рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Защита прав потребителей

недостаточно - идите к адвокату. Чем раньше профессионал встанет на защиту

ваших интересов, тем больше шансов на успешное завершение дела.

Куда обращаться за юридической помощью

Юрист, работающий с потребителем, может и не быть адвокатом по статусу.

Главное, чтобы организация, где он работает, имела лицензию на право

занятия юридической деятельностью. Значительно больше, чем формальный

статус, важна квалификация юриста.

Где найти юриста, который будет отстаивать ваши интересы в суде или поможет

составить юридические документы?

•Во-первых, в местных органах по защите прав потребителей.

Там вам дадут совет, как вести себя в той или иной ситуации. Но дальше вам

придется действовать самостоятельно -в суд с вами работники этой

организации не пойдут.

•Во-вторых, в организации потребителей.

При большинстве потребительских организаций действуют юридические

консультации, где принимают юристы, специализирующиеся на потребительских

проблемах. Они не просто дадут вам совет, но помогут составить документ,

вместе с вами встретятся с представителями обидевшей вас фирмы а, если

конфликт уладить не удастся, то защитят ваши интересы в суде. Во-третьих,

если в вашем городе нет специализированной юридической консультации при

обществе потребителей, то в любой другой юридической консультации.

Как защититься от незаконных действий государственных чиновников

К сожалению, нередко государственные организации, призванные защищать

интересы граждан, сами нарушают их права. В этих случаях законодательство

предусматривает возможность обжалования неправомерных действий должностных

лиц государственных органов. Это право закреплено 46 Конституции и более

подробно в Законе РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих

права и свободы граждан" от 27.04.93г. в редакции Федерального Закона от

14.12.95г.

Жалоба - это обращение гражданина с требованием о восстановлении права или

законного интереса, нарушенного действиями юридических или физических лиц.

Жалобы граждан должны подаваться в инстанции, вышестоящие по отношению к

тем, действия которых обжалуются. Если гражданин направил жалобу, заявление

или предложение не тому адресату, в компетенцию которого входит

рассмотрение данного вопроса, обращение пересылается не позднее, чем в

пятидневный срок по принадлежности с извещением о том обратившегося лица.

Если обращение было в устной форме, то гражданину объясняют при личном

приеме, куда ему следует обратиться.

В законодательстве предусмотрены дифференцированные сроки рассмотрения

жалоб:

а) до одного месяца в случаях, когда требуется дополнительное изучение;

б) безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня получения жалобы, если нет

необходимости в дополнительном изучении и проверке;

в) в тех случаях, когда для разрешения жалобы необходимо провести

специальную проверку, истребовать дополнительные материалы и т. д., сроки

разрешения в порядке исключения могут быть продлены, но не более, чем на

месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему жалобу.

В статье 4 закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих

права и свободы граждан" также говорится о праве гражданина обжаловать

такие действия и решения как к вышестоящим по подчиненности

государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению,

предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу,

государственному служащему, так и в непосредствнно суд.

При рассмотрении обращений граждан их адресаты обязаны:

•- внимательно разбираться в существе вопроса, в случае необходимости

истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки,

принимать другие меры для объективного разрешения вопроса; •- принимать

обоснованные решения по предложениям, заявлениям, жалобам, обеспечивать

своевременное и правильное исполнение этих решений; сообщать гражданам в

письменной или устной форме о решениях, принятых по их предложениям,

заявлениям, жалобам, а в случаях их отклонения указывать мотивы; •- по

просьбам граждан разъяснять порядок обжалования; систематически

анализировать обращения, содержащиеся в них критические замечания с целью

своевременного выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав и

охраняемых законом интересов граждан, изучения общественного мнения,

совершенствования работы государственных и общественных органов,

предприятий, учреждений и организаций.

Гражданин, не согласный с решением, принятым по его обращению, вправе

обжаловать это решение в тот орган или тому должностному лицу, которым

непосредственно подчинены государственный, общественный орган, предприятие,

учреждение, организация или должностное лицо, принявшие обжалуемое решение,

а также в суд.

В суд могут быть обжалованы коллегиальные и единоличные: решения, действия,

бездействие, - а также послужившая их основанием информация.

Решения могут быть в форме правоприменительных или нормативных актов. К

нормативным относятся, например, законы, указы Президента, постановления

Правительства, акты министерств и ведомств и т. п., если они содержат

общеобязательные правила и нормы поведения. К правоприменительным относятся

акты, не имеющие столь общезначимого, общеобязательного характера:

например, указы о назначении на должности конкретных лиц, о награждении,

приказы, распоряжения, приговоры и т. д.

Неправомерные действия могут предприниматься на основе решений должностных

лиц или органов, нигде не зафиксированных (самоуправное выселение,

прослушивание телефона и т. д.).

Бездействие может выражаться, например, в нерассмотрении жалобы, невыдаче

ордера на жилплощадь, пособия, пенсии, непредоставлении информации и т.д. -

разумеется, тогда, когда эти действия должны были бы состояться.

В суд могут быть обжалованы такие действия, решения или бездействие, в

результате которых:

•- нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению

гражданином его прав и свобод; •- незаконно на гражданина возложена какая-

либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности

(статья 2 Закона).

Каждый гражданин вправе получить, а должностные лица, государственные

служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и

материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет

установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в

этих документах и материалах.

Для того, чтобы обжаловать официальную информацию, необходимо, чтобы она

удовлетворяла ряду условий:

•1) это должны быть сведения в устной или письменной форме; •2) это

сведения, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина; •3) это

сведения, предоставленные в адрес государственных органов, органов местного

самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных

объединений или должностных лиц, совершивших действия (бездействие) или

принявших решения; •4) авторство данной информации должно быть

установленным; •5) признать или не признать эту информацию основанием для

совершения действий, принятия решения, бездействия - компетенция суда.

Суды рассматривают жалобы на любые действия (решения) или бездействие,

нарушающие права и свободы граждан, всех перечисленных выше субъектов,

кроме:

•1) действий (решений), проверка которых отнесена к исключительной

компетенции Конституционного Суда РФ (например, договоры между РФ и ее

субъектами, не вступившие в силу международные договоры России); •2)

действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной

порядок судебного обжалования (статья 3).

Закон не указывает, что жаловаться можно только на решения государственных

органов или организаций, он не делает различия между организациями

коммерческими или некоммерческими, государственными, муниципальными или

частными: Конституция гарантирует судебную защиту, в том числе и путем

рассмотрения жалобы, любому лицу, в том числе и работающему в

негосударственной организации. Пленум Верховного Суда РФ в своем

постановлении № 10 от 21 декабря 1993 г. "О рассмотрении судами жалоб на

неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан" разъяснил, что

в суд могут быть обжалованы и решения общих собраний общественных

объединений, жилищно-строительных кооперативов, акционерных обществ,

профсоюзных организаций и т. п., а также их органов управления и

должностных лиц. Пленум разъяснил и понятие должностного лица: так называют

тех лиц, которые "постоянно или временно занимают в государственных

органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях,

организациях, независимо от формы собственности, в кооперативных,

общественных организациях, объединениях должности, связанные с выполнением

организационно-распорядительных или административно-хозяйственных

обязанностей, либо исполняющие такие обязанности по специальному

полномочию".

Если к моменту рассмотрения жалобы должностное лицо, действия которого

обжалуются, не работает в прежней должности, суд решает вопрос о

привлечении к участию в деле соответствующего органа (организации), к

компетенции которого относится восстановление нарушенных прав и свобод

гражданина. В случае удовлетворения жалобы суд возлагает на руководителя

этого органа (организации) обязанность восстановить нарушенные права и

свободы заявителя.

Установив, что государственный орган, орган местного самоуправления,

учреждение, предприятие и их объединение, общественное объединение

реорганизованы либо ликвидированы, суд принимает меры к привлечению к

участию в деле их правопреемников, к компетенции которых относится

восстановление нарушенных прав и свобод гражданина.

Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его

жительства, либо в суд по месту нахождения органа, организации,

объединения, должностного лица, государственного служащего.

Военнослужащий вправе обратиться в военный суд с жалобой на действия

(решения) органов военного управления и воинских должностных лиц,

нарушающих его права и свободы.

В жалобе должно быть, в частности, указано, какие действия (решения)

обжалуются, какие конкретно права и свободы гражданина нарушены этими

действиями (решениями), подавалась ли аналогичная жалоба в вышестоящий в

порядке подчиненности орган или должностному лицу и , если подавалась,

какой получен ответ.

Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей

инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого решения или

действия. Поэтому, если Вы заинтересованы в том, чтобы решение или

действие, которое Вы обжалуете, было приостановлено, не забудьте обратиться

с такой просьбой к суду.

Подача жалобы оплачивается госпошлиной. Суд может освободить гражданина от

уплаты пошлины или уменьшить ее размер.

Для обращения в суд с жалобой установлены следующие сроки: 1) три месяца со

дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; 2) один месяц

со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего

органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня

истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был

получен на нее письменный ответ.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть

восстановлен судом. Уважительной причиной считаются любые обстоятельства,

затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их

последствиях, предусмотренных статьей 2 Закона.

Жалоба рассматривается в десятидневный срок.

Бремя (обязанность) доказывания в суде Закон распределяет между сторонами

так: гражданин, подающий жалобу в суд, должен доказать лишь сам факт

нарушения своих прав и свобод, противная сторона обязана документально

доказать законность обжалуемых действий (решений).

Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение)

незаконным и обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет

примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его

нарушенные права.

В решении об удовлетворении жалобы суд указывает правовые нормы, нарушенные

обжалуемым действием (решением), и конкретные действия, которые должны быть

совершены для устранения допущенного нарушения. В частности, в случае

отказа в выдаче гражданину, страдающему тяжелой формой хронического

заболевания, заключения о таком заболевании, необходимого для подтверждения

права на дополнительную жилую площадь, суд признает это действие

неправомерным и обязывает соответствующее должностное лицо медицинского

учреждения выдать гражданину необходимый документ; при необоснованном

отказе в регистрации автомототранспортного средства суд обязывает

должностное лицо государственной автомобильной инспекции зарегистрировать

за заявителем автомототранспортное средство и т. д. Обжалуемое решение

признается незаконным с момента его принятия.

Суд также определяет ответственность государственного органа, органа

местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения,

общественного объединения или должностного лица, государственного служащего

за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина. В

отношении государственных служащих, совершивших действия (принявших

решения), признанные незаконными, суд определяет меру предусмотренной

Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской

Федерации", другими федеральными законами ответственности госслужащего,

вплоть до представления об увольнении. Ответственность может быть возложена

как на тех, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и на тех, кем

представлена информация, ставшая основанием для незаконных действий

(решений).

Убытки, моральный вред, нанесенные гражданину признанными незаконными

действиями (решениями), а также представлением искаженной информации,

возмещаются в порядке, установленном гражданским законодательством.

Если же обжалуемое решение или действие (бездействие) будет признано

законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, суд отказывает ему в

удовлетворении жалобы.

В соответствии с этим решается и вопрос о распределении судебных издержек:

если жалоба не удовлетворена, их несет подавший ее гражданин, если

удовлетворена - противоположная сторона. Однако и тогда, когда суд признает

обжалуемые действия (решения) законными, он может возложить судебные

издержки на соответствующий орган, организацию, объединение, должностное

лицо, госслужащего, если поданная гражданином вышестоящему в порядке

подчиненности органу, объединению, должностному лицу жалоба была оставлена

без ответа, либо ответ дан с нарушением установленного Законом срока.

Об исполнении решения должно быть сообщено суду и гражданину не позднее,

чем в месячный срок со дня получения решения суда.

Российская Федерация

Закон о защите прав потребителей

(Новая редакция)

Глава I. Общие положения

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и

изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении

работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение

товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и

здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и

об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную

и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации

этих прав.

•Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав

потребителей •Статья 2. Международные договоры Российской Федерации •Статья

3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей

•Статья 4. Качество товара (работы, услуги) •Статья 5. Права и обязанности

изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы,

срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар

(работу) •Статья 6. Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта

и технического обслуживания товара •Статья 7. Право потребителя на

безопасность товара (работы, услуги) •Статья 8. Право потребителя на

информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах,

услугах) •Статья 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)

•Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах) •Статья 11. Режим

работы продавца (исполнителя) •Статья 12. Ответственность изготовителя

(исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе,

услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце) •Статья 13.

Ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав

потребителей •Статья 14. Имущественная ответственность за вред, причиненный

вследствие недостатков товара (работы, услуги) •Статья 15. Компенсация

морального вреда •Статья 16. Недействительность условий договора,

ущемляющих права потребителя •Статья 17. Судебная защита прав потребителей

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

•потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо

заказывающий, приобретающий или - использующий товары (работы, услуги)

исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением

прибыли;

•изготовитель - организация независимо от ее формы собственности, а также

индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации

потребителям; исполнитель - организация работы или оказывающие услуги

потребителям по возмездному договору;

•продавец - организация независимо от ее формы собственности, а также

индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору

купли-продажи;

•стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и правила,

строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с

законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ,

услуг);

•недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы,

услуги) стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к

качеству товара (работы, услуги);

•существенный недостаток товара (работы, услуги) - недостаток, который

делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в

соответствии с его целевым назначением, либо который не может быть

устранен, либо который проявляется вновь после устранения, либо для

устранения которого требуются большие затраты, либо вследствие которого

потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе

рассчитывать при заключении договора;

•безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы,

услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при

обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации,

а также безопасность процесса выполнения работы(оказания услуги)

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав

потребителей

1. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским

кодексом Российской Федерации, настоящим Законом и принимаемыми в

соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами

Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным

органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите

прав потребителей.

Статья 2. Международные договоры Российской Федерации

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила

о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены настоящим

Законом, применяются правила международного договора.

Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав

потребителей

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей

обеспечивается посредством включения соответствующих требований в

государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и

профессиональные программы, а также посредство» организации системы

информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите

этих прав.

Статья 4. Качество товара (работы, услуги)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.