рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Теория государства и права

активности, выражающийся в уклонении избирателей от голосования, что

получило название абсентеизма (от лат. absentia - отсутствие). Сторонники

прямой демократии указывают на ее истинность, на то, что она способствует

расширению политического кругозора граждан, и критикуют представительную

демократию за возможность появления ряда негативных моментов:

- отрыв депутатов от народа и их обюрокрачивание;

- возможность коррупции;

- приоритетное влияние на принятие решений мощных групп давления;

- отстраненность рядовых депутатов от принятия решений;

- возрастание влияния специализированных органов (комитетов и комиссий),

которые превращаются в центры принятия решений;

- на ослабление демократического контроля снизу.

Однако у представительной демократии есть свои значительные плюсы.

Некомпетентность обывателя заменяется профессионализмом депутатов, которые

имеют возможность подготовительной работы с решениями, могут использовать

экспертов для оценок этих решений. Наконец, если при прямой демократии

решения принимаются простым большинством, то при обсуждении того же вопроса

в парламенте появляется возможность достичь баланса интересов.

Развитие современных компьютерных технологий приносит новые моменты в

развитие современной демократии. Сторонники прямой демократии связывают

решение проблемы низкой гражданской активности населения с развитием

"компьютерной демократии" (термин введен западными политологами Г. Краухом,

Б. Барбером, Н. Боббио) или "телематической демократией". Под телематикой

понимают соединение в единую сеть компьютера, телевизора и телефона. Речь

идет о возможности для гражданина, не выходя из дома, кнопочного или

телефонного голосования по различным вопросам, включая выборы депутатов. Но

и здесь есть свои минусы. Наряду с общими недостатками прямой демократии

(например, "тиранией некомпетентности" обывателя), может возникнуть

проблема с анономностью голосования. Если урна для голосования является

анонимным методом регистрации предпочтений, то электронные технологии

позволяют накапливать сведения о голосовавших [1].

Современные потребности демократического развития требуют сбалансированного

соотношения прямой и представительной формы демократии. Демократия

представляет собой постоянный процесс совершенствования, т.к. современные

ее формы не являются идеальными. Крылатой стала фраза У. Черчилля, о том,

что демократия является наихудшей формой правления, за исключением всех

других форм, которые время от времени испытывались. Преимущества демократии

заключаются в том, что она позволяет сохранить политическую стабильность,

предполагает низкий уровень имеющего место или потенциального насилия. В

условиях демократии между решениями власти и реакцией общества существует

обратная связь. Ответные сигналы общества могут выражаться в виде поддержки

или критики, что является возможным благодаря независимой прессы.

12. Правовое государство и гражданское общество.

Впервые письменное упоминание о гражданском обществе можно найти в трудах

Аристотеля. Он писал, что прежде чем определить, что есть государство, —

необходимо выяснить понятие «гражданин», ибо государство есть не что иное,

как совокупность граждан, гражданское общество.

Гражданское общество можно определить как совокупность семейных,

нравственных, национальных, религиозных, социальных, экономических

отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы личности

и их групп.

Иначе можно сказать, что гражданское общество представляет собой

необходимый и рациональный способ сосуществования людей, основанный на

разуме, свободе, праве и демократии.

Структура гражданского общества охватывает:

1) семью;

2) сферу воспитания и негосударственного образования;

3) собственность и предпринимательство;

4) общественные объединения и организации;

5) политические партии и движения;

6) негосударственные средства массовой информации;

7) церковь.

Этот список не исчерпывающий, его можно продолжить. Отметим ряд

существенных признаков, которые присуши гражданскому обществу:

Во-первых, это общество социального рыночного хозяйства, в котором

обеспечена свобода экономической деятельности, предпринимательства, труда,

разнообразие и равноправие всех форм собственности и равная их защита,

общественная польза и добросовестная конкуренция.

Во-вторых, это общество, которое обеспечивает социальную защищенность

граждан, достойную жизнь и развитие человека.

В-третьих, это общество подлинной свободы и демократии, в котором

признается приоритет прав человека.

В-четвертых, это общество, построенное на основе принципов самоуправления и

саморегулирования, свободной инициативы граждан и их коллективов.

В-пятых, «открытость» гражданского общества.

Рассмотрев ранее структуру гражданского общества, мы можем сделать вывод,

что важнейшими структурными элементами гражданского общества являются:

— добровольно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей

(семья, различные ассоциации, хозяйственные корпорации и другие

общественные объединения);

— совокупность негосударственных (т. е. неполитических) общественных

отношений;

— производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы и традиции;

— сфера самоуправления свободных индивидов и их организаций, защищенная от

вмешательства государственной власти.

Эти элементы рассматриваются либо как общественно-политические категории,

либо как самостоятельные конституционные (государственно-правовые)

институты, закрепляющие существенные черты и признаки гражданского

общества. Сре-;1И них можно выделить следующие институты:

а) основ экономических отношений;

б) основ социальных отношений;

в) основ духовно-культурных отношений;

г) основ политических отношений. Подытоживая сказанное, отметим, что

степень зрелости гражданского общества и всех его институтов является тем

критерием который характеризует стабильность и прочность конституционного

строя. Поэтому закрепление в конституционных нормах основ гражданского

общества позволяет юридически обеспечить независимость общества от

государства, предусмотреть гарантии от незаконного вмешательства последнего

в дела общества, установить границы и пределы государственного воздействия

на общественные отношения.

В соответствии с Конституцией (ст. 1) Российская Федерация является

правовым государством.

Сущность идеи правового государства — его последовательный демократизм,

утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение

государства обществу. Правовым считается такое государство, которое

признает в качестве своих особенностей и институтов разделение властей,

независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от

нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного

им публичным учреждением. Главное в идее правового государства —

связанность государства с правом, гарантирующая предсказуемость и

надежность его действий, подчинение государства праву, защита граждан от

возможного произвола со стороны государства и его органов.

Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что оно само

ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны

подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица,

общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является

верховенство права.

Верховенство права означает прежде всего верховенство закона. Оно

выражается в том, что главные, основополагающие общественные отношения во

всех сферах общественной жизни регулируются законами. Верховенство закона

означает также его всеобщность. И, наконец, верховенство закона означает

утверждение его господства, т. е. такого его положения, когда выраженные в

нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты

общественной жизни без всякого исключения должны подчиняться его нормам

(ст. 15 Конституции РФ).

Почему характеристика правового государства связывается с верховенством

именно закона? Речь, казалось бы, должна идти не о законе, а о праве в

целом как системе общеобязательных норм, обеспечиваемых государством

независимо от того, в каких правовых актах они содержатся.

13. Понятие и сущность права

С позиций философии права само право может быть определено как нормативная

форма свободы посредством принципа формального равенства людей в

общественных отношениях. При

этом понимание права как общего масштаба и равной меры свободы людей будет

обязательно включать в себя и справедливость. Ведь справедливость потому,

собственно, и справедлива, что выражает общенаучную правильность, а это в

своем рационализированном виде означает всеобщую правомерность, т. е.

существо и начала права.

Если же перейти теперь к формулировке строго операционального определения

права, выделив наиболее его существенные черты, то тогда необходимо

отметить, что, во-первых, право — это система общеобязательных норм; во-

вторых, нормы, из которых образуется право, выражаются в законах, иных,

признаваемых государством, писаных источниках; в-третьих, система норм,

образующих право, выступает в качестве общеобязательного критерия

правомерности поведения участников общественных отношений. Право под этим

углом зрения предстает в виде определения (меры) юридически дозволенного

правомерного поведения людей, их коллективов социальных образований и,

следовательно, критерия юридической правомерности этого поведения; в-

четвертых, право призвано направлять поведение участников общественных

отношений, причем так, чтобы основой такого поведения была юридическая

дозволенность.

В праве немалое место занимают также юридические запрещения, юридические

предписания и связанные с этим юридическая ответственность, иной

юридический инструментарий. Однако все-таки стержнем юридического

урегулирования, который и делает право правом, являются дозволения. Такое

понимание позволяет перекинуть мостик от формального строго

операционального определения права как системы норм к его общефилософской

характеристике, где первое место занимает категория свободы.

Суммируя все вышесказанное, можно дать следующее оп ределение.

Право — это система норм, выраженных в признаваемых го суцарством

источниках и являющихся общеобязательным норма тивно-государственным

критерием правомерно-дозволенного, также запрещенного и предписанного

поведения.

В заключение необходимо отметить, что сущность прав получает свое

развернутое выражение в его основных призна ках. Ими являются:

1) социальность (право регламентирует организацию про изводства,

распределение производимого продукта, рас пределение социальных ролей в

обществе и должносте в государстве, товарно-денежные отношения, отношс ния

собственности и т. д.);

2) нормативность (право выступает как система норм, ха рактеризуемых

логической структурой, установление;

масштаба и меры поведения);

3) обязательность (право обеспечено возможностью госу дарственного

принуждения);

4) формализм (право фиксируется в письменном виде, специальной форме);

5) процедурность (право включает в себя четкие процеду ры создания,

применения, защиты);

6) неперсонифицированность (право адресовано не к кон кретному лицу, а ко

всему обществу);

7) институциональность (правотворчество осуществляю строго определенные

органы государства, или этот про цесс идет под их контролем, как, например,

референ

Дум);

8) объективность (право закономерно появляется на этап

перехода общества к производящей экономике как ее тественный результат

развития регулятивной системы В различных теоретико-юридических концепциях

прав наделяется иными признаками, но теоретически обобщенны новые

исторические данные позволяют именно в системе ука занных признаков

определить право.

14. Право в системе социальных норм.

Социальные и несоциальные нормы.

Социальные нормы - правила, регулирующие поведение людей, деятельность

организаций в их взаимоотношениях. Социальные нормы имеют общий характер,

регулируют типичные ситуации и рассчитаны на многократное применение.

Система социальных норм общества призвана обеспечить общественный порядок.

В системе социальных норм выделяют, помимо правовых норм:

моральные нормы - правила поведения с точки зрения добра и зла;

религиозные нормы - правила поведения, регулирующие отношения между людьми

через призму божественного начала;

корпоративные нормы - правила поведения, регулирующие отношения людей в

организациях;

обычаи и традиции - стихийно сложившиеся правила поведения, закрепившиеся в

результате многократного повторения, зачастую передаваемые из поколения в

поколение;

ритуалы и обряды (символические действия);

а также деловые обыкновения, договорные нормы и т.п.

Несоциальные (технические, производственны, сельскохозяйственные, санитарно-

гигиенические) и другие нормы регулируют отношение человека к природе,

технике, материальным объектам.

2. Правовые нормы как социальные нормы.

Правовые нормы являются разновидностью социальных норм, они регулирую

поведение людей, деятельность организаций, их взаимоотношения. Правовые

нормы регулируют наиболее важные, общественно значимые общественные

отношения. Отличительной чертой правовых норм является их государственная

охрана. Поскольку нарушение правовых норм может причинить существенный вред

общественным отношениям, за их нарушение устанавливается юридическая

ответственность.

3. Социальное назначение права.

Социальное назначение права (то есть его роль в жизни общества) заключается

в поддержании правопорядка в обществе. Решающая роль в формировании права

принадлежит государству. Право в той или иной мере может выражать интересы

правящей верхушки, различных социальных групп (классов) или всего народа.

Однако в первую очередь современное право должно обеспечить общесоциальные

интересы (интересы всего общества), а также интересы каждого человека.

Однако интересы членов общества неизбежно будут пересекаться, противоречить

друг другу, а зачастую и интересам общества в целом. С помощью права

достигается согласование, баланс различных интересов в обществе. Социальное

назначение права выражается в его функциях.

Регулятивная функция права заключается в регулировании различных

общественных отношений, установлении прав и обязанностей их участников

(субъектов), обеспечении общего порядка.

Охранительная функция права заключается в защите от общественно опасных

посягательств, в установлении мер ответственности за правонарушения.

4. Соотношение права и морали.

Право и мораль являются основными регуляторами общественных отношений.

Будучи социальными нормами, моральные и правовые нормы имеют много общих

черт, но есть и принципиальные различия. В правовых нормах выражается

государственная воля, в моральных нормах - общественное мнение и

самосознание людей, правовые нормы обеспечиваются государственным

принуждением, моральные нормы - силой общественного мнения и внутренним

убеждением. Моральные нормы распространяют своё действие на более широкую

сферу общественных отношений, чем правовые нормы. Правовые нормы, как

правило, закрепляются в письменных источниках, моральные нормы - лишь в

сознании людей, что даёт более широкие возможности для их толкования.

Многие общественные отношения (например, личные отношения в семье), не

могут регулироваться нормами права, многие из них регулируются моральными и

другими социальными нормами, некоторые вообще не регулируются социальными

нормами. И моральные, и правовые нормы должны основываться на общих

нравственных началах (добро, правда, справедливость), на общечеловеческих

ценностях, в противном случае они теряют свою социальную ценность.

5. Взаимодействие социальных норм.

В регулировании общественных отношений право, мораль и другие социальные

нормы тесно взаимодействуют и глубоко проникают друг в друга. Моральные

нормы оказывает влияние на формирование норм права (зачастую правовые нормы

являются правовым выражением моральных норм), обратное влияние выражено

слабее.

15. Формы (источники) права: понятия и виды.

Позитивное право обусловлено развитием общественных отношений и на практике

существует в определенном виде, который обозначается термином «форма

права», представляющей собой оболочку бытия правовой нормы. Как и всякая

форма, форма права имеет внутреннюю и внешнюю стороны.

Внешняя сторона формы права совпадает с понятием «источник права». Причем

источником права в специальном юридическом смысле, т. е. как выражение

вовне государственной воли, как внешнее выражение и закрепление содержания

норм права.

В этом смысле понятие «источник права» указывает на то, чем конкретно

руководствуются в решении юридических дел.

Помимо формально юридического смысла источник права может пониматься в

материальном смысле — это те общественные отношения, которые обусловливают

содержание норм права. Источник права в идеальном смысле — это совокупность

юридических идей, обусловливающих содержание норм права.

Если источник права в собственно юридическом смысле слова — это внешняя

сторона формы права, то внутренняя сторона формы права — это его структура

— система права.

В мировом юридическом пространстве известны следующие виды источников права

в специальном юридическом смысле.

Во-первых, нормативно-правовой акт. Это юридический акт, принятый

компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы права.

Во-вторых, договор нормативного содержания. Это двустороннее или

многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее

нормы права.

В-третьих, правовой обычай. Санкционированное государством исторически

сложившееся правило поведения.

В-четвертых, правовой прецедент, представляющий собой Решение судебных или

административных органов, которое впоследствии используется как образец при

разрешении анна логичных дел. В целом прецедентное право отличается крайней

сложностью и запутанностью, но в известной степени и гибкостью.

Правовые системы, основанные на судебном прецеденте, сложились в

Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии. Прецедент

устанавливается не всеми судами, а только высшими судебными инстанциями.

Следует отметить, что в разных странах судебный прецедент применяется по-

разному Правило прецедента в Англии, например, связано следующими

положениями:

1) решения, вынесенные палатой лордов обязательны для всех судов;

2) решения, принятые апелляционным судом, обязательны как для всех

нижестоящих судов, так и для самого этого суда.

В США правило прецедента не действует так жестко в сил) особенностей

федеративного устройства страны. Верховный суд США и верховные суды штатов

не обязаны следовать собственным решениям и могут, таким образом, изменить

свок практику. Сами штаты независимы, и правило прецедента от носится к

компетенции штатов лишь в пределах судебной сие темы конкретного штата.

В-пятых, общие принципы права. В некоторых странах свое образным источником

права признаются общие принципы,т. с отправные, исходные начала правовой

системы, основопола гающие идеи, лежащие в основе права.

В-шестых, юридическая доктрина. Это компетентное суж дение по правовым

вопросам на определенном этапе истори ческого развития признавалось

источником. В условиях ран ней Римской империи некоторым трудам великих

римски юристов была придана сила закона. В Византии наиболее зна чимые

отрывки из произведений римских юристов были све дены в один сборник,

получивший название Дигесты, и вошед шие вторым томом в Свод гражданского

права Юстиниана. ] средние века в качестве источников права в европейских

суда использовались комментарии глоссаторов. В англоязычны странах судьи

нередко обосновывают свои решения ссылкам на трактаты виднейших английских

юристов Брэктона и Глэн

вила. В мусульманском праве официальное юридическое значение имеют выводы

Абу Ханифы и других знатоков ислама.

В-седьмых, религиозные тексты. Такие источники права наиболее характерны

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.