рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпоры по ТГП

узкий круг людей, небольшая группа должностных лиц, осуществляющих

политическое руководство. Внутри правящей клики выделяется лидер. Его

влияние очень значительно. Однако единолично он не склонен принимать

решения. Советы, рекомендации, учет мнений, обсуждение того или иного

вопроса со своей командой становятся для него необходимыми. Лидером

является обычно сильная, порой харизматическая личность. И хотя

общественное мнение не обожествляет лидера, не называет его вождем, тем не

менее, оно ориентируется на эту сильную личность. Зачастую авторитарные

режимы в относительно «мягкой» форме осуществляются для проведения реформ,

укрепления государства, его целостности, единства, противопоставления

сепаратизму, экономическому развалу. В авторитарном государстве управление

осуществляется как правило централизованно. Собственно демократический

режим («democratia» - народовластие) – это –одна из разновидностей

либерального режима, основанного на признании принципа равенства и свободы

всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим

гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не

ограничивается только их провозглашением, т. е. Формальным равенством

правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую

основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В

результате - широкие права, и свободы становятся реальными, а не только

формальными. В демократическом государстве народ является источником

власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением

дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом

государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания.

Критерием избрания того или иного человека в представительный орган

являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация

власти - отличительный признак государства, в котором существует

демократический политический режим. В основе деятельности народных

избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм. Демократическое

общество характеризуется развитием ассоциативных связей на всех уровнях

общественной жизни. При демократии существует институциональный и

политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые

объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы объединяют

людей по различным интересам и склонностям. Интеграционные процессы

способствуют развитию государственности и свободы личности.

89. Соотношение типа и формы государства.

90. Понятие и содержание функций государства. Функции и задачи государства.

Функции государства и отдельных его органов.

Функции государства — это основные направления внутренней и внешней

деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его

классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение. В этом

определении выделены наиболее существенные признаки функций государства. 1.

Функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его

классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые,

групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.

2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная

роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису,

реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на

международной арене. 3. Функции государства возникают и развиваются

сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое

социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему

функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления

его деятельности.

4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и

объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика

социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни

общества. Деятельность государства многогранна, она охватывает самые

различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности

государства называются функциями государства. Функции делятся на внутренние

и внешние. К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней,

самостоятельной жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена

общества, относятся следующие виды функций: Охранительная. Экономическая.

Социальная. Культурно-воспитательная. Природоохранительная. К внешним

функциям, направленным на обеспечение существования государства в мировом

обществе, относятся: Защита государства от вооруженных нападений других

государств. Поддержание международных политических отношений

(дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей. Борьба

с международной преступностью. Участие в международной охране окружающей

Среды. 1. Охранительная функция: Это функция государственной деятельности

проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка,

защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите

конституционного строя и государства от противоправных посягательств.

Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования

общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в

обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная

необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение

государства. Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести

и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного

имущества, на охрану частной собственности. 2. Экологическая функция:

Направлена на защиту экологии. 3. Функция социальных услуг, обеспечения и

защиты граждан: Многие государства характеризуют себя социальными. Это

означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах,

кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное

существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия

направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и

нетрудоспособных людях. Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации в

частности сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по

возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания

детей и в иных случаях предусмотренных законом.” В Российской Федерации

финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения,

принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем

здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению

здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и

санитарно-эпидемиологическому благополучию (статья 41 пункт 2 ) 4.

Культурно - воспитательная функция: Общество в целом и государство

заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование,

соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время

немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во

всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих

государствах образование является обязательным. Государство поощряет и

развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой

деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без

уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия.

Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому -

непременная составная часть воспитательного процесса. Большое значение

имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан

знать законы своего государства и строго соблюдать их. 5.

Природоохранительная функция: Охрана природы, окружающей среды - насущная

необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной

деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую

среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные)

условия обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только

государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации

усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту

окружающей среды. В современную эпоху проблемы охраны и рационального

использования природных богатств приобрели большое экономическое,

социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и

государств. Внешние функции. 1. Функция защиты из вне: Данная функция

является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она нацелена

на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности

государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской

Федерации. Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации “Защита

Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с

федеральным законом.”

Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от

происхождения, социального и имущественного положения, места жительства,

обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил

Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане

мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет. 2. Функция

сотрудничества с другими странами. Функция сотрудничества и взаимопомощи

выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные

организации деятельность которых направлена на улучшение экономической,

политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор,

СЭВ и т.д.) 3. Борьба с международной преступностью:

В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная

преступность.

Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием -

вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений.

Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой.

Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с

международной преступностью. Конкретными действиями государств в этой

области является создание международных организаций по борьбе с

преступлениями.

Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. 4. Участие в охране

окружающей Среды:

В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный

вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей

среды становится составной частью программы завершения строительства

материально - технической базы в государстве.

В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными

климатическими условиями. Крупные ученые ряда государств обеспокоены

экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из

государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на

поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и

общественные организации. В ряде государств правительство принимает

различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы.

Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные

наказания.

91. Классификация функций государства.

Научное познание государства любого исторического типа обязательно

предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие

качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства

как особой организации публичной власти, но и общества в целом. В связи с

тем, что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма

разнообразно, необходима их научная классификация. Рассмотрим некоторые

основания (критерии) такой классификации. Наиболее общими критериями

отграничения одной функции от другой являются: во-первых, особенности

объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных

отношений, на которые государство воздействует в_процессе своей

деятельности; во-вторых, обусловленная последними специфика содержания

каждой функции. т.е. более или менее однородных, близких друг к другу видов

государственной деятельности. В зависимости от того, в какой сфере

общественной жизни — внутренней или внешней - осуществляются те или иные

функции государства, разрешению каких задач они служат — внутриполитических

или внешнеполитических — они подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства — это, например, экономическая,

экологическая, функция развития культуры, науки и образования. К внешним

функциям относятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового

порядка и т.д. Среди внутренних и внешних функций государства различаются

функции основные и неосновные. Основные функции — это наиболее общие

важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных

стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический

период. Основным функциям государства присущ ряд общих черт. Во-первых, в

них наиболее выпукло проявляется классовая и общечеловеческая сущность

государства, его социальное назначение. Достаточно сопоставить, например,

такие направления деятельности государства, как, с одной стороны,

налаживание средств связи, обеспечение ремонта и строительства дорог,

работы транспорта, участие в международных конвенциях по защите растений от

болезней, борьба с эпидемиями и др.. с другой стороны, экономическая,

социальная деятельность государства, осуществляемая им охрана прав и свобод

граждан, всех форм собственности, правопорядка, оборона страны и др. 'Во-

вторых, в отличие от многочисленных государственных функций,

осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами

(например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование,

финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля и т.д.), основные

функции относятся к деятельности государства в целом, выполняются, хотя и в

разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата. В-

третьих, основная функция воплощает сосредоточение усилий государства на

одном из решающих, генеральных направлений его внутренней или внешней

деятельности. Ее объектом является широкий круг обладающих известным

сходством общественных отношений в какой-то определенной большой области

социальной жизни. Сообразно с этим основные функции государства охватывают,

группируют по наиболее важным направлениям государственного воздействия на

общественные отношения множество других его функций, именуемых неосновными

функциями. Последние, будучи составными структурными частями основных

функций, представляют собой направления деятельности государства по

выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере

общественной жизни. От основных и неосновных функций государства следует

отграничивать функции органов государства, т.е. реализацию компетенции,

прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и

назначением в государственном механизме политической системе общества.

92. Правовые и организационные формы осуществления функций государства.

Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять

в своей деятельности различные методы. Различаются правовые и неправовые

формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь

государства и права, обязанность государства действовать при выполнении

своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они

показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие

юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы

осуществления функций государства — правотворческую, правоисполнительскую и

правоохранительную.

Правотворческая деятельность — это подготовка и издание нормативно-правовых

актов, без которых реализация других функций государства практически

невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без

кодифицированного социального законодательства, социального права? От

правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и

другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими

пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит

на органах управления (исполнительно-распорядительных органах),

возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению

разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой

исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты,

контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др. Правоохранительная

деятельность, т.е. властная оперативная и правоприменительная деятельность

по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя

принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел,

привлечение к юридической ответственности и др. В наше время возрастает

роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено

развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного

управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все

больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и

гражданами.

Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной

работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность

является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически

значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это,

например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной

информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и

заявлениями граждан и т.п. Методы осуществления функций государства

достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство

использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической

функции необходим целый набор экономических методов — прогнозирование,

планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные

субсидии, защита потребителей и др.

93. Особенности функций Российского государства на современном этапе.

Итак, по причинам (источникам) возникновения функции государства можно

подразделить на: а) функции, вытекающие из классовых противоречий

(подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.); б) функции,

вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка,

охрана природы и окружающей среды и др.). По направленности функции

государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции

нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности

воздействия государства на данное общество, а внешние — на установление и

поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и

внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга.

Среди внутренних можно выделить блок охранительных функций — охраны

существующих форм собственности, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.