рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпоры по ТГП

определённого слоя общества, либо всего общества в целом.

11. Право и другие социальные нормы, как регулятивная основа политической

системы.

Все структурные элементы политической системы общества созданы с

определёнными политическими целями и потому вынуждены действовать в рамках

законодательно оформленного порядка. Право же, как и государство неразрывно

связано с политической системой общество и оказывает на неё существенное

влияние. Выступая нормативной основой право аккумулирует волю общества,

интегрирует сообщество, делая политическую систему стабильной (например,

конституция обычно на длительный период закрепляет систему политических

институтов, основу взаимоотношений между ними, устройство государства, а

следовательно, и основы политической системы общества). В демократических

политических системах (в основном демократических, или смешанных) отношения

по поводу государственной власти (завоевание, удержание, использование)

облекается в правовую форму. Право служит одним из средств связи между

обществом и его политической системой (например в законах, принимаемых

государственными органами, как правило, учитывается воля народа).

Непременным атрибутом нормативной основы системы являются социальные нормы.

Примером могут служить нормы семейного, трудового, гражданского права,

принципы и нормы морали, традиции, обычаи, регулирующие неполитические по

своему характеру и содержанию отношения. Влияние таких принципов и норм на

политическую жизнь осуществляется не прямо, непосредственно, а через их

взаимосвязь с системой политических принципов и норм, т. е. опосредованно.

12. Государство в политической системе. Признаки государства, отличающие

его от других организаций и учреждений общества.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой

целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых

порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория “политическая

система” позволяет проникнуть в политические интересы классов, социальных

групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти

интересы политических явлений. Политическая система в конечном счете

регулирует производство и распределение благ между социальными общностями

на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за

нее.). Понятия “государство” и “политическая система общества” соотносятся

как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие

политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму

“общеобязательности”. Именно в этом качестве государство играет особую роль

в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь

ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Государство

занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так

как оно: 1) выступает в качестве единственного официального представителя

всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по

признаку гражданства; 2) является единственным носителем суверенитета; 3)

обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для

управления обществом; 4) обладает “силовыми” структурами (вооруженными

силами, милицией, службой безопасности и т.п.); 5) обладает, как правило,

монополией на правотворчество; 6) обладает специфическим набором

материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и

т.д.).

13. Государство и церковь. Светские и теократические государства.

История знает теократические и светские государства, воинственно-

атеистические и конфессионально-плюралистические, соответственно и разные

политические системы. Многообразие конкретно-исторических религиозно-

духовных состояний общества позволяет в рамках теории государства

сформулировать лишь несколько общих, но важных выводов, необходимых для

понимания взаимодействия государства и церкви в рамках политической

системы. Как правило, политические системы большинства обществ особенно на

современном этапе, исключили формально церковь из своего состава, произошло

отделение государства от церкви. Этот принцип закреплялся конституционно,

государство формально не вмешивалось в дела церкви, а церковь, имея перед

собой благородную цель нравственно-религиозного, духовного воспитания, а

весьма часто и возрождения общества, не вмешивалась в государственную

жизнь, в политику. В_таком взаимоотношении реализуется принцип свободы

совести, вероисповедальной свободы, секуляризации политики и автономии-

религии. Однако так происходило лишь в нормально функционирующих либерально-

демократических политических системах. В тоталитарно-распределительных

политических системах формальные покрывала невмешательства скрывали

фактическое вмешательство государства в дела церкви, попытки контроля за

священнослужителями, гонения на них, репрессии. Taкие политические системы

пытались использовать церковь для своих целей. Воинственно-атеистические

системы, в свою очередь, пытались применить и применяли открытое

принуждение для насильственного разрушения религиозных систем, изменения

духовной, бытовой, обрядовой жизни общества. А в обществах, где

господствовали некоторые религиозные системы, например ислам напротив

религиозные организации оказывали и оказывают воздействие на

функционировании государственных институтов, задают и определяют социальные

цели и смыслы общественной, политической жизни, выступают фактически важным

институтом политической системы. В этих обществах взаимоотношения

государства и религиозных образований весьма противоречивы: от полного

подчинения государственных институтов религиозным правилам и требованиям до

периодических острых конфликтов государства и так называемых

фундаменталистски настроенных членов общества. В целом, конечно же, церковь

во многих обществах, как правило, - это все же практически и фактически

важный элемент политической системы общества, хотя в либерально-

демократических системах такое положение открыто не признается, а

конституционно даже отвергается. (Например, ч.2 ст. 14 Конституции

Российской Федерации гласит: «Религиозные объединения отделены от

государства и равны перед законом». Статья 1 Билля о правах США гласит:

«Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению

религии или запрещающего свободное исповедание оной...».) Вместе с тем и в

таких системах отдельные политические контакты между государством и

церковью в конкретно-исторической обстановке являются весьма интенсивными

и значимыми.

14. История развития концепции гражданского общества. Структура

гражданского общества.

Словосочетание «гражданское общество» условно, так как «негражданского», а

тем более «антигражданского» общества не существует. Любое общество состоит

из граждан и без них немыслимо. Только догосударственное, нецивилизованное

общество нельзя называть гражданским. Ведь в таком обществе не существует

понятий «гражданство» и «гражданин». Нельзя так сказать и о

рабовладельческом и феодальном государстве. Институт «гражданское общества»

возник и получил политико-правовое признание лишь в буржуазную эпоху под

влиянием естественных прав человека и необходимости их юридической защиты.

Но то лишь формальная сторона вопроса. По существу же этот термин приобрёл

в современной литературе особое значение и выражает общество, отвечающее

ряду выработанных историческим опытом критериев.

Или иначе это совокупность внегосударственных и внеполитических отношений,

образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-

собственников и их объединений.

Понятие гражданского общества, будучи давно известным, всё ещё является для

нашей науки относительно новым и неразработанным. Между тем корни этой идеи

уходят в далёкое прошлое – к «Политике» Аристотеля, «Государству» Платона,

другим древнегреческими учениям. Получала продолжение и поддержку в трудах

Гоббса, Локка, Монтескъе, Руссо, но сам термин начинает употребляться лишь

с 18 века. С течением времени под гражданским обществом стали понимать

особую сферу отношений, главным образом имущественных, рыночных, семейных,

которые должны были находиться в известной независимости от государства. В

этом смысле гражданское общество трактуется и как цивильное, частное,

приватное. По Гегелю , это прежде всего система потребностей, основанная на

частной собственности, а также религия, семья, сословия, государственное

устройство, право, мораль, долг, культура, образование, законы и вытекающие

из них взаимные юридические связи субъектов. Главным элементом этого учения

выступает человек, его роль, функции, положение. «В гражданском обществе

каждый для себя - цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с

другими он не может достигнуть всего объёма своих целей.» (Гегель

«Философия права»). Карл Маркс довольно часто использовал в своих работах

понятие гражданского общества, обозначая им организацию семьи, сословий,

классов, реальную жизнь людей, подчёркивая их исторически обусловленный

характер. В «Немецкой идеологии» Маркса говорится: «Гражданское общество

обнимает все материальное общение индивидов в рамках определённой ступени

развития производственных сил… » Таким образом вопрос о гражданском

обществе исторически поставлен как вопрос о наиболее разумном и

целесообразном устройстве человеческого бытия. Речь шла о новом этапе

развития цивилизации, новом витке общественного прогресса. При этом во всех

предлагаемых моделях и концепциях чётко доминировал главный лейтмотив –

собственность и отказ государства от претензий на роль единственного

организатора общественной жизни, от стремления держать всё в своих руках.

СТРУКТУРА – это внутреннее строение общества, отличающееся многообразием и

взаимодействием его составных частей, обеспечивающих его устойчивость и

развитие. Элементы: Экономическая система (отношения собственности,

производство благ, распределения и потребления…), политическая система

(государство, партии, общественные организации, политическое сознание,

право…), социальная система (семья, межличностные отношения…),

информационная система (СМИ, Интернет, сама информация…), духовно-

культурная система (религия, культура, наука, искусство…). Приведённые

институты составляют лишь основу гражданского общества, в структуру

которого входят ряд иных элементов (нормы, обычаи и др.).

15. Диалектика взаимоотношений гражданского общества и государства. Приделы

деятельности государства.

Гражданское общество существует, развивается и функционирует в

диалектическом единстве и противоречии с государством. В их отношений

возможны коллизии. Но в любом случае «аппарат», «органы», их «агенты» не

могут вмешиваться в частную жизнь людей или манипулировать ими, втягивать в

политическую борьбу, конфронтацию, не говоря уже о применении насилия.

Гражданское общество и правовое государство должны не противостоять друг

другу как антиподы, а гармонично взаимодействовать.

16. Возникновение и развитие учения о правовом государстве. Признаки

правового государства.

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности

государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и

их различными объединениями на основе норм права. Представления о

государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе

закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой

цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более

совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности

(Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить

такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью,

которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи.

Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та

политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как

для граждан, так и для самого государства. Государственная власть,

признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних

мыслителей, считается справедливой государственностью. “Там, где

отсутствует власть закона,- писал Аристотель,- нет места и (какой-либо)

форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве как о “деле

народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-

правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на

становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом

государстве. Рост производительных сил, изменение социальных и политических

отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают

новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных

дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации

государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица

или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом,

обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права. Наиболее известные

идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того

времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей теории Маккиавелли на основе

опыта существования государств прошлого и настоящего объяснял принципы

политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он видел в

возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности

для каждого. Боден определяет государство как правовое управление многими

семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том,

чтобы обеспечить права и свободы. В период буржуазных революций в

разработке концепции правовой государственности значительный вклад внесли

прогрессивные мыслители Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и

другие. Надо отметить, что среди русских философов идеи правового

государства тоже нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н.

Г. Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича. В послеоктябрьский период в нашей

стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового

государства вначале были поглощены требованиями революционного

правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой

нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно-

государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному

отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на

началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной

государственности. Советская государственность в период тоталитаризма не

воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально

противоположной классовой концепции государства. Множество признаков:

максимальное обеспечение прав и свобод (3) человека; ответственность

государства перед гражданином и гражданина перед государством; четкое

разграничение функций общества и государства; разделение властей; наличие

развитого гражданского общества; создание антимонополистических механизмов,

препятствующих сосредоточению власти в чьих бы то ни было руках;

верховенство и прямое действие конституционного закона, его приоритет над

любой властью; установление в законе и осуществление на деле суверенности

государственной власти; формирование законодательных органов обществом на

основе норм избирательного права; соответствие внутреннего законодательства

общепризнанным нормам и принципам международного права; правовая

защищенность всех субъектов общества от произвольных решений кого-

либо.Теория правового государства сформировалась на основе естественно-

правовых воззрений (универсальный характер естественного права: все норма

апеллируют к человеку; договор - изначальная основа деятельности

государства: некоторые естественные права неприкосновенны; подчиненность

“положительного” права естественному; постоянство норм естественного

права).

17. Теория и практика формирования правового государства в современном

российском обществе.

18. Понятие права и его основные признаки. Правопонимание: разные подходы.

Наиболее предпочтительной является точка зрения, согласно которой

необходимо различать право в общесоциальном смысле и право в юридическом

смысле. Слово “право” употребляется в таких смыслах, как “естественное

право”, “юридическое право”, “моральное право”, “право члена общественной

организации”, “материнское право” и т.д. Говоря о понятии права, нужно

прежде всего исходить из смыслового значения слова “право” и различать в

связи с этим право в общесоциальном и право в юридическом смысле. Право в

общесоциальном смысле – это признаваемая в обществе, социально оправданная

возможность (свобода) определенного поведения, т.е. возможность совершать

какие-то социально значимые действия, притязать на что-то, требовать

соответствующего поведения от других. Право в общесоциальном смысле по сути

своей является естественным правом. Оно возникает само по себе,

естественным путем и никем не устанавливается. Это право, рождаемое самой

жизнью, вытекающее из общественных потребностей. Сформировавшись в системе

общественных отношений, естественное право закрепляется в обычаях, нормах

морали, религиозных и других нормах. Может оно закрепляться и в юридических

нормах, т.е. нормах, устанавливаемых государством. Право в юридическом

смысле – это установленные или санкционированные государством,

государственной властью, нормы, а также закрепленная в этих нормах свобода,

возможность определенного поведения. Другими словами, право в юридическом

смысле – это и есть то, что представители естественно-правовой,

психологической и некоторых других теорий называют позитивным правом.

Позитивное право не тождественно естественному праву. Государство

закрепляет в своих нормах или санкционирует только такую свободу, которая

отвечает интересам государства. А интересы государства – это не обязательно

интересы общества. Более того, в нормах позитивного права может

закрепляться не только свобода, но и несвобода и даже произвол. Поэтому в

нормах позитивного права закрепляется не столько социально оправданная

свобода, сколько свобода, установленная или признанная государством. А

такая свобода не равнозначна естественному праву. Закон не тожд праву.

Правом могут признаваться только правовые законы. основные признаки права.

Нормативность, общеобязательность, системность, государственно-волевой

характер, формальная определенность, гарантированность. Нормативность права

выражается в том, что право состоит из норм. Нормы права – это

определённые правила поведения.

Общеобязательность –Нормы права являются правилами поведения

общеобязательного характера. общеобязательность присуща только праву..

Всякий, кто подпадает под действие правовой нормы, должен поступать в

соответствии с её предписанием, иначе может быть наказан. Системность права

проявляется в том, что нормы, из которых состоит позитивное право,

находятся в определенном единстве, в системе и тесно связаны между собой.

Государственно-волевой характер позитивного права выражается в том, что оно

в отличие от права в общесоциальном смысле возникает не само по себе, а по

воле государства. Нормы позитивного права либо непосредственно

устанавливаются государством, его органами, либо возникают в результате

государственного санкционирования, Формальная определенность. нормы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.