| |||||
МЕНЮ
| Дипломная работа: Налоговое регулирование инновационной деятельности (на примере предприятий Железнодорожного района г. Витебска)В целях реализации государственной научно-технической политики государственными органами Республики Беларусь ежегодно выделяются ассигнования на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности из бюджета и других контролируемых ими источников. Финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности является приоритетным направлением государственной бюджетно-налоговой политики. Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2009 год» от 13.11.2008 №450–3» расходы республиканского бюджета на научную, научно-техническую и инновационную деятельность предусмотрены в размере 540000000 тыс. р., что составляет 0,94% от расходной части бюджета. Средства, предусмотренные в бюджете для финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, используются на проведение фундаментальных и прикладных научных исследований; выполнение научно-технических программ; подготовку, повышение квалификации и аттестацию научных кадров; развитие материально-технической базы научных учреждений и организаций; расходы, связанные с международным научно-техническим сотрудничеством на основе международных (межгосударственных, межправительственных) договоров; финансовую поддержку инновационных проектов в части организации и проведения научных исследований и разработок и пр. Для финансирования научно-технических программ и инновационных проектов, а также освоения новых видов продукции и технологий, разрабатываемых в процессе их выполнения, министерства, иные республиканские органы государственного управления, ассоциации и иные объединения предприятий создают специальные инновационные фонды. Источниками формирования специальных инновационных фондов являются отчисления предприятий и организаций от себестоимости продукции (работ, услуг) с отнесением этих отчислений на себестоимость. За счет средств республиканского бюджета финансируются научно-исследовательские, опытно-технологические и опытно-конструкторские работы, которые прошли обязательную экспертизу в установленном порядке. Помимо прямых методов регулирования, государство стимулирует научную, научно-техническую и инновационную деятельность путем проведения соответствующей налоговой и кредитной политики. 2.2 Особенности налогообложения инновационной деятельности в Республике Беларусь Налоговое регулирование – это меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот. Основной задачей создания механизма налогового регулирования является достижение баланса целей, интересов и возможностей государства и налогоплательщика, позволяющего обеспечить эффективность экономической политики. Налоговое регулирование основывается на принципе «обратной связи», которую обеспечивают налогоплательщики, корректируя свое экономическое поведение в ответ на изменения в налогообложении. Рассмотрим меры налогового регулирования, предусмотренные законодательством Республики Беларусь. 2.2.1 Предоставление налоговых льгот для субъектов инновационной деятельности В Республике Беларусь устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы. Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях. К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся: – налог на добавленную стоимость; – акцизы; – налог на прибыль; – налоги на доходы; – подоходный налог с физических лиц; – экологический налог; – налоги с пользователей природных ресурсов; – налоги на имущество; – земельный налог; – дорожные налоги и сборы; – таможенная пошлина и таможенные сборы; – гербовый сбор; – оффшорный сбор; – консульский сбор; – государственная пошлина; – патентные пошлины. К местным налогам и сборам относятся: – налог с розничных продаж; – налог за услуги; – налог на рекламу; – сборы с пользователей. Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере [7]. Налоговые льготы устанавливаются в виде: – освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины); – дополнительных по отношению к учитываемым при определении налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины); – пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок; – возмещение суммы уплаченного налога, сбора (пошлины); – в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь. Предоставление индивидуальных налоговых льгот юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не допускается. Организациям и индивидуальным предпринимателям может быть оказана государственная поддержка индивидуально в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь, в виде: изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней; нормативного распределения выручки. По решению Президента Республики Беларусь государственная поддержка может быть оказана плательщикам в иных видах. Местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь и законами, предоставлять льготы по налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты. Областные и Минский городской Советы депутатов вправе предоставлять организациям и индивидуальным предпринимателям государственную поддержку в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней, полностью уплачиваемых в местные бюджеты. Налог на добавленную стоимость. Общий порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость установлен Законом Республики Беларусь от 19.12.1991 №1319-ХII (с изменениями и дополнениями). Объектами обложения налогом на добавленную стоимость признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь. Кроме того, налог на добавленную стоимость уплачивается при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), имущественных прав. Налог на добавленную стоимость исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки и рассчитывается по формуле Н = Б x С, (2.1) где Н – исчисленная сумма налога; Б – налоговая база; С – установленная ставка налога. Обложение налогом на добавленную стоимость производится по следующим налоговым ставкам: 1. ноль процентов – при реализации экспортируемых товаров, работ, услуг; 2. десять процентов: 2.1. при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветов, декоративных растений), животноводства (за исключением пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства; 2.2. при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей; 3. восемнадцать процентов – при реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, не указанных в пунктах 1 и 2; 4. девять целых девять сотых процента (10/110х100) или 15,25 процента (18/118х100) при реализации товаров по регулируемым розничным ценам с учетом налога; 5. ноль целых пять десятых процента – при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь из Российской Федерации для производственных нужд обработанных и необработанных алмазов во всех видах и других драгоценных камней; 6. двадцать четыре процента – при реализации на территории Республики Беларусь и при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь сахара белого. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами налоговых вычетов [8]. Льготы для субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих инновационную деятельность. В соответствии с подпунктом 2.31 пункта 2 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 19 декабря 1991 г. №1319-XII «О налоге на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями; далее – Закон) освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических работ, зарегистрированных в государственном реестре в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь. Такой порядок установлен Указом Президента Республики Беларусь от 25 мая 2006 г. №356 «О государственной регистрации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ» (далее – Указ), пунктом 1 которого определено, что государственной регистрации подлежат научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы, имеющие значение для реализации приоритетов социально-экономического развития, разработки новых технологических процессов, наукоемкой, конкурентоспособной продукции, формирования перспективных научных направлений. Освобождение от НДС применяется только в случае реализации работ резидентам Республики Беларусь. Государственная регистрация работ, а также ведение государственного реестра осуществляются государственным учреждением «Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы» (далее – учреждение). Организация независимо от формы собственности и подчиненности и индивидуальный предприниматель (далее – организация-исполнитель) для государственной регистрации работы в месячный срок с даты заключения договора на ее выполнение (издания приказа руководителя организации-исполнителя о выполнении работы структурным подразделением такой организации) направляют в учреждение следующие документы: – регистрационную карту на выполняемую работу по форме, утверждаемой Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь; – техническое (научное) задание или технико-экономическое обоснование этой работы; – календарный план на проведение работы, утвержденный руководителем организации-исполнителя; – информацию о статусе (республиканская, отраслевая, региональная или иная) и основных параметрах научно-исследовательской программы в случае выполнения работы в рамках ее реализации (представляется головными организациями – исполнителями программ) по форме, утверждаемой Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь. При проведении совместной работы несколькими организациями-исполнителями документы представляются в учреждение каждой организацией. Документы, представленные не в полном объеме или с нарушением вышеуказанных требований, возвращаются учреждением организации-исполнителю в трехдневный срок с даты их поступления с обоснованием причин возврата. Учреждение в течение двадцати рабочих дней после поступления документов рассматривает их и при соответствии работы критериям, предъявляемым законодательством к научным исследованиям и разработкам, направляет документы в Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь для проведения экспертизы работы о соответствии ее критериям. Критерии оценки научных и научно-технических разработок – признаки, на основании которых определяется степень прогрессивности (новизны) и полезности результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Результаты научных и научно-технических разработок оцениваются по критериям новизны, значимости для науки и практики, объективности, доказательности и точности. Применение критерия новизны предполагает учет наличия в результатах разработок новых научных знаний (новой научной информации). Научные знания характеризуются в пределах от «уже известного» до абсолютной новизны. Высшая степень новизны (абсолютная новизна, принципиально новая научная информация) соответствует открытиям, подтвержденным общественным признанием в форме экспертных заключений высококвалифицированных ученых в соответствующей научной области, а также изобретениям, промышленным образцам, полезным моделям и иным объектам, на которые получены патенты. Другие степени (уровни) новизны определяются путем соотнесения полученных значений с абсолютной новизной и выражаются с помощью конкретных систем показателей [9]. Критерий значимости для науки и практики реализуется через оценку масштабов влияния результатов научных исследований на науку, экономику, социальную сферу, экологию. Масштабы влияния характеризуются: – в фундаментальных исследованиях – интервалом от распространения уже известных знаний и передового опыта до коренных преобразований в науке, технике, экономике, социальной и иных сферах; – в прикладных исследованиях – от реализации их результатов на отдельном предприятии до применения в масштабе национальной экономики; – в сфере практического использования – от продажи отдельных изделий или малых партий на локальном рынке до выхода на мировой рынок. Критерий объективности отражает степень обоснованности результата научного исследования, которая может изменяться в пределах от несоответствия до полного соответствия оценки результату. Степень объективности может выявляться посредством учета квалификации и компетентности разработчиков и экспертов. Критерий доказательности предполагает учет характера применяемой информации, способов ее получения и обработки (использование научной литературы, опыта, экспериментов, испытаний, математических методов). Степень доказательности результатов может изменяться в пределах от неопределенности до возможности воспроизведения и применения на практике. Степень доказательности результатов определяется экспертным путем. Критерий точности отражает степень соответствия модели (образца) стандартам (техническим условиям, техническому заданию, основным показателям бизнес-плана) и может характеризоваться от несоответствия до полного соответствия. По критерию точности классифицируют результаты прикладных исследований при создании действующих моделей и образцов новой техники и технологий, а также результаты исследований, включенных в инновационный процесс. Степень соответствия критериям выражается через значения конкретных показателей. Показатели могут быть количественными (количество изобретений, патентов, лицензий и т.д.) и качественными (принципиально новая информация, соответствие мировому научно-техническому уровню и т.д.). Качественные показатели могут также быть выражены количественно с использованием условных единиц (баллов, коэффициентов и других). Состав применяемых показателей определяется с учетом отрасли науки (естественные, технические и общественные науки) и вида научных исследований (фундаментальные, прикладные). Государственной регистрации подлежат работы, имеющие значение для реализации приоритетов социально-экономического развития, разработки новых технологических процессов, наукоемкой, конкурентоспособной продукции, формирования перспективных научных направлений, независимо от источников финансирования работ, которые выполняются организациями-исполнителями на территории Республики Беларусь. Государственная регистрация работ осуществляется по результатам их экспертизы на предмет соответствия требованиям. Республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси проводят экспертизу работ, выполняемых организациями, находящимися в ведении (подчинении) этих органов и организаций, а Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь – работ заявителей, не находящихся в ведении (подчинении) указанных органов и организаций, в том числе индивидуальных предпринимателей. В пределах двадцати рабочих дней после поступления документов учреждение вправе запрашивать у организации-исполнителя дополнительную информацию. Датой государственной регистрации работы является дата принятия учреждением решения о включении ее в государственный реестр. При реализации работ нерезидентам Республики Беларусь льгота по НДС не применяется. Указом Президента Республики Беларусь от 04.04.2006 №202 освобождены от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость ввозимые резидентами Республики Беларусь на таможенную территорию Республики Беларусь (за исключением ввозимых из Российской Федерации) оборудование и приборы для научно-исследовательских целей, а также материалы и комплектующие изделия, предназначенные для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ. Основанием для освобождения от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость при таможенном оформлении указанных товаров является заключение о назначении оборудования, приборов, материалов и комплектующих изделий, выдаваемое вышестоящим республиканским органом государственного управления. Налог на прибыль. Общий порядок исчисления и уплаты налога на прибыль стоимость установлен Законом Республики Беларусь от 22.12.1991 №1330-ХII (с изменениями и дополнениями). Объектом обложения налогом на прибыль признается валовая прибыль. Валовой прибылью признается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства), ценных бумаг, имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Валовая прибыль уменьшается на исчисленные суммы налога на недвижимость (за исключением налога со стоимости объектов незавершенного строительства), оффшорного и гербового сборов. Прибыль организаций облагается налогом по ставке 24 процента. Сумма налога на прибыль определяется как произведение налоговой базы, уменьшенной на сумму налоговых льгот в порядке, установленном налоговым законодательством, и налоговой ставки [10]. Льготы для субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих инновационную деятельность. Прибыль, полученная от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства организациями, включенными в перечень высокотехнологичных организаций, утверждаемый Президентом Республики Беларусь, облагается налогом по ставке, уменьшенной на 50 процентов. Средства, высвобождаемые в результате предоставления льготы в виде уменьшения ставки налога на прибыль, должны направляться указанными организациями на финансирование технического перевооружения. К высокотехнологичным товарам (работам, услугам) относится продукция, произведенная с использованием высокотехнологичных производств, прошедших в установленном законодательством порядке государственную научно-техническую экспертизу. Высокотехнологичное производство – это технологически и предметно-замкнутый участок организации, основанный на высоких технологиях и выпускающий законченную высокотехнологичную продукцию для реализации ее на рынке. Высокая технология – это технология, обладающая наивысшими качественными показателями по сравнению с лучшими мировыми аналогами, пользующаяся спросом на рынке и удовлетворяющая формирующимся или будущим потребностям человека и общества. Перечень высокотехнологичных организаций, включенных в Реестр высокотехнологичных производств и предприятий, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 04.12.2008 №662 «О налогообложении высокотехнологичных организаций». В данный перечень включены: – Открытое акционерное общество «Борисовский завод автотракторного электрооборудования»; – Производственное республиканское унитарное предприятие «Завод полупроводниковых приборов»; – Производственное республиканское унитарное предприятие «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» (в части производства дизельных двигателей в соответствии с нормами Евро 3/4, Tier 3 (модернизируемое действующее производство дизельных двигателей в соответствии с нормами Евро 2, Tier 2); – Республиканское унитарное научно-производственное предприятие «Витебский завод радиодеталей «Монолит»; – Республиканское унитарное предприятие «Белорусский металлургический завод»; – Республиканское унитарное предприятие «Завод «Оптик»; – Республиканское унитарное предприятие «МИНСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД»; – Республиканское унитарное предприятие «Могилевский завод лифтового машиностроения»; – Республиканское унитарное производственное предприятие «Завод Камертон» (в части производства пластин монокристаллического кремния); – Республиканское унитарное промышленное предприятие «Борисовский завод «Автогидроусилитель» (в части производства гидросистем рулевого управления с усилителем интегрального типа для автомобилей) [19]; Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|