рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпоры по ТГП

данном значении необходимо ответить на три вопроса. Какой общественно-

экономической формации, какому типу производственных отношений

соответствует данное государство? Орудием какого класса оно является?

Каково социальное назначение данного государства? Для обозначения

выделяемых на этом основании типов государства используется термин

«исторические типы государства». Это рабовладельческий, феодальный,

буржуазный и социалистический типы государства. Первые три из них

охватываются единым родовым понятием эксплуататорского государства.

Согласно формационному подходу к типологии государства в процессе смены

общественно-экономических формаций в результате социальных революций с

объективной необходимостью происходит переход от одного исторического типа

государства к другому, более высокому. Если буржуазное государство —

последний тип эксплуататорского государства — подлежит революционному

слому, социалистическое государство — исторически последний тип государства

вообще — постепенно «засыпает», «отмирает». Другим заслуживающим внимание

современным подходом к типологии государства является цивилизационный. В

настоящее время в нем преобладает так называемое «технологическое»

направление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью

(стадией) научно-технического прогресса и жизненного уровня населения,

определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное

государство. Одной из наиболее распространенных и характерных для этого

направления цивилизационного подхода является «теория стадий экономического

роста», автор которой известный американский социолог и политический

деятель Уолт Ростоу. Согласно этой теории, призванной, по словам ее автора,

«бросить вызов марксизму и вытеснить его как метод рассмотрения современной

истории», все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из

пяти стадий: традиционное общество; переходное общество, в котором

закладываются основы преобразований; общество, переживающее процесс сдвига;

созревающее общество и общество, достигшее высокого уровня народного

потребления. К первой стадии Ростоу относит общество, основанное на

доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства.

Вторая стадия — это период трансформации «традиционного общества» в более

развитый период закладывания основ для «сдвига» в области обрабатывающей

промышленности. Третья стадия — «сдвиг», «взлет» научно-технического

развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Четвертая стадия

характеризуется как пора «зрелости», когда на основе применения современных

научно-технических достижений во всей массе ресурсов общества и

значительного роста инвестирования национального дохода достигается

устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения. И, наконец,

пятая стадия — это период «высокого уровня массового потребления», в

который ведущие секторы экономики переходят на производство предметов

потребления длительного пользования и услуг. В соответствии с

рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общество,

которое можно назвать «государством всеобщего благоденствия». На данной

стадии, по мнению Ростоу, находились лишь США и другие высокоразвитые

капиталистические государства, тогда как Советский Союз только вступал в

стадию «зрелости». К теории «стадий экономического роста» тесно примыкают

теории «менеджеризма», «единого индустриального общества»,

«постиндустриального общества» и др., согласно которым в современную эпоху

необходимость в революционном изменении условий жизни общества отпадает или

уже отпала, ибо научно-техническая революция по своим социальным

последствиям спонтанно, автоматически выступает как заменитель социальной

революции, который, неся все основные социальные преобразования, не

затрагивает основы капитализма — частной собственности. Значительное место

в ряду этих теорий занимает идея «конвергенции», сближения двух систем,

социалистической и капиталистической, в разработку которой весомый вклад

внес академик А.Д. Сахаров. Суть ее в сближении и воплощении в едином типе

общества и государства того лучшего, что содержат в себе обе системы в

целях обеспечения прогресса, свободы и мира внутри каждой страны и на

международной арене.

Представителем другого направления цивилизационного подхода к вопросу о

типах государства является английский историк А.Тойнби. Он сформулировал

концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое и локальное состояние

общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных,

географических и других признаков. В соответствии с ним он выделяет в

мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо

общими закономерностями развития, а существующих, подобно ветвям дерева,

рядом друг с другом. Обращает на себя внимание смешение А.Тойнби понятий

общества и государства. Хотя его взгляды и представляют определенный

интерес, выдвигаемые им признаки относятся скорее к типологии общества, а

не государства. Имеются и некоторые другие подходы к типологии государства,

различающиеся между собой положенными в их основу критериями, но они, как

правило, весьма субъективны. Поэтому в данном параграфе и было привлечено

внимание к двум основным. При изучении вопроса о типах государства следует

пользоваться одновременно как формационным, так и цивилизационным

подходами, не допуская их противопоставления. Позитивные стороны того и

другого, взятые в единстве, дополняя друг друга, позволяют более глубоко и

конкретно понять эту сложную проблему.

85. Понятие и элементы формы государства.

Типология государств тесно связана с понятием формы государства.

Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе

анализа его организационного устройства, методов осуществления

государственной власти. Четкого соотношения между типом и формой

государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же

типа могут встречаться различные формы организации и деятельности

государственной власти, а с другой государства различного типа могут

обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства

любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости

общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед

собой государство. Другими словами, категория формы государства

непосредственно зависит от его содержания и определяется им. Серьезное

влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его

исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные

особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы

государства определяет также характер взаимоотношений государства и его

органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами,

общественными движениями, церковью и другими организациями). ФОРМА

ГОСУДАРСТВА - сложное общественное явление, которое включает в себя

три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного

устройства и форму государственного режима. В различных странах

государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые

по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во

взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств,

особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение

каждому элементу формы государства.

86. Формы государственного правления: понятие и виды. Особенности формы

государственного правления в России и её развитие в современных условиях

Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной

власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.

Форма государственного правления дает возможность уяснить: - как

создаются высшие органы государства, и какого их строение; - как строятся

взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; - как

строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и

населением страны; - в какой мере организация высших органов государства

позволяет обеспечивать права и свободы гражданина. По указанным признакам

формы государственного правления подразделяются на : - монархические

(единоличные, наследственные) - республиканские (коллегиальные,

выборные). Признаки монархии: власть передаётся по наследству;

осуществляется бессрочно; не зависит от населения. Конституционная монархия

представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха

значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение

определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве

изменить конституцию. Конституционная монархия бывает парламентарной и

дуалистической .Неограниченные монархии: единственный носитель суверенитета

государства – монарх. Ограниченные – в которых наряду с монархами

носителями суверенитета выступают высшие ОГВ, ограничивающие власть главы

государства (Англия, Япония). Республика – выборность власти; срочность;

зависимость от избирателей. Республики бывают президентскими (США, Сирия),

парламентскими (Германия, Италия) и смешанными (Франция, Финляндия).

87. Формы государственного устройства: понятие и виды. Конфедерация и иные

формы межгосударственного устройства. Федеративное устройство РФ.

Форма государственного устройства - это национальное и

административно-территориальное строение государства, которое раскрывает

характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными

и местными органами государственного управления, власти. В отличии от форм

правления организация государства рассматривается с точки зрения

распределения государственной власти и государственного суверенитета в

центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

Форма государственного устройства показывает: из каких частей состоит

внутренняя структура государства; какого правовое положение этих частей и

каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между

центральными и местными государственными органами; в какой государственной

форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить

на три основные группы : унитарное; федеративное; конфедеративное.

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование,

состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются

центральным органам власти и признаками государственной независимости не

обладают. Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие

исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют

верховное руководство соответствующими органами; на территории унитарного

государства действует одна конституция, единая система законодательства,

одно гражданство; составные части унитарного государства (области,

департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не

обладают; унитарное государство, на территории которого проживают небольшие

по численности национальности, широко допускает национальную и

законодательную автономию; все внешние межгосударственные сношения

осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на

международной арене; имеет единые вооруженные силы, руководство которыми

осуществляется центральными органами государственной власти. Федерация -

представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных

государственных образований в одно союзное государство. Можно выделить

наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных

государств. 1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных

субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д. 2. В союзном

государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть

принадлежит федеральным государственным органам. 3. Субъекты федерации

имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие

исполнительные, законодательные и судебные органы 4. В большинстве

федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата,

представляющая интересы членов федерации. 6. Основную общегосударственную

внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные

федеральные органы. Они официально представляют федерацию в

межгосударственных отношениях ( США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.). Федерации

строятся по территориальному и национальному признаку, который в

значительной мере определяет характер, содержание, структуру

государственного устройства. Территориальная федерация характеризуется

значительным ограничением государственного суверенитета субъектов

федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным

государственным устройством. Основное различие между территориальной и

национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их

субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает

верховенством по отношению к высшим государственным органам членов

федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом

национальных государственных образований. Иная форма межгосударственного

устройства содружество государств (Содружество Независимых Государств).

88. Политический (государственный) режим: понятие и виды. Политический

(государственный) режим современной России.

С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в

жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например,

изменение политического режима (даже если форма правления и форма

государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому

изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что

политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее

содержанием. Политический режим — это методы осуществления политической

власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в

результате взаимодействия и противоборства различных политических сил,

функционирования всех политических институтов и характеризуется

демократизмом или антидемократизмом. Приведенное определение позволяет

выделить следующие признаки данного феномена. 1. Политический режим прежде

всего зависит от того, какими методами в государстве осуществляется

политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности,

парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо

прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят

методы насилия, в государстве складывается режим реакционный,

антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени

сочетаются оба начала. 2. В каждой стране политический режим определяется.

соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует

устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное

национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный

политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы,

политический режим постоянно изменяется. При демократическом режиме высшие

органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах

демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и

гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех

сферах общества. Крайне недемократическим является тоталитарный фашистский

режим, когда власть переходит в ;)уки реакционных сил, осуществляется

диктаторскими, насильственными методами. Права и свободы человека и

гражданина ничем и никем не защищаются, в обществе царят произвол и

беззаконие. Тоталитарный режим является, как правило, порождением XX века,

это фашистские государства, социалистические государства периодов «культа

личности». Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима.

Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и

всепроникающая власть. Тоталитарный режим характеризуется, как правило,

наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается

общественно-политическим движением, политической партией, правящей элитой,

политическим лидером, вождём народа, в большинстве случаев харизматическим.

Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все другие,

даже ранее существовавшие партии, стремится разогнатъ, запретить,

уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее

установки рассматриваются как священные догмы. Правящая партия захватывает

бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и

государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением

одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где

этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются

прямые указания лиц, занимающих партийные посты. Кроме того, осуществляется

демагогическая ориентация всех членов общества на якобы имевшие место

выдающиеся достижения правящей партии. Монополия на информацию делает это

осуществимым. В государственном управлении тоталитарный режим

характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как

исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не

поощряется, а строго наказывантся. Местые органы власти и управления

становятся простыми передатчиками команд. Тоталитарный режим широко и

постоянно применяет террор по отношению к населению. Физическое насилие,

несмотря на его широкое использование, уже не становится самоцелью, как при

деспотии и тирании. Оно выступает как главное условие для укрепления и

осуществления власти. При тоталитаризме устанавливается полный контроль над

всеми сферами жизни общества. Государство стремится «слить» общество с

собой, полностью его огосударствить. В экономической жизни происходит

процесс огосударствления тех или форм собственности. Авторитарный режим

может осуществляться в иных формах. Он может быть основан на праве,

моральных началах, но eгo нельзя все же отнести к режимам, где население

участвует в управлении, а власть осуществляется наиболее эффективным

способом. Все же при любой форме авторитаризма государственная власть не

формируется и не контролируется народом. Несмотря на, то, что существуют

представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не

играют. Парламент штампует решения, выработанные «правящей» элитой во главе

с вождем или группой лиц (хунтой, олигархией). Реально жизнь в стране

направляется правящей элитой, которая себя не ограничивает законом,

особенно в, части привилегий, льгот. В ее среде выделяется еще наиболее

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.