рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпоры по ТГП

статьёй нормативного акта. Не всегда в формулировке можно встретить все три

известные элемента. Однако неверны утверждения о том, что некоторые нормы

имеют двухэлементную структуру, когда у одних якобы отсутствует гипотеза, у

других – санкция. Существуют следующие способы изложения норм в нормативных

актах. Элементы правовой нормы могут располагаться в различных статьях

одного и того же нпа. И иногда и в статьях различных нпа. Это обусловлено

тем, что нормы имеют неодинаковые формы, способы своего выражения, но при

этом сохраняют логическую структуру. Статья нпа – это форма выражения,

способ изложения правовой нормы. Сужествуют несоклько способов изложения –

прямой, когда в статье все три элемента (г, д и с). Тут логическая

структура нормы совпадает со структурой статьи нпа. Отсылочный способ –

содержатся не все элементы, и содержится отсылка к другим раодственным

статьям того-же нормативного акта (УК). Бланкетный мпособ изложения – при

этом устанавливается только ответственность за нарушение определенных

правил, но самих правил в ней нет и отсылки прямой тоже нет, напр нарушение

правил вождения наказывается… (УК). Вывод – норма права не тождественна

статье закона. Норма права – это логически завершенное правило поведения, а

статья закона – это форма его изложения. В статье закона может содержаться

часть нормы или даже часть ее элемента. Норма права поэтому может

излагаться в ряде статей одного или нескольких НПА.

32. Понятие и виды форм (источников) права.

Формы права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических

правил поведения. Прежде чем анализировать различные формы права,

необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий “форма права” и

“источник права”. Если исходить из общепринятого значения слова “источник”

как всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки, то

применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права

три фактора: 1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни

общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.); 2)

источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины,

правосознание и т.д.); 3) источник в формально-юридическом смысле — это и

есть форма права. Выделяют четыре основные формы права: — нормативный акт —

это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование

определенных общественных отношений. (К их числу относятся Конституция,

законы, подзаконные акты и т.п.); - правовой обычай - это исторически

сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в

привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым

последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ, отдельные имущественные

отношения могут регулироваться обычаями делового оборота); - юридический

прецедент - это судебное или административное решение по конкретному

юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым

руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в

странах общей правовой семьи — Англии, США, Канаде и т.д.); - нормативный

договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате

которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ

1992 г.). Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к

числу которых можно отнести следующие: демократизм и гласность

правотворчества; профессионализм; законность; научный характер; связь с

правоприменительной практикой. 1. Демократизм и гласность правотворчества.

Суть принципа заключается в процедуре разработки и принятия нормативного

акта правотворческим органом. Большая роль при этом отводится привлечению

граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, гласности ее

осуществления, что выступает своеобразной гарантией от келейности и

бюрократизма в реализации такой важнейшей государственной функции.

Распространена практика всенародного обсуждения законопроектов при помощи

средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Поступившие при

обсуждении проекта замечания и предложения анализируются правотворческим

органом, после чего в подготавливаемый акт вносятся соответствующие

изменения. Но высшим проявлением демократизма правотворчества является

референдум. 2. Профессионализм правотворчества. Этот принцип прямо и

непосредственно связан с качеством правотворчества, эффективностью

механизма принятия государственных решений. К такого рода деятельности

должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи,

политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в

моделировании законопроектов. Между тем нередко депутаты, не являясь

специалистами в области юриспруденции, самостоятельно «творят» законы,

тогда как они должны работать уже с законопроектами, подготовленными

высококвалифицированными юристами. Работа по совершенствованию

правотворческого процесса должна осуществляться постоянно и по нескольким

направлениям. Во-первых, необходимо долгосрочное и краткосрочное

планирование законоподготовительных работ; во-вторых, нужны единые правила

разработки и оформления проектов законов и подзаконных актов в виде

специального закона; в-третьих, требуется независимая научная экспертиза

вносимых на рассмотрение парламента законопроектов. Ее мог бы проводить

научно-консультационный совет по законодательству при высшем органе

законодательной власти; в-четвертых, необходимо провести юридический

всеобуч парламентариев правилам законодательной работы. 3. Законность

правотворчества. В основу этого принципа положено правило, согласно

которому вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию

нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и, прежде

всего, Конституции РФ. При этом необходимо четкое соблюдение

регламентационных процедур обсуждения, порядка опубликования нормативно-

правовых актов. Законность правотворчества также предполагает строгое

исполнение правил юридической техники, и в первую очередь субординацию

правовых актов. Кроме того, содержание правовых актов не должно быть

«антиправовым», а призвано отвечать идеалам правового государства, началам

демократизма и гуманизма, общепризнанным нормам международного права. 4.

Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной

практикой. Главные требования этого принципа сводятся к тому, что

законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном

анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки,

потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной

жизни, целесообразности подобного регламентирования и т.д. Правотворчество

представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию,

изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных

социальных потребностей и интересов общества

33. Правотворчество и законотворчество. Понятие и стадии законотворческого

процесса.

Законодательный процесс выступает составной частью правотворческого

процесса и включает в себя четыре основные стадии: 1) законодательную

инициативу; 2) обсуждение законопроекта;3) принятие закона; 4)

обнародование закона. Все эти процедурные моменты нашли свое отражение в

новой российской Конституции. Законодательная инициатива — право

компетентных органов, общественных организаций и лиц возбуждать перед

законодательной инстанцией вопрос об издании, изменении или отмене закона

либо иного акта, поступление которого влечет за собой обязательное

рассмотрение его парламентом. Это право выражается в форме предложений или

готового законопроекта, которые высший законодательный орган обязан принять

к своему производству. Такие предложения должны иметь необходимые

обоснования. Согласно статье 104 Основного Закона Российской Федерации,

правом законодательной инициативы обладают: Президент Российской Федерации;

Совет Федерации; члены Совета Федерации; депутаты Государственной Думы;

Правительство Российской Федерации; представительные органы субъектов

Российской Федерации; Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный

Суд Российской Федерации; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Все

перечисленные судебные органы обладают правом законодательной инициативы

только по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную

Думу. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их

уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых

обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы,

покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при

наличии заключения Правительства Российской Федерации. Обсуждение

законопроекта происходит на заседании Государственной Думы. На этой стадии

допускаются поправки, изменения, дополнения или исключения ненужных

положений. Федеральные законы принимаются Государственной Думой

большинством голосов от общего числа ее депутатов и в течение пяти дней

передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст. 105 Конституции РФ).

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него

проголосовало более половины от общего числа этой палаты либо если в

течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае

отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать

согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего

федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

При несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный

закон считается принятым, если при повторном голосовании за него

проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов

Государственной Думы. Некоторые законы, принятые Государственной Думой,

подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. К их числу статья

106 Конституции РФ относит законы, связанные с вопросами федерального

бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного

права; таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и

денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты

Государственной границы Российской Федерации; войны и мира. Принятый

федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской

Федерации для подписания и обнародования. На эту процедуру ему отводится

четырнадцать дней (ст. 107 Конституции РФ). Вместе с тем если Президент в

течение указанного срока с момента поступления федерального закона отклонит

его, то Государственная Дума и Совет Федерации п установленном Конституцией

РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном

рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции не

менее чем двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации и

депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в

течение семи дней и обнародованию.

36. Систематизация законодательства. Инкорпорация, консолидация,

кодификация.

В ходе общественного развития государство активно осуществляет

правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных

нормативно-правовых актов по широкому кругу вопросов. Формирование

законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происходит в

результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим

органом, но и систематизации. Систематизация законодательства — это

целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую

систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей

обозримости и эффективного применения. В основе такой работы лежат знания о

системе права, ее отраслях и подотраслях. Целями систематизации являются:

создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты,

доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение

устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий,

ликвидация пробелов и обновление законодательства.

Юридической науке известны два основных вида систематизации: инкорпорация и

кодификация. Инкорпорация — вид систематизации, в ходе которой действующие

нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки

и редактирования. В этом случае текстуальное изложение юридических норм

(правил поведения) не подвергается изменению. Результатом инкорпорации

является издание различных сборников или собраний, которые формируются по

тематическому принципу (т.е. по предмету регулирования) или по годам

издания нормативных актов (т.е. по хронологическому принципу). Инкорпорация

подразделяется на официальную и неофициальную. К официальной можно отнести

Собрание законодательства Российской Федерации. В его первом разделе

публикуются нормативные акты Президента и Правительства за определенный

период, во втором — их индивидуальные правовые акты. К неофициальной

инкорпорации относятся сборники нормативных материалов по отраслям права,

издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.д. На подобного

рода неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в ходе

рассмотрения юридических дел в суде, арбитраже и других правоприменительных

органах. Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их

систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (своде

законов, кодексе, основах законодательства и др.). Кодификация — это

систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпорация, так как

в ходе кодификации происходит качественная переработка действующих

юридических норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия

и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие

нормы. Нормативный материал приводится законодателем в стройную, внутренне

согласованную правовую систему. На смену ранее действовавшему большому

числу юридических нормативных документов приходит новый единый сводный акт,

изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом

регулировании. Кодификация - законодательства может быть всеобщей (когда

переработке подвергается все законодательство государства), отраслевой

(если перерабатываются нормы определенной отрасли законодательства) или

специальной (охватывающей нормы -какого-либо правового института).

37. Юридическая техника и её значение для правотворчества и систематизации

нормативных актов. Специализация и унификация российского законодательства.

Юридическая техника – это совокупность средств, приёмов, правил разработки,

оформления, публикации и систематизации законов и иных нормативных актов,

обеспечивающая их совершенство и эффективность использования. Основные

средства юридической техники: 1. Юр. терминология – совокупность обязат.

понятий, используемых при создании закона и иного акта. 3 вида терминов:

общеупотребляемые, спец. технические термины, спец. юр. термины.

Требования: единство терминологии, общепризнанность термина, стабильность

терминов, доступность. 2. Юр. конструкции - модель последовательности

фактов, прав, обязанностей, юр. последствий. 3. приёмы и правила изложения

конкретных нормативных актов – способы изложения, оснащение статей и частей

текста заголовками. Способы изложения: абстрактный и казуистичный.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ. Быстрые темпы социально-экономических преобразований

обуславливают динамизм нормативного урегулирования общественных отношений,

учёт своеобразия и специфики их различных сторон и граней. Эти задачи

успешно выполняет интенсивно развивающаяся в российском законодательстве

тенденция его специализации. Цель её заключается в том, чтобы юридически

полнее охватить всевозможные изменения и новизну общественных процессов,

сообразоваться с особенностями их проявления в тех или иных социальных

сферах, определить качественный уровень таких преобразований. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

российского законодательства – это обеспечение тенденции его развития ,

отражающей прогрессивность этого процесса в различных сферах общества и

права. Выделяют следующие виды специализации: предметная (предопределение

дифференциации законодательства на различные отрасли.), функциональная

(обособление правовых установлений внутри кодификационных актов, за счёт

чего модифицируется их организационное строение, совершенствуется

структура.), региональная (урегулирование общественных отношений с учётом

характерных черт федерального устройства РФ, географических природных,

климатических условий, традиций и особенностей экономического развития

региона.), смешанная (выступает в форме предметно-территориального

направления, предметно функционального либо функционально-

территориального.) УНИФИКАЦИЯ законодательства – противоположная

специализации тенденция, значение которой состоит в аккумулировании

однотипных предписаний и создании юридических актов, которые упрощали бы

законодательство, делая его доступным и единообразным. При помощи

унификации преодолевается несогласованность в структуре механизма правового

воздействия, устраняется его перенасыщенность, ликвидируется неоправданная

разобщённость в правоприменении. Поэтому унификация является одним из

наиболее эффективных путей борьбы с чрезмерной сложностью законодательного

урегулирования в различных сферах.

38. Понятие системы права, её отличие от правовой системы. Система права и

система законодательства.

Система права – это совокупность взаимосвязанных между собой юридических

норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и

различием в соответствии с особенностями регулируемых отношений.

Характерные черты системы: её первичный элемент – право, элементы не

противоречивы, что придаёт системе целостность и единство, объективный

характер системы, т е. её зависимость от объективно существующих

обстоятельств и общественных отношений. Понятие «система права» не следует

отождествлять с понятием «правовая система» ибо они соотносятся как целое и

частное. Система права и система законодательства — тесно взаимосвязанные,

но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же

сущности — права. Они соотносятся между собой как содержание и форма.

Система права как его содержание — это внутренняя структура права,

соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система

законодательства — внешняя форма права, выражающая строение его источников,

т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне

законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим

базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее

элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль,

институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально

учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и

динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и

совершенствованием общественных процессов, актуальность которых

способствует появлению новых правовых институтов и отраслей. Вместе с тем

структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и

точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права

— системой законодательства. Законодательство — форма существования прежде

всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности,

их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система

законодательства — это не просто совокупность таких актов, а их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.