рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Книга: Этюды

Мягкая и изнеженная (имеется в виду еврейка) у тебя (у еврейского народа), которая не пробовала ступню свою ставить на землю из – за мягкости и изнеженности, злобно будет смотреть на мужа своего, и на сына своего, и на дочь свою, и на послед свой, выходящий между ног её, и на детей своих, которых она родит, потому что будет она есть их тайно» (Втор. 28 : 53 – 58).

Ужасов, наверное, достаточно. А кому мало, пусть читает Тору.

Для наглядности приведу сравнительную таблицу свойств Бога – любви и бога евреев Адоная.

Бог - любовь Адонай
долготерпит карает незамедлительно
милосердствует никакого снисхождения и сострадания
не завидует до дикой ярости завидует другим богам

не превозносится

 и не гордится

превозносится и гордится
не бесчинствует ведёт себя неподобающе
не ищет своего только своё и ищет
не раздражается гневлив до ярости
не мыслит зла злопамятен

не радуется неправде,

 а сорадуется истине

отец лжи
всё покрывает карает за малейшую провинность
всему верит никому не верит
всего надеется никакой надежды

Послесловие

Кто – нибудь, прочитав эту работу, скажет: «Ну что он нас пугает? Когда была написана Тора? Более тысячи лет назад. Времена были суровые, люди грубые и жестокие. Сейчас всё изменилось. У меня есть знакомые евреи – весьма достойные люди, они, скорее всего, Тору даже в руках не держали».

Действительно изменилось в мире многое, но не всё. А потом, нужно помнить, что египтяне давали «в долг» свои драгоценности очень почтенным евреям.

В предисловии к русскому изданию Торы (издательство «Шамир», 1993 г., Иерусалим) написано: «Только полное приятие, изучение и следование всем указаниям Торы адекватно иудаизму и миссии еврейства». А миссия еврейства, уважаемый читатель, это особая миссия, она состоит в том, чтобы явить всему миру своего бога Адоная. Для тех, кто не привык к еврейским эвфемизмам, поясню: «явить всему миру Адоная» означает на русском языке: «навязать всему миру любыми средствами и любой ценой своего бога Адоная в качестве единственного и «истинного» бога».

Вот так и не больше и не меньше. И евреи, ведомые своим богом, преуспевают в этом жизненно важном для всего мира деле.

Из Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис) следует, что в конце времён Адонай с помощью своего воинства (евреев) всё – таки будет явлен всему миру в качестве единственного бога. Но как скоро это произойдёт, зависит и от нас.

Написано осенью 2002 г. по Р. Х.


СУТЬ ЖЕРТВЫ ХРИСТОВОЙ

Вместо вступления

За более чем 2000 лет новой эры многое произошло в христианстве. Это были годы тяжелейшей, со многими смертельными исходами, борьбы Добра со Злом. Когда начинаешь знакомиться с историей христианских Церквей, не перестаешь удивляться тем огромным трудностям, которые пришлось преодолевать людям в постижении Истины. И битва эта пока ещё не завершена…

К сожалению, время мало что сохранило нам в первоначальном виде из того, что было создано богословской мыслью за первое тысячелетие от Рождества Христова. О многих (а скорее всего, о подавляющем большинстве) подвижниках Церкви того времени и их взглядах мы можем узнать только из средневековых источников, причем не всегда добросовестных. Есть основания полагать, что многие из этих источников писались не ради установления истины, а исходя, как сейчас говорят, из корпоративных интересов.

Многие труды, приписываемые авторам первых столетий новой эры, были «случайно» (почти как рояль в кустах) обнаружены в ХV – XVII веках, особенно много таких находок было сделано в эпоху Возрождения и с началом книгопечатания в Европе.

Хотя официально считается, что Новый Завет был канонизирован на Никейском Соборе в 325 году, а нужда в его канонизации возникла из – за огромного количества «священных писаний» (согласно Британской энциклопедии их число к тому времени достигло 120), часто противоречащих друг другу, установить достоверно, какими были канонизированные тексты первоначально, невозможно. Развитие текста Нового Завета продолжалось вплоть до появления первых печатных изданий его на греческом языке в эпоху Ренессанса и Реформации. С 1516 года, когда был напечатан греческий текст Нового Завета, подготовленный Эразмом Роттердамским, в течении 4-х веков он был принят как самый авторитетный. Но его критиковали с XVII до конца XIX века, и лишь в XX веке он окончательно утратил свое значение стандартного текста. Отметим, что деление текста Нового Завета на стихи было введено Стефанусом только в 1551 году.

Чтобы читатель представлял себе те трудности, с какими сталкивались канонизаторы Нового Завета, отмечу, что в 1707 году Миль выпустил первое большое критическое издание Нового Завета, которое воспроизводило «признанный» текст без изменений, но под текстом были напечатаны всякого рода поправки. Они насчитывали более 30 тысяч разночтений.

Исследования по уточнению «тёмных» мест в текстах Евангелий и других книг Нового Завета продолжаются и в настоящее время.

С тех пор как было изобретено книгопечатание, чего только человеческая мысль не придумала, до каких зигзагов не дошла, особенно по богословской части. Написаны горы книг, в которых одни «учителя» опровергали других, одни и те же цитаты использовались для доказательств противоположных точек зрения. И не мудрено, так как в самом Новом Завете любитель поиска противоречий всегда может их найти, чаще – мнимые, но иногда и реальные. Особенно это касается апостольских писаний. Когда внимательно читаешь послания ап. Павла, местами возникает впечатление, что он испытывал некое «удовольствие» от своей антиномичности (с одной стороны он пишет: «Бог воздаст каждому по делам его… и далее (Рим. 2:6 – 8, также 2 Кор. 5:10), с другой – «Бог вменяет человеку праведность независимо от дел» (Рим. 4:6), и подобных примеров можно найти много и не только у ап. Павла). Изворотливому уму, который ещё в ешиве учился доказывать, что белое – это черное, а черное - это – белое, антиномичность изложения является родной стихией. Но стремление ап. Павла быть иудеем с иудеями, язычником – с язычниками, эллином – с эллинами, т. е. некая «беспринципность», привело к тому, что римлянам он писал одно, коринфянам – другое, евреям – третье… И всё было бы не так плохо, если бы эти писания не объединили и не подсоединили к Четвероевангелию, в результате чего получилась такая «богатая» смесь, что каждый желающий мог найти в ней всё, что хотел. А если учесть ещё и то, что добавили к Новому Завету разные Учителя Церквей и многочисленные Соборы (не только Вселенские), то становится совершенно очевидным появление в христианстве такого множества течений, учений, ересей, сект и пр. и пр.

Наверное, эта разноголосица в богословии (и не только в христианском) появилась на свет и продолжает пребывать не без участия врага рода человеческого…

Я решил написать эту небольшую книжку после того как мне попался в Интернете текст лекции профессора Московской Духовной Академии Осипова А. И. под названием «Суть жертвы Христовой». Тема меня заинтересовала. Однако по прочтении этой лекции у меня возникло множество вопросов, на которые я попытался найти ответы, потрудившись над другими источниками. Результаты моих размышлений на эту тему изложены в данной книжке, которая состоит из двух частей. В первой - на основе указанной лекции коротко приведены точки зрения различных христианских конфессий на эту проблему, во второй – некоторые мои соображения.

Заранее предупреждаю читателей, что учения конфессий по рассматриваемой теме, изложенные на основе лекции проф. Осипова А. И., не полны и, в некоторых деталях, не точны. Сама тема огромна; поэтому полное и достаточно точное изложение этих учений потребовало бы от меня очень больших усилий. Чтобы получить некоторое представление о состоянии вопроса, достаточно лекции уважаемого профессора, а кому этого мало пусть потрудится сам.

Одно замечание. Католики считают папу непогрешимым, т. е. знающим истину в полноте, а это значит, что и католическая церковь знает истину. С другой стороны, Православная церковь считает себя непогрешимой. Но, как увидит далее читатель, взгляды на узловые вопросы христианства у этих конфессий сильно отличаются. С моей позиции, которую я изложил в этой книжке, вполне понятно наличие расхождений в их взглядах, а именно, ещё не исполнилась на Земле полнота времен, ещё Истина Христова не освоена до конца членами Церквей, далеко не все позиции отвоеваны у противника Божьего…

Кто – то обязательно скажет, пролистав эту книжку: Да это всё давно известно и многое отвергнуто Соборами как ереси Маркиона, Феодора Мопсуетского, Диодора, Пелагия и прочих «неудачливых» учителей. Я напомню читателю, что от учений многих «еретиков» не сохранилось ни одного труда, и мы знаем об их взглядах только со слов их противников. А что можно «повесить» на своего оппонента, когда ничем не рискуешь да ещё «идешь в ногу» с сильными мира сего, читатель может легко себе представить.


Краткое изложение позиций некоторых конфессий по вопросу Жертвы Христовой

Вот что пишет проф. Московской Духовной Академии Осипов А. И. .

Рассмотрим главные вопросы о Жертве Христовой: о понимании ее смысла, о том, почему она была необходима и кому была принесена, и почему Бог не мог Своею властью совершить спасение людей без этой жертвы.

Это центральные вопросы для понимания всего христианского вероучения.

Сначала о понятии греха.

Подчас мы не понимаем, насколько разные смыслы влагаются в одно и тоже понятие - грех.

Для лучшего понимания вопроса, мы должны различать между собою три типа греха.

Родовой грех - это понятие достаточно новое, но оно имеет очень большое значение и для понимания вопроса спасения, и для оценки нашей жизни в целом. Родовой грех - это не тот грех, за который мы несем ответственность, это не грех, в котором человек повинен. Нет, это та болезнь нравственного порядка, болезнь которая приобретается человеком или, лучше сказать, с которой рождается человек, но источником которой является не он сам, а его родители, его предки. Родители бойтесь греха, если вы действительно любите своих детей! В некоторых родах и даже племенах определенные страсти сказываются с особенно большой силой, поэтому так и остался в истории род каинитов, разбойнические роды, воровские династия и т.д., там с особой силой действует нравственная болезнь. Поэтому этим людям нужно посочувствовать, а мы их часто осуждаем, говорим: «Вот негодяи, преступники». Подождите осуждать. Вы подумайте сначала, от кого они произошли, в какой среде они воспитались, жалеть нужно больных людей, а не осуждать, и, если можно, помочь.

Личный грех, т.е. тот который совершает каждый человек, нарушая голос совести, голос разума, голос и букву закона;

Единственным грехом, оскверняющим человека, т.е. делающим его нечистым и перед самим собой и перед Богом, это грех личный, т.е. тот, который совершается с пониманием, с сознанием, с свободным произволением человека, с сочувствием тому, что противно и совести, и закону Божию, и законам человеческим.

И третья категория, так называемый первородный грех.

Эта категория греха для нас имеет особенно большое значение, поскольку она напрямую связана с пониманием того, что совершил Христос для человечества. В этом вопросе существуют различные взгляды и, очевидно, что неверное понимание вопроса, приведет нас к неверному пониманию существа дела Христова. Что такое первородный грех? Различают два понятия: есть грех прародительский, т.е. тот личный грех, который совершили родоначальники человечества, это их личный грех. Первородный же грех есть то следствие, которое проистекло из личного греха. Их грех имел совершенно особое значение по сравнению со всеми нашими грехами. Потому что они находились еще в первозданном чистом абсолютно виде, и здесь произошло впервые в истории рассечение союза связи между человеком и Богом. В результате разрушения этой связи и возникло то, что в Богословии стало именоваться так называемым первородным грехом. Это повреждение нашей человеческой природы, искажение её свойств; наши добрые по своей природе свойства, оказались глубоко искаженными, гнев на зло превратился в гнев на человека. Зависть, как доброе чувство стремления к идеалу, превратилась в злое чувство по отношению к тому у кого лучше, чем у меня. История человечества и личная жизнь каждого человека свидетельствует о том, что мы постоянно погрешаем и против ума своего, против своей разумности и против всей своей жизни.

Итак, первородный грех, это тот грех, который не является грехом, в котором виновен каждый человек, никто в нем не виноват, кроме Адама и Евы. Но от того, что человек, предположим, родился горбатым или слепым и невиновен, это его не очень радует, он все-таки предпочел бы быть здоровым и зрячим. Так вот и то, что мы находимся в том состоянии, когда ум говорит “нужно поступить вот так”, а сердце влечет к совершенно противоположному, а тело вообще не хочет считаться ни с умом, ни с сердцем, то от этого радости никакой нет, и от этого человек весь раздроблен. И отсюда начинается хаос всей его жизни, и личной, и семейной, и общественной, и государственной и т.д. Первородный грех - это повреждение природы. Это очень важно иметь в виду. Преподобный Максим исповедник пишет: "Два греха возникли в праотце нашем в следствие преступления божественной заповеди: один достойный порицания - личный грех, а второй, имевший свои причины, не могущий вызвать порицания. Первый личный - от произволения, а второй - от естества, (от природы), вслед за произволением невольно (?) отказавшегося от бессмертия". Афанасий Великий так и говорит, что "Грехом личным человек произвел совращение естества", т.е. повреждение его, вот что такое первородный грех. Заболели мы искажением свойств, смертью, как отцы называют тлением, отныне нет бессмертия, каждый человек рождается смертным.

Со второй половины ХIX века, когда у нас начали переводить святых отцов богословов: Афанасия Великого, Кирилла Александрийского, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, стало видно, что они пишут совсем не то, чему следовала наша духовная школа, следовала все столетия, начиная с её основания, т.е. западному, католическому, схоластическому богословию, которое говорит о том, что Бог Слово принес удовлетворение Отцу.

Зададимся вопросом, какую природу принял Бог Слова, воплощаясь здесь на земле?. Есть две точки зрения, одна настаивает на принятии неповрежденной человеческой природы, объясняя это тем, что Бог не может соединиться с чем-то несовершенным, с чем-то поврежденным, с чем-то греховным.

Итак, есть такая точка зрения: Бог Слово воспринимает неповрежденное естество, а отсюда вся суть искупления или подвига Его заключается в том, что Он приносит полное удовлетворение Своему Отцу за грех Адама. Оказывается до этого, всю историю человечества Бог Отец находился в страданиях и гневе.

Есть другая точка зрения. Ряд святых отцов, которых начали переводить, к сожалению, только с прошлого столетия, говорят совсем о другом. Наши переводчики Нового Завета даже испугались, когда переводили Послание к евреям, и написали так, что даже сразу не поймешь, что же они говорят. А речь идет вот о чем. Во-первых, поражает то, что пишет ап. Павел во втором послании к Коринфянам в 5 гл. 21 стих. Написаны такие слова: "Ибо не знавшего греха Он сделал за нас грехом". Вот попробуй, кто-нибудь такое сейчас сказать, что Иисуса Христа Бог сделал грехом, за это мало сжечь. Странная вещь говорится: Тот, Который является для нас идеалом святости, нормой человечности, мы гордимся, что у нас есть этот эталон человечности - Христос, и вдруг Он оказывается ни чем иным как грехом.

Другая точка зрения состоит вот в чем: Бог Слово при Своем воплощении воспринимает нашу поврежденную природу, и то, что Он взял на себя наши грехи, означает ни что иное, как (о чем церковь говорит все время) то, что Он воспринял нашу поврежденную первородным грехом природу. Он Всесвятой соединился с этой нашей поврежденностью, воспринял её на Себя.

(У читателя может возникнуть представление, что точка зрения проф. ОсиповаА. И. «Бог Слово при Своем воплощении воспринял нашу поврежденную природу» отражает учение Православной Церкви, но это не так. Вот что писал протопресвитер М. Помазанный в книге «Православное догматическое богословие в сжатом изложении» (1963, стр. 119 – 121): «Пятый вселенский собор осудил лжеучение Феодора Мопсуетского о том, что якобы Господь Иисус Христос не был изъят от внутренних искушений и борьбы страстей. Если Слово Божие говорит, что Сын Божий пришел в подобии плоти греховной (Рим. 8:3), то выражает мысль, что эта плоть была истинно человеческой, но не греховной, а совершенно чистой от всякого греха и растления, как от греха прародительского (т. е. первородного), так и от произвольного. Господь в Своей земной жизни был свободен от всяких греховных пожеланий, от всякого внутреннего искушения. Ибо естество человеческое в Нем не отдельно существует, но соединено ипостасно с Божеством». Эта точка зрения противоположна излагаемой проф. Осиповым А. И. ).

Профессор продолжает.

Тут открывается совершенно иной смысл жертвы Христовой: через страдания, крест, смерть, Он воскрешает эту природу, исцеляет ее. Вот в чем Его подвиг. Он взял именно нашу поврежденность со всеми ее немощами, Он на самом деле уставал, а не захотел - устал, захотел - нет, на самом деле плакал, а не потому что играл, действительно страдал, на самом деле, а не как-нибудь. Он Единосущен нам по Своей человеческой природе. Это является основополагающей христианской мыслью, христианской истиной. Отсюда, тогда совершенно понятно, в чем существо Жертвы Христовой. Он исцеляет природу, которую никто не мог исцелить.

Та же мысль Афанасия Великого: "Покаяние очищает грехи, но не исцеляет природы, природа остается той же, расщепленной, раздробленной, не способной еще к полноценному единению с Божеством".

Итак, вопрос о том, есть ли какие основания говорить, что Христос принял именно поврежденную природу, не является ли это страшным кощунством, что Всесвятой Бог соединяется с поврежденной, т.е. греховной, природой?

Теперь понятно, почему для нас важно было понять, в чем различие между грехом личным, родовым и первородным. Только личный грех есть грех, который оскверняет человека. а то что человек родился с предрасположенностью к чему либо, это само по себе не оскверняет, а оскверняет тогда, когда человек с этой предрасположенностью соглашается и начинает действовать в соответствии с ней, но сама по себе предрасположенность не оскверняет. Так вот, очень важно, что первородный грех как поврежденность это не есть то, что оскверняет человека, это конститутивное расстройство, только личный грех есть грех в полном смысле этого слова. Все прочее есть повреждение. Теперь понятно, почему ап. Павел мог так смело сказать: "Не знавшего греха, Он сделал за нас грехом". Не поняв, о каком грехе идет речь, можно подумать Бог знает что. а речь идет о том, что Христос взял на Себя наше повреждение.

Максим Исповедник так и пишет: "Господь не ведал моего греха личного, т.е. изменения моего произволения, моей воли, Он не воспринял моего греха", (не зная различия, мы сразу же запутались бы), что значит "Он не воспринял моего греха".

Такие вещи надо читать очень внимательно и сразу всё расставлять по полочкам, чтобы не перепутать, о каком грехе говорится. Иначе будет такая путаница, что ничего не поймешь. Тот же Максим Исповедник пишет: "Господь же, взяв на себя это осуждение за мой добровольный грех, я имею в виду, взяв страстность, тленность и смертность человеческого естества, стал ради меня грехом, по страстности, тленности и смертности, добровольно облачившись в мое осуждение по природе. Он, Бог Слово, по собственной воле воспринял худшее, падшее естество, дабы спасти Образ Свой". (Наверное, людей? Не знаю, что имел в виду проф. ).

Святитель Афанасий Великий - "столп православия", как его именует церковь, пишет: "Итак, Тело, поскольку имело общую со всеми телами сущность, т.е. с нашими телами, и было телом человеческим, хотя по необычайному чуду образовалось из Единой Девы, однако же будучи смертным по закону подобных тел, подверглось смерти", т. е. умерло в самом деле. Афанасий пишет дальше: "Не могло оно не умереть, будучи смертным, вопреки Гонорию и всем ересям монофизитским, и за всех приносимое на смерть, на что и уготовал его Спаситель, по сему-то, хотя и умерло тело как смертное, однако ожило по причине сущей в нем жизни". Не правда ли, прямо отчетливо говорится о том, какое тело взято. Вот, что пишет Феодорит Кирский: "Бог Слово, соединив с Собою побежденное сие естество, вводит его в борьбу", побежденное естество, а не первозданное.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.