рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Налоговое регулирование инновационной деятельности (на примере предприятий Железнодорожного района г. Витебска)

Меры налогового регулирования широко используются для стимулирования конкурентоспособности тех или иных отраслей, создания им наиболее благоприятных условий для накопления капитала, а также поощрения социально-полезной деятельности предприятий.

Для преодоления экономического застоя государство посредством налоговых льгот стимулирует капиталовложения, создает благоприятные условия для расширения совокупного общественного спроса как на потребительские, так и на инновационные товары, а также может оказывать существенное влияние и на территориальное размещение производительных сил, создание объектов инфраструктуры [2].

Между фискальной и стимулирующей функцией налогов существует взаимосвязь и противоречие. Чрезмерный налоговый пресс снижает у налогоплательщиков стимулы к увеличению капиталовложений, тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост, что в конечном счете отрицательно сказывается на поступлениях в государственный бюджет.

Американский ученый А. Лаффер доказал, что результатом снижения налогов является экономический подъем и рост доходов государства, установил зависимость между доходами бюджета и уровнем налогообложения, выраженную как отношение налоговых поступлений к валовому внутреннему продукту. Оптимальным считается уровень изъятия в 30%. За пределами этой величины доходы государства не увеличиваются. Это происходит по следующим причинам:

– снижается активность производителей;

– у налогоплательщиков вырабатывается установка на уклонение от уплаты налогов.

Согласно теории А. Лаффера при увеличении ставки налога доход государства в результате налогообложения увеличивается. Оптимальный размер налоговых ставок обеспечивает максимальное поступление в государственный бюджет. При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду и предпринимательству падают. Снижение чрезмерно высоких налогов обеспечит рост сбережений, инвестиций, занятости и, следовательно, размера совокупных доходов, подлежащих налогообложению. В результате увеличится и объем государственных доходов, уменьшится дефицит, произойдет ослабление инфляции.

Таким образом, повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или, наоборот, стимулирующее воздействие на динамику капиталовложений. Величина оптимального уровня налогообложения для каждого государства индивидуальна и соответствует конкретному этапу его экономического и социального развития.

Основу налоговой политики и налогового механизма государства составляет стратегическая концепция. Сложились два основных вида фискальной политики:

– стимулирующая, или мягкая;

– сдерживающая, или жесткая.

Стимулирующая налоговая политика предполагает, что правительство проводит ряд мер по уменьшению количества налогов. В такой ситуации в первую очередь на предприятии снижается доля косвенных налогов, включаемых в цену. Следовательно, увеличиваются и выручка от реализации продукции, и количество продаж, но с более высоким темпом по сравнению со снижением налогов. Тем самым опять возрастает размер налогов, перечисляемых предприятием в бюджет. В то же время при увеличении выручки уменьшается доля условно-постоянных затрат на единицу продукции в себестоимости, при неизменности цены. Значит у предприятия появляется возможность увеличить заработную плату как за счет роста производства, так и за счет экономии условно-постоянных затрат на единицу продукции. Следовательно, растут доходы как предприятий, так и располагаемый доход населения. В результате растут поступления в бюджет налогов как прямых, так и косвенных.

При сдерживающей налоговой политике наблюдаются обратные результаты: за счет увеличения налогов падают как доходы предприятий, так и располагаемый доход населения. Покупательская способность снижается, а значит, снижаются и поступления в бюджет. В результате наблюдается дефицит бюджета.

Правильность выбранной концепции проверяется практикой.

Одним из важнейших принципов формирования налоговой политики и построения налоговой системы является эффективность налогообложения. Реализация этого принципа состоит в соблюдении следующих требований:

– налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений;

– налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны;

– налоговое законодательство не должно допускать произвольного толкования, должно быть понятным плательщику;

– административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Налоговые системы, построенные и функционирующие на основе этих принципов, способны стать мощным стимулом развития экономики. Нынешний этап развития промышленно развитых стран с социально ориентированной экономикой ставит перед собой новые целевые установки и принципы налогообложения, отвечающие особенностям и уровню их развития:

-  создание условий инвестирования сбережений корпораций и частных лиц для формирования новых рабочих мест;

-  обеспечение конкурентоспособности продукции путем стимулирования НИОКР и внедрения в практику новейших технологий;

-  стимулирование накопления капитала и сбережений, сдерживание личного потребления капитала;

-  обеспечение социальных потребностей всех слоев населения [1].

Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Цель такого регулирования – создание общего налогового климата, обеспечивающего формирование позитивной среды для развития внутренней и внешней деятельности компаний, обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных направлений движения капитала.


1.2 Понятие инновационной деятельности

В соответствии с международными стандартами, рекомендации по которым были приняты Группой национальных экспертов по показателям науки и техники, созданной в рамках Организации экономического сотрудничества и развития, инновация – конечный результат инновационной деятельности, получившей воплощение в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к услугам.

Широкое толкование позволяет ассоциировать инновации с вложением средств, обеспечивающим смену поколений техники и технологий. Понятие инноваций является относительно новым. Зачастую оно применяется для характеристики процесса воплощения нового знания в реальные материальные и нематериальные объекты. Понятие инноваций распространяется на новые продукты или услуги, способы их производства, новые подходы в организационно-управленческой сфере. Также это могут быть усовершенствования, которые повышают качество, технические показатели, обеспечивают экономию затрат, получение иных полезных эффектов.

Свойствами инноваций являются:

-  научно-техническая новизна;

-  производственная применяемость;

-  коммерческая реализуемость.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Коммерциализация научно-технической деятельности заключается в материализации инноваций, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средств и предметов труда, технологии и организации производства, превращение их в источник дохода [3].

Различают два типа технологических инноваций.

– продуктные инновации – внедрение новых или усовершенствованных продуктов;

– процессные инновации – освоение новой или улучшенной технологии, оборудования, организации производства.

По степени радикальности, по значимости в экономическом развитии инновации делятся на базисные, улучшающие и модификационные. Базисные инновации реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и новой техники.

Улучшающие инновации совершенствуют существующие продукты и процессы их производства.

Модификационные инновации направлены на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий без заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия и способы его производства. К сфере модификационных инноваций можно также отнести расширение номенклатуры продукции и технологий за счет ранее освоения ранее не производившихся на данном предприятии ее видов.

По типу новизны для рынка инновации могут иметь:

-  мировой уровень – полученные впервые в мире, не имеющие аналога;

-  новизну для данной конкретной страны – в этом случае инновация носит воспроизводяще-адаптационный характер (в стране аналога нет, но он существует за границей);

-  новизну в масштабе данной региона, отрасли, предприятия.

Инновационная деятельность представляет собой комплекс научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, совокупность которых обеспечивает получение и использование инноваций.

Инновационный процесс состоит из четырех основных стадий:

-  исследования и разработки;

-  освоение;

-  серийное или массовое производство;

-  потребление.

На стадии исследований и разработок осуществляются фундаментальные исследования, прикладные исследования, опытно-конструкторские и опытно-технологические разработки.

Результаты фундаментальных исследований являются научной базой для генерирования новых идей и направлений инновационных процессов.

Прикладные исследования направлены на исследования путей практического применения открытых ранее закономерностей, процессов и явлений. Научно-исследовательская работа прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных результатов, которые будут использованы в качестве научно-технического задела в опытно-конструкторских и технологических работах.

Разработка – деятельность, направленная на создание или усовершенствование способов и средств осуществления процессов в конкретной области практической деятельности, в частности на создание новой продукции и технологий. Разработка новой продукции и технологий включает проведение опытно-технологических работ.

В промышленно развитых государствах до 80 - 95 процентов прироста валового внутреннего продукта (далее - ВВП) приходится на долю новых знаний, воплощенных в технике и технологиях. Высокое качество экономического роста таких стран обусловлено созданием ими национальных инновационных систем (далее - НИС).

Стратегия развития НИС определяется проводимой государством научно-технической и инновационной политикой, нормативным правовым обеспечением, формами прямого и косвенного государственного регулирования, состоянием научно-технического потенциала, внутренних товарных рынков, рынков труда, а также историческими и культурными традициями и особенностями.

Активное воздействие на функционирование НИС оказывает предпринимательский сектор. При этом наибольшую инновационную активность в развитых странах проявляют крупные предприятия (свыше 250 работающих). В странах Европейского союза 80 процентов крупных и одна треть малых предприятий относятся к инновационно активным.

Особую значимость в процессах функционирования НИС развитых стран имеет организация передачи инноваций из сферы получения знаний в производство. Достигается это посредством создания рынка объектов интеллектуальной собственности и инновационной инфраструктуры. В странах Европейского союза активно поддерживается кооперация университетов и промышленных предприятий, реализуемая посредством развития университетских инновационных центров (технопарков).

В части регулирования развития НИС государства осуществляют:

– разработку стратегии инновационного развития экономики;

– разработку прогнозов технологического развития на определенный период и определение научно-технологических приоритетов;

– формирование государственной научно-технической и инновационной политики и ее нормативное, ресурсное и кадровое обеспечение;

– содействие развитию инновационного предпринимательства, улучшению взаимодействия ключевых субъектов НИС;

– поддержку развития инновационной инфраструктуры;

– разработку и реализацию финансовых мер по прямому и косвенному стимулированию инновационной деятельности;

– подготовку кадров в области инновационного менеджмента;

– поддержку сферы исследований и разработок.

Развитые страны обеспечивают показатель наукоемкости ВВП (исчисляемого как соотношение внутренних затрат на исследования и разработки к ВВП) на уровне трех процентов.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейский союз проводят активную политику по выработке общей стратегии инновационного развития стран-членов и механизмов ее реализации прежде всего в таких сферах, как развитие человеческих ресурсов; информационные и коммуникационные технологии; деловая среда. Особое внимание в странах ОЭСР уделяется страхованию инновационных рисков государством.

В настоящее время в Республике Беларусь также ведется работа по активизации инновационной деятельности.

Переход на инновационный путь развития является приоритетным направлением социально-экономического развития Республики Беларусь. Одним из векторов реализуемой в настоящее время в стране инновационной политики является Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы, подробнее о которой будет сказано во втором разделе.

1.3 Зарубежный опыт налогового регулирования инновационной деятельности

Определяющую роль в целенаправленном развитии научной и инновационной деятельности играет государство. Государственное регулирование инновационной деятельности рассматривается в развитых странах как важнейший инструмент развития экономики, как фактор обеспечения долгосрочной национальной конкурентоспособности и устойчивого повышения благосостояния населения.

Государство осуществляет регулирование инновационной деятельности прямыми и косвенными методами. К прямым методам государственного регулирования относятся: финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджета, правовое регулирование, формирование инновационной инфраструктуры.

Косвенные методы регулирования инновационной деятельности за рубежом направлены, с одной стороны – на стимулирование инновационных процессов, а с другой – на создание благоприятных экономических условий и социально-политического климата для научно-технического развития.

Они основаны на том, что государство прямо не ограничивает самостоятельности предприятий в принятии хозяйственных решений. Воздействие этих методов успешно, если они способствуют формированию общественных, а не индивидуальных условий хозяйствования. Среди косвенных методов управления традиционно выделяются налоговое и амортизационное регулирование, кредитная и финансовая политика, ценовое регулирование, политика протекционизма, либерализация налогового и амортизационного законодательства.

Важнейшую роль играют налоговые льготы, используемые для поощрения тех направлений деятельности корпораций, которые желательны с точки зрения государства, в том числе льготы, направленные на стимулирование научно-технического прогресса, экспорта и деловой активности инновационного бизнеса.

Налоговое регулирование инновационной деятельности используется практически во всех странах.

Налоговое регулирование осуществляется через:

– Предоставление налоговых льгот, которое реализуется путем льготного налогообложения прибыли, сокращения налогооблагаемой базы, уменьшения налоговых ставок, вычетов из налоговых платежей. Льготное налогообложение прибыли осуществляется отнесением различного рода инновационных затрат на издержки производства. Так, в США расходы компаний на НИОКР, проводимых за свой счет, приравниваются к издержкам производства.

– Предоставление льгот по уплате налога на прибыль, а именно: уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму средств, направленных на перевооружение, реконструкцию, расширение и обновление производства.

– Уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму средств, направленных фирмами на проведение НИОКР.

– Предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т.е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели.

– Уменьшение налога на прирост инновационных затрат.

– Освобождение в течение нескольких лет от уплаты налога на прибыль, полученную от реализации инвестиционных проектов.

– Льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных предприятий.

– Связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов.

– Льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и других нематериальных активов.

– Снижение ставок налогов на прибыль, направленную на заказные и совместно проводимые НИОКР.

– Вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций.

– Уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемым учебным заведениям, научно-исследовательским организациям.

Налоговые инструменты, стимулирующие инвестиции в сферу НИОКР со стороны частного бизнеса, непосредственно связаны с налогом на прибыль и делятся на две категории:

– Налоговые льготы. В этом случае фирмам, инвестирующим средства на проведение научных исследований и разработок, разрешается вычесть эти расходы из налогооблагаемого дохода или прибыли, затрачиваемой на НИОКР

– Налоговый кредит – предоставление отсрочки налоговых платежей с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов

Существуют два основных различия между налоговыми льготами и налоговым кредитом: 1) величина налоговых льгот зависит от дохода и нормы прибыли, в то время как налоговый кредит напрямую от них не зависит; и 2) в обычных условиях неиспользованные налоговые льготы могут быть перенесены на другой период и компенсированы будущими налогами, в то время как неиспользованный налоговый кредит требует дополнительных организационных усилий для контроля за его целевым использованием в каждом конкретном случае. В последние годы в практике налогового стимулирования НИОКР в странах ОЭСР произошло заметное смещение акцентов от пользования налоговыми льготами в сторону налоговых кредитов.

Существует большое многообразие в практике использования этих двух инструментов. Одни позволяют увеличить расходы на исследования и разработки за счет уменьшения налогов. Такой подход, например, характерен для Франции и США. При этом основная идея состоит в том, чтобы поддерживать дополнительные усилия компаний на проведение НИОКР, а не общие затраты. Другие – выделяют только особые виды НИОКР, на которые распространяются налоговые льготы. В Нидерландах, например, обеспечивается поддержка только трудовых затрат на НИОКР. Это – попытка остановить транснациональные компании, которые стремятся перенести свои исследования в страны с низким уровнем трудовых затрат. Наконец, третий подход заключается в предоставлении компаниям налогового кредита в денежной форме, независимо от факта получения ими прибыли (такой опыт характерен для Канады) [4].

Одним из существующих вариантов налоговых льгот является снижение стоимости основного капитала (амортизация), используемое для проведения исследований и разработок. Большинство стран ОЭСР предоставляет компаниям право осуществлять ускоренную амортизацию научного оборудования.

Еще одна группа налоговых инструментов связана с поддержкой начинающих компаний на ранних стадиях развития. В этой сфере обычно используется широкое разнообразие используемых инструментов, включая прямую и косвенную поддержку, а также широкий спектр налоговых льгот. Например, в странах ОЭСР используются следующие налоговые инструменты, стимулирующие создание малых инновационных компаний:

– Специальные налоговые льготы или кредиты существуют для компаний, находящихся на стадии запуска или действующих в течение первых нескольких лет. Для них предусмотрено полное освобождение от налогов (налоговые каникулы).

– Ускоренное списание затрат на покупку оборудования.

– Освобождение от налогов капитала, предоставляемого малым компаниям.

Налоговые льготы на капитальные вложения чаще всего предоставляются в виде «инвестиционного налогового кредита». Как правило, эта льгота дается компаниям, направляющим инвестиции на внедрение новой техники, оборудования, технологий и т.п. Эта скидка вычитается (кредитуется) из суммы начисленного налога на прибыль компании (в отличие от обычных скидок, вычитаемых из суммы налогов).

Инвестиционная налоговая скидка предоставляется лишь после ввода новой техники в эксплуатацию. Право на получение налоговой скидки наступает для компании автоматически: его не надо доказывать и обосновывать, т. к. оно закреплено законодательством.

Размер скидки устанавливается в процентах от стоимости внедряемой техники и составляет: 5,3% в Японии (для электронных техники и оборудования), 50% в Великобритании (для 1-го года эксплуатации новой техники, технологии, материалов и т.п.), 10 – 15% в Канаде (в зависимости от освоенности территории месторасположения компании – освоенные или неосвоенные районы страны) и 100% в Ирландии. В США налоговая скидка на инвестиции применяется лишь для энергетического оборудования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.