рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Теория государства и права

Согласно договорной теории гос-во – результат общественного договора о

правилах совместного проживания. До появления гос-ва люди находились в так

называемом естественном состоянии, под которым подразумевается либо свобода

и равенство всех членов общ-ва (Локк), либо война всех против всех (Гоббс),

либо всеобщее благоденствие Золотой век (Руссо). Каждый человек обладал

определенной суммой неотъемлемых естественных прав полученных от бога или

от природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти

способной защитить человека и гарантировать его естественные права. По

этому что бы защитить человека, гарантировать ему его естественные права и

нормальную жизнь люди заключили между собой договор, своеобразное

соглашение о создании гос-ва передав ему как органу представляющему их

общие интересы часть своих прав. Теория насилия возникает в 19 веке в

Германии в двух вариантах как теория внутреннего насилия и теория внешнего

насилия. Основоположник теории внут. насилия является нем. философ Е.

Дюринг. Согласно теории внут. насилия гос-во возникает в результате насилия

одной части об-ва над другой в целях подчинения меньшинства большинству.

Гос-во создается как сила выражающая общественные интересы и обладающая

способностью применять насилие к той части общ-ва которая не желает

подчинятся воли большинства. Теория внешенего насилия – немец. мыслители

Гумплович и Каутски. Согласно теории внешнего насилия гос-во возникает в

результате завоевания одного племени или народа другим. Гос-во создается

как аппрат подавления порабощенного народа и поддержания необходимого для

завоевателей порядка. С этой же целью создается и право. Марксисткая теория

(классовая, экономическая) возникла в 19м веке основоположники Маркс и

Энгельс. Энгельс ,,Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва” -

Ленин полностью разделял. Советская наука и наука др. социал-их стран

считала эту теорию единственно правильной. С точки зрения марксиской теории

гос-во и возникает как результат раскола общества на антогонистические

классы и борьбы между ними. Эта теория рассматривает возникновение гос-ва и

права как естественно исторический процесс развивающийся по своим

собственны законам. С точки зрения Марксиской теории развитие экономи в

первобытном общ-ве привело к ирем крупным общ-ым разделениям труда

(выделение пастушечьих племен, отделению ремесла от земледелия, появлнеи

купечества) послужившие появлению частной собственности, расколу общ-ва на

антогонистические классы и к классовй борьбе. Гос-во, а вместе с ним и

право создаются классом собственников (эксплуататоров) для удержания в

повиновении, для подавления классов не собственников (эксплуатируемых).

5. Типология государства.

Согласно сложившемуся в юридической, философской и социологической

литературе мнению, типология («типизация») или классификация государств по

типам представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс

познания естественно-исторического развития государства и права, как

отражение процесса исторически неизбежной смены одних типов государства

другими. Типология является одним из важнейших приемов или средств познания

исторического процесса развития государства и права.

В то же время следует отметить, что какой-либо утвердившейся общей

типологии государства не существует. Само понятие «тип государства» служит

для обозначения наиболее общих (типичных) черт различных государств, дающих

возможность определить типовую принадлежность государства, т. е. родство с

другими государствами.

Основу типологии составляют различные подходы. Главными являются

формационный и цивилизационный.

Формациоиный подход сформировался в рамках марксистской доктрины. Согласно

этому подходу выделяются четыре типа государства: рабовладельческое,

феодальное, буржуазное и социалистическое (оно, по представлению

марксистов, соответствовало первому, социалистическому этапу

коммунистической формации). Хотя в «чистом виде такие формации не

существовали, а вопрос об «азиатском способе производства», о котором

говорил К. Маркс, после многочисленных и вековых дискуссий так и не был

решен, указанная выше типология имеет методологическое значение для науки.

В основу цивилизационного подхода были положены работы как русских ученых —

Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, так и зарубежных философов и историков

— О. Шпенглера и А. Тойнби.

При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько

материальными, сколько культурными факторами. В соответствии с теорией

Тойнби в ходе исторического развития сложилось более двадцати цивилизаций,

которым соответствуют определенные типы государственности.

В соответствии с периодами исторического развития различают два типа

цивилизаций: древние — локальные цивилизации (древнеегипетская, шумерская,

эгейская, индская — цивилизации доколумбовой Америки и т. д.); особенные

цивилизации (дальневосточная, индийская, исламская, восточноевропейская и

западноевропейская).

По характеру организации государственно-политических институтов различают

первичные и вторичные цивилизации.

Государства первичных цивилизаций (Древний Египет и другие) существовали

как политико-религиозные комплексы, обожествлявшие монархов и занимавшиеся

активной внешней экспансией. Различие между светской и религиозной властью

не проводилось.

Государства вторичных цивилизаций, в том числе европейские, выступали в

обществе как элемент, подчиненный культурно-религиозной системе, а власть

монарха рассматривалась как проявление божьей воли. Для вторичных

цивилизаций характерно отчетливое различие между светской властью

государства и религиозной властью Церкви.

На сегодняшний день цивилизационный подход к типологии государства

является, по всей вероятности, перспективным, однако на данный момент он

находится в стадии становления. В связи с этим вполне справедливо

отмечается, что в типологии государства следует учитывать как

цивилизационный, так и формационный подход.

В этом плане представляется плодотворной концепция типологии государства,

выдвинутая А. Б. Венгеровым. Она позволяет преодолеть прямолинейность и

финалистский характер марксистской типологии (ведь согласно последней

государство должно отмереть, а ему на смену придет коммунистическое

общественное самоуправление).

Отталкиваясь от исторического процесса, А. Б. Венгеров вполне справедливо

выделил в качестве первого типа — город-государство. Именно с него началось

развитие государственности у древних египтян, шумеров, греков, славян, майя

и многих других народов.

В разные исторические эпохи, в различных регионах мира город-государство

дал начало сразу трем типам: азиатскому в эпоху древнего мира и

средневековья в афро-азиатском регио

не; античному в Средиземноморье (древний мир); феодальному у славян и

германцев в раннем средневековье. Однако феодальный тип вырастал также из

античного на развалинах Западной римской империи (варварские королевства) и

в условиях Византии. В условиях буржуазной революции на смену феодальному

типу приходит капиталистический (буржуазный) тип государства. Наконец, в

условиях XX века появился тоталитарный тип государства (СССР, гитлеровская

Германия, фашистская Италия, франкистская Испания, страны социализма).

Кроме вышеприведенных подходов к типологии государств в зарубежной науке

существуют и иные. Так, с точки зрения в основном социальных критериев

выделяют следующие государства:

— демократические и автократические;

— социальные и асоциальные (государственная власть практически не

осуществляет мер по предоставлению социальных услуг населению);

— светские, теократические и клерикальные;

— правовые и полицейские.

6. Форма государства: понятие и элементы.

Форма государства — это единство трех ее основных элементов: формы

правления, формы государственного устройства и государственного режима.

Иными словами, это совокупность существенных сторон (способов) организации,

устройства и функционирования государственной власти. По мысли выдающегося

русского ученого И.А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное

понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй

жизни, живая организация власти народа.

Таким образом, понятие формы государства охватывает:

а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и

принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

б) территориальную организацию государственной власти, соотношение

государства как целого с его составными частями;

в) методы и способы осуществления государственной власти.

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его

возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывают сущность и тип

государства.

Первый элемент формы государства — форма правления. Это организация

верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их

взаимоотношения с населением.

Основными видами формы правления являются монархия и республика.

Форма государственного устройства — это внутренняя национально-

территориальная организация государственной власти, деление территории

государства на те или иные составные части, их правовое положение,

взаимоотношение между государством в целом и его составными частями.

Основные виды формы государства: унитарное (простое) государство, федерация

и империя. Особо выделяется конфедерация, представляющая собой объединение

независимых государств.

Государственный режим представляет собой совокупность приемов, методов и

способов, с помощью которых осуществ-

ляется государственная власть. Причем это составная часть политического

режима.

Политический режим — это функциональная характеристика политической системы

и включает в себя не только методы государственного властвования, но и

характерные способы деятельности негосударственных политических организаций

(партии, движений, союзов). Государственный режим опирается на право, а

политический режим основывается не только на правовых, но и на иных

социальных нормах (моральных, партийных, политических).

Основные виды государственного режима: абсолютизм, дуализм, парламентаризм,

министериализм, партократия.

7. Формы правления: понятие и виды.

Форма правления — это организация верховной государственной власти, порядок

образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Форма правления показывает, как создаются высшие органы государства и

каково их строение; как строятся взаимоотношения между высшими

государственными органами и государственными органами на местах; как

строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и

населением страны; в какой мере организация высших органов государства

позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

Основными видами формы правления являются монархия и республика. Монархия —

это государство, в котором верховная государственная власть формально (либо

частично, либо полностью) сосредоточена в руках единоличного главы

государства — монарха (императора, короля, фараона, царя, шаха) и в

большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству.

Монархии подразделяются на абсолютные и конституционные.

Абсолютная (неограниченная) монархия — это форма правления единодержавного

характера: монарх единолично издает законы, руководит правительством и

контролирует правосудие. Основными признаками абсолютной монархии являются:

1) существование единоличного носителя верховной власти монарха;

2) монарх, как правило, пользуется своей властью пожизненно и передает ее

по наследству;

3) монарх представляет государство по собственному праву, которое не

производно от власти народа;

4) отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства.

Примером абсолютной монархии сегодня могут служить Оман, Бутан, Бруней.

Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия — это

форма правления, при которой глава государства одновременно представляет

светскую и религиозную власть (Ватикан, Саудовская Аравия).

Конституционная (ограниченная) монархия представляет собой форму

правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом —

парламентом — и особым правовым актом — конституцией.

Конституционная монархия может быть парламентарной или дуалистической.

В дуалистической монархии государственная власть имеет двойственный

характер. Монарх выражает интересы помещиков и духовенства. Он формирует и

возглавляет ответственное перед ним правительство. Парламент формируется

выборным путем и представляет интересы буржуазии и интеллигенции.

Дуалистическая монархия может быть охарактеризована как переходная. Король

и помещики уже не в состоянии безраздельно управлять государством, а

буржуазия не в силах взять всю полноту власти. Пример такой монархии —

Иордания и Марокко.

В условиях парламентарной монархии действует принцип «королева царствует,

но не правит». Монарх является лишь главой государства и выполняет сугубо

представительские функции. Вся законодательная власть принадлежит

парламенту, правительство формируется парламентом и ответственно перед ним.

Все акты монарха подлежат скреплению подписью (контрассигнации)

соответствующего министра, т. е. министр принимает на себя политическую и

юридическую ответственность за данный акт.

Сохранение этой разновидности монархии обусловлено доверием к монарху,

верностью традициям и особенностям национального менталитета. Таковы

Австралия, Бельгия, Великобритания, Люксембург, Монако, Испания, Канада,

Дания, Норвегия, Швеция, Япония.

Республика — это государство, в котором высшие органы государственной

власти избираются либо формируются особыми представительными учреждениями.

Признаки республики следующие. Во-первых, выборность на определенный срок

главы государства и других высших органов государственной власти. Во-

вторых, осуществление государственной власти от имени народа. В-третьих,

юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных

законом. В-четвертых, обязательность решений верховной государственной

власти.

Основными видами республик являются президентская, парламентская и

смешанная.

Президентская характеризуется тем, что президент одновременно является и

главой государства и главой исполнительной власти (правительства). Он

свободен в назначении министров, ответственных перед ним.

Парламент не имеет права выразить вотум недоверия правительству, а

президент не имеет право роспуска парламента. И президент, и парламент

избираются народом.

Родина президентской республики — США.

В условиях парламентарной республики президент является только главой

государства и избирается парламентом или коллегией выборщиков, созданной на

основе парламента. Правительство формируется парламентом и ответственно

перед ним. Все действия президента подлежат контрассигнации со стороны

парламента. Парламентарных республик очень мало. Это Германия, Греция,

Венгрия, Индия, Италия, Чехия, Словакия и Эстония.

Во второй половине XX века во Франции возникла смешанная республика. Глава

государства — президент избирается народом, как и парламент. Он назначает

главу правительства по согласованию с парламентом. Парламент имеет право

выразить вотум недоверия правительству, но отправляет его в отставку

президент. Он же имеет право роспуска нижней палаты парламента.

8. Формы государственного устройства: понятие и виды.

Под формой государственного устройства понимается внутренняя национально-

территориальная организация государственной власти, деление территории

государства на те или иные составные части, их правовое положение,

взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Таким образом, форма государственного устройства показывает, из каких

частей состоит внутренняя структура государства; каково положение этих

частей и каковы взаимоотношения этих органов; как строятся отношения между

центральными и местными государственными органами; в какой государственной

форме выражаются интересы каждой проживающей нации.

Основными видами формы государственного устройства являются унитарный и

федеративный.

Унитарное государство является преобладающим в мире. К числу унитарных

государств относятся большинство стран Европы, Латинской Америки, Африки,

ряд стран Азии. Для этих государств (называемых еще слитными и простыми)

характерно наличие следующих основных признаков:

1) единая конституция;

2) единая система высших органов государственной власти (глава государства,

парламент, правительство, судебная система);

3) единое гражданство;

4) единая система права;

5) территория унитарного государства подразделяется на административно-

территориальные единицы, не обладающие какой-либо политической

самостоятельностью

В зависимости от вида контроля различают централизованные и

децентрализованные унитарные государства. В первом случае за органами

самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначением из

центра чиновников. Во втором случае за местными органами осуществляется

косвенныи контроль, и тем самым с учетом национальных особенностеи региона

допускается определенная автономия.

Унитарные государства допускают внутри себя автономию. Автономия — это

самоуправление определенной части территории государства, отличающейся

национальными, бытовыми.

а иногда — географическими условиями, ее населению могут быть присущи

определенные исторические особенности, традиции. Существуют две

разновидности автономии в унитарном государстве — политическая и

административная. Политическая автономия пользуется более широкими правами,

обладает правом собственного законодательства. Административная автономия

предполагает использование местного языка в школах, в судебном процессе,

радиовещании и издание газет на местном языке, некоторые права во

внешнеэкономических отношениях, приоритет в использовании местных ресурсов

и т. д.

Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные.

Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная

форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство.

Второй основной вид формы государственного устройства — федерация. В

отличие от унитарии она сложна и многолика, и в каждом конкретном случае

обладает уникальными специфическими особенностями. Федеративными

государствами являются Австралия, Австрия, Бразилия, Венесуэла, Германия,

Индия, Канада, Малайзия, Мексика, США, Россия, Швейцария и др.

Федерация — это сложное (союзное) государство, состоящее из государственных

образований, обладающих юридически определенной самостоятельностью.

Отличительные признаки федеративного государства следующие:

1) территория федерации в политико-административном отношении не

представляет собой единого целого, так как состоит из территорий субъектов

федерации, которые в то же время не обладают полным суверенитетом (т. е.

свойством быть независимыми в сфере как внутренних, так и внешних

отношений). К сказанному следует добавить, что субъекты федерации не

обладают правом сецессии (правом выхода из союза);

2) субъект федерации наделяется учредительной властью, т. е. ему

предоставляется право принятия собственной конституции, но при этом

конституции субъектов должны полностью соответствовать федеральной

конституции (принцип субординации);

3) субъект федерации имеет право издавать свои собстве) ные

законодательные акты, при условии их соответств! федеральному

законодательству (принцип приоритс общефедерального закона является

всеобщим для вс без исключения федераций);

4) субъект федерации может иметь свою собственную пр вовую и судебную

системы;

5) одним из формальных признаков федерации являет' наличие двойного

гражданства (каждый гражданин сч тается гражданином союза и

соответствующего субъе та федерации);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.