рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Теория государства и права

правопримечительную, а также иную правовую деятельность органов государства

и правовое поведение граждан.

Понимание правовой культуры в узком смысле предполагает всесторонний анализ

правовой деятельности, ее направленности и уровней, форм и способов

осуществления, а также особенностей правового поведения индивидов. Как

видим, в данном случае акцент делается на качественной характеристике

правовой жизни общества и именно здесь следует употреблять термин «правовая

культура». Следовательно, правовая культура — это качественное состояние

правовой организации жизни людей, которое выражается в достигнутом уровне

развития правовой деятельности, в качестве нормативно-правовых актов, в

уровне правосознания, а также в степени реализации прав и свобод личности и

ее правовой активности.

Понятия «правовая культура и «правовое сознание» близки по своему

содержанию, однако они нс тождественны.

31. Правонарушение: понятие, состав, виды.

В общем виде правонарушение — это антиобщественное деяние (действие или

бездействие), причиняющее вред обществу и которое наказывается в

соответствии с законом.

Противоправное поведение (правонарушение) нарушает предписания правовых

норм "и наносит вред обществу в целом, оно затрудняет и дезорганизует

развитие общественных отношений.

Так, например, Уголовным кодексом РФ предусмотрены преступления, которые

посягают на основы государственного строя, на личность, ее политические,

экономические и социальные права, общественный порядок и иные социальные

блага. Есть правонарушения, которые не являются столь общественно опасными,

но в совокупности они могут представлять существенную опасность.

Правонарушением является виновное, противоправное поведение лица,

посягающего на интересы общества, личности и влекущее применение к лицу,

его совершившему, мер общественного воздействия или государственного

принуждения. Правонарушитель, совершая правонарушения, посягает на

общественные отношения, охраняемые правом, наносит вред обществу (выше об

этом говорилось), и его действия признаются общественно опасными.

Правонарушение характеризуют четыре основных признака:

— общественная опасность;

— противоправность;

— виновность;

— наказуемость.

Под юридическим составом правонарушений следует понимать комплекс

взаимосвязанных компонентов (объективных и субъективных), необходимых для

возложения юридической ответственности. В юридический состав правонарушений

входят:

— субъект — достигшее определенного возраста деликто-способпое, вменяемое

лицо или, в предусмотренных законом случаях, организация, совершившие

данное деяние. Возраст уголовной ответственности, по общему правилу,

наступает с 16 лет, а за особо тяжкие преступления — с 14 лет; гражданско-

правовая ответственность предусмотрена с 15 лет; административная — с 16

лет;

— объект — общественные отношения, находящиеся под охраной права, которым

причиняется ущерб;

— субъективная сторона — характеризующая психическое отношение лица (вину)

к совершенному правонарушению.

Элементами субъективной стороны правонарушения являются:

а) вина — основной элемент. Рассматривают две формы вины: умысел (означает,

что лицо, совершившее правонарушение, сознавало противоправный характер

своего деяния, предвидело и желало наступления его последствий и

сознательно допускало их), который, в свою очередь, может быть прямым и

косвенным; и неосторожность (субъект правонарушения либо предвидит

наступление противоправных последствий своего деяния и вследствие

легкомыслии надеется их предотвратить, либо не предвидит их).

б) цель — это представление субъекта о результате пра- вонарушения;

в) мотив — внутреннее побуждение, которым руково I ствовался

правонарушитель при совершении правонарушения;

— объективная сторона — это совокупность внешних признаков, характеризующих

данное правонарушение:

а) противоправное деяние (действие или бездействие);

б) вред, причиненный общественным отношениям;

в) причинная связь между противоправным деянием и

наступившими последствиями.

Следует еще упомянуть о таком понятии, как вменяемость, которая

представляет собой способность действовать осознанно. Иногда это

способность утрачена в силу психического заболевания или слабоумия. В таких

случаях суд на основании судебно-психиатричсскои экспертизы признает лицо,

совершившее общественно опасное деяние, невменяемым. Невменяемость

исключает юридическую ответственность.

32. Юридическая ответственность: понятия, признаки, основания.

Юридическая ответственность — это одна из форм, или разновидностей,

общесоциальной ответственности, которая применяется лишь к тем, кто

совершил правонарушение, т. е. нарушил норму права, преступил закон.

Под юридической ответственностью принято понимать предусмотренную правовыми

нормами обязанность субъекта права претерпевать неблагоприятные для него

последствия правонарушения, или иными словами — юридическая ответственность

есть необходимость лииа подвергнуться мерам государственного принуждения за

совершенное правонарушение.

Участниками этого специфического правоотношения выступают: с одной стороны,

государство в лице правопримени-тсльных органов, с другой стороны, субъект,

совершивший правонарушение. Содержание юридической ответственности

составляют права и обязанности сторон. Государство вправе применить к

правонарушителю меры принудительного воздействия и обязано это сделать в

рамках закона. Лицо, совершившее правонарушение, обязано подвергнуться

принудительному воздействию и вправе понести ответственность в рамках,

предусмотренных законом. Однако не каждая мера государственного принуждения

представляет собой юридическую ответственность. Например, принудительные

меры медицинского характера, применяемые в отношении невменяемых лиц,

совершивших общественно опасные деяния, выступают в качестве мер социальной

защиты и, несмотря на принудительный характер, не являются разновидностью

юридической ответственности.

Сущность юридической ответственности заключается в отрицательной правовой

оценке поведения правонарушителя от имени государства.

Меры юридической ответственности могут быть:

— личного характера (лишение свободы);

— имущественного характера (штраф);

— организационного характера (увольнение).

33. Соотношения права и государства.

Государство есть особая форма организации политической власти, необходимая

для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из

природы любого общества, обладающая для этого суверенитетом, осуществляющая

управление обществом на основе права, с помощью специального аппарата и

монополии на применение насилия для достижения поставленных задач.

Уже в данной формулировке четко прослеживается взаимосвязь государства и

права. Для более полного уяснения сформулируем, что такое право.

Право представляет собой систему общеобязательных пра-нил поведения,

устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на

урегулирование отношений, возникающих в обществе.

Государство и право развиваются в единстве, но между ними существуют

определенные различия.

В чем проявляется их единство?

!) Государство и право развиваются совместно.

2) Имеют одинаковые проявления по своей сущности.

3) Проявляются как инструменты власти.

4) Выступают оба как средства управления.

5) Призваны обеспечивать как личные, так и общественные интересы.

6) Основываются на общем экономическом базисе.

7) Определяются одними и тем же социальными и духовными факторами,

действующими в данном обществе, Теперь обратимся к различиям:

1) государство это особая организация политической власти, а право это

социальный регулятор;

2) государство выражает силу, а право волю;

3) элементами государства являются его структурные органы, а элементами

права — его нормы.

34. Понятие и вид субъектов права.

Субъекты права - это лица, обладающие правосубъектностью, т.е. граждане,

общественные образования, которые могут быть носителями прав и

обязанностей, участвовать в правовых отношениях.

Субъективное право - принадлежащая субъекту мера дозволенного поведения,

обеспечиваемая государством

Основным средством обеспечения государством субъектного права является

возложение на другое лицо или лиц юридической обязанности.

Субъект права, лицо (физическое или юридическое), обладающее по закону

способностью осуществлять права и юридические обязанности (то есть

правосубъектностью). С. п. - необходимый элемент правоотношений во всех

отраслях права, хотя в каждой из них положение его имеет определённую

специфику. Так, в гражданских правоотношениях граждане выступают как

физические лица, государственные органы и общественные организации - как

юридические лица; в административных правоотношениях С. п. выступают

государственные органы, должностные лица, граждане. Признавая гражданина С.

п., государство определяет его правовой статус, характеризующий его

положение по отношению к государству, его органам, другим лицам. В разных

социально-экономических формациях понятие С. п. имеет разное содержание.

Субъекты права, понятие и виды правоотношений – это индивиды и орг-ии

которые могут быть участниками правоотношений т.е. носителями

субъективных прав и юр-их обязанностей. Близким к понятию субъекты права

является понятие субъекты правоотношений. Нередко эти понятия

отождествляют и рассматривают как равнозначные. Принципиальной ошибки

здесь нет, но определенные различия между субъектами права и субъектами

правоотношений все же сущ-ют. Это различие состоит в том, что субъекты

права это возможные потенциальные участники правоотношений. Субъекты

правоотношений это уже реальные участники правоотношений. По этому под

субъектами правоотношений следует понимать индивидуумов и организации

которые являются участниками конкретных правоотношений. Т.о. понятие

субъект права шире чем понятие субъект правоотношений. Виды Традиционно

субъеты права и субекты правоотношений подразделяют не 2 вида

(категории). На индивидов или физических лиц и орг-ии или юр-их лиц. К

индивидам относятся во первых граждане гос-ва, во 2ых иностранные

граждане или иностранцы. 3я разновидность – лица без гражданства

(апатриды) – не являются гражданами какой либо страны. Нередко сюда

относят бипатридов (2ое гражданство). В последнее время в литературе к

индивидам стали относить беженцев, временных переселенцев, лица

находящиеся в политическом убежище. 2я кат-ия. К орг-ям относят во первых

гос-во в целом. 2 разновидность – это органы гос-ва, 3я – госые орг-ии

(гос. учредения, предприятия) 4я – не гос-ые орг-ии (не гос. предприятия,

предприятия, общ-ые орг-ии, движения). Орг-ии которые могут быть

субъектами гр-их т.е. имущественных правоотношений именуются в

юриспруденции юрид-ми лицами. Т.е. юр-ие лица – это субекты гр.

Правоотношений. Понятие орг-ии шире чем понятие юр-ое лицо (некоторые

ученые). Иногда выделяют еще одну кат-ию субъектов: соц-ые общности

(первый предложил Алексеев) – народ, нации, трудовые коллективы. В

последнее время в юриспруденции различают субъекты публичного и частного

права. Субъектов публичного права подраз-ют на индивид-ых субъектов или

индивидов и коллективных субектов (орг-ии), а субъекты частного права

подраз-ся на физ-ие и юр-ие лица.

35. Действие законов во времени в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативных актов в пространстве зависит от органа, их

принявшего. Федеральные нормативные акты действуют на всем пространстве,

на которое распространяется суверенитет РФ, акты субъектов федерации

действуют в пределах их территорий и т. д. Пространство, на которое

распространяется суверенитет (власть) гос-ва, включает в себя сушу,

внутренние воды, двенадцатимильные прибрежные морские воды в пределах

границ государства, воздушный столб в пределах границ, доступный обычным

летательным аппаратам (самолетам), территории посольств, военные корабли

в любом месте, гражданские суда в открытом море, воздушные суда в

воздухе. Действие законов в пространстве означает, что законы:

распространяются на всех субъектов, находящихся в соответствующем

пространстве. Однако в ряде случаев, хотя закон и действует на всей

территории, он распространяется лишь на определенный круг лиц. Ряд

законов распространяется только на граждан РФ, но не распространяется на

иностранцев и лиц без гражданства (законы о воинской обязанности,

избирательные законы и др.). Территории посольств иностранных государств

экстерриториальны, там законы РФ не действуют. Дипломатические

представители обладают дипломатическим иммунитетом, на них не

распространяются уголовные и иные законы, предусматривающие меры

принуждения за правонарушения. Многие законы хотя и действуют по всей

территории, но действуют избирательно, распространяются только на

определенный круг лиц: работников определенной отрасли, военнослужащих,

гос-ых служащих, судей, депутатов, ветеранов войны, многодетных матерей и

т. д.

36. Право, государство и экономика.

Эконом.-совокупность производст. отношений, способ производства конкретного

об-ва. Политика-искусство управления обществом, кот.характерезует отношения

по поводу власти между классами, партиями; между гос-вом и народом. Право--

система общеобязательных, формально определённых юр.норм, устанавливаемых и

обеспечиваемых гос-вом и направленных на урегулирование обществ.отношений.

К соотношению данных понятий есть 2 подхода:1)нет какого либо

приоритетного. Первичными факторами развития и функционирования

общест.отношений выступают интересы людей. Бывает, что сначала принимаются

законы, а затем на их базе формируются новые экономич. отношения. Так было

в эпоху буржуазных революций в Европе. В этом случае можно говорить о

приоритете права перед эконом. Но бывает и наоборот- интересы людей сначала

претворяются в новые производ. отношения, а затем создаются з-ны. Здесь

приоритет экономики перед правом. Политика выступает посредником между

ними. 2)экономика определяет политику и право. Политика и право зависят от

базиса(способа производства).Однако эта главная роль экономики проявляется

лишь в конечном счёте, т.к политика и право ,опираясь на экономику могут

оказывать и обратное воздействие на неё, стимулировать или сдерживать

развитие производ. отношений. Политика здесь тоже выступает посредником.

Соотношение между политикой и правом двояко:1)определяющим фактором

выступает политика; 2)определяющим фактором выступает право.

37. Правовые системы современности.

Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции,

законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности

правового менталитета, правовой культуры. Правовое своеобразие стран

позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует

свою правовую систему - совокупность всех правовых явлений (норм,

учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая

система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями в этих

правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые

позволяют группировать их в "правовые семьи" (правовые системы в широком

смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран.

Существует несколько критериев объединения, классификации правовых систем

различных государств. 1. Общность генезиса (возникновения и последующего

развития). Иначе говоря, системы связаны между собой исторически, имеют

общие государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего

государства, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах,

нормах). 2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права.

Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в

законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении,

соотношении. 3. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран,

входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного

построения нормативно-правового материала. Как правило, это находит

выражение на микро уровне — на уровне строения нормы права, ее элементов, а

также на макро уровне - на уровне строения крупных блоков нормативного

материала (отраслей, субъотраслей, других подразделений). 4. Общность

принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи

свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и

т.д., в других— теологические, религиозные начала (например, мусульманские

страны), в третьих - социалистические, национал-социалистические идеи и

т.п. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также

техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом

отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему

значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же

причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при

разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции,

cпocoбы построения нормативного материала, его упорядочения,

систематизации. С учетом изложенного в науке выделяют следующие правовые

системы: 1) англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия

и др.); 2) романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской

Америки, некоторые страны Африки, а также Турция); 3) религиозно-правовые

(страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм,

иудаизм); 4) социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); 5) Система

обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.