рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Дипломная работа: Особенности управления финансами в отделах образования

Рассмотрим особенности данного финансирования до реформы и после.

А. До реформирования бюджетной системы.

Выручка бюджетных учреждений от оказания платных услуг в бюджете не отражается. Вместе с тем она контролируется и бухгалтерией отдела образования и комитетом финансов. Бухгалтерский учёт по внебюджетным расчётам ведётся в отделах образования.

Из вышеперечисленных источников финансирования видно, что денежные средства могут поступать как на расчётный счёт организации (организация до реформы имела свои расчётные счета в банках), так и в её кассу.

Бухгалтерская документация по оформлению денежных поступлений ни чем не отличается от ведения документов по кассе (ПКО) и расчётного счёта. Но, вместе с тем у организации возникает доход от коммерческой деятельности, которая облагается налогом на прибыль, к тому же данные сдаются по выделенному балансу. Тем не менее, это поступление денежных средств считается доходами отдела образования, который может их тратить (естественно, по согласованию с комитетом финансов) на собственные нужды.

Б. После реформирования бюджетной системы.

Как я уже писала, одним из основных проявлений реформирования бюджетной системы стало закрытие всех расчётных счетов организаций (с 1 октября 2005 года). В результате чего бюджетные организации осуществляют операции только по лицевому счёту и кассе. Конечно, коммерческая деятельность в бюджетных организациях как велась, так и будет продолжать вестись, но при этом заказчиком выступает сам город. Соответственно доходы от коммерческой деятельности теперь учитываются в бюджете города. Эти суммы учитываются на лицевых счетах бюджетного учреждения.

Приведу небольшой пример. Если раньше договор об аренде помещений заключался с отделом образования, то сейчас он заключается непосредственно с КУГИ (комитет управления государственным имуществом).

Те же средства, которые раньше перечислялись на расчётные счета отдела образования, теперь попадают на счёт учёта средств бюджета, а те средства, которые попадали на счета отдела через кассу, должны быть направлены на расчётный счёт бюджета.

Бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, ведется по плану счетов, с составлением единого баланса по указанным средствам, и отдельного баланса по средствам, полученным за счет внебюджетных источников.

Оплата потребителем услуги (работы, товара), перечисление учреждению целевых средств и безвозмездных поступлений производятся в безналичной и наличной формах непосредственно на текущие счета по учету средств бюджета Санкт-Петербурга.

При оплате потребителем услуги (работы, товара) за наличный расчет в кассу учреждения, отдел образования вносит денежную наличность в учреждение банка с учетом установленного лимита остатка кассы. Денежная наличность вносится на текущие счета по учету средств бюджета Санкт-Петербурга для зачисления доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые для управлений Комитета финансов по районам Санкт-Петербурга.

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в полном объеме отражаются на лицевом счете отдела и непосредственно на счёте учреждения, у которого возникли доходы, открытом в Комитете финансов, и учитываются в смете доходов и расходов в части предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Перечисление предусмотренных налоговым законодательством налогов и сборов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетных учреждений, не включаемых в состав расходов, связанных с ведением этой деятельности, осуществляется Комитетом финансов от имени и по поручению отдела образования с отражением указанных платежей на лицевых счетах отдела в уменьшение поступлений доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При этом отдел самостоятельно осуществляют расчет сумм налогов, причитающихся к уплате в бюджет, обеспечивают контроль за сроками их уплаты и несут ответственность за полноту и своевременность уплаты налогов в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

Перечисление предусмотренных налоговым законодательством налогов и сборов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетных учреждений, включаемых в состав расходов, связанных с ведением этой деятельности, осуществляется в порядке, установленном утвержденной распоряжением Комитета финансов от 26.04.2001 №45‑р Инструкцией о порядке финансирования расходов бюджета Санкт-Петербурга и ведения лицевых счетов главных распорядителей бюджетных средств и подведомственных им бюджетных учреждений при казначейской системе исполнения бюджета.

Доходы, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, поступившие в бюджет Санкт-Петербурга и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на лицевые счета соответствующих бюджетных учреждений и используются на финансирование расходов этих учреждений в пределах утвержденных ассигнований по бюджету Санкт-Петербурга на следующий за отчетным финансовый год.

Включение доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в состав доходов бюджетов не означает, что они не будут являться объектом учета в бюджетных учреждениях. Можно предположить, что внебюджетные средства трансформируются в дополнительные объемы финансирования, получаемые бюджетными учреждениями из бюджета, по примеру доходов от сдачи в аренду федерального недвижимого имущества. Вследствие этого отпадет необходимость нумерации субсчетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях по признакам и значительно уменьшится объем учетной работы. Формирование баланса по внебюджетной деятельности, а также казначейские процедуры исполнения бюджетов предполагают новые подходы к учету, казалось бы, традиционных объектов учета. К ним относятся расходы к распределению и материалы при осуществлении бюджетной и внебюджетной деятельности.

 

1.2 Расходы отдела образования

Финансирование расходов распорядителей ассигнований федерального бюджета и осуществление кассовых расходов производится с лицевых счетов, открытых в территориальных органах Федерального казначейства. Перечисление средств федерального бюджета на текущие бюджетные и расчетные счета организаций, открытые в учреждениях банков, не производится.

При исполнении сметы расходов бюджетными учреждениями различают кассовые и фактические расходы.

Кассовые расходы – это суммы, выданные банком с бюджетных или текущих счетов бюджетных учреждений на их расходы. Однако по ним нельзя судить о фактическом использовании средств, так как отдельные суммы могут быть начислены, но не выплачены. Кассовые расходы показывают сумму средств, полученных учреждением из бюджета по отдельным сметам подразделений, что позволяет располагать данными о кассовом исполнении смет и об остатках неиспользованных кредитов на каждую конкретную дату. Учет кассовых расходов позволяет контролировать целевое расходование бюджетных средств.

Фактические расходы – это действительные расходы организации по исполнению сметы. Фактические расходы более полно свидетельствуют об окончательно произведенных расходах, чем кассовые. Их учет позволяет контролировать как ход фактического исполнения сметы расходов учреждения в целом, так и соблюдение установленных норм расходов по отдельным статьям и структурным подразделениям.

Централизованная бухгалтерия размер экономии по смете определяет в целом по данным ведомости наблюдений, которая ведется по статьям и видам учреждений.

Лицевые счета открываются распорядителям ассигнований федерального бюджета. Через лицевые счета, открытые в организациях Федерального казначейства, осуществляются:

1) финансирование расходов учреждений, организаций, предприятий на основании бюджетных назначений утвержденных смет расходов и других обоснований и расчетов, подтверждающих необходимость производимых расходов;

2) межбюджетные расчеты с администрациями субъектов РФ и муниципальных образований по трансфертам, дотациям;

3) компенсации, субвенции, субсидии, целевые программы;

4) предоставление средств федерального бюджета на условиях возвратности и платности;

5) расчеты с предприятиями и организациями в части компенсаций и социальных выплат по федеральным программам.

Сами же бюджетные учреждения несут ответственность за:

-   целевое использование бюджетных средств;

-   соблюдение нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг при утверждении смет доходов и расходов;

-   эффективное использование бюджетных средств;

-   достоверность и своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с использованием бюджетных средств.

Перечисление средств бюджета Санкт-Петербурга на счета главных распорядителей бюджетных средств и бюджетных учреждений, открытые в учреждениях банков, не производится, за исключением бюджетных счетов, открытых для получения финансирования следующих расходов:

-  оплата труда и начисления на оплату труда;

-  канцелярские и хозяйственные расходы;

-  командировки и служебные разъезды;

-  оплата междугородних переговоров;

-  социальные и компенсационные выплаты (расходы)

Как было отмечено выше, отдел образования представляет органу, исполняющему бюджет, заявки на расходование бюджетных средств с указанием показателей бюджетной классификации Российской Федерации. К заявкам применяются правила оформления документов в соответствии с инструкциями органа, исполняющего бюджет, и Банка России.

Орган, исполняющий бюджет проверяет представленные документы на предмет целевого использования бюджетных средств, наличия достаточного остатка лимитов, открытого финансирования, соблюдения установленных правил расчетов, правильности указания реквизитов. При этом часть заявок может быть отложена, отбракована или исполнена частично. Орган, исполняющий бюджет, принимает решение о зачислении средств на лицевой счет получателя средств. Орган, исполняющий бюджет, производит отражение сумм перечисленного получателю финансирования на его лицевом счете в день осуществления операции.

Заявка отдела образования исполняется платежным поручением органа, исполняющего бюджет, на банковский счет контрагента, указанный в заявке на расходование бюджетных средств от получателя средств. Списание средств с лицевого счета получателя средств производится следующим операционным днем. При этом сумма списания отражается по дебету лицевого счета получателя средств и по кредиту счета органа, исполняющего бюджет. На следующий день после совершения операций по лицевому счету орган, исполняющий бюджет, выдает выписку из лицевого счета с приложением документов (заявок), явившихся основанием для осуществления операции.

Получатель средств до осуществления расходного платежа по его лицевому счету представляет органу, исполняющему бюджет, средств документы, подтверждающие наличие у получателя средств денежных обязательств, возникших в результате заключения договоров, соглашений, контрактов с исполнителями работ (услуг), оплата которых производится за счет средств городского бюджета. Несоответствие представленных документов сметным назначениям, в необходимых случаях – Государственному заказу, а также сомнительность представленных документов служит основанием для отказа в приеме заявки и осуществлении расхода бюджетных средств.

Процедура осуществления кассового расхода за счет средств городского бюджета состоит из передачи органом, исполняющим бюджет, в учреждение банка собственных платежных поручений, подготовленных на основании заявок получателей средств с отражением операций на лицевом счете.

Ежемесячно, не позднее 5‑го числа месяца следующего за отчетным, получатели средств и орган, исполняющий бюджет, осуществляют сверку операций по финансированию и расходованию средств, учтенных на лицевых счетах получателей средств. Сверка производится путем представления органом, исполняющим бюджет, получателю средств выписки из лицевого счета и копии карточки лицевого счета в электронном виде и на бумажном носителе, составленных на 1‑ое число месяца, следующего за отчетным, сформированных нарастающим итогом с начала отчетного месяца.

Средства из бюджета на содержание учреждений и проведение мероприятий выделяются на основе утвержденных смет расходов.

Смета расходов – основной плановый и финансовый документ, определяющий объем, целевое направление, поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на содержание учреждений. Предусмотренные в смете ассигнования являются предельными, и расходование сверх этих сумм не разрешается. Нельзя производить расходы, не предусмотренные сметой, если нет экономии средств. Перераспределять средства возможно.

Формы сметы, основные показатели, по которым она составляется, нормы и расценки для определения размера расходов сообщаются вышестоящими организациями. В типовой смете содержатся данные, общие для всех бюджетных учреждений. Она состоит из трех частей: в первой части указывается наименование и адрес учреждения, бюджет, из которого оно финансируется (раздел, параграф бюджетной классификации), и свод расходов по статьям с распределением по кварталам; во второй части отражаются показатели оперативного плана начало и конец года, а также среднегодовые; в третьей части приводятся расчеты и обоснования по каждой статье расходов и отдельным ее элементам.

Порядок ведения бухгалтерского учета смет в отделе установлен Инструкцией о ведении бухгалтерского учёта №70н, которая предусматривает:

Ø  план счетов бухгалтерского учета в учреждениях;

Ø  мемориально-ордерную форму ведения учета (приложение 6);

Ø  способ применения субсчетов плана счетов бухгалтерского учета для отражения операций по исполнению сметы доходов и расходов как бюджетных средств, так и средств, полученных за счет внебюджетных источников;

Ø  формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;

Ø  методы оценки активов и обязательств;

Ø  корреспонденцию субсчетов по основным бухгалтерским операциям;

Ø  другие вопросы организации бухгалтерского учета.

Основываясь на Инструкции рассмотрим виды расчётов и расходов.

Учёт с поставщиками и подрядчиками. У отдела образования, как и во всех других организациях, есть свои поставщики и подрядчики. Организация покупает товары, питание для учеников, товарно-материальные ценности, пользуется услугами телефонных компаний, получает счета за свет и т.д.… Но прежде всего организация заключает договора на оказание услуг и поставку товара, в которых прописана ответственность, сроки действия, порядок оплаты и другие условия. Чаще всего по таким договорам оплата происходит после оказания услуг. Например, отдел образования закупил партию столов для школ, предварительно заключив договор с организацией-поставщиком, последний, в свою очередь, вместе с товаром передаёт отделу образования документы на мебель, счет, накладную и счёт-фактуру (оплата по безналу с отсрочкой). Отдел образования приходует себе на склад столы, одновременно делая запись в журнале расчётов с поставщиками и подрядчиками о сумме задолженности перед организацией – поставщиком. Когда по договору наступает время оплаты товара, то отдел образования делает платёжное поручение на имя поставщика и вместе с документами, подтверждающими получение товара передаёт в районное отделение комитета финансов Санкт-Петербурга. Отдел образования составляет поручения на оплату расходов за поставленные товары, выполненные работы, предоставленные услуги в соответствии c заключенными договорами, счетами-фактурами, актами выполненных работ, иными документами, являющимися основанием для финансирования, зарегистрированными в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами при осуществлении закупок товаров и услуг, а также на расходы, предусмотренные утвержденной сметой доходов и расходов отдела и в пределах лимитов бюджетных обязательств на месяц, утвержденных главным распорядителем средств.

После получения выписки с лицевого счёта о перечислении денежных средств поставщику, делает запись в регистре по учёту с поставщиками и подрядчиками о списании задолженности перед организацией-поставщиком.

В договоре может быть прописана любая форма оплаты (наличный и безналичный расчёт), а также может быть отмечена предоплата. В учёте в связи с этим практически ничего не изменяется, только при предоплате возникает задолженность организации-поставщика отделу до момента отгрузки товара. При оплате за наличный расчёт меняется только перечень документов, передаваемых организацией-поставщиком отделу образования: cчёт на оплату меняется на кассовый чек и корешок от приходного кассового ордера.

На отчётную дату все полученные, но не оплаченные накладные, счета-фактуры и акты оказания услуг составляют кредиторскую задолженность отдела образования, указанную в балансе за отчётный период. Оплаченные счета, услуги по которым ещё не выполнены, или не привезены товарно-материальные ценности, представляют собой выданные авансы поставщикам, которые уменьшают в балансе сумму кредиторской задолженности отдела.

В учёте расчётов с поставщиками и подрядчиками заполняются следующие регистры: по учёту расчетов учреждения с поставщиками за поставленные материальные ценности и оказанные услуги, с подрядчиками за выполненные работы, а также начисление и выплата сумм заработной платы, денежного довольствия и стипендий, а также оплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат. Аналитический учет расчетов с поставщиками за поставленные материальные ценности, оказанные услуги ведется в Журнале операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками; Карточке учета средств и расчетов. О расчётах по заработной плате скажу ниже.

Расчёты по оплате труда. Система оплаты труда определяется тарифной системой и формами оплаты труда. Тарифная система организации базируется на тарифной сетке (устанавливается система разрядов, классов, определяющих квалификацию работников и работ); тарифной ставке (устанавливается размер оплаты за определенный период времени); квалификационных требованиях к объему знаний, соответствующих определенному разряду или классу. Тарифная система должна учитывать установленный законодательством минимальный размер оплаты труда, ниже которого оплата труда отдельного работника не может быть установлена.

В качестве основных применяются сдельная форма оплаты труда, при которой заработок работника зависит от его выработки, и повременная форма оплаты труда, при которой заработок зависит от отработанного работником времени. Наряду с указанными используются другие формы оплаты труда, которые в основном являются разновидностями сдельной и повременной форм оплаты труда и отличаются от них размерами, видами и методами распределения дополнительных выплат и вознаграждений. Работники организации могут получать оплату труда в форме заработной платы, выплат социального характера, пособий и других выплат, не входящих в состав фонда заработной платы и выплат социального характера.

Выплаты средств на оплату труда работников организации как сумма их вознаграждения в соответствии с количеством и качеством труда составляют фонд заработной платы (оплаты труда) организации.

Для осуществления табельного учета и контроля за трудовой дисциплиной применяют табели учета использования рабочего времени. Табельный учет охватывает всех работников. Каждому присваивается определенный табельный номер, который указывается во всех документах по учету труда и заработной платы. Сущность табельного учета заключается в ежедневной регистрации явки работников на работу, всех случаев опозданий и неявок с указанием их причины. Оформленные табели сдаются в бухгалтерию.

Для определения суммы заработной платы, подлежащей выдаче на руки работникам, необходимо определить сумму заработка работников за месяц и произвести из этой суммы необходимые удержания. В расчетной ведомости содержатся все расчеты по определению сумм заработной платы, подлежащих выплате работникам. При налогообложении доходов работников их размер увеличивается, в частности, на расходы организации по платному обучению работника (включая членов его семьи), не связанному с производственной необходимостью; командировочные расходы сверх норм, установленных законодательством; разница между рыночной стоимостью квартиры, проданной работнику, и суммой, уплаченной работником; стоимость жилья, переданного в собственность работникам, и др.

На основании расчётных ведомостей составляется ведомость на перечисление заработной платы с лицевого счёта на пластиковые карточки сотрудникам. Эта система намного удачнее и удобнее, поскольку нет необходимости выдавать деньги на руки сотрудникам и не надо вести платёжных ведомостей с подписями сотрудников. Работник снимает деньги с карточки тогда, когда ему это удобно, а также нет такого понятия, как депонированная заработная плата.

Аналитический учет расчетов по заработной плате ведется в Журнале операций расчетов по заработной плате, денежному довольствию. Аналитический учет расчетов по оплате пенсий, пособий и иных социальных выплат ведется в Журнале по прочим операциям; Карточке учета средств и расчетов.

Расчёты с подотчётными лицами. Авансы под отчет выдаются по распоряжению руководителя учреждения на основании письменного заявления получателя с указанием назначения аванса и срока, на который он выдается. На заявлении о выдаче сумм под отчет работником бухгалтерии проставляется соответствующий счет аналитического учета счета 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами» и делается отметка об отсутствии за подотчетным лицом задолженности по предыдущим авансам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.