рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Теория государства и права

для мусульманского права, в целом имеющего религиозную основу. В первую

очередь следует назвать Коран и Сунну. Коран — это священная книга,

представляющая сбой собрание поучений, речей и заповедей Аллаха; Сунна —

сборник жизнеописания пророка Мухаммеда.

Наконец, некоторые авторы выделяют в самостоятельный вид источника права и

правосознание как совокупность идей, чувств, эмоций и т. п., на основании

которых правопримени-тельные органы принимают решения по конкретным

юридическим делам. Оно выступало формой права в первые годы советской

власти. Однако следует обратить внимание на то, что в целом правосознание

по своим характеристикам совпадает с пониманием источника права в идеальном

смысле.

В Российской Федерации в качестве основных источников права признаются:

правовой обычай, договор нормативного содержания и нормативно-правовой акт.

Остальные виды источников права в России не признаются. Что же касается

принципов права, то они изложены в основных нормативно-правовых актах.

16. Политическая система: понятия и составные элементы.

Термин политическая система был введен в политологию в 50 - 60 -х годах ХХ

века. До этого для описания властных отношений применялись понятия "тип

правления", "система правления". Однако, процессы развития общества привели

к тому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на

государство, создавая партии, движения, ассоциации и т.д. Власть перестала

быть монополией государства и приняла сложный вид. Понятие "система" ввел в

оборот немецкий биолог Л. фон Берталанфи в 20-х годах ХХ века. Он

рассматривал систему как совокупность взаимозависимых элементов. Позже этот

термин в политологию принес Т.Парсонс, представлявший общество как

взаимодействие четырех подсистем: экономической, политической, социальной и

духовной. каждая из них выполняет определенные функции.

Человеческое общество находится в процессе постоянных изменений,

которые происходят под влиянием различных факторов. Усложняются социальные

взаимосвязи между людьми, появляются новые потребности, и соответственно

виды деятельности, удовлетворяющие их. Поэтому всегда актуален вопрос о

том, как общество приспосабливается к изменяющимся условиям. Ответ на него

позволит выявить механизмы адаптации общества, составляющие основу его

жизнеспособности и стабильности. Способность общества реагировать на

потребности индивидов, адаптироваться к изменяющимся условиям

обеспечивается политической системой Благодаря действию политических

институтов и структур, политическая система оказывает влияние на различные

стороны жизни общества. Действие механизмов политической системы основано

на способности властным путем распределять ценности и ресурсы внутри

общества, предписывать населению определенные нормы поведения и стрндарты.

Всвязи с этим, политическая система включает в себя также и взаимодействие

властвующего и подвластного. Таким образом, политическая система является

характеристикой взаимоотношений между государством и обществом.

Основателем теории политической системы можно считать Д.Истона,

который представлял ее, как механизм формирования и функционирования власти

в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей. Политика, по его

мнению, является частью целостности - общества, поэтому она должна

реагировать на импульсы, поступающие в систему, предотвращать конфликты,

возникающие по поводу распределения ценностей между индивидами, группами.

Иной подход избрал американский политолог Г.Алмонд. Он исхидил из

того, что политическая система может исправно выполнять свои функции только

при условии функционализации политических институтов, т.е. каждый элемент

целостности выполняет жизненно важную функцию всей системы. На основе этого

тали развиваться сравнительные исследования политических систем. Это было

важно для выделения основных жизненно важных функций политической системы,

которые необходимы для эффективного социального развития. Исходя из этого

Г.Алмонд определил политическую систему как совокупность ролей и

взаимодействий между собой, осуществляемыми не только правительственными

институтами, но и всеми структурами общества. В частности установили, что

политическая система должна эффективно выполнять три группы функций:

. функции взаимодействия с внешней средой;

. функции взаимосвязи внутри политической сферы;

. функции, обеспечивающие сохранение и адаптацию системы.

17. Понятие государственного аппарата(механизма). Виды гос. Органов.

Государственный аппарат - органы государственной власти и государственного

управления.

Государственный аппарат, система органов, практически осуществляющих

государственную власть и функции государства. В широком смысле Г. а.

включает не только собственно органы государственной власти, но и такие

важнейшие орудия власти, как вооруженные силы, разведка, карательные и иные

органы принуждения. В более тесном смысле под Г. а. часто понимается

совокупность исполнительных (административных) органов власти, выполняющих

повседневную работу управления государством. В деятельности Г. а., его

структуре, функциях и методах наиболее конкретно проявляется классовая

сущность данного государства, его историческая роль. Типичные функции Г. а.

эксплуататорского государства - защита привилегий и интересов

эксплуататорских классов, сбор налогов, организация вооруженных сил,

применение насилия против революционных выступлений трудящихся. Для Г. а.

империалистических государств характерно сращивание с аппаратом крупнейших

капиталистических монополий и подчинение всего государственного механизма

обеспечению интересов этих монополий.

Социалистический Г. а. возникает в результате революционного слома аппарата

буржуазного государства и является принципиально новым историческим типом

Г.а. - аппаратом подлинно народным как по своему классовому составу, так и

по своим социальным функциям. Главное место в его деятельности занимают

задачи созидательные, организационно-творческие: строительство новой,

социалистической экономики, достижение наивысшей производительности

общественного труда, всестороннее развитие науки и культуры,

коммунистическое воспитание трудящихся, создание условий для наиболее

полного удовлетворения их материальных и культурных потребностей. На

социалистический Г. а. ложится задача обеспечения обороны, внешней и

внутренней безопасности государства. В. И. Ленин, характеризуя

принципиально новую роль социалистического аппарата в управлении

государством, указывал: "Обычно со словом =управление? связывают именно и

прежде всего деятельность преимущественно, или даже чисто, политическую.

Между тем самые основы, самая сущность Советской власти, как и самая

сущность перехода от капиталистического общества к социалистическому,

состоит в том, что политические задачи занимают подчиненное место по

отношению к задачам экономическим" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с.

130).

Сов. Г. а. непосредственно руководит созданием материально-технической базы

коммунизма, развитием коммунистических общественных отношений, опираясь на

опыт масс, планирует развитие народного хозяйства, управляет промышленными

и с.-х. предприятиями, стройками, транспортом, банками, предприятиями

торговли и бытового обслуживания населения, учебными и научными заведениями

и др.

В соответствии с активной экономической ролью сов. Г. а., преобладающее

место в его системе занимают органы управления народным хозяйством.

плановые, статистические органы, хозяйственные министерства и ведомства,

хозяйственные объединения и фирмы, администрация производственных

предприятий.

Государственный орган - юридически оформленная, организационно и

хозяйственно обособленная часть государственного аппарата. Государственный

орган характеризуется определенной экономической и финансовой

самостоятельностью, наличием собственной компетенции и наличием властных

полномочий.

Государственныеорганы различаются:

по принадлежности к ветви власти - на законодательные, исполнительные и

судебные;

по способу формирования - на представительные и формируемые,

представительными органами;

на постоянные и временные;

на органы общей или специальной компетенции и т.д.

18. Система права: понятия и элементы.

Если источники права в собственно юридическом смысле являются внешней

стороной формы права, то внутренняя сторона формы права представляет собой

сложную систему строения права, т. е. систему права. Система права — это

нормативное образование, которое включает в себя нормы права, правовые

институты, подотрасли и отрасли права, находящиеся во взаимосвязях,

обусловленных системой общественных отношений.

Основными признаками системы права являются, во-первых, ее обусловленность

потребностями общественного развития. Во-вторых, наличие прямых и обратных

связей. В-третьих, внутренняя согласованность и непротиворечивость(единство

и целостность).

Материальной предпосылкой единства права выступает единая система социально-

экономических отношений. Единство праву придает единая государственная

воля, выраженная в праве, предопределенная системой экономических,

социальных и иных отношений, воля, ориентированная на единую систему

основополагающих ценностей, признанных в обществе. Эти основные ценности

находят выражение в праве в виде принципов (основных идей), на которых

строится вся система права и которые в определенной мере цементируют право

как нечто единое целое.

В качестве структурных элементов системы права выступают отдельные нормы,

институты и отрасли права. Норма права как элемент системы права выступает

в качестве регулятора конкретных видов общественных отношений. Правовой

институт — это совокупность взаимосвязанных норм, регулирующих качественно

однородные общественные отношения. Примером могут служить институт

собственности и наследования в гражданском праве, институты брака и развода

в семейном праве, институт наказания и освобождения от наказания в

уголовном праве.

Тесно взаимосвязанные правовые институты образуют отрасли права. Отрасль

права — это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим

режимом юридического регулирования и охватывающее целые комплексы

однородных общественных отношений.

В крупных и сложных по составу отраслях права имеется еще одни компонент —

подотрасль права — целостное образование, которым регламентируется

специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования

соответствующей отрасли права. Например, в гражданском праве подотраслями

являются авторское право и наследственное право.

В зарубежном правоведении общепринято деление системы права на публичное и

частное право, вытекающее из природы отношений между личностью и

государством. Деление такого рода начали проводить еще древнеримские

юристы. В современной юридической литературе принято относить к системе

частного права: гражданское, торговое, трудовое и семейное. Все остальные

отрасли входят в состав публичного права. Иными словами, частное право

регулирует личные и групповые интересы, а публичное право — отношения

государства с гражданами и другими субъектами права.

Наряду с частным и публичным правом в системе права выделяют материальные и

процессуальные отрасли. Материальные отрасли — конституционное,

административное, уголовное, трудовое, семейное и другие, регулируют права

и обязанности субъектов. Процессуальные отрасли — уголовно-процессуаль-ное,

административно-процессуальное и гражданско-процес-суальное право —

устанавливают порядок рассмотрения уголовных, административных и

гражданских дел. Связь материальных и процессуальных отраслей права

является взаимной и двусторонней: материальные отрасли определяют правовой

статус субъектов. Устанавливают условия и основания возникновения

процессуальных отношений, процессуальные отрасли закрепляют порядок

разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при реализации норм

материальных отраслей права.

19. Нормы права: понятия, признаки, структура, классификация.

Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило

поведения, установленное и обеспечиваемое государством, направленное на

урегулирование общественных отношений. Норма права — это первичная клеточка

права, исходный элемент его системы.

Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм:

1. Норма права — это общеобязательное веление, выраженное в виде

государственно-властного предписания, т. е. она: а) указывает, каким

образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории

необходимо действовать тому или иному субъекту; б) предписывает правильный

с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида

образ действий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного,

одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее

действия.

2. Норма права обладает неперсонифицированностью. В отличие от команд,

велений, распоряжений по конкретным вопросам норма адресована не отдельному

лицу, а кругу лиц, определяемых типичными признаками.

3. Это формально-определенное правило поведения: внутренняя определенность

нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких

указаниях на последствия ее нарушения (это точное, конкретное предписание).

Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в

официальных источниках (статье, главе, разделе официального документа —

нормативно-правовом акте).

4. Норма права обладает качеством системности.

5. Норме права также присущ признак неоднократности (многократности) ее

действия. Правовая норма создается для постоянного применения,

использования, если иное не оговаривается в самой норме.

6. Норма права есть правило поведения, гарантированное государством.

7. Не менее важным, чем возможность государственного принуждения, является

и такой признак, как активная нормообразующая роль государства. Именно она

обеспечивает возможность государственного принуждения. Причем эта роль

понимается двояко. С одной стороны, государство создает по соответствующей

процедуре нормы права, устанавливает их, решая задачу организации правовой

системы. С другой — государство признает, «огосударствляет» те нормы,

которые зарождаются в силу самоорганизационных процессов, проявляются как

полезные обычаи.

8. Норма права представляет собой определенный метод воздействия'на

регулируемые отношения. В этот метод включаются: обстоятельства, при

которых применяется норма; круг участников отношений, регулируемых этой

нормой; взаимные права и обязанности; санкции за невыполнение обязанностей.

Структура нормы права

Некоторые авторы выделяют три вида структуры нормы права: юридическую,

логическую, социологическую.

Юридическая структура традиционно определяется как такое строение нормы

права, которое состоит из трех взаимосвязанных элементов — гипотезы,

диспозиции и санкции.

Гипотезой называют ту часть нормы, которая указывает на условия вступления

нормы в действие (дает описание юридических фактов).

Диспозиция — это «та часть нормы, которая указывает на содержание самого

правила поведения, то есть на юридические права и обязанности, возникающие

у субъектов»

Санкция — это та часть нормы, которая указывает на неблагоприятные

последствия, возникающие в случае нарушения диспозиции правовой нормы.

Только в наличии и единстве все эти три элемента составляют норму права.

это признак несоотсутствие какого-либо из элементов — вершенства нормы

права.

Законодатель использует следующие способы изложения норм права в нормативно-

правовых актах:

1. Прямой — все элементы юридической нормы приводятся в статье нормативно-

правового акта непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом. В

рамках прямого способа выделяются простой (описательный) и развернутый

(большинство норм уголовного права) способы изложения.

2. Отсылочный — в статье один из элементов юридической нормы указывается

путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной, статье этого

же нормативно-правового акта.

3. Бланкетный (открытый) — указывается на элемент нормы права путем отсылки

не к конкретной статье нормативно-правового акта, а к другому нормативно-

правовому акту в целом или к его части, или к нескольким нормативно-

правовым актам (распространен при изложении конституционных норм).

Классификация правовых норм

1. Наиболее важна отраслевая классификация правовых норм по предмету

правового регулирования (гражданско-право-выс нормы, административно-

правовые нормы, нормы трудового права и т. д.), т. е. по виду тех

общественных отношений, которые регулируются нормой. Эта классификация

лежит в основе построения системы права, деления его на отрасли и

институты. Практическое значение этой классификации в том, что она

облегчает выбор нормы, подлежащей применению к данным отношениям и к

данному случаю, а при совершенствовании законодательства создает

предпосылки для кодификации (высшей формы систематизации).

2. В зависимости от сферы регулируемых отношений становление гражданского

общества предопределило укрупненное деление всех правовых норм на нормы

частного и нормы публичного права.

К частному праву относятся нормы гражданского, семейного, трудового и

других отраслей права, связанных с развитием гражданского общества.

Публичное право включает государственное, административное, финансовое,

уголовно-про-цессуальное, гражданско-процессуальное и другие отрасли права,

регулирующие деятельность государственных органов и должностных лиц. К

публичному праву относится большинство норм уголовного права.

3. Важное значение имеет также классификация правовых норм по способам

воздействия на поведение людей, по социальному назначению нормы права.

Основной массив существующих норм права составляют типичные нормы,

содержащие правила поведения и нормы принуждения. Они подразделяются на

регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы подразделяются на обязывающие, уп-равомочивающие и

запрещающие.

Обязывающие нормы устанавливают обязанности для субъектов права совершать

определенные положительные действия, предписывают активное поведение

(например, ч. 2 п. 3 ст. 922 ГК РФ: банк обязан осуществлять контроль за

доступом в помещение, где находится предоставленный клиенту сейф);

Управомочивающие нормы предоставляют субъектам права возможность совершать

положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов

(например, п. ! ст. 502 ГК РФ);

Запрещающие нормы устанавливают для субъекта права запрет совершать

недозволенные действия (проступки или преступления). Такие нормы характерны

для уголовного и административного права, но запрещающие нормы есть и в

других отраслях права, например, п. 4 ст. 19 ГК РФ запрещает приобретать

права и обязанности под именем другого лица.

Охранительные нормы права определяют условия применения к субъектам

праовоотиошений мер государственно-принудительного воздействия за

неправомерное поведение. Охранительные нормы применяются за нарушение

регулятивных норм.

Нетипичные (специализированные) нормы права не являются правилами поведения

и имеют вспомогательный характер;

эти нормы сами не регулируют поведение, но помогают в этом другим нормам

через системные связи права. Нетипичные нормы — нормы-цели, нормы-принципы,

нормы-определения — составляют основной массив норм конституционного права.

По социальному назначению нетипичные нормы можно разделить на нормы

общезакрепительные, в которых закрепляются общественные отношения,

сложившиеся в той или иной сфере; декларативные, определяющие принципы

осуществления конкретных задач; дефинитивные нормы, формулирующие основные

юридические понятия (например, ст. 14 У К РФ содержит определение понятия

преступление); коллизионные нормы, определяющие порядок выбора нормы права

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.