рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпоры по ТГП

природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие

функции.

Охрана существующих форм собственности — функция, присущая всех

государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент.

Охрана правопорядка — важнейшая и необходимая функция любого государства,

вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на

первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен

подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится

функцией охраны прав и свобод граждан и правопорядка. Функция охраны

природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число

основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по

отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено

заниматься этой деятельностью. Экономическая функция. Теперь государство

вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции

между отдельными ее отраслями. Возникли государственный сектор экономики,

т. е. государственная собственность, и государственное управление

предприятиями и организациями, на ней базирующимися. В большинстве стран

государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные

акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет

роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую часть

ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко

регулировать экономические процессы в масштабе всей страны. С экономической

тесно связана социальная функция государства. Она многообразна по

содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное ее

назначение — устранить или смягчить возможную социальную напряженность в

обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать

здравоохранение, образование, культуру. Для выполнения социальной функции

государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия,

здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реализует программы,

стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует

(в той или иной мере) размеры заработной платы и др. В современных условиях

возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения,

народного образования и культуры. Для управления названными видами

деятельности государство создает соответствующие органы и учреждения,

финансирует их. В последние десятилетия многие передовые государства мира

активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса.

Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на

государственной основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных

исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому

государство берет на себя обязанность по стимулированию технического

прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным

теоретическим исследованиям.

Внешними функциями государства традиционно являлись защита страны от

нападения извне; ведение захватнических войн; обеспечение дипломатических

отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка

активизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развивается

коллективная безопасность, создаются международные миротворческие

вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних

функций.

94. Понятие механизма (аппарата) государства. Принципы организации и

деятельности государственного аппарата.

Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила,

располагая которой государство осуществляет власть. Механизм является

структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой

материальное "вещество", из которого оно состоит. Можно сказать, что

механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.

Механизм государства — это целостная иерархическая система государственных

органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть,

задачи и функции государства. Приведенное определение позволяет выделить

следующие характерные признаки механизма государства. 1. Это целостная

иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее

обеспечивается едиными принципами организации и деятельности

государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их

деятельности. 2. Первичными структурными частями (элементами) механизма

являются государственные органы и учреждения, в которых работают

государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами).

Государственные органы связаны между собой началами субординации и

координации. 3. Для обеспечения государственных властных велений он имеет

непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие

техническому уровню каждой эпохи, — вооруженные отряды людей, тюрьмы и др.

Без них не может обойтись ни одно государство. 4. При помощи механизма

практически осуществляется власть и выполняются функции государства. Между

функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу

того что механизм как раз и создается для выполнения функций государства,

последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и

учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к

примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или

национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый

план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия,

принуждения В учебной литературе понятия "механизм" и "аппарат" государства

обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что

термин "механизм" лишь подчеркивает целостность аппарата, его

направленность на результативную деятельность. Единый и целостный механизм

государства дифференцируется (расчленяется) на составные части — органы,

подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и

подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме,

находятся в сложных отношениях субординации и координации. Структура

механизма государства изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него

входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует

понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только

управлением, а другая — только принуждением. В реальной жизни управление и

принуждение переплетаются между собой. Многие века и тысячелетия

государственный механизм был неразвит, его органы не были дифференцированы

по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних

этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли

военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности,

многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы.

Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства:

представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в

поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них

формируется общественное мнение. Другая подсистема — это органы

правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция,

разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том

числе методами государственного принуждения (военное подавление,

полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют

вооруженные отряды людей — войско, полиция. К органам государства примыкают

государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а

выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования,

здравоохранения, науки и др. ПРИНЦИПЫ, о которых здесь идет речь, — это

законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе

формирования, организации и функционирования механизма (аппарата)

государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму

государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется

лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или

группы органов. Общие принципы принято делить на две группы. К первой

относятся принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, ко

второй — принципы, сформулированные в Федеральном законе «Об основах

государственной службы Российской Федерации» и иных федеральных законах («О

Конституционном Суде Российской Федерации», «О прокуратуре Российской

Федерации» и др.). Первая группа охватывает конституционно закрепленные

принципы организации и деятельности механизма государства: народовластие,

гуманизм, федерализм, разделение властей, законность. Принцип народовластия

проявляется в демократической организации государства, республиканской

форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник

власти в Российской Федерации — многонациональный народ. Народ осуществляет

свою власть по разным каналам, в том числе и непосредственно (например,

выборы президента и представительных органов государственной власти) или

через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств

осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм

государства в лице объединяемых им органов. Принцип гуманизма в

формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на

том понимании, что оно — социальное государство, политика которого

направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности,

обеспечение благосостояния человека и общества. Принцип разделения властей,

согласно которому государственная власть осуществляется на основе

разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает

самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти. Принцип

федерализма в формировании и деятельности государственного механизма

определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных

субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального

значения, автономные области, автономные округа. Во взаимоотношениях с

федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны

между собой. Принцип законности заключается во всеобщности требования

соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Конституции РФ

органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы

местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать

Конституцию и законы России. Рассмотренные общие конституционные принципы

организации и деятельности механизма государства получают свое

подкрепление, развитие и конкретизацию во второй группе принципов,

закрепляемых в федеральных законах. Комплексное выражение эта группа

получила в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской

Федерации». К числу этих принципов следовало бы также отнести сочетание

коллегиальности и единоначалия, экономичность государственной службы.

Выполнение последнего принципа особенно актуально в современных условиях

существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.

Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного

механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во

взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для

его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

95. Механизм государства и разделение властей. Теория разделения властей.

Единство и разделение являются важнейшими принципами организации

государственной власти, это те определяющие начала, на которых основывается

система государственной власти. Государственная власть характеризуется,

прежде всего, единством. Единство государственной власти выражается в её

целостности, то есть власть выражается в её целостности, власть в

государстве представляет собой нечто единое целое. В государстве не может

существовать две, три и более различных государственных властей.

Государственная власть в обществе, в государстве одна, хотя осуществляется

она довольно часто не одним, а многими государственными органами. В древних

и средневековых государствах единство государственной власти связывалось

обычно с властью монарха – личность которого нередко обожествлялась. В

государствах нового и новейшего времени единство государственной власти

чаще всего связывается с тем, что источником и носителем государственной

власти признается народ – который осуществляет свою власть либо

непосредственно, либо через выборные органы. Принцип единства

государственной власти на практике нередко гипертрофируется – это имеет

место тогда, когда вся полнота государственной власти сосредотачивается в

руках одного лица или органа. При такой организации государственной власти

как правило происходит узурпация государственной власти и устанавливается

либо диктаторский либо тиранический режим. Другим важнейшим принципом

государственной власти является разделение государственной власти

(разделение властей). Теоретическое обоснование принципа разделения властей

получил в 17-18 веках как средство борьбы с абсолютизмом и как средство

обеспечения свободы. Первый выдвинул идею англичанин Джон Локк – он первый

предложил разделить государственную власть на три ветви – законодательную,

исполнительную и федеративную. Позднее эту идею развил французский

Мыслитель Шарль Монтескье. Монтескье предложил разделить единую

государственную власть на три ветви – законодательную, исполнительную и

судебную. При этом Монтескье отдавал лидерство законодательной власти. В

последующем идея получила свою практическую реализацию во многих

государствах: в США и Франции. Суть принципа разделения властей состоит в

том, что единая государственная власть подразделяется как правило на 3

относительно самостоятельные ветви власти: законодательную, исполнительную

и судебную. В соответствии с принципом разделения властей создаются высшие

органы государства, которые взаимодействуют на основе системы сдержек и

противовесов. Несмотря на действие принципа разделения властей и выделение

относительно самостоятельных ветвей государственной власти, государственная

власть по-прежнему сохраняет своё единство, поскольку деятельность всех

ветвей власти должна быть сбалансирована и осуществляется в тесном

взаимодействии.

96. Органы государства: понятие и классификация.

Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства,

участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого

властными полномочиями. Органы государства классифицируются по различным

основаниям По способу возникновения они подразделяются на первичные и

производные. Первичные органы государства никакими другими органами не

создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная

монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные

полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы

создаются первичными органами, которые и наделяют их властными

полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы

прокуратуры и т.д. По объему властных полномочий органы государства

классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы

являются государственными (например, органы местного самоуправления).

Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную

власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Местные органы

государства функционируют в административных единицах (графствах, округах,

коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только

на эти регионы. По широте компетенции выделяются органы государства общей и

специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий

круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует

в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой)

компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции одного

вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции). Органы

государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные. На

механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное

влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым

создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.

Законодательные органы. Право издания законов принадлежит обычно высшим

представительным органам. Обозначаются они общим родовым термином

"парламент". Парламенты в большинстве стран мира состоят из нижней и

верхней палаты. Глава государства. Разделенная на три ветви

государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый

властеобразующий источник — народ; она выражает единые коренные интересы

населения страны. Поэтому самостоятельность органов исполнительной

законодательной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава

государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование

этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения

общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по

общему правилу, является единоличным: в конституционных монархиях — монарх

в республиках — президент. Исполнительные органы. Исполнительная власть

принадлежит правительству, которое непосредственно управляет страной.

Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра,

председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и

т.д.), его заместителей и членов правительства, которые возглавляют

отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства,

департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями. По

всем вопросам своей компетенции правительство издает правовые акты (указы,

декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны к исполнению.

Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из

гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и

иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные

суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого

процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный

прецедент, они участвуют в правотворчестве. В механизм государства входят

силовые ведомства составляющие основу властной силы государства, —

вооруженные силы, органы безопасности, полиция (милиция). Основное

назначение последней — охрана общественного порядка и обеспечение

внутренней безопасности. Особо выделяются в механизме государства местные

органы власти. Прокуратура Российской Федерации составляет единую

централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и

Генеральному прокурору России. Генеральный прокурор назначается на

должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению

Президента. Он назначает прокуроров субъектов Федерации по согласованию с

последними и иных прокуроров. Полномочия, организация и порядок

деятельности прокуратуры определяются федеральным законом. Системы органов

государственной власти республик, краев, областей, городов федерального

значения, автономной области, автономных округов создаются ими

самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и

общими принципами организации представительных и исполнительных органов

государственной власти, установленными федеральным законом. Органы местного

самоуправления в механизм государства не входят, ибо не являются

государственными.

97. Аппарат Российского государства на современном этапе.

Орган государства — это юридически оформленная, организационно и

хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из

государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями

и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей

компетенции определенных задач и функций государства. Разносторонность и

многосложность деятельности государственного механизма обусловливает

значительное число его органов. По различным научно обоснованным критериям

они классифицируются на соответствующие виды. Так, органы государства по

такому критерию, как юридический источник их легитимности, подразделяются

на: а) органы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации,

федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для

непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент РФ,

Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства и иные федеральные

органы исполнительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и

исполнительной власти субъектов РФ); б) органы, учреждаемые в установленном

законодательством порядке для обеспечения исполнения полномочий,

функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных

органов (Администрация Президента, аппараты палат Федерального Собрания,

Правительства, высших судебных органов РФ, органов законодательной и

исполнительной власти субъектов РФ). Государственные органы, относящиеся к

первому из рассмотренных видов, представляется обоснованным именовать

первичными органами, ко второму — вторичными, производными от первых. На

основе принципа разделения властей государственные органы делятся на

законодательные, исполнительные, судебные. По действию в пространстве

государственные органы подразделяются на федеральные органы и органы

субъектов Федерации. При этом суды, прокуратура, вооруженные силы всегда

относятся к федеральным органам. По длительности действия государственные

органы делятся на постоянные и временные. Абсолютное большинство

государственных органов Российской Федерации и ее субъектов согласно

Конституции и законам РФ, конституциям и уставам субъектов РФ действуют на

постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы, создание и деятельность

которых носит временный характер, они связаны с решением неотложных задач,

вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с

введением чрезвычайного или военного положения). Органы государства

различаются между собой и тем, что одни из них — коллективные образования,

другие — представлены одним лицом. По общему правилу орган государства

состоит из коллектива государственных служащих. Например, Федеральное

Собрание Российской Федерации, Правительство РФ, Верховный Суд РФ. Однако в

отдельных случаях орган государства может воплощаться в одном лице,

занимающем государственную должность. Например, Президент Российской

Федерации, президент республики в составе РФ, Генеральный прокурор РФ.

Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов

является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма

государства. Исследование различных видов государственных органов

предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех

упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.