полезных ископаемых;

– добычи полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах перерабатывающих производств, а также составляющих нормативные потери полезных ископаемых;

– добычи (изъятия) воды из поверхностных и подземных источников для противопожарного водоснабжения;

– добычи воды из подземных источников: контрольных и резервных скважин при проведении планового контроля за их эксплуатацией;

– хранения отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных для обезвреживания и (или) использования, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов;

– размещения радиоактивных отходов, образующихся в результате работ по преодолению аварии на Чернобыльской АЭС;

– производства тары и иных товаров, реализованных на экспорт, при условии раздельного учета.

Налог за использование природных ресурсов исчисляется и уплачивается индивидуальными предпринимателями ежеквартально, а остальными плательщиками – ежемесячно исходя из фактического объема использования (изъятия, добычи) природных ресурсов, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения отходов производства, произведенных и (или) импортированных пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона переработанных нефти и нефтепродуктов.

Платежи вносятся в бюджет индивидуальными предпринимателями ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, остальными плательщиками – ежемесячно не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Суммы налога за использование природных ресурсов в пределах установленных лимитов и в случаях, если законодательством установление лимитов не предусмотрено, включаются в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, сверх установленных лимитов – уплачиваются за счет средств, остающихся в распоряжении плательщиков налога.


4.2 Пути снижения налоговых затрат на примере ОАО «Доломит»

ОАО «Доломит» является самым крупным плательщиком экологического налога в Железнодорожном районе г. Витебска. Доля поступлений экологического налога от ОАО «Доломит» в общем объеме поступления экологического налога в Железнодорожном районе г. Витебска составляет 15–16%.

В таблице 4.4. представлены сведения об уплаченных суммах экологического налога ОАО «Доломит» за 2006–2008 гг.

Таблица 4.4 – Экологический налог, уплаченный ОАО «Доломит» за 2006–2008 гг.

Вид платежа Год
2006 2007 2008
1. За объемы используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов, тыс. р 6631,3 6954,2 129581,1
2. За объемы выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, тыс. р. 286049,6 407855,3 354387,9
3. За объемы отходов производства, тыс. р. 2420,9 1230,8 1569,3
4. За объемы импортируемой пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона 1722,9 986,7 16,9

Итого

296823,8

417027,0

485555,2

Как видно из таблицы 4.4 наибольший удельный вес в структуре экологического налога ОАО «Доломит» занимают платежи за объемы выбросов загрязняющих веществ. Это связано с тем, что обработка добываемых природных ресурсов производится на устаревшем оборудовании, которое не позволяет в достаточной мере производить очистку выбрасываемых веществ. Поэтому одним из путей снижения экологического налога на предприятии является реконструкция 2-х топок на технологических линиях 1, 3 в цехе №7 и технологической линии 5 в цехе №5 с целью установления оборудования, позволяющего более качественно производить очистку выбросов вредных веществ.

Также на предприятии при добыче и сбросе сточных вод не применяются водоизмерительные приборы. Указом Президента Республики Беларусь от 07.05.2007 №215 установлено, что за использование (изъятие, добычу) воды из поверхностных и подземных вод, за сброс сточных вод в водные объекты и подземные горизонты при отсутствии водоизмерительных приборов, аппаратуры и устройств к ставкам налога применяется коэффициент 1,5. Следовательно, применение водоизмерительных приборов позволит предприятию существенно снизить суммы экологического налога за добычу и сбросы сточных вод.

Таким образом, для уменьшения налоговых затрат на ОАО «Доломит» предлагается следующее:

1.  Реконструкция технологического оборудования с целью повышения качества очистки выбросов, что позволит уменьшить объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и соответственно уменьшить налог в части платы за выбросы;

2.  Приобретение водоизмерительных приборов, что позволит не применять к установленным ставкам коэффициент 1,5 и таким образом уменьшить налог в части платы за добычу воды и сбросы сточных вод.


Заключение

Актуальность изученной в ходе выполнения дипломного проекта проблемы обусловлена временем. Процесс интеллектуализации экономики и других сфер жизни общества и государства относится к числу важнейших современных экономических закономерностей. Ставка на интеллект, его созидательную роль в производстве знаний, инновационные и творческие способности становится решающим фактором общественного развития, а превращение знаний в интеллектуальный капитал – главным ресурсом повышения конкурентоспособности предприятий.

Активизация инновационного развития предприятий, отраслей и экономики в целом является одним из главных направлений реального экономического роста в Республике Беларусь, что отмечено в основных программных документах (Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг., Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.).

Как рычаг косвенного воздействия, налоговое регулирование инновационной деятельности, является мощным инструментом, способным влиять на развитие инновационных процессов. Поэтом выбор тех или иных способов налогового регулирования может существенно сказаться на развитии инновационной деятельности в стране.

Изучив методы налогового стимулирования инновационной в Республике Беларусь, можно сделать вывод об их соответствии методам, применяемым в развитых странах. Однако существуют и проблемы, пути решения которых были предложены в третьем разделе дипломного проекта, а именно:

– отмена 1%-го сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, включаемого в цену продукции;

– освобождение от уплаты отчислений в инновационные фонды с направлением данных средств на инновационную деятельность – т.е. предприятия исчисляют отчисления, но не уплачивают их в бюджет, а направляют на развитие собственной инновационной деятельности. Предприятия, не осуществляющие инновационную деятельность, производят отчисления в действующем порядке;

– снижение ставки налога на прибыль на 50% для всех предприятий, направляющих средства на развитие инновационной деятельности, с использованием высвободившихся средств на данные цели.

В области налогового администрирования были предложены следующие пути совершенствования:

– создание самостоятельной отрасли законодательства – налогового права на базе единой законодательной и нормативной базы налогообложения, устраняющей многочисленные нормативные документы и подзаконные акты, регулирующие налоговые отношения, ликвидирующей имеющиеся правовые пробелы и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений;

– упрощение налоговой системы за счет установления закрытого перечня налогов и сборов, сокращения их количества, максимальной унификации налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также порядка уплаты;

– совершенствование процедур регистрации, учета и контроля плательщиков, сокращения налоговых форм (деклараций и расчетов), обеспечения возможности их представления на электронных носителях с правом электронной подписи, что позволит сократить затраты как со стороны субъектов хозяйствования, так и государства;

– содействие формированию в обществе налоговой культуры путем создания доступных информационных ресурсов для всех слоев населения, эффективной системы консультирования налогоплательщиков и подготовки кадров.

Данные меры на примере 4 предприятий могли бы позволить каждому из них высвободить дополнительные средства на развитие инновационной деятельности. В конечном итоге эти мероприятия стали бы одним из путей к достижению финансового благополучия предприятий. А финансовое благополучие предприятий в свою очередь ведет к улучшению социально-экономической обстановки в стране.

В четвертом разделе дипломного проекта изложен порядок формирования экологического налога в Республике Беларусь. На примере ОАО «Доломит» представлены пути снижения налоговых затрат.


Список литературы

[1] Заяц, Н. Налоги и налогообложение: учебник / Н.Е. Заяц, Т.Е. Бондарь, Н.И. Алешкевич – 5-е изд., испр. и доп. – Мн., Выш.шк., 2008

[2] Налоговый механизм: Теория и практика: Налоги, таможенно-тарифное регулирование. Учет и контроль. Ценообразование: пособие / С.И. Адаменкова [и др.]. под. ред. С.И. Адаменковой – 4-е изд., доп. и перераб. – Мн.: Элайда, 2007

[3] Мясникович, М. Государственное регулирование инновационной деятельности: учебное пособие / Мясникович М.В., Антонова Н.Б., Нехорошева Л.Н. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005 – 235 с.

[4] Шелюбская, Н. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы // Проблемы теории и практики управления. – 2001. – №3.

[5] Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы

[6] Об основах государственной научно-технической политики: Закон Респ. Беларусь, 19 янв. 1993 г. №2105-XII // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – №5/15965

[7] Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – №2/920

[8] О налоге на добавленную стоимость: Закон Респ. Беларусь, 19 дек. 1991 г., №1319-XII // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. – №2/313

[9] Об утверждении методических рекомендаций по оценке эффективности научных, научно-технических и инновационных разработок: постановление национальной академии наук Беларуси, Государственного комитета по науке и технологиям Респ. Беларусь, 3 янв. 2008 г., №1/1 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – №5/15965

[10] О налогах на доходы и прибыль: Закон Респ. Беларусь, 22 дек. 1991 г., №1330-XII // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. – №2/317

[11] О республиканском бюджете на 2009 год: Закон Респ. Беларусь, 13 ноя., 2008 г., №450-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – №2/1546

[12] О парке высоких технологий: Декрет Президента Респ. Беларусь, 22 сент. 2005 г., №12 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – №69

[13] Положение о порядке зачисления, направлениях и целях использования средств инновационных фондов: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 14.05.2005, №493 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – №5/15965

[14] Богдан, Н. Открытая модель инновационного процесса и трансформация индикаторов инновационного развития // Белорусский экономический журнал. 2008. №4.

[15] Киреева, Е., Киселев, С. Налогообложение в условиях реализации стратегии инновационного развития национальной экономики // Белорусский экономический журнал. – 2007. – №1

[16] Киреева, Е. Налоговая реформа: необходимость, основные направления и меры по их реализации // Белорусский экономический журнал. – 2008. – №№2,3

[17] Лукъянова, И. Налоговое регулирование в государственной политике стимулирования инвестиций // Белорусский экономический журнал. – 2008. – №2

[18] Мясникович, М. Инновационная деятельность Республике Беларусь: теория и практика / М. Мясникович – Мн.: Аналитический центр НАН Беларуси, ИООО «Право и экономика», 2004–178 с.

[19] О государственной регистрации научно-исследовательских научно-инструкторских и опытно-технологических работ: Указ Президента Респ. Беларусь, 25 мая 2006 г., №356

[20] О научной деятельности: Закон Респ. Беларусь, 21.10.1996, №708-XIII // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. – №2/547

[21] О национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 27 мар. 1997 г., №255

[22] О налогообложении высокотехнологичных организаций: Указ Президента Респ. Беларусь, 4 дек 2008 г., №662 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – №1/10282

[22] О некоторых вопросах налогообложения резидентов парка высоких технологий: Указ Президента Респ. Беларусь, 31 дек. 2007 г., №703 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – №5/15965

[23] Paying Taxes 2009. The global picture [Электронный ресурс] – Электронные данные. – Режим доступа: http://pwc.com/ payingtaxes doingbusiness.org.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.