рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпоры по ТГП

дифференцированная система, основанная на принципах субординации и

скоординированное ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними

обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых является

предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном

построении источников права. Однако система права и система

законодательства не тождественны. Между ними имеются существенные различия

и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной

самостоятельности. Во-первых, это выражается в том, что первичным элементом

системы права является норма, а первичным элементом системы

законодательства выступает нормативно-правовой акт. Во-вторых, система

законодательства по объему представленного в нем материала шире системы

права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном

смысле не могут быть отнесены к праву (различные программные положения,

указания на цели и мотивы издания актов и т.п.). В-третьих, в основе

деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового

регулирования. Поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью

однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы

государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не

имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства включает

в себя весьма различные отношения, в связи с чем, и отрасль

законодательства не является столь однородной, как отрасль права. В-

четвертых, внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней

структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы

законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-

правовых актов, компетенцией издающего их органа в системе субъектов

нормотворчества. В этом плане система законодательства непосредственно

отражает национально-государственное устройство Российской Федерации, в

соответствии с которым ведется федеральное и республиканское

законодательство. В-пятых, если система права носит объективный характер,

то система законодательства в большей степени подвержена субъективному

фактору и зависит во многом от воли законодателя. Объективность системы

права объясняется тем, что она обусловлена различными видами и сторонами

общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, ибо

она тоже в известных пределах детерминирована определенными объективными

социально-экономическими процессами. Необходимость проведения различия

между системой права и системой законодательства вызывается, помимо

прочего, потребностями систематизации законодательства, т.е. деятельностью

государственных органов, направленной на упорядочение законодательства,

приведение его в стройную, логичную систему.

39. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм

права на отрасли.

Для деления норм права на отрасли используют два критерия: предмет и метод

правового регулирования. Предмет правового регулирования — это те

общественные отношения, которые право регулирует. Он является основным

критерием, ибо общественные отношения объективно существуют, их

определенный характер требует к себе и соответствующих правовых форм. Так,

трудовые отношения выступают предметом регулирования трудового права,

семейные отношения - семейно-брачного права. Вместе с тем предмет правового

регулирования не может быть единственным критерием деления права на

отрасли, потому что: 1) общественные отношения, его составляющие,

чрезвычайно разнообразны; 2) нередко одни и те же общественные отношения

регулируются различными отраслями и к тому же различными способами. Поэтому

вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования.

Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод - кик

регулирует. Если предмет является материальным критерием, то метод -

формально-юридическим. Метод правового регулирования - это совокупность

юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое

регулирование качественно однородных общественных отношений. Выделяют

следующие основные методы правового регулирования. - императивный - метод

властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях,

наказаниях; - диспозитивный - метод равноправия сторон, координации,

основанный на дозволениях; - поощрительный - метод вознаграждения за

определенное заслуженное поведение; - рекомендательный - метод совета

осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения

и т.п.

40. Отрасли права: их общая характеристика. Институты права: понятие и

виды.

Система права Российской Федерации включает одиннадцать отраслей:

государственное право, административное, финансовое, хмельное, гражданское,

трудовое, природоохранительное, семейное, уголовное, уголовно-

процессуальное и гражданско-процессуальное.

Ведущей отраслью является государственное право. Оно объединяет нормы,,

закрепляющие основы общественного строя и политики Российской Федерации,

основные права, свободы и обязанности граждан, национально-государственное

устройство, избирательную систему, порядок создания и компетенцию

федеральных органов государственной власти и управления и субъектов

федерации — республик в составе Российской Федерации, краев, областей,

автономных образований, — а также органов местного самоуправления. Нормы

государственного права сформулированы в Конституции Российской Федерации,

принятой народом России в ходе референдума 12 декабря 1993 г., конституциях

республик, уставах краев, областей и иных субъектов Федерации, а также

некоторых других актах. Административное право регулирует отношения,

складывающиеся в процессе государственного управления. Оно (в отличие от

государственного) в основном регулирует деятельность Правительства

Российской Федерации и иных исполнительных органов Федерации и ее

субъектов, порядок прохождения государственной службы, а также

устанавливает систему административных проступков и порядок применения

административной ответственности к виновным лицам. Нормы административного

права содержатся в Конституции Российской Федерации, в Кодексе об

административных правонарушениях, иных федеральных законах, а также в

указах Президента Российской Федерации, в постановлениях Правительства

России, в приказах и инструкциях федеральных министерств и ведомств, актах

органов субъектов Российской Федерации, решениях органов местного

самоуправления. Финансовое право представляет собой совокупность норм,

регулирующих отношения по накоплению и распределению финансов. Его

составной частью служат нормы, предусматривающие формирование

государственного бюджета, бюджетные права федеральных органов

государственной власти Российской Федерации, органов субъектов федерации и

местного самоуправления, порядок составления и утверждения бюджета,

контроль за его выполнением. Значительную часть финансового права

составляют нормы, которыми устанавливаются обязательные платежи и налоги,

порядок их взимания, кредитование, имущественное и личное страхование, а

также регулируются отношения в сфере государственного финансирования

капитального строительства, социально-культурных мероприятий, расходов на

управление и оборону Финансовое право содержит и нормы, закрепляющие

правовые основы денежного обращения и порядок осуществления валютных

операций на территории Российской Федерации и за рубежом. Нормы финансового

права содержатся в Конституции Российской Федерации, законах о

государственном бюджете, налогах и сборах, в указах Президента Российской

Федерации, постановлениях Правительства России и в других источниках.

Земельное право — это совокупность норм, регулирующих отношения,

складывающиеся по поводу распоряжения и управления земельными ресурсами,

находящимися в собственности государства или в частном владении, в связи с

их использованием и охраной. В них устанавливаются компетенция федеральных

органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской

Федерации и органов местного самоуправления в сфере регулирования земельных

отношений, порядок предоставления, использования и изъятия земельных

участков, особенности использования земель сельскохозяйственного,

городского, промышленного и иного назначения, земель водного и лесного

фонда, порядок разрешения земельных споров. Земельные отношения

регулируются Земельным кодексом, иными федеральными законодательными

актами, указами Президента Российской Федерации, нормативными решениями

Правительства России, а также законами субъектов Российской Федерации и

решениями органов местного самоуправления. Гражданское право объединяет

нормы, которые определяют правовое положение участников гражданского

оборота, основания возникновения и порядок осуществления права

собственности и других вещных прав, регулирует договорные, другие

имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Участниками гражданских правоотношений выступают чаще всего граждане и

юридические лица. В Российской Федерации имущественные отношения

регулируются не только гражданским, но и административным, финансовым и

другими отраслями права. В отличие от этих отраслей права предмет

гражданского права специфичен в силу того, что участники гражданских

отношений занимают равноправное положение, они сами (в установленных

законом рамках) определяют свое поведение по отношению друг к другу. Это,

так сказать, "горизонтальные" отношения, в которых участники не подчинены |

друг другу. Гражданское право закрепляет правовое положение

государственной, частной и иной собственности (на основе и в развитие норм

государственного права), регулирует различные имущественные сделки, вопросы

наследования, авторства, изобретательства и др. Трудовое право объединяет

систему норм, которые регулируют трудовые отношения рабочих и служащих

(работников) с предприятиями, организациями, учреждениями. Трудовое право

регулирует такие вопросы, как порядок заключения и расторжения трудового

договора, рабочее время и время отдыха, заработная плата, трудовая

дисциплина и материальная ответственность, разрешение трудовых споров. В

трудовом праве имеется подотрасль — право социального обеспечения, которым

регулируются пенсионные отношения граждан по возрасту, в случае утраты

трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях.

Основным актом трудового права является Кодекс законов о труде, законы,

регулирующие пенсионные отношения, и другие акты. Природоохранительное

право регулирует общественные отношения в сфере освоения, использования и

охраны обществом, государством, предприятиями, гражданами окружающей

природной среды. Основная задача данной отрасли сводится к сохранению

природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращению

экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности,

оздоровлению и улучшению качества окружающей природной среды. Нормы

природоохранительного права закрепляют права граждан на здоровую и

благоприятную природную среду, устанавливают экологический и юридический

механизм ее охраны, порядок проведения государственной экологической

экспертизы и осуществления экологического контроля за соблюдением

требований природоохранительного законодательства и нормативов качества

окружающей природной среды. Основным актом природоохранительного права

является Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды". Семейное право

представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с

браком и принадлежностью человека к семье: порядок вступления в брак,

основания его прекращения, взаимные права и обязанности супругов, родителей

1и детей, а также других членов семьи, условия и порядок усыновления,

установления опеки и попечительства. В основе семейного права Российской

Федерации лежит Кодекс о браке и семье. 1 Уголовное право объединяет

нормы, которыми устанавливаются основания уголовной ответственности и

освобождения от нее, формулируются понятие преступления и цели наказания,

виды уголовных санкций и порядок их применения, определяется круг

общественно опасных деяний, которые признаются преступными. Источником

уголовного права Российской Федерации является Уголовный кодекс. Уголовно-

процессуальное право составляют нормы, регламентирующие порядок

производства по уголовным делам. Данная отрасль права регулирует

деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и

суда при расследовании и разрешении уголовных дел. Нормы уголовно-

процессуального права определяют цели и задачи уголовного судопроизводства,

правовое положение участников уголовного процесса, права и обязанности

правоохранительных органов в этом процессе, регламентируют порядок

проведения дознания и предварительного следствия, сбора и оценки

доказательств, разрешения уголовных дел судебными органами, обжалования и

опротестования судебных приговоров, их исполнения. В основе уголовно-

процессуального права Российской Федерации лежит Уголовно-процессуальный

кодекс. Нормы гражданского процессуального права определяют цели и

задачи гражданского судопроизводства, подведомственности и подсудности

рассматриваемых споров, устанавливают круг и правовое положение участников

процесса, порядок сбора и оценки [доказательств по гражданским делам,

регламентируют порядок судебного разбирательства общими и арбитражными

судами, порядок вынесения и обжалования решений по гражданским делам, а

также исполнения вынесенных и вступивших в законную силу решений.

Источником процессуального права являются Гражданский процессуальный кодекс

и Арбитражный процессуальный кодекс. В системе права Российской Федерации

обособленное положение занимает международное право. Оно не входит в

систему какого-либо внутригосударственного права, поскольку устанавливается

не отдельным государством, а соглашениями разных государств и регулирует

взаимоотношения этих государств и иных субъектов международного права.

Международное право подразделяется на международное публичное право,

которым регулируются отношения между государствами, и международное частное

право, регулирующее гражданско-правовые отношения с участием иностранных

физических или юридических лиц либо по поводу имущества, находящегося за

границей. Нормы международного права содержатся в конвенциях, актах,

уставах международных организаций, международных договорах и обычаях.

ИНСТИТУТ ПРАВА – это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых

норм, регулирующих определённую разновидность общественных отношений. Виды:

делятся по отраслевому признаку, по тому же критерию делятся на

материальные и процессуальные, далее отраслевые, межотраслевые (или

смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные,

охранительные и учредительные (закрепительные).

41. Материальное и процессуальное право. Публичное и частное право.

Международное право и национальное право.

В правовой науке все нормы делятся на материальные и процессуальные. Первые

– регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями

отношения. Вторые – определяют порядок разрешения споров, конфликтов и иных

правонарушений, т. е. регламентируют чисто процессуальные или

организационные вопросы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение.

Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на

две большие группы: на частное и публичное право. Частное право - это

упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих

отношения частных лиц. Публичное право образуют нормы, закрепляющие порядок

деятельности органов государственной власти и управления. Если частное

право - область свободы и частной инициативы, то публичное - сфера власти и

подчинения. Отсюда, частное право состоит из отраслей гражданского,

предпринимательского, семейно-брачного, трудового права, а публичное - из

отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и

иных. В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те

или иные нормы права относят к частному либо публичному праву: 1) интерес

(если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное -

общественные, государственные); 2) предмет правового регулирования (если

частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то

публичному - неимущественные); 3) метод правового регулирования (если в

частном праве господствует метод координации, то в публичном -

субординации); 4) субъектный состав (если частное право регулирует

отношения частных лиц между собой, то публичное право - частных лиц с

государством либо между государственными органами). В настоящее время в

правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного

права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной

собственности, возмещения морального ущерба и др.

42. Понятие и признаки правовых отношений. Состав (элементы)

правоотношения.

Право регулирует общественные отношения, в результате чего они приобретают

правовую форму, т. е. становятся правовыми отношениями. Правовое отношение

— это возникающая на основе норм права общественная связь, участники

которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные

государством. Это центральное звено механизма правового регулирования,

главный канал реализации права. Как разновидности общественных отношений

правоотношению присущи следующие признаки. 1. Стороны правоотношения всегда

обладают субъективными правами и несут обязанности. Содержание

правоотношения формируется в результате волеизъявления его участников,

действия юридических норм, а также в соответствии с решениями

правоприменительных органов. Правоотношение представляет собой двустороннюю

связь. Это значит, что в любом правоотношении участвуют две стороны:

управомоченная и обязанная. Например, по договору займа (ст. 807 ГК РФ)

управомоченной стороной является заимодавец, обязанной — заемщик. 2.

Правовое отношение суть такое общественное отношение, в котором

осуществление субъективного права и исполнение обязанности обеспечены

возможностью государственного принуждения. В большинстве случаев

осуществление субъективного права и исполнение обязанности имеют место без

применения мер государственного принуждения. Если же в этом возникает

необходимость, то заинтересованная сторона обращается в компетентный

государственный орган, который, рассмотрев юридическое дело, выносит

властное решение (акт применения права), где точно определяются

субъективные права и обязанности сторон. 3. Правоотношение выступает в виде

конкретной общественной связи, причем степень конкретизации может быть

различной. Минимально конкретизируются правоотношения, которые возникают

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.