рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Книга: Этюды

В синодальном переводе для этого употреблено слово "Господь", и хотя формально с этим можно согласиться, но традиционно это понятие у нас прочно связано с именем Иисуса Христа. Поэтому применение этого термина к другим духовным сущностям вносит в русское сознание определенную двусмысленность.

Несколько ниже по рангу, чем сыны Божьи, стоят те, кто по-русски называются ангелами, у которых есть свои чины (серафимы, херувимы, престолы и т. д.). У каждого сына Божья или господина есть свои ангелы для выполнения тех или иных поручений.

Мы должны четко уяснить, что по человеческому разумению богами являются, кроме Бога Отца, также сыны Божьи (они же господа, лорды, адонаи), но друг для друга они не есть боги, а лишь такие же соратники Божьи, как каждый из них. Это как бы братья.

Обратимся к Ветхому Завету и посмотрим, что говорится в нем о многобожии.

В Книге Иова (1:6 и 2:1) читаем: "И был день, когда пришли сыны Божьи предстать пред Господа". Иными словами собрались меньшие боги у главного.

Заметим, что для автора Книги Иова, которая писалась позже, чем Пятикнижие Моисеево, понятие "Господь" и "Бог" тождественны (Иов. 1:21-22).

Сыны Божьи фигурируют также в книге Бытие (6:2, 6:4). Защитники единобожия, якобы имеющегося в Ветхом Завете, исписали кучу бумаги, чтобы как-то объяснить этих пресловутых сынов Божьих, но смогли убедить в том, что это не боги, только самих себя и тех, кто им и так не возражал.

Обратимся к книге Бытие. В первой главе Бытия везде, где в синодальном переводе стоит слово 'Бог", в еврейском тексте значится множественное число от слова Элоах, а именно Элохим, т.е. "Боги". Защитники единобожия видят здесь намек на христианскую Троицу, т.е. по их просвещенному мнению мудрый автор Бытия задолго до возникновения христианства, если не знал прямо, то догадывался, что Бог троичен, но един.

Все бы и ничего, может быть и так, да только несколько странно, что Бог в процессе творения нашего мира говорит сам с собой. Не отсюда ли появилось представление о Боге, как о некоем очень пожилом существе по аналогии с говорящими с самим собою старыми людьми? Итак, читаем: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему" (Быт. 1:26).

Пусть читателя не смущают прописные буквы в словах "Нашему" и др. Прописные буквы в начале некоторых слов есть плод позднейших переводчиков и толкователей; когда писалась книга Бытие в греческом алфавите не было строчных букв, а в иврите и сегодня нет деления букв на строчные, прописные и пр.

Но вернемся к тексту. Если принять точку зрения "единобожников", то получится интересная ситуация: Бог не только говорит сам с собой, но еще и во множественном числе о самом себе. Наверное, так сильно себя уважает, что, оставаясь в одиночестве, говорит о себе: "Мы боги". Что ж, бывает...

Однако почему-то с главы 4 книги Бытие этот "Бог" словно "спохватывается" и уже до конца Ветхого Завета говорит о себе в единственном числе:

"Я - Бог Богов" и прочее.

Смотрим далее. Когда змей соблазняет Еву съесть плоды с дерева познания добра и зла, он ей говорит: "Когда вы, люди, вкусите эти плоды, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло". Оказывается, для змея существует много богов.

Ну да ладно, змей он и есть змей. Чего только не придумает, чтобы смутить человека.

Но вот читаем: "И сказал Господь Бог: вот Адам стал как один из нас, зная добро и зло" (Быт. 3:22).

Примеры можно множить (см. например. Псалмы 81,88), но и из выше изложенного видно, что богов в Ветхом Завете много. Возникает вопрос: "А где же единобожие?".

Единобожие евреев заключается не в том, что бог один и кроме него в нашем мире нет в наличии других богов, а в том, что они, евреи, стали одними из первых поклоняться только одному богу, в отличие от других древних народов, которые почитали одновременно многих богов: бога моря, бога солнца, богиню любви и т.д.

Но если оставаться в рамках Ветхого Завета, где, как выше было установлено, богов много, то какого же из богов евреи считают своим богом?

Чтобы разобраться в этом вопросе придется познакомиться с представлениями древних и средневековых теологов о создании мира сего (см., например, Стульгинскис С.А. "Космические легенды Востока", М., "Сфера", 1992 , а также, Рерих Н. К. «Семь великих тайн космоса» М., «ЭКСМО-Пресс», 2001).

В начале творения Вселенной из Абсолюта возникает Главный Бог создаваемого мира - Логос. Это как бы вибрация, движение Божественной мысли, которая дает начало длительному периоду созидания Вселенной.

Затем появляются другие Духовные сущности - создатели Миров, ближайшие соратники Логоса.

Таким образом, можно сказать, что Логос руководит целой иерархией духовных разумных сущностей, каждая из которых имеет свою определенную задачу в строительстве и управлении Космосом (Вселенной) на протяжении его существования.

Каждая вселенная, Мир или планета имеет своего правителя, принимающего на себя ответственность за свой Мир.

Какова последовательность создания нового Мира? Сначала Логос создает на Плане Божественной Мысли Проект всей Системы этого Мира, каким он должен быть от начала и до конца. Потом все его соратники вместе с ангелами воссоздают, физически реализуют этот Проект.

Здесь нужно заметить, что материализуют Проект все соратники Логоса, а сам Логос не принимает участия в выполнении Проекта, он его (Проект) сотворил и теперь может отойти от делания.

Когда его соратники заканчивают материальное создание Мира, то одному из них этот Мир отдается под управление, наблюдение, попечительство. Что здесь очень важно, так это то, что правитель этого Мира не является его собственником, т.е. распоряжаться жизнью своих подданных (населением Мира) без ведома и разрешения Логоса он не может.

Теперь можно раскрыть книгу Бытие - первую из Пятикнижия Моисеева; однако, читая ее, не следует забывать, что хотя Книга и богодухновенна, но написана человеком своего времени.

Итак, в первой главе Бытия речь идет о сотворении Мира как о проектировании его, т.е. здесь боги (Элохим) творят Мир идеально, умозрительно. Иными словами можно сказать, что Бог (в Новом Завете он называется Бог Отец) доводит до сведения своих соратников (сыновей Божьих или господ, лордов, князей) Проект Мира, который они должны будут реализовать материально.

Когда рассмотрение Проекта было закончено, Бог "почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал" (Быт. 2:2). Далее во второй главе описывается практическая реализация этого Проекта всеми соратниками Бога, которые в русском переводе названы в единственном числе "Господь Бог", хотя в еврейском тексте сохранено множественное число.

Автор Бытия, бегло сказав о реализации Земли и неба, довольно подробно описывает создание первых людей: Адама и Евы, как главного элемента нашего Мира.

Как же устроен этот Мир по мнению автора Пятикнижия Моисеева?

Земля представляет собой некую твердую поверхность, на которой вода собрана в моря, разделенные участками суши, где растут разнообразные растения и размножаются животные и люди. Под землей находится преисподняя. Не очень высоко над землей в виде похожем на стекло находится твердая поверхность неба, где также много воды.

Небо от земли так близко, что до него можно построить башню или лестницу. А уж докричаться до богов, особенно с горы, совсем нетрудно. На небе расположены светила (звезды), а также луна и солнце.

В небесной тверди сделано много отверстий (окон, дверей) со створками, которые можно открывать и закрывать. Отверстия нужны для того, чтобы боги могли общаться с Землей (землянами) и для образования дождя или потопа.

Где-то на Земле был Райский сад.

После того, как сей Мир был создан и обустроен, а Ева и Адам изгнаны из Рая за то, что нарушили запрет Бога и съели плоды с дерева познания добра и зла, на Земле началась "нормальная жизнь". (Запрета, конечно, не могло быть, поскольку Бог наделил человека свободой воли. Однако Бог разъяснил Адаму, что произойдет с его потомством, если он съест плод с дерева познания добра и зла. Подробнее смотри в этюде. “Смысл Жертвы Христовой”). И хотя на Земле были созданы все условия для самостоятельного, пусть и трудного, существования людей и животных, на ней был оставлен правитель (хозяин, князь, господин, лорд) для наблюдения за ходом развития жизни и возможной корректировки процессов в нужный момент и в нужном направлении.

Именно он, начиная с гл. 4 книги Бытие, говорит о себе в единственном числе. В еврейском тексте правитель Земли чаще всего называется словом "Адонай", что означает "господин"; аналогично в немецком и других переводах Писания.

Термин "господин" наряду с Адонаем будет использоваться далее в тексте вместо синодального "Господь".

Вначале на Земле всё шло хорошо, как и было задумано Богом. Люди и животные плодились и размножались. Так прошло более тысячи лет.

И тут оказалось, что из правителя Земли не получилось хорошего хозяина. В частности он позволил сынам Божьим "входить к дочерям человеческим" (Быт. 6:2 и далее). В результате правления господина на Земле "велико стало развращение человеков" (Быт. 6:5).

Пусть читатель обратит внимание на фразу: "И сказал господин: не вечно духу моему быть пренебрегаемым человеками" (Быт. 6:3).

Фраза ключевая! Получилось так, что люди размножались, а господина как бы не замечали, пренебрегали им, его духом. Почему же господин был "пренебрегаем человеками" на допотопной Земле?

Дело в том, что в представлении древних мудрецов боги были во многом похожи на людей и даже имели "человеческие" слабости. Считалось вполне обычным явлением, когда богам и богиням нравились земные женщины и мужчины. Вот небольшая часть списка земных красавиц, против которых не устоял сам Зевс Громовержец: Даная (родила Персея), Алкмена (родила прекрасную Елену), Семела (родила Диониса), Лето (родила Апполона), Европа (родила Миноса) и т.д.

Другим богам тоже нравились дочери человеческие. И не только боги, но и богини спускались с неба на грешную Землю. Так, например, Афродита от пастуха Анхиза родила Энея - основателя Рима.

Поэтому не стоит удивляться и гадать о ком идет речь, когда читаешь: "Сыны Божьи увидели дочерей человеческих, что они красивы и стали "входить к ним, отчего рождались исполины - сильные и славные люди" (Быт. 6:2,4).

Когда в тексте видишь множественное число "сыны Божьи", это не значит, что все они входили к дочерям человеческим. Скорее всего, этим занимались сам господин, а также один или несколько его "друзей", причем возможно из лучших побуждений, например, для улучшения породы людей. И ведь действительно «появлялись исполины».

Но господин не предвидел того, что эти "сильные и славные" люди, являясь в некотором смысле внуками Божьими и имея таких же отцов, как сам господин, не хотели поклоняться господину, не воспринимали его как бога, «пренебрегали им, духом его».

Господин, полный гнева (почти "праведного") решает истребить все живое на Земле (Быт. 6:7), но, как это видно из Писания, самовольно и так радикально распорядиться жизнью на Земле он не мог, власти на то ему не дано было. Пришлось с этим предложением обратиться к Богу (Отцу).

Бог его выслушал, посмотрел на Землю и увидел её растленной (Быт. 6:12).

Потому Бог в целом согласился с Адонаем, но уничтожать всё живое на Земле счёл нецелесообразным. Можно предположить, что Бог спросил Адоная: «Неужели на Земле не осталось ни одного праведного человека?» Адонай назвал Ноя.

Бог «ознакомился» со всей жизнью Ноя (вероятно, по Книге Жизни), то есть она вся с начала до конца прошла перед Ним (Ной «ходил перед Богом» (Быт. 6:9)), убедился, что Ной – человек праведный и непорочный и может дать начало новому человечеству.

После этого Бог является Ною и велит ему построить ковчег, в котором могли бы спастись от всемирного потопа семья Ноя и по паре каждого вида животных.

Когда ковчег был готов, Адонай приступил к реализации плана уничтожения всего, «что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше» (Быт. 7:22).

Он открыл отверстия в небе, и хлынула на Землю вода. В результате потопа «всё истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге» (Быт. 7:23). Но вода всё усиливалась на земле, то есть похоже на то, что Адонай хотел погубить и Ноя.

Однако "Бог вспомнил о Ное и о всех зверях и о всех скотах бывших с ним в ковчеге и прекратил потоп" (Быт. 8:1).

 Когда вода спала (ушла обратно на небо и в землю) и суша обнажилась, Бог сказал Ною, чтобы он вместе с семьей вышел из ковчега и вывел всех животных, которые были с ним, чтобы они разошлись по Земле, плодились и размножались. Ной построил жертвенник в знак благодарности Богу (как он ее понимал) и принес в жертву всесожжения часть животных.

Но обонял "приятное благоухание" Адонай (Богу такая жертва была ни к чему), и это на время размягчило "сердце" господина. Он даже немного "растрогался", сказав, что люди, конечно, изначально плохие, но так и быть пусть пока поживут.

Однако Бог был другого мнения о природе человека. Он знал, что пусть не сразу, через страдания, но человек духовно будет подниматься и в определенные времена достигнет Царства Божьего.

Бог еще раз встречается с Ноем и благословляет его на земное существование, заключив с ним договор, в котором Ною и его потомкам запрещалось только:

есть мясо с кровью и проливать кровь человеческую, ибо человек создан по образу Божию.

Со своей стороны Бог обещал, "что не будет больше потопа на опустошение Земли" (Быт. 9:1 и далее). Знаком истинности договора Бог положил свою радугу в облаке.

И потекла река жизни на Земле всё шире и обильнее.

Так прошло еще около четырехсот лет. За это время люди снова размножились и распространились по Земле, но поклоняться Адонаю, считать его богом не думали. Отчасти это можно объяснить тем, что праведный Ной, который несколько раз лично встречался с Богом, никого другого не мог считать своим Богом, чему учил также и своих потомков.

Господину это, мягко говоря, не нравилось. Но снова идти к Богу с предложением об уничтожении и этих людей он не решился, веских доводов не было.

И тогда господин принимает решение создать свой народ, который почитал бы его, господина, за бога и был бы его воинством, нужным для постепенного истребления других народов (Втор. 7:16, 7:22-24).

Однако, если "Бог может из камней сделать детей" (Лук. 3:8), то такой потенции у господина не было. Один, без соратников (без других сынов Божьих), он мог создать свой народ, только используя человеков:

или из мужского семени и тогда могли получиться шейдим, рухим , т.е. бесы, ведьмы, вурдалаки и прочие нечисти, которые через длительное время в результате множественных кругооборотов душ превратились бы в людей (читай, например, М. Лайтман, Кабала ч. 3, стр. 28 – 30, Новосибирск, 1993);

или же посредством женщины можно было относительно быстро сотворить "славных и сильных людей".

Господин выбрал второе.

Представляется очень вероятным, что после потопа Бог запретил своим сыновьям ‘входить’ к дочерям человеческим.

Нарушив этот запрет и, главное, решив создать собственный народ, у которого Адонай был бы богом, притом единственным, т.е. новый народ ничего не должен был знать об истинном Боге - Боге Отце, господин противопоставил себя Богу. В этом и есть падение господина - "правителя этого мира" (Иоан. 16:11).

Решение было принято, и Адонай приступил к осуществлению своего плана.

В 12-ой главе книги Бытие Адонай является некоему Авраму. Кто же такой Аврам? Это еще крепкий мужчина 75 лет от роду, очень богат скотом, серебром и золотом (Быт. 13:2), "...и был у него мелкий и крупный скот, и ослы, и рабы, и рабыни, и лошаки, и верблюды (Быт. 12:16). И была у него жена Сара, которая "была неплодна и бездетна" (Быт. 11:30), кроме того, по отцу она была его родной сестрой.

 Однако у очень богатого и уже пожилого Аврама не было наследника. Естественно предположить, что эта проблема очень сильно волновала его (на Востоке это особенно важно). Надо думать, что он днём и ночью молил, призывал все мыслимые силы для решения этого вопроса. И "спаситель" явился... Сначала безымянный, но производящий впечатление. Явившийся Авраму господин (Адонай) начинает мягко, без всяких условий предлагать ему: "пойди из земли твоей, ... в землю, которую я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ." (Быт. 12:1-2). И всё, пока…

"Иди, Аврам, посмотри землю новую, как она хороша, и я тебе ее отдам. Более того, я буду тебя защищать и, к тому же (намек на возможного наследника!), "произведу от тебя великий народ".

Как утопающий хватается за соломинку, так и Аврам понадеялся на слова господина и отправился со всеми своими людьми и скотом в землю Ханаанскую.

Видимо земля Авраму понравилась, и он ставит там жертвенник господину, "который явился ему; и обещал отдать эту землю потомству Аврама" (Быт. 12:7). Но Аврам не так прост: "А вдруг там подальше земля лучше?". Да к тому же здесь начинался голод, И он идет дальше до Египта. В Египте Аврам называет свою жену Сару своей сестрой, а царь Египетский берет ее в жены. Надо полагать не без помощи все того же господина, ведь Саре в это время уже за 65 лет. "И Авраму хорошо было в Египте ради нее (Сары)" (Быт. 12:16).Ещё бы “было плохо”, когда собственная жена является женой фараона! Однако фараон через некоторое время узнает, что Аврам обманул его и изгоняет его из Египта. Аврам возвращается на то место, где создал когда-то жертвенник господину.

А тут как тут появляется тот же самый господин и говорит: " всю землю, которую охватывает твой взгляд и на север, и на юг, и на восток и на запад, тебе дам я и потомству твоему навеки. И сделаю потомство твое, как песок земный" (Быт. 13:14-16). И снова никаких условий, ни одного требования и опять какое-то волнующее упоминание о великом потомстве. Аврам не знает, что говорить, и молчит. Однако переселяется к дубраве Мамре и там создает новый жертвенник господину.

В гл. 14 кн. Бытие появляется новое понятие: Аврам - еврей. Почему еврей и почему в это время? Насчет еврея мы будем еще говорить. А вот почему в данной главе? Можно предположить, что к этому времени Аврам после долгих и мучительных размышлений над словами господина пришел к заключению, что этому господину можно верить (хотя сомнения оставались).

Даже то, что Аврам благополучно ушел из Египта, говорило о могуществе господина. Ведь фараон мог его (Аврама) за обман скормить крокодилам, но удалось благополучно уйти со всем своим богатством (Быт. 15:20).

Конечно, господин почувствовал готовность Аврама к дальнейшим переговорам и незамедлительно их начинает со слов: "Не бойся Аврам, я - твой щит, награда твоя весьма велика" (Быт. 15:1). Аврам понял ответственность момента и приступил с горечью к главному: "Что ты дашь мне (имея в виду, что и так все есть)? Я остаюсь бездетным. (В еврейском переводе: «Вот я отхожу бездетный», то есть, скоро умру, а наследника как не было, так и нет). Ведь не дал ты мне потомка, и вот, домоправитель в доме моем (Элиэзер из Дамаска) наследует мне" (Быт. 15:2-3).

Господин говорит (несколько раздраженно): "Не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником" (Быт. 15:4).

Аврам поверил господину, и тот был доволен, но исполнять обещанное не торопился. Сара не рожала. Скорее всего, господин не был до конца уверен в Авраме и выжидал пока он окончательно "созреет".

Аврам, видя, что чуда не происходит, послушался совета Сары, "вошел" к Сариной служанке, та зачала и, как и положено, в срок родила мальчика. Так появился наследник, но, к сожалению, от египтянки. Оставалось чувство некоторого неудовлетворения.

Годы шли. И когда Авраму набежало под сто лет, снова появился все тот же господин. Разговор состоялся почти на чистоту, как между умным и очень умным мужчинами. Господин сформулировал условия договора между ним и Аврамом : «Я все для тебя и твоего потомства исполню, но при условии, что "я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя" (Быт. 17:2-8).

Ничего себе какой "пустячок": "ты признай меня своим богом, а я все для тебя сделаю".

Итак, договор был составлен, и Авраму осталось только согласиться и расписаться (кровью?). Адонай, которого теперь можно называть богом Аврама и его потомков, говорит Авраму: "Знамением завета (в евр. переводе “знаком союза”, доказательством подлинности договора, сейчас - это печати и подписи) между мною и вами пусть будет у вас обрезание крайней плоти у всего мужского пола" (Быт. 17:10-11). "Непременно да будет обрезан всякий рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое. Ну а кто не обрежет крайней плоти своей, истребится душа (жизнь) та из народа своего" (Быт. 17:14).

Заметим, что обряд обрезания проходят также и девочки.

Аврам задумался. Сколько раз этот господин давал обещания и не исполнял их. Если наследник от жены не появился, когда Саре было 65, а Авраму 75, то как же он родится теперь, когда Саре уже 89, а Авраму 99 лет? И он с надеждой говорит господину (теперь уже своему богу): "О, хотя бы Измаил (имя сына от египтянки) был жив пред лицем твоим" (Быт. 17:18). Но у господина широкая душа, да и точки над "i" надо было расставить. Он говорит Авраму: "С Измаилом все будет в порядке, но завет (договор) мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сара, и потомством после него" (Быт. 17:19).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.