рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпоры по ТГП

взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых

используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают

установленные законом запреты. Вместе с тем в некоторых типичных ситуациях

возникает необходимость государственного вмешательства, без чего реализация

права оказывается невозможной. Во-первых, в механизме реализации отдельных

норм заранее запрограммировано участие государства. Это, прежде всего,

нормы, в соответствии с которыми осуществляется государственное

распределение имущественных благ. Например, реализация права на пенсию

включает в качестве необходимого элемента постановление комиссии органа

социального обеспечения о назначении пенсии отдельному гражданину.

Выделение жилья из муниципального или государственного жилого фонда требует

индивидуального властного решения соответствующего государственного органа

или органа местного самоуправления. В том же порядке, т.е. путем принятия

индивидуальных властных решений, гражданам и организациям выделяются

земельные участки, находящиеся в собственности государства. Во-вторых,

взаимосвязи между государственными органами и должностными лицами внутри

государственного аппарата имеют в большинстве своем характер власти и

подчинения. Данные правовые отношения включают в качестве необходимого

элемента властные решения, т.е. акты применения права (например, указ

Президента России о снятии с должности министра). В-третьих, право

применяется в случаях возникновения спора о праве. Если стороны сами не

могут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обращаются

для разрешения конфликта в компетентный государственный орган (так,

хозяйственные споры между организациями рассматривают арбитражные суды). В-

четвертых, применение права необходимо для определения меры юридической

ответственности за совершенное правонарушение, а также для применения

принудительных мер воспитательного, медицинского характера и др. Таким

образом, применение права — это властная деятельность компетентных органов

и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу

на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.

Применение права имеет следующие признаки: 1) осуществляется органами или

должностными лицами, наделенными функциями государственной власти; 2) имеет

индивидуальный характер;

3) направлено на установление конкретных правовых последствий —

субъективных прав, обязанностей, ответственности; 4) реализуется в

специально предусмотренных процессуальных формах; 5) завершается вынесением

индивидуального юридического решения. СТАДИИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Применение норм права — сложный процесс, включающий несколько стадий.

Первая стадия — установление фактических обстоятельств юридического дела,

вторая — выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, третья —

принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление.

Первые две стадии являются подготовительными, третья — заключительной,

основной. На третьей стадии принимается властное решение — акт применения

права. 1. Круг фактических обстоятельств, с установления которых начинается

применение права, очень широк. При совершении преступления — это лицо,

совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие

вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие

обстоятельства: при возникновении гражданско-правового спора —

обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для

ее исполнения, взаимные претензии сторон и т.д. Фактические обстоятельства,

как правило, относятся к прошлому, и поэтому правоприменитель не может

наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются доказательствами —

материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированными в

документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах

осмотра места происшествия и т.д.). Эти документы составляют основное

содержание материалов юридического дела и отражают юридически значимую

фактическую ситуацию. 2. Сущность юридической оценки фактических

обстоятельств, т.е. их юридической квалификации, состоит в том, чтобы

найти, выбрать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна

регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию. Этот поиск происходит

путем сравнения фактических обстоятельств реальной жизни и юридических

фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и

установления тождества между ними. Значит, для правильной юридической

квалификации фактов, установленных на первой стадии, следует выбрать

(найти) норму (нормы), прямо рассчитанную на эти факты. Юридическая

квалификация облегчает работу правоприменителя по уяснению круга подлежащих

установлению фактов. Выясняются не любые факты, а лишь те, которые

предусмотрены в гипотезе избранной нормы. Типичная ошибка в этой ситуации —

когда начинают "подгонять" факты под гипотезу избранной нормы. В

юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит

к изменению юридической квалификации. 3. Содержание решения по юридическому

делу определяется главным образом его фактическими обстоятельствами. Вместе

с тем при вынесении решения правоприменитель руководствуется требованиями

диспозиции (санкции) применяемой нормы. Вынесение решения по делу нужно

рассматривать в двух аспектах. Во-первых, это умственная деятельность,

заключающаяся в оценке собранных доказательств и установлении в

окончательной юридической квалификации и в определении для сторон или

виновного юридических последствий — прав и обязанностей сторон, меры

ответственности виновного. Во-вторых, решение по делу представляет собой

документ — акт применения права, в котором закрепляется результат

умственной деятельности по разрешению юридического дела, официально

фиксируются юридические последствия для конкретных лиц. Правоприменительное

решение играет особую роль в механизме правового регулирования. Ранее уже

отмечалось, что юридические нормы и возникающие на их основе субъективные

права и юридические обязанности обеспечены возможностью государственного

принуждения, однако, последняя, реализуется именно по индивидуальному

правоприменительному решению, поскольку эти решения могут быть исполнены в

принудительном порядке. Возможность принудительного исполнения актов

применения права обусловливает их особенности и предъявляемые к ним

требования обоснованности и законности.

54. Акты применения права и их виды.

Есть осуществление права, т.е. процесс воплощения юридических норм в

правовом поведении. Реализация может быть непосредственная и

опосредованная. Непосредственнаая есть трех видов – запрещения, обязывания

и управомочивания. Опосредованная – это властная деятельность субъекта

права по реализации юридических норм в конкретной ситуации – тут необходим

посредник – норма права, например, суд, который на основе нормы выносит

решение по делу. Решение и приговор будут являться актом правоприменения.

Он однократный, в этом его отличие от НПА. Виды правоприменительных актов –

приказы, постановления, указы, представления, решения, предписание,

приговор.

55. Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права. Правовой вакуум.

Иногда определённые обстоятельства, имеющие юридический характер, не

находятся в сфере правового регулирования. Налицо пробел в праве. Т.е.

отсутствие в действующей системе законодательства нормы права, в

соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового

регулирования. Пробелы обусловлены тем, что: законодатель не смог охватить

формулировками акта всех жизненных ситуаций, требующих правового

регулирования; в настоящее время имеется недостаток юридической техники;

общественные отношения претерпевают постоянные изменения и развиваются.

Аналогия закона применяется, когда отсутствует норма права, регулирующая

конкретный случай, но в законодательстве имеется другая норма, регулирующая

сходные с ним отношения. Аналогия права применяется, когда в

законодательстве отсутствует и норма права, регулирующая сходный случай, и

дело решается на основе общих принципов права. (справедливость, гуманизм,

равенство перед законом…). Для применения аналогии права необходимо:

установить, что данная ситуация имеет юридический характер и требует

правового решения; убедиться в отсутствии в законодательстве конкретной

нормы права по данному вопросу; отыскать норму, регулирующую сходный

случай, и на её основе решить дело (аналогия закона), при отсутствии

таковой опереться на общий принцип и на его основе решит дело (аналогия

права); в решении по делу мотивировать применение к данному случаю аналогии

закона или аналогии права.

56. Юридические коллизии и способы их разрешения.

Под юридическими коллизиями понимаются расхождения или противоречия между

отдельными нпа, регулирующими одни и те же либо смежные общественные

отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и

осуществления компетентными органами и должностными лицами своих

полномочий. Причины их носят как объективный, так и субъективный характер.

К объективным относятся: противоречивость, динамизм и изменчивость самих

общественных отношений, их скачкообразное развитие, а также «старение» и

«консерватизм» права. К субъективным причинам относятся те, которые зависят

от воли и сознания людей – политиков, законодателей, представителей власти.

Это, например, низкое качество законов, пробелы в праве, непродуманность

или слабая координация нормотворческой деятельности, отсутствие должной

правовой культуры, юридический нигилизм, политическая борьба… Коллизии

между законами и подзаконными актами разрешаются в пользу законов, т .е в

предпочтение по юридической силе; коллизии между КРФ и всеми иными актами,

в том числе и законами разрешаются в пользу КРФ; коллизии между актами

субъектов, их конституциями (уставами) и общефедеральными актами

разрешаются в пользу последних; в случае несоответствия КРФ, федеративного

договора действуют положения общефедеральной Конституции, т.е. приоритет на

стороне основного закона. В целом способами разрешения коллизий является:

толкование, принятие нового акта, отмена старого, внесение изменений или

уточнений в действующий акт, судебное рассмотрение, систематизация

законодательства, создание согласительных комиссий, конституционное

правосудие.

57. Понятие и необходимость толкования норм права. Уяснение и разъяснение

содержания правовых норм.

Реализация права, т.е. претворение правовых предписаний в жизнь, в

поведение людей, невозможно без уяснения содержания юридических норм,

выяснения воли законодателя, заключенной в них. Этот процесс выявления воли

в юридической науке и практике определяется понятием "толкование права".

Толкование права — это интеллектуально-волевая деятельность по установлению

подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и

совершенствования. Толкование — не обычный мыслительный процесс, не просто

акт познания, а деятельность (интеллектуально-волевая, организационная),

процесс, протекающий во времени. Он включает в себя два самостоятельных

компонента: уяснение и разъяснение. Уяснение — процесс понимания, осознания

содержания норм "для себя". Разъяснение же — объяснение, доведение

усвоенного содержания для других.

Более глубокий анализ позволяет характеризовать толкование права как

специфическую деятельность, как особое социальное явление, как своеобразный

фактор правовой культуры, момент существования и развития права,

необходимое условие правового регулирования.

Под толкованием, подразумевается и искусство постижения значения знаков,

передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другими сознаниями через их

внешнее выражение (жесты, позы, тексты, речь). В отличие от иных видов

толкования толкование права —особая деятельность, чья специфика обусловлена

рядом факторов: во-первых, эта деятельность связана с интерпретацией не

любых письменных источников, а правовых актов, т.е. объектом его является

право — специфическая реальность, обладающая особыми признаками,

свойствами, принципами функционирования; во-вторых, толкование в праве,

имея целью реализацию правовых предписаний, выступает и необходимым

условием правового регулирования; в-третьих, в установленных законом

случаях эта деятельность осуществляется компетентными государственными

органами; в-четвертых, результаты толкования, когда им требуется придать

обязательное значение, закрепляются в специальных правовых

(интерпретационных) актах.

58. Субъекты толкования. Виды толкования по субъектам.

Деятельность государственных органов, общественных организаций и отдельных

лиц по разъяснению норм права — вторая сторона процесса толкования. В

зависимости от юридических последствий, к которым приводит разъяснение,

различают: официальное и неофициальное толкование. Официальное толкование

дается уполномоченными на то субъектами — государственными органами,

должностными лицами, общественными организациями, оно закрепляется в

специальном акте и имеет обязательное значение для других субъектов. Такое

толкование является юридически значимым, вызывает правовые последствия. Оно

ориентирует правоприменителей на однозначное понимание правовых норм и их

единообразное применение.

Неофициальное толкование дается субъектами, не имеющими официального

статуса, не обладающими по долгу службы полномочиями толковать правовые

нормы. Такими субъектами могут быть общественные организации, научные

учреждения, ученые, практические работники. Они осуществляют разъяснение

норм права в форме рекомендаций и советов. Этот вид разъяснения не имеет

юридически обязательного значения и лишен властной юридической силы.

Официальное толкование различают двух видов — нормативное (общее) и

казуальное (индивидуальное). Нормативное толкование не ведет к созданию

новых правовых норм, оно только разъясняет смысл уже действующих.

Нормативное толкование применяется в случаях, когда нормы недостаточно

совершенны по своей форме, имеют неясность текстуального понимания при

неправильной и противоречивой практике их применения. Оно призвано

обеспечить единообразие в понимании и применении норм права. Среди

нормативного толкования различают: аутентичное (авторское) и легальное

(разрешенное, делегированное). Аутентичное толкование означает, что

разъяснение смысла применяемых норм исходит от принявшего их органа. Оно

основано на правотворческих функциях этого органа, поэтому, издав

нормативный акт, правотворческий орган вправе в любое время дать

необходимые с его точки зрения разъяснения. Субъектами такого толкования

могут быть все правотворческие органы, например Государственная Дума РФ.

Юридическая практика знает и другой вид нормативного разъяснения —

легальное толкование. Оно носит подзаконный характер и осуществляется теми

субъектами, которым это поручено, разрешено. Так, Верховный Суд, не являясь

правотворческим органом, тем не менее имеет право толковать нормативные

акты, в том числе и акты, принимаемые высшими законодательными органами.

Казуальное толкование также является официальным, но не имеет

общеобязательного значения, а сводится лишь к толкованию правовой нормы с

учетом ее применения к конкретному случаю. Оно дается компетентным органом

по поводу рассмотрения конкретного дела и обязательно лишь для него. Цель

такого разъяснения — правильное разрешение определенного случая, поэтому

оно не имеет значения при рассмотрении других дел. Неофициальное толкование

— это разъяснение норм права, даваемое не уполномоченными на то субъектами.

Оно не является юридически значимым.

Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное и

доктринальное (научное). Обыденное толкование может осуществляться любым

гражданином. Особенно четко это проявляется в ходе всенародного обсуждения

каких-либо нормативных актов, референдумов.

Профессиональное толкование исходит от субъектов, сведущих в правовых

вопросах (профессионалов, специалистов в области права). Например,

разъяснение норм права адвокатами, судьями, прокурорами во время приема

граждан. Среди неофициального толкования особое место занимает

доктринальное (научное) толкование. Оно так же, как и вышеназванные виды

неофициального толкования, не имеет юридической силы.

59. Толкование норм права по объёму.

Результат толкования правовых норм оценивается с точки зрения его объема. В

данном случае объём – это соотношение содержания истолкованной нормы с

первоначальным текстом нормы. Выделяют: буквальное толкование – при котором

установленное в результате толкования содержание нормы совпадает со смыслом

текста нормы при её простом прочтении; ограничительное толкование –

содержание текста уже чем первоначально: распространительное толкование –

содержание шире непосредственного текстуального выражения нормы. Две

последние формы применимы только в случае установления несоответствия между

действительным содержанием нормы права и её текстом.

60. Способы (приёмы) толкования норм права.

Способ толкования представляет собой совокупность приемов и средств,

позволяющих уяснить смысл и содержание нормы права и выраженной в ней воли

законодателя. Каждый из них отличается от других своими специфическими

особенностями и средствами уяснения правовой нормы. Основные способы

толкования: грамматический, логический, систематический, историко-

политический и специально-юридический. Грамматический (филологический,

языковой) способ толкования представляет собой уяснение смысла правовой

нормы на основе анализа текста какого-либо нормативного акта. Такое

толкование предполагает, прежде всего, выяснение значения отдельных слов

как в общеупотребительном, так и в терминологическом смысле (эпидемия,

эпизоотия, рецидив и т.д.). Главное — понять тот смысл слова, какой

вкладывал в него законодатель. При логическом толковании законы логики

используются самостоятельно, обособленно от остальных способов. Здесь

исследуется логическая связь отдельных положений закона с правилами логики.

Анализу подвергаются не сами по себе слова, как при грамматическом

толковании, а обозначаемые ими понятия, явления и соотношения их между

собой. В данном случае применяются такие приемы, как логическое

преобразование, выведение вторичных норм, выводы из понятий, доведение до

абсурда. Систематическое толкование — это уяснение содержания правовых норм

в их взаимной связи, с их местом и значением в данном нормативном акте,

институте, отрасли права в целом. Данный способ толкования предопределяется

внутренними свойствами права, его системностью. Правовые нормы в общей

системе правового регулирования связаны между собой многочисленными

отношениями. Поэтому, чтобы полностью уяснить ту или иную норму права,

необходимо учитывать целый ряд других норм, регулирующих смежные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.