рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Теория государства и права

6) обязательным признаком федеративной формы счит ется двухпалатная

структура союзного парламента (б;

камерализм). Нижняя палата рассматривается как орг. общесоюзного

представительства и избирается по те риториальным избирательным округам.

Верхняя пала представляет интересы субъектов федерации.

Федерации делятся на виды. Федерация может быть адм] нистративно-

территориальной (образованной на основе те;

риториального принципа) и национально-государственно (образованной по

национальному принципу). Примером пс вой могут служить Германия, США, а

второй — Югославия.

Выделяют также симметричную федерацию (субъекты ф. дерации имеют одинаковый

правовой статус) и асимметрии ную, для которой характерно неравенство

правового полож. ния субъектов. Первой является Германия, второй — Россия

Наконец, федерация может быть договорной (в основу ф1 дерации положен

договор субъектов) и конституционной (пр. вовым основанием федерации

является закрепление факта I образования в Основном законе страны).

Если федерация — это союзное государство, то конфедера ция — это

«государственный союз государств». Иными слов, ми, конфедерация является

все-таки формой государственна го устройства, а не формой международно-

правового союза.

Конфедерация представляет собой союз, в котором обр зующие его государства

сохраняют свою независимость, им. ют собственные органы власти и

управления. Они создают сп. циальные объединенные органы для координации

действий определенных целях (внешнеполитических, военных, экож

мических и др.). Разновидностями конфедерации являются межгосударственные

союзы, содружества, сообщества. Например, Европейский Союз, Британское

содружество наций.

Отношения между членами конфедерации симметричны, т. е. в соответствии с

законами они равны. Кроме того, государства, объединившиеся в конфедерацию,

сохраняют неограниченное право отделения в тот момент, когда они сочтут это

нужным. Однако, как в случае США и Швейцарии, конфедерация может стать

переходным этапом на пути к образованию федерации — единого государства.

Конфедерации следует отличать от коалиций. Коалиция — это политический и

военный союз двух и более государств, созданных для оборонительных и

наступательных целей при наличии общего противника. Например, Антанта

времен первой мировой войны, Антигитлеровская коалиция, НАТО.

Монархические государства могут быть объединены в унии — личные или

реальные. Унии возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких

государств в одном лице. Если это происходит в силу случайных совпадений

различных способов престолонаследия, то здесь имеет место личная уния.

Реальная уния возникает в результате соглашения государств. В качестве

исторического примера можно назвать Австро-Венгрию.

Последний вид формы государственного устройства — империя. Сегодня сутью

данного понятия является объединение под началом жесткой централизованной

власти этнических и административно-территориальных образований на основе

отношений метрополия — колонии, центр — провинции.

Империи возникали во многих цивилизациях и в разные исторические эпохи,

поэтому в каждом случае они обладали специфическими чертами. Тем не менее

можно выделить и общие характеристики имперских систем:

1) обширная территориальная основа;

2) сильная централизованная власть;

3) стремящиеся к экспансии элиты;

4) асимметричные отношения господства и подчинения между центром и

периферией;

5) наличие общего политического проекта, стоящего над интересами различных

социальных групп;

6) разнородный этнический и культурный состав. При создании империй

правящие элиты руководствовались разными мотивами. Основную роль при этом

играли причины экономического характера, хотя, конечно, не следует

недооценивать и военные причины, а также мотивы, связанные со стремлением

увеличить международный престиж. На современном этапе в мире осталась всего

одна имперская система — Китай.

9. Политический режим: понятие и виды

Само слово «режим» — латинского происхождения — геутет— управление, на

сегодняшний день означает совокупность методов, систему правил,

мероприятий, установленных для достижения определенных целей.

Политический режим — это совокупность форм жизнедеятельности институтов и

организаций политической системы, методов господства и основных направлений

политической активности в рамках данной системы. В целом это функциональная

характеристика политической системы.

Политический режим складывается в той или иной стране как равнодействующая

многих факторов, не только деятельности государственных органов, но и

политических партий, массовых движений, других объединений, преследующих

политические цели, а иногда в результате непосредственно политической

деятельности различных слоев населения, их массовых выступлений.

Политический режим характеризует состояние демократии в стране,

осуществление в ее внутренней политике общечеловеческих ценностей. Это

«политический климат» страны. По своему содержанию политический режим шире,

чем государственный режим, хотя последний составляет главное в политическом

режиме, его суть, сердцевину

Рассмотрение политического режима предусматривает анализ следующих

аспектов: какие группировки находятся у руководства государством; каким

методом господства и управления отдается предпочтение — прямым,

насильственным или косвенным демократическим.

Политические режимы могут быть типологизированы по мере убывания

демократии:

1) демократический политический режим;

2) либеральный (полудемократический) политический режим;

3) авторитарный политический режим;

4) тоталитарный политический режим;

5) полуфеодально-теократический политический режим. Демократические режимы

обычно присущи индустриально-развитым странам с рыночной экономикой, где

существует значительный «средний класс», оказывающий через выборы, прессу,

другие виды общественного мнения существенное влияние на государственную

власть. Для этого типа режима характерна высокая степень политической

свободы человека, реальное существование правовых институтов, их

обеспечивающих. Политическая элита обычно довольно узка, но она опирается

на широкую социальную базу Органы публичной власти прибегают к силовым

методам лишь в исключительных случаях.

Либеральные (полудемократические) режимы были характерны для развитых стран

в XIX веке. В XX веке они сложились в ряде развивающихся стран,

приблизившись к развитым (Южная Корея, Тайвань, Таиланд), а также в

результате ликвидации командно-административной системы в

постсоциалистических странах Восточной Европы (Россия, Украина, Болгария,

Румыния).

Эти режимы отличаются высокой степенью политической свободы, однако

вследствие целого ряда обстоятельств реально пользоваться демократическими

политическими институтами могут сравнительно немногие. Государству чаще,

чем в условиях демократического режима, приходится прибегать к различным

формам принудительного воздействия, ибо социальная база правящей элиты

довольно узка. Низкий уровень жизни многочисленных слоев общества порождает

маргиналь-ность и склонность к насильственным действиям для достижения

своих социальных целей. Поэтому демократические институты, включая

легальную оппозицию, функционируют как бы на поверхности общественной

жизни, пуская лишь отростки в толщу общества.

В условиях авторитарного режима внешне управление осуществляется на

конституционных началах, существует весь набор законодательных,

исполнительных, судебных, иных органов государства, но на практике

разделения властей нет. Оппозиция может быть разделена только в

определенных пределах, не затрагивающих существование данного

правительства. Выборы и референдумы используются, но не только не имеют

решающего значения для смены партий и должностных лиц у власти, их

результаты в пользу существующего правительства предопределены политической

и идеологической ситуацией. Во внутренней политике упор делается на силовые

методы. Де

мократические права и свободы обычно упоминаются в конституциях, но на

практике доминирует разрешительный порядок их использования. Однако

соблюдается право частной собственности. Режим ее охраняет. Типичные

примеры авторитарного режима — режим Пиночета в Чили, Чан Кайши на Тайване,

Ниязова в Туркмении, Алиева в Азербайджане, исламский режим в Иране.

Тоталитарный режим характеризуется крайней степенью централизации.

Провозглашается руководящая и направляющая роль коммунистической либо

нацистской партии. Естественные права граждан отрицаются, признаются только

дарованные государством, но и те не соблюдаются.

Если авторитарный режим довольствуется контролем за поведением граждан, то

тоталитаризм претендует на контроль над мыслями, стремится воспитать все

население как биороботов, готовых послушно выполнять все указания властей и

верящих, что власть действует им только на благо. Для всеохватывающего

овладения обществом используется такой политический институт, как

государственная партия, проникающая во все ячейки общества, включая семью и

подчиняющая их изнутри политике режима.

Вчера эти режимы были в СССР, гитлеровской Германии, фашистской Италии, в

странах социализма. Сегодня это Китай, Северная Корея, Куба, Вьетнам.

В небольшом количестве сохранились полуфеодально-теократические режимы,

которые можно разделить на две группы: «нефтяные монархии» (Оман, ОАЭ,

Саудовская Аравия) и аграрные королевства (Бутан). Там остаются

значительные пережитки феодализма, существует абсолютная монархия.

Политическая власть находится в руках близких к монарху привилегированных

слоев, промышленность неразвита, рабочий и средний класс невлиятельны или

даже еще не сложились.

К числу важнейших методов данного режима относится использование религии

как инструмента государства. Речь идет не только об идеологическом

воздействии, а и о том, что нарушение религиозных догм рассматривается как

правонарушение и может повлечь наказание со стороны государства. Важную

роль играет харизма монарха. Он может быть одновременно и религиозным

главой.

10.Функция государства: понятие содержание классификация.

Функциями государства являются стратегические направления его деятельности,

в которых выражаются сущность и назначение в обществе. Поскольку функции

государства формируются объективно, под определяющим воздействием целей и

задач, обусловленных социально-экономическими структурами общества,

постольку в функциях сущность государства получает конкретное выражение.

В ходе развития государства одни функции возникают, другие отмирают, третьи

изменяют свое содержание. По времени действия могут быть выделены

постоянные и временные функции. Постоянными являются политические,

социальные, экономические. Временные могут быть связаны с экстремальными

ситуациями, например, ведение войны. По сфере политической направленности

различают внутренние и внешние функции. Внутренние функции характеризуют

деятельность государства внутри страны, внешние — за ее пределами. В связи

с тем, что объектом воздействия функций государства являются сферы

общественной жизни — экономика, социальная структура, духовная жизнь

общества, сложившийся общественный порядок, функции могут быть

экономическими, идеологическими, охранительными, политическими как во

внешней, так и во внутренней деятельности государства.

В общем плане функции государства можно представить в виде следующей

системы.

Функции осуществления суверенитета.

1. Функции внешнего суверенитета:

— национальная оборона (или безопасность);

— осуществление внешних сношений.

2. Функции внутреннего суверенитета:

— внутренняя безопасность;

— правосудие и регистрация актов гражданского состояния.

3. Собственно политические функции:

— обеспечение функционирования политических институтов;

— взаимоотношения с общественными организациями и институтами;

— информирование общественности о политических

целях. //. Экономические функции.

1. Эмиссия денежных знаков.

2. Особые действия:

— в различных областях экономической жизни (например, создание

государственного сектора в одной из отраслей экономики);

—для осуществления различных функций и решения проблем, которые имеют

значение для всех или нескольких отраслей экономики (проведение

исследований, имеющих экономическое значение; выработка на их основе

прогнозов экономического развития и рекомендаций для бизнеса;

профессиональное обучение, капиталовложения).

3. Общая координация экономической и финансовой политики, включая

экономическое планирование (координация может осуществляться с помощью

государственного заказа, государственного кредитования, налогообложения).

///. Социальные функции.

1. Деятельность в области здравоохранения.

2. Деятельность в области жилищного и городского строительства.

3. Защита социальных и профессиональных прав и интересов.

4. Предоставление пособий «социально неполноценным» (инвалиды, матери-

одиночки, сироты, люди пожилого возраста, учащаяся молодежь).

5. Сохранение или преобразование социальных слоев и структур (например,

фермерство; предприятия, находящиеся в коллективной собственности).

IV. Культурно-воспитательные функции.

1. Организация проведения исследований проблем фундаментального или чисто

научного значения.

2. Образовательная функция (общее, профессиональное, художественное,

спортивное образование и развитие детей, подростков и юношества).

3. Организация досуга, культурных мероприятий и информирование

(неполитического характера) взрослого населения.

4. Охрана художественных и исторических ценностей, популяризация

художественных произведений.

Данная классификация не является исчерпывающей и оригинальной, но

соответствует современной практике управления демократических индустриально

развитых стран, если судить о ней по бюджетным документам.

11. Демократия и ее основные формы.

Демократия (греч. dеmokratнa, буквально - народовластие, от dеmos - народ и

krбtos - власть), форма политической организации общества, основанная на

признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в

решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом

прав и свобод. Д. в этой связи выступает прежде всего как форма

государства. Термин "Д." употребляют также применительно к организации и

деятельности др. политических и социальных институтов (например, партийная

Д., производственная Д.), а также для характеристики соответствующих

общественных движений, политических курсов, течений социально-политической

мысли.

Демократическим государством называется такое государство, устройство и

деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и

свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший

элемент демократии гражданского общества, основанного на правах свободы

людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства

является суверенитет народа.

Государство может соответствовать характеристике демократического только

в условиях сформировавшегося гражданского общества.

В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов

народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и

гражданина.

Признаки демократического государства:

Представительная демократия - осуществление народом власти через выборные

учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом

принимать законы.

Представительные органы (парламенты, выборные органы местного

самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни

народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и

военного положения, разрешение территориальных споров и др.). Конституции в

различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями,

но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной

власти и принятие бюджета.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - другой важнейший

признак демократического государства. Именно здесь появляется тесная связь

формально демократических институтов с политическим режимом. Только в

условиях демократического режима права и свободы становятся реальными,

устанавливается законность и исключается произвол силовых структур

государства.

Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его

организацию в определённых формах. К этому побуждает сущностная обязанность

государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и

другие правонарушения. Демократия - это не вседозволенность.

Демократический политический режим характеризуется высокой степенью

политической свободы человека, реальным существованием политических и

правовых институтов, позволяющих ему оказывать влияние на государственное

управление обществом.

Государство не может обойтись без профессионального управленческого

аппарата, именуемого в социологии бюрократией (социологи не вкладывают в

этот термин того отрицательного смысла, к которому мы привыкли)

Основные формы демократии

В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют

прямую, плебисцитарную и представительную демократию.

В прямой демократии между волей народа и ею воплощением в решения нет

опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении и принятии решений.

Прямая демократия сегодня используется организациях и небольших сообществах

(городах, общинах) как самоуправление. Распространенность прямой демократии

ограничивается территориальным фактором и зависит от того, насколько

децентрализован процесс принятия решений. Другой формой прямой демократии

являются сам процесс голосования, в ходе которых осуществляется прямое

волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы

государственной власти.

Плебисцитарная демократия является другим каналом выражения воли народа.

Ряд исследователей рассматривает ее как разновидность прямой демократии и

не выделяет ее в отдельную группу. Эта форма демократии представляет собой

голосование народа по важнейшим государственным вопросам, по проектам

законов и других решений через референдум, иногда называемый плебисцитом,

что в дословном переводе - народное решение. Референдумы бывают разных

видов. Одни из них представляют своеобразный опрос мнения, по которому

законы не принимаются, но власть должна учитывать его результаты (в марте

1991 г. был проведен Всесоюзный референдум по поводу сохранения СССР в

обновленном виде; в апреле 1991 г.- Российский референдум, в ходе которого

голосовавшие поддержали политику президента Б.Н. Ельцина). Результаты

референдумов другого рода имеют значение закона. С их помощью утверждаются

конституции (или поправки к ней), проекты законов. В декабре 1993 г. был

одобрен проект новой Конституции России, что обеспечило ее легитимность.

В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не

прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой

демократией. Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от

народа, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Между

народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются

отношения, основанные на полномочиях и доверии.

Ученые спорят о плюсах и минусах каждой формы демократии. Оппоненты прямой

демократии указывают на сложность принятия согласованных решений; на

недостаточную компетентность и на эмоциональную неуравновешенность народа;

на высокую степень манипулируемости общественным мнением в ходе публичных

дебатов со стороны профессиональных политиков, что позволяет победить на

выборах не мудрым лидерам, а демагогам; на большой разброс мнений, что

мешает выработке решений. Кроме того, проведение референдумов сложно и

дорого стоит. Важнейшей проблемой является низкий уровень гражданской

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.