рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Теория государства и права

непосредственной реализации права, так как правовые предписания

претворяются в жизнь самими участниками общественных отношений.

Применение права — это властная деятельность специально уполномоченных

субъектов по реализации предписаний правовых норм применительно к реальным

жизненным ситуациям и конкретным лицам и вынесению индивидуально-правовых

актов.

Особенностями этой формы реализации права, отличающими ее от других,

является, во-первых, то, что правоприме-нительная деятельность

осуществляется только уполномоченными на то компетентными органами и

должностными лицами. Во-вторых, правоприменение — это один из важнейших

видов государственной деятельности, который носит государственно-властный

характер. В-третьих, правоприменение осуществляется в строго установленном

законом порядке. В-четвертых, правоприменительная деятельность

осуществляется в соответствии с общепризнанными во всех странах принципами

(законности, социальной справедливости, целесообразности, обоснованности).

В-пятых, результатом правоприменительной деятельности является издание

индивидуального правового акта (предписания). В-шестых, правоприменительный

процесс осуществляется в определенной последовательности. В-седьмых,

правоприменение имеет две формы выполнения своего предписания: оперативно-

исполнительную, предполагающую только необходимые организационные действия

(прием на работу, регистрация брака и т. п.), и правоохранительную,

обусловленную необходимостью охраны и защиты прав, применения наказания или

предотвращения нарушений правовых норм,

Для того чтобы сформировать у субъектов права потребность, желание или

необходимость совершить предусмотренные в нормах права действия,

реализовать государственные веления, государство использует определенные

методы — обещание награды и угроза физического принуждения или лишения

каких-либо благ.

Соблюдение правовых запретов происходит, как правило, под угрозой

наступления отрицательных для субъекта последствий в случае их нарушения

(лишение свободы, штрафы, дисциплинарные взыскания).

Исполнение обязанностей связано с обещанием награды, поскольку от субъекта

требуются активные действия, хотя возможно и применение угроз.

Использование как форма реализации правовых норм предполагает

заинтересованность самих участников в активном осуществлении возможностей.

Следовательно, использование правомочий не нуждается ни в действии запретов

и ограничений, ни в обещании наград.

В правоприменительной деятельности, которая сочетает в себе и соблюдение, и

использование, и исполнение предписаний, используются оба метода.

23. Толкования права способы уяснения и виды разьяснения.

В процессе реализации права и особенно в правоприменении важную роль

играет толкование норм права. Дело в том, что прежде чем применить правовую

норму, правопримените-лю необходимо уяснить для себя, а в ряде случае и

разъяснить другим ее подлинный смысл. Отсюда толкование права — это сложная

познавательная деятельность субъектов (органов государства, должностных

лиц, общественных организаций, граждан, специалистов-практиков, ученых и

др.), направленная на надлежащее уяснение содержания норм и их разъяснение.

Цель толкования — правильное, точное и единообразное понимание и применение

закона.

Толкование норм права состоит из двух взаимосвязанных стадий — уяснение и

разъяснение.

1. Толкование-уяснение — это процесс понимания смысла и содержания нормы,

уяснения требований закона для конкретного правоприменителя («для себя»).

Здесь ставится цель разобраться в требованиях закона, уяснить его и

пополнить свои правовые знания.

2. Толкование-разъяснение — это процесс объяснения смысла и содержания

нормы права, доведения до других участников правоприменительного процесса

государственной воли законодателя («для других»). Разъяснение помогает

другим правильно ориентироваться в правовых требованиях, понимать

содержание действующих нормативно-правовых актов или отдельных правовых

норм.

Понимание толкования права предполагает знание объекта и предмета

толкования. Объектом толкования нормы права является текст нормативно-

правового акта, который соответствует данной регулируемой ситуации и в нем

выражена толкуемая норма. Предмет толкования — это искомое регулятивно-

правовое значение нормы права, которое подлежит реализации в данном

конкретном случае. Другими словами, предметом толкования правовой нормы

является подлинное, т. е. истинное, настоящее содержание толкуемой нормы в

конкретной ситуации ее реализации. При толковании выясняется то, что

сказано в данном нормативно-правовом акте, вытекает из его словесной

формулировки, а не то, что хотел или имел в виду законодатель. Таким

образом, результаты толкования должны сводиться к выявлению государственной

воли законодателя, выраженной в словесных формулировках нормативно-

правового акта.

Существуют различные типологии процесса толкования норм права. Критериями,

позволяющими выявить виды толкования, выступают:

— субъекты толкования;

— способы толкования;

— результат (объем) толкования.

Рассмотрим особенности одного из видов толкования — по субъектам

разъяснения правового акта. Субъектом толкования может выступить любое

лицо, однако юридическое значение толкования, его обязательность для

правоприменителей при этом будет неодинакова. Они зависят от правового

положения субъекта, толкующего норму права. Итак, по субъектам толкование

подразделяется на официальное и неофициальное.

Для официального толкования характерны следующие признаки:

— оно производится уполномоченными на то субъектами (как правило, это

правотворческие органы и высшие судебные органы);

— официальное толкование излагается в определенном акте официального

толкования и никогда не проводится устно;

— оно является юридически значимым, вызывает правовые последствия;

— имеет общеобязательное значение для всех субъектов права;

— официальное толкование направляет правоприменителей на единообразное

понимание и применение законодательства.

В зависимости от содержания и направленности даваемых разъяснений

официальное толкование может быть нормативным (общим) и казуальным

(индивидуальным).

Нормативное толкование распространяется на неопределенный круг лиц и на

неограниченное количество случаев и предназначено для общего руководства в

процессе применения права. Для нормативного толкования характерны

государственная обязательность, общий характер и возможность неоднократного

использования в юридической практике. Нормативное толкование законов дается

обычно в постановлениях пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного

Суда РФ по определенной категории дел. Нормативное толкование не создает

новых правовых норм и применяется тогда, когда нормы недостаточно

совершенны по форме, интерпретируемые акты содержат правотворческие ошибки

в виде нечетких формулировок и т. д.

В зависимости от органа, который дает разъяснение нормативно-правовых

актов, официальное нормативное толкование подразделяется на два вида:

аутентичное (авторское) и легальное (делегированное).

Аутентичное толкование дается органом, издавшим толкуемый нормативный акт

(например, Государственная Дума РФ принимает федеральные законы и их же

разъясняет). Специального полномочия для аутентичного толкования не

требуется, так как оно вытекает из правотворческого полномочия органа.

Легальным называется толкование, которое делается не законодательными

органами, а по их поручению иными органами власти, например, судебными.

Так, действующая Конституция РФ предоставляет право Конституционному Суду

РФ давать толкование Конституции РФ, а Верховному Суду РФ и Высшему

Арбитражному Суду РФ — разъяснения по вопросам судебной практики.

Казуальное толкование — это разъяснение смысла нормы права, даваемое

компетентным государственным органом применительно к конкретному случаю

(казусу). Казуальное толкование относится к официальному виду толкования,

так как влечет за собой определенные правовые последствия. Оно формально

обязательно только для конкретного дела и характеризуется однократным

использованием. Казуальное толкование чаще всего содержится в

мотивировочной части правоприме-нительного акта, например, судебного

решения по гражданс- 11 кому делу, в актах надзора юрисдикционных и

административных органов.

В большинстве случаев официальному толкованию предшествует неофициальное.

Неофициальное толкование — это разъяснение норм права, которое

осуществляется не уполномоченными на то субъектами. Ими являются научные

учреждения, ученые, адвокаты, политические партии и общественные

организации. Любой гражданин вправе толковать закон. Но авторитет такого

толкования зависит от уровня правовых знаний интерпретатора, от

обоснованности и аргументирован-ности его выводов и т. д. Неофициальное

толкование необязательно для других субъектов, оно не является юридически

зна-

Ячимым.

Неофициальное толкование бывает трех видов: обыденное,

профессиональное и доктринальное (научное).

Обыденное толкование — это пояснения и мнения в отношении законов,

юридической практики, которые даются любым человеком на основе

непосредственного житейского опыта, его правопонимания и правосознания. Для

такого толкования характерны заблуждения, поверхностные суждения. Однако

зачастую оно не лишено здравого смысла и играет определенную роль в решении

юридических дел, в реализации субъективных прав, в соблюдении гражданами

запретов, исполнении юридических обязанностей и т. д.

Профессиональное толкование основано на знаниях в области права и политики

и исходит от юристов-практиков. Так,

(разъяснение норм права осуществляют судьи, прокуроры, нотариусы, адвокаты,

консультанты в судах, редакциях юридических журналов, в специальных

консультациях и т. д. Такое разъяснение не является юридически

обязательным. Доктринальное толкование — это разъяснения, комментарии,

которые дают специальные научно-исследовательские учреждения, ученые-

юристы, научные работники, преподаватели в статьях, монографиях, в

экспертных заключениях, на лекциях, конференциях и т.д. Особенность

доктринального толкования заключается в том, что оно содержит наиболее

глубокий и точный анализ действующего законодательства, правильно

раскрывает суть и содержание норм права.

Неофициальное толкование по форме выражения может быть как устным

(юридические советы, рекомендации, даваемые на приеме граждан), так и

письменным (в периодической печати, в различных комментариях, в ответах на

письма, запросы, жалобы и т. д.).

24. Систематизация нормативно-правовых актов и ее виды.

Систематизация — это юридическая деятельность, направленная на упорядочение

уже принятых нормативно-правовых актов по определенным критериям.

Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс

издания новых нормативно-правовых актов, так как с течением времени

некоторые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются

противоречия между юридическими предписаниями и т. п.

Инкорпорация предполагает объединение законов в сборники и собрания по

предметному и хронологическому критерию. При этой форме систематизации

нормативно-правовые акты, обработанные лишь внешне без изменения их

содержания, объединяются в разного рода сборники или собрания.

В отличие от учета, осуществляемого государственными органами и

юридическими лицами для собственных потребностей, инкорпорация проводится с

целью обеспечения самого широкого круга субъектов текстами законов и иных

нормативно-правовых актов.

Инкорпорация подразделяется по субъекту на официальную, полуофициальную и

неофициальную.

Официальная инкорпорация — это утверждение собраний и сборников

инкорпорированных актов органами, издавшими эти акты.

Полуофициальная, или официозная, представляет собой утверждение сборников

специально уполномоченными на то государственными органами.

Неофициальная инкорпорация, в свою очередь, означает создание и издание

сборников организациями и отдельными лицами по своей инициативе и без

санкции компетентных государственных органов.

По способу упорядочения инкорпорация может быть предметной и

хронологической. Предметная инкорпорация — это расположение нормативно-

правовых актов по предмету регулирования.

Хронологическая инкорпорация предусматривает рас положение нормативно-

правовых актов по времени издания.

В результате инкорпорации издаются сборники законов, собрания

законодательства и свод законов. Последний представляет собой собрание

всего действующего законодательства без каких-либо исключений, и является

источником официального опубликования.

Консолидация — это вид систематизации, при котором несколько близких по

содержанию нормативно-правовых актов сводятся в один укрупненный нормативно-

правовой акт с целью преодоления множественности нормативно-правовых актов

и обеспечения единства правового регулирования.

Для консолидации характерны следующие черты:

1) она представляет собой своеобразный правотворческий прием (инкорпорация,

даже официальная, отношения к правотворчеству нс имеет);

2) проводится только правотворческими органами и лишь в отношении принятых

ими актов;

3) при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них

действует вновь созданный нормативно-правовой акт, который имеет

собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и

подпись должностного лица).

Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между

инкорпорацией и кодификацией.

Кодификация предполагает внутреннюю переработку законов, их изменение и

дополнение. Кодификация — это такой вид систематизации, который имеет

правотворческий харак

тер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта путем

коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения

единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной

сферы.

Кодификация может быть: всеобщей (полная кодификация нормативного

материала); комплексной (кодификация комплексных отраслей права либо

объединение норм различных отраслей, регулирующих крупные сферы

однохарактерных отношений), отраслевой (кодификация отдельных правовых

институтов).

Результатом кодификации являются кодификационные акты. Кодификационный акт,

как правило, значителен по объему и имеет сложную структуру. Обычно он

охватывает большое число статей и разбивается на части, разделы, главы. К

кодификационным актам относятся основы законодательства, обеспечивающие

регулирование наиболее важных и принципиальных вопросов соответствующей

отрасли, подотрасли или института права; кодексы, детально и всесторонне

регулирующие соответствующие группы общественных отношений; уставы,

регламентирующие деятельность определенных ведомств, министерств и

организаций; положения, определяющие порядок образования, структуру, задачи

и функции определенной системы (или подсистемы) государственных органов;

регламенты, регулирующие вопросы правового статуса того или иного

государственного органа, а также процедуры его деятельности.

25. Правотворчества: понятия, субъекты, формы, стадии.

Правотворчество — это деятельность субъектов, наделенных иормотворческой

компетенцией, по созданию юридических норм.

Правотворческая деятельность современных цивилизованных государств

осуществляется на базе определенных организационных начал, именуемых

принципами правотворчества и определяющих сущность, характерные черты и

общее направление этой деятельности. Это, во-первых, демократизм,

означающий обязательность выявления и выражения в нормах права воли и

интересов народа.

Во-вторых, законность, выражающаяся в соблюдении процедуры и компетентности

принятии актов.

В-третьих, научность, заключающаяся в обоснованности актов, учете доктрин,

социологических данных, прогноза последствий действия принятых норм права.

В-четвертых, своевременность, проявляющаяся в правильном определении

времени подготовки и принятия актов, учете степени зрелости регулируемых

общественных отношений.

В-пятых, профессионализм, сводящийся к компетентности, юридической и общей

грамотности при подготовке и принятии законопроектов.

В-шестых, исполнимость или учет финансовых, кадровых, организационных,

юридических условий, наличие которых позволит актам реально действовать.

В-седьмых, планирование, т. е. четкое распределение пра-вотворческой работы

по предмету, этапам, времени.

В-восьмых, дифференциация правотворческой компетенции или правильное и

точное определение полномочий пра-нетворческих органов с учетом иерархии и

системности прав.

Следует подчеркнуть, что процесс создания права в широком его понимании

многопланов. Он распадается на процессы происхождения права и процессы

развития права. В первом случае речь идет о самоорганизующем начале в

появлении права. Во втором случае имеется в виду процесс развития уже

существующего права, активная сознательная деятельность в правовой сфере

общества — творчество в правовой сфере. Именно этот процесс и определяется

как Правотворчество.

Таким образом, Правотворчество ~ это организационно оформленная,

установленная процедурная деятельность государственных органов по созданию

правовых норм или по признанию правовыми сложившихся и действующих в

обществе правил поведения.

Правотворчество может быть определенным образом типо-логизировано. Для

этого выделяют несколько оснований.

По кругу субъектов правотворчестао может быть моносубъ-сктным и

полусубъектным. Субъектный состав правотворчества тесно связан с формой

правления в государстве. При полусубъектном правотворчестве разработка и

принятие акта происходят в режиме коллегиальности. Таковой является работа

парламента по выработке законов, высшей судебной инстанции по выработке

прецедентов. Для моносубъсктного правотворчества характерен режим

единоначалия. Например, издание президентом страны указов.

По характеру правотворческих полномочий Правотворчество может быть

непосредственным и делегированным.

Непосредственное Правотворчество является собственно правотворчеством,

поскольку осуществляется органами, для которых правотворчсская деятельность

— основная функция в механизме осуществления власти (например, парламент,

монарх, суды).

Делегированное Правотворчество осуществляется по специальному разрешению.

Это разрешение может иметь императивный или диспозитивный характер.

Императивное (повелевающее) разрешение на Правотворчество основано на

принципе «все запрещено, кроме того, что прямо разрешено». Правотворчество,

делегированное в императивном порядке, как правило, является

моносубъсктным. Диспозитивное (указывающее границы, пределы/оставляя при

этом свободу усмотрения) разрешение на Правотворчество основано на принципе

«все разрешено, кроме того, что прямо запрещено».

Такой вид делегированного правотворчества наблюдается в тех случаях, когда

органы государственной власти в соответствии с законом предоставляют право

на Правотворчество органам, объективно обладающим некоторой автономией

(органы местного самоуправления).

По юридической силе принимаемых актов выделяют законотворчество и

подзаконное нормотворчество.

Теоретически подзаконное нормотворчество должно иметь статус

делегированного правотворчсства, так как его осуществляют органы

исполнительной власти на основе и в соответствии с законами. На практике

этот принцип не всегда соблюдается. В тех случаях, когда он не соблюдается,

официально именуемое подзаконное пормотворчсство фактически становится

ведомственным правотворчсством, поскольку нормативно-правовые акты

министерств и ведомств в сфере регулирования прав граждан и их объединений

начинают подменять собой законы, С этой проблемой сталкиваются многие

страны мира, в том числе демократические государства Европы и Америки.

Россия не является исключением.

Главная причина такого положения ~ падение регулирующего воздействия

законов, в возрастании роли государственного аппарата при разрешении

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.