рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Особенности управления финансами в отделах образования

Рассмотрим теперь особенности прав и обязанностей обоих образовательных учреждений в вопросах осуществления их основной деятельности. В компетенцию образовательных учреждений, детально описанную в п. 2 ст. 32 Закона «Об образовании», включается:

·  материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, что осуществляется в пределах собственных финансовых средств учреждений;

·  предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;

·  установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

·  установление ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательного учреждения в пределах собственных финансовых средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами;

·  установление надбавок и доплат к должностным окладам работников образовательного учреждения, порядка и размеров их премирования.

 

3.2 Анализ внебюджетного финансирования

Напомним, что источниками финансирования школы являются средства бюджета, выделяемые по установленному нормативу:

·  доход от оказания дополнительных платных образовательных и иных услуг;

·  добровольные взносы и пожертвования физических и юридических лиц;

·  кредиты банков и иных кредиторов, при условии его погашения и выплаты банковского процента за счет внебюджетных средств;

·  доход от предпринимательской деятельности;

другие источники в соответствии с законодательством РФ.

К сожалению, бюджетное финансирование школы не обеспечивает эффективных условий для саморазвития школы и возникновения нового качества образования. Поэтому привлечение сторонних дополнительных средств – задача по сути любой школы, которая ставит перед собой задачу развиваться и давать требуемые знания детям.

Для реализации центральной идеи проекта и создания работоспособных механизмов внебюджетного финансирования в настоящее время есть все необходимые и достаточные правовые предпосылки и условия:

– Закон «Об образовании» гарантирует права общественности в решении вопросов, связанных с содержанием, организацией и финансированием образовательной деятельности школы (ст. 35, 41, 50, 52).

– Закон «Об образовании» гарантирует права школ и учителей в выборе педагогически наиболее целесообразных форм обучения и воспитания (ст. 55).

– Закон не запрещает основным работникам школ использовать школьное имущество для внеурочной работы с учащимся. Более того, принципы государственной образовательной политики нацеливают на более эффективное использование материальных фондов школ (ст. 2, 4 закона «Об образовании»).

– Закон «Об общественных объединениях» одним из источников формирования имущества определяет добровольные взносы и не ограничивает порядок и формы их использования. В частности, не запрещает выплачивать материальное вознаграждение физическим лицам, оплачивать закупку юридическими лицами материальных ценностей.

– Налоговый кодекс надежно защищает интересы школ и общественных объединений в области спонсорского финансирования образовательной деятельности.

Необходимо ещё раз напомнить, что источники условно можно разделить на четыре группы: спонсорские взносы, плата за оказание дополнительных образовательных услуг, родительские взносы на содержание и развитие школы и услуги, связанные с реализацией школьного имущества.

Спонсорами школ, как правило, становятся предприятия, дети работников которых (обычно руководителей) учатся в этих школах. Развит этот источник слабо. Многочисленные призывы к хозяйственникам войти в попечительские советы и упорядочить финансовую поддержку школ, сделать ее плановой и гарантированной, широкого отклика пока не получили. (Преуспевающие хозяйственники тем и преуспевают, что умеют хорошо считать деньги). Обещанные же льготы для учреждений и предприятий, спонсирующих школу, пока в российское законодательство не вошли.

Плата за оказания дополнительных образовательных услуг является существенным каналом денежных поступлений, однако далеко не массовым. Несмотря на то, что в Колпинском районе платными образовательными услугами занимаются 100% школ, ими охвачены 57% учащихся. По Российской Федерации в целом эти цифры много ниже. И это несмотря на то, что, согласно опросам, практически все граждане нашего города готовы вносить в школу от 1000 до 5000 руб. в месяц и больше.

Об этом свидетельствует и тот факт, что опросы фирмы «X» родителей и учащихся школ города Санкт-Петербурга показали, что 93% семей (против 15%) готовы доплачивать 3–10 тыс. рублей в год за обучение своих детей по основным школьным предметам, если оно носит индивидуальный характер и нацелено на развитие природных способностей ребенка.

Образовательному учреждению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также на доходы от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности.

Сдача в аренду государственным или муниципальным образовательным учреждением закрепленных за ним объектов собственности, а также земельных участков осуществляется без права выкупа с согласия совета образовательного учреждения по ценам, которые не могут быть ниже цен, сложившихся в данном регионе.

Средства, полученные образовательным учреждением в качестве арендной платы, используются на обеспечение и развитие образовательного процесса в данном образовательном учреждении.

Необходимо остановиться на том, как рассчитываются нормативы по дополнительным услугам в школах (на примере школы №1), а далее сравнить общие данные по расходам обеих школ. Примером будет служить расчёт дополнительных услуг по образованию в школе №1.

Протокол заседания Совета школы №1 о развитии дополнительного обучения, на котором принимается решение: активизировать работу по разработке планов работ и учебных программ по дополнительному обучению, развивающему интерес к учебе и природные способности учащихся, считать взносы родителей на финансирование дополнительного обучения не платой за дополнительное образование, а целевыми спонсорскими средствами, направляемыми на развитие просветительской деятельности школы, считать целевые спонсорские средства общественной собственностью родителей, которые направлять на следующее:

– фонд развития школы;

– материальное вознаграждение учителям, ведущим дополнительное обучение, и оплату причитающихся налогов;

– приобретение оборудования, инвентаря и материалов для учебной работы;

– отчисление в общественный фонд на покрытие расходов, связанных с хозяйственным учетом денежных средств.

В результате заседания была получена следующая таблица с комментариями:


Таблица 14. Исходные данные для расчёта курсов по дополнительному образованию

Наименование

Ед. изм

Примечание

Колич.

в% от п. 4

Исходные данные

1 Ставка учителя по ЕТС руб./час 25
2 Численность группы чел. 10
3 Договорная цена часа занятий с группой руб./час 30
4 Сумма взносов за час дополнительных занятий с группой руб./час п. 2 хп. 3 300

Калькуляция

5 Фонд развития школы руб./час 31% – 44% 94 – 133 31% – 44%
6 Отчисление в общественный фонд руб./час 7% от п. 4 21 7%
7 Оборудование, инвентарь, материалы руб./час 35% от п. 1 9 3%
8 Материальное вознаграждение учителя руб./час

п. 4 – п. 5 – п. 6 – п. 7

1,358

130–101 43% – 34%
9 Единый социальный налог руб./час 35,8% от п. 8 46 -36 15% – 12%

Примечания:

1.  Ставка по ЕТС (п. 1) задается по штатному расписанию.

2.  Сумма по п. 3 устанавливается по протоколам родительских собраний.

3.  Суммы по п. 7 и 8 могут изменяться учителем без увеличения общей суммы.

4.  Доли фонда развития школы (п. 5) и материального вознаграждения (п. 8) устанавливаются по взаимной договоренности между учителем и администрацией школы.

5.  Коммунальные платежи и иные накладные расходы, связанные с дополнительным обучением, оплачиваются из фонда развития школы.

Доход, полученный образовательным учреждением от оказания дополнительных услуг, используется школой по собственному усмотрению. Он может направляться на развитие материальной базы школы, на увеличение расходов на заработную плату всем сотрудникам школы, причем не только тем, кто непосредственно оказывал эти услуги. Поступление и расходование средств от оказания платных дополнительных образовательных услуг осуществляется по смете доходов и расходов. Эта смета обсуждается Школьным советом и утверждается директором школы, а также финансовыми органами.

Условно можно разбить все расходные статьи в такой смете на две категории:

·  общие статьи, присущие всякому образовательному учреждению (фонд заработной платы (ФЗП) сотрудников и педагогов, начисления на ФЗП, коммунальные платежи, хозяйственные и канцелярские расходы, расходы на учебно-методические материалы);

·  специфические расходные статьи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.