рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Шпоры по ТГП

позитивного права обладают формальной определенностью. большинство правовых

норм письменно, формально закреплено в различных официальных документах

гарантированность. Она выражается в том, что государство, создав правовые

нормы, вместе с тем и гарантирует их, обеспечивая возможностью принуждения.

Т.о. право (или позитивное право) – это система установленных или

санкционированных государством норм поведения, которые обязательны для всех

членов общества и действие которых гарантируется государством. ОСНОВНЫЕ

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОПОНИМАНИЯ. Юридическая наука четко определяет

свойства права, которые придают ему качество регулятора общественных

отношений – нормативность, связь с государством. Сущность права видися в

обеспечении или разграничении жжизненных интересов людей, в выражении их

воли, в установлении определенного порядка общественной жизни. Новый подход

к праву состоит в попытке уствновить различие между правом, как объективным

явлением общественой жизни и законом, как формой выражения права и на этой

основе сформулировать понятие правового закона. Такое правопонимание

исходит из того, что право и закон всегда совпадают, но это не всегда так,

т.к. закон может быть противоправным. Концепция современного правопонимания

исходит из естественных правовых, материалистических и других прогрессивных

взглядов, которые стремились выявить в праве специфический принцип

регулирования, отличающий его от других регуляторов общественных отношений.

Такой принцип называется принципом формального равенства. Правовое

равенство означает формальную независимость и свободу людей в их

отношениях, оно имеет всеобщий характер и распространяется на всех

субъектов опр отношений. Право – это всеобщий масштаб и равная мера

свободы, а принцип равенства заложен в самой природе права и выражает

присущую ему справедливость. Смысл различия права и закона обусловлен двумя

факторами – противопоставлением права и произвола, соответствие закона

объективным требованиям права. Те, кто отождествляют право и закон,

считают, что право есть продукт властно-принудительного нормотворчества.

Правовой закон характеризуется следующими признаками: это выражение и

закрепление объективированной в праве меры свободы людей, он воплощает в

себе принцип формального правового равенства он учитывает и охраняет

интересы тех, кто находится за пределами правового равенства, это составная

часть объективно складывающегося в данном обществе права. Правовой закон –

антипод произволу, реальная жизнь закона возможна только в условиях

правового государства.

19. Сущность права. Классовое и общесоциальное в сущности права.

Объективное и субъективное в праве.

Сущность— главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение

представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному

выводу о сущности какого-либо явления можно прийти лишь в случае, когда оно

получило достаточное развитие, в основном сформировалось. Применительно к

праву это положение имеет первостепенное значение. По мнению С. С.

Алексеева, "на первых фазах развития человеческого общества (в азиатских

теократических монархиях, в рабовладельческих и феодальных государствах)

существовали, как правило, неразвитые правовые системы'". С этим мнением

следует согласиться. Действительно, в период рабовладельческого и

феодального строя право было традиционным, или обычным (исключение —

древнеримское частное право). Неразвитость традиционного права, прежде

всего, состояла в том, что оно выполняло лишь охранительную функцию и

выступало частью единой системы социального регулирования, в которой

регулирующую функцию осуществляли религия, нравственность и обычаи. Сейчас

уже можно констатировать, что государство и право возникли намного раньше,

чем общество разделилось на классы. Возникшее вместе с государством право

длительное время лишь дополняло укоренившуюся систему социального

регулирования. Определяющей чертой появившегося традиционного права была

государственная принудительность, а не классовость. Дальнейший ход

экономического и социального развития повлек за собой классовое деление

общества, вызвал к жизни антагонистические противоречия. Однако и при

рабовладельческом строе, и при феодализме право по-прежнему оставалось

традиционным, обычным и не играло существенной роли в системе социального

регулирования. Следовательно, классовую сущность имела регулятивная система

в целом, в которой право было еще чужеродным и слаборазвитым образованием.

Только с утверждением буржуазного экономического и социального строя и

соответствующей ему системы духовных ценностей право как регулятор

общественных отношений вышло на первый план. Появившееся и ставшее во

многих развитых странах господствующим юридическое мировоззрение не имеет

ничего общего с классовой идеологией, основывается на идеях равенства,

свободы, разума, прав человека.

Право построено на трех "китах". Это нравственность, государство,

экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод

регулирования; государство придает ему официальность, гарантированность,

силу; экономика — основной предмет регулирования, первопричина

возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность как регулятор

обнаружила свою несостоятельность. Нравственность, государство и экономика

— внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление.

Специфика права состоит в том, что в центре его находятся отдельный человек

с его интересами и потребностями, его свобода. Конечно, свобода человека

исторически подготавливается всесторонним развитием общества, важнейших его

сфер — духовной, экономической, политической. Однако именно в праве и через

право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой

организации. Изложенное позволяет сделать вывод, что право имеет

общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей,

обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие

социальных связей.

Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит,

что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать

свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры

свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество

в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не

просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная

свобода. Добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой,

жизни, зло — нарушением этой нормы.

20. Функции права: понятие и классификация.

Функции права – это определенные направления воздействия позитивного права

на общественные отношения и общество в целом, в которых проявляются

сущность позитивного права, Чаще всего функции права подразделяют на

общесоциальные и собственно юридические. К общесоциальным обычно относят

такие функции, как экономическую, политическую, воспитательную и некоторые

другие, а к собственно юридическим - регулятивную, в составе которой

выделяют статическую и динамическую, и охранительную. При этом отмечается,

что общесоциальные функции выражают воздействие права на различные сферы

общественной жизни (экономику, политику, духовную сферу и т.д.) в единстве

с другими социальными институтами и прежде всего с государством. Отсюда

принято считать, что общесоциальные функции права совпадают с функциями

государства. юридические функции рассматриваются в качестве таких

направлений воздействия права, которые выражают его специфику как

регулятора общественных отношений. Регулятивная функция выражается в том,

что право регулирует, упорядочивает общественные отношения, является, как и

все другие социальные нормы, регулятором общественных отношений. Оценочная

функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения,

одновременно оценивает и поведение их участников. Нормы права, дозволяя

одни поступки людей и запрещая другие, оценивают их как правомерные или

неправомерные, как желательные или нежелательные для государства и

общества. Воспитательная функция связана с тем, что право не только

регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца,

своеобразного эталона поведения участников регулируемых отношений. Нормы

права как бы показывают людям, как они могут или должны вести себя в той

или иной ситуации. информационную функцию. Правовые нормы в результате

закрепления их в различных официальных документах приобретают письменную

форму и становятся источниками информации. трансляционная функция состоит

в том, что право, накапливая в своем содержании социальный опыт, культуру

человеческого общения, достижения в области правового регулирования,

передает (транслирует) все это участникам существующих общественных

отношений, а также будущим поколениям людей.

21. Социальная ценность права в осуществлении экономических и политических

задач государства. Право и экономика. Право и политика.

Право в системе социального регулирования. В самом общем плане социальное

регулирование понимается как имманентный обществу и определяющий социальный

порядок процесс. Конкретный социальный порядок устанавливается в результате

действия множества самых разнообразных факторов. В их числе выделяют

следующие. 1. Так называемые стихийные регуляторы как непосредственное

проявление естественных законов природы общества. Факторы стихийного

регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде

конкретных событий общесоциального масштаба, явлений экономического

порядка, феноменов массового поведения и т.п. Это, например, увеличение

продолжительности жизни людей массовые сезонные заболевания,

демографические процессы, миграция населения, инфляционные ожидания и т.д.

В своем стремлении к порядку общество и государство стремятся взять под

свой контроль данные факторы, однако это удается далеко не всегда. 2.

Социальные нормы как регуляторы, связанные с волей и сознанием людей. 3.

Акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого, адресного

воздействия субъектов друг на друга. Указанные факторы могут играть в

обществе как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. Правда, в

юридической литературе принято считать, что стабилизация, упорядочение

общественных отношений обеспечиваются действием социальных норм и актов

индивидуального регулирования, а действие стихийных регуляторов выступает

фактором дестабилизирующего влияния. Однако, если в качестве основания

оценки принять критерий устойчивого функционирования общества, то все

регулятивные факторы могут иметь и позитивное, и негативное влияние. Вместе

с тем функциональная характеристика стабилизации, упорядочения общественных

отношений должна быть отнесена прежде всего к социальным нормам. Для

понимания природы действующих в обществе норм, оснований и правил

социального нормирования необходимо различать два смысла термина "норма".

Во-первых, норма есть естественное состояние некоторого объекта (процесса,

отношения, системы и т.д.), конституируемое его природой, — естественная

норма. Во-вторых, норма — это руководящее начало, правило поведения,

связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного

развития и социальной организации общества, — социальная норма. Реально

действующие в жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к естественным

или социальным. Так, естественные нормы могут быть переведены в систему

технических правил (правила работы с техническими или природными

объектами), стать основанием социального нормирования (например,

установление срока признания отцовства после смерти супруга), а социальные

нормы — сформировать характер объекта, его качественное состояние. 3.

Правила поведения, базирующиеся на естественных нормах или складывающиеся в

связи с их действием. Сюда относится большинство социальных норм. 4.

Правила поведения, содержание которых определяется не столько естественной

нормативностью, сколько целями и задачами, стоящими перед обществом, или

потребностями конкретной его сферы. Это некоторые юридические

процессуальные нормы, ритуалы и т.п. При обсуждении роли права в системе

социального нормативного регулирования значение имеют нормы третьей и

четвертой группы, в литературе именно их принято квалифицировать как

социальные нормы. Они не просто существуют и действуют в обществе, а

регулируют общественные отношения, поведение людей, нормируют жизнь

общества. Социальным нормам присущи следующие признаки. 1. Они являются

общими правилами. Это означает, что социальные нормы устанавливают правила

поведения в обществе, т. е. определяют, каким может или должно быть

поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При этом социальные

нормы действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и

обращены к неопределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата). 2.

Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.

Одни социальные нормы создаются в процессе целевой деятельности, другие

возникают в многократно повторяющихся актах поведения, не отделяются от

самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи

формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании и т.д.

3. Названные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей,

т.е. направлены на регулирование общественных отношений, поведения в

обществе. 4. Они возникают в процессе исторического развития (как его

фактор и результат) и функционирования общества. Социальные нормы, будучи

элементом общества, отражают процессы его развития, влияют на их темпы и

характер, словом, имеют свое место в истории общества, свою историческую

судьбу. 5. Эти нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной

организации общества. Таким образом, социальные нормы представляют собой

связанные с волей и сознанием людей общие привила регламентации формы их

социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и

функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его

организации. Из приведенного определения видно, что в юридической

литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы

общественных отношений. Но в более общем плане, их роль не ограничивается

данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать по меньшей мере три

функции социальных норм. Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила

поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Оценочная.

Социальные нормы выступают в обществе ной практике критериями отношения к

тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения

конкретных субъектов (моральное — аморальное, правомерное — неправомерное).

Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы

достижения человечества в организации общественной жизни, созданная

поколениями культуры отношений, опыт (в том числе негативный) общественного

устройства. Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям,

однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям

сферы действия и механизма (регулятивным особенностям). По сферам действия

различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и

др. По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль,

право, обычаи и корпоративные нормы.

22. Принципы права.

Принципы права — это руководящие идеи, характеризующие содержание права,

его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают

закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы,

которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются

на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо

выводятся из общего смысла законов. Принципы права определяют пути

совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для

законодателя. Они являются связующим звеном между основными

закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой.

Благодаря принципам правовая система адаптируется к важнейшим интересам и

потребностям человека и общества, становится совместимой с ними. Правовые

принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его

отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей

(межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип индивидуализации

наказания в уголовном праве, к межотраслевым - принцип состязательности в

гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве. К числу

принципов, прямо не сформулированных в законе, относятся принципы

ответственности за вину, неразрывной связи прав и обязанностей. Рассмотрим

некоторые общеправовые принципы более подробно. Принцип справедливости

имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную

сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых

связей, между личностью и обществом, гражданином и государством.

Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными

последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и

его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту

соразмерность, если отвечают принципу справедливости. Принцип уважения прав

человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые

права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии

со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей

ценностью. Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех

граждан, т.е. равные конституционные права и единую для всех

правосубъектность. В ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации

говорится: "Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и

гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,

имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к

религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также

других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по

признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной

принадлежности". Содержание принципа законности заключается в том, что, как

гласит ст. 15 Конституции РФ, "Конституция Российской Федерации имеет

высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории

Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской

Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы

государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане

и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и

законы". Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в

судебной порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: "Каждому

гарантируется судебная защита его прав и свобод".

23. Понятие типа права. Различные взгляды на типологию права.

24. Правовая система общества: понятие и структура.

Правовая система — широкая реальность, охватывающая собой всю совокупность

внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических

средств (явлений), с помощью которых официальная власть оказывает

регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные

отношения, поведение людей (закрепление, регулирование, дозволение,

связывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и

ограничения, превенция, санкция, ответственность и т.д.). Это комплексная,

интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества,

целостную правовую действительность. По меткому выражению французского

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.