рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Валютный клиринг: Мировой опыт и его значение для стран СНГ

| |процента по вкладам или кредитам, или виды кредитных услуг, которые | |

| |может предоставлять банк (в том числе участие в собственности). (Не | |

| |нужно запрещать банкам предоставлять кредиты госпредприятиям или брать | |

| |у них вклады, но правительство, как владелец госпредприятий, может | |

| |запретить всем или некоторым из них брать кредиты у частных банков или | |

| |держать в них счета). | |

| |Процесс учреждения новых банков не должен знать других ограничений, | |

| |кроме минимальных требований при выдаче лицензии (и, может быть, | |

| |минимального начального капитала), поскольку конкуренция есть главный | |

| |регулятор системы свободных банков. Не должно ограничиваться | |

| |конвертирование счетов в наличные деньги или использование таких | |

| |инструментов, как чеки, электронный перевод средств, банкоматы и пр. Не| |

| |следует ограничивать спектр возможных банковских обязательств перед | |

| |клиентами, в том числе -- быть ли банку акционерным обществом с | |

| |ограниченной или неограниченной ответственностью. Банк может иметь | |

| |право на выпуск банкнот с правом отсроченного выкупа -- так что банк | |

| |получит возможность разменивать предъявленные банкноты с отсрочкой, | |

| |скажем, на полгода. Банк сам решает, признавать ли ему банкноты, | |

| |выпускаемые другими банками; клиринговые палаты также должны иметь | |

| |свободу включать те или иные банки в число своих клиентов. Выпускаемые | |

| |банками денежные инструменты будут свободно котироваться на рынке | |

| |относительно друг друга и относительно рубля. | |

| |Чтобы поощрить развитие системы, правительства стран СНГ могут счесть | |

| |желательным амнистировать, может быть временно, владельцев средств в | |

| |твердой валюте с учетом происхождения или источника их средств. | |

| |Правительствам, быть может, придется гарантировать отказ от конфискаций| |

| |или денежных "реформ" конфискационного типа. Но правительствам не | |

| |следует брать на себя обязательства по выплате вкладов или размену | |

| |банковских билетов. Не следует также требовать, чтобы банки владели | |

| |чем-то определенным, особенно правительственными обязательствами или | |

| |облигациями. [Было бы разумным принять основы банковского | |

| |законодательства, но разрешить областям и автономиям решать, желают ли | |

| |они допустить на своих территориях свободу банковского дела.] | |

| |Правительства республик могут оказаться вынужденными как-то определить | |

| |или ограничить возможные виды обеспечения для вкладов и банкнот. В | |

| |настоящее время явным кандидатом является доллар, но не ясно, что же | |

| |будет во всей рублевой зоне в конце десятилетия. Немецкая марка на | |

| |западе страны, йена на Востоке, финская марка в Санкт-Петербурге, и, | |

| |наконец, экю для всех желающих. Можно также использовать золото или | |

| |валюты конвертируемые, скажем, в доллар, но имеющие основой спотовую | |

| |цену нефти. Как сказал недавно Милтон Фридман, "пусть общие деньги | |

| |возникнут тем же путем, каким возник общий язык, в ходе добровольного | |

| |сотрудничества ... больше надежд на то, что надежные общие деньги | |

| |возникнут в результате добровольного сотрудничества через рыночный | |

| |процесс, а не в результате подгоняемой правительством кооперации через | |

| |политический процесс." (Friedman, 1991). Могут также возникнуть новые | |

| |формы денег, вроде тех, которые предвидел Хайек и другие. [Возможные | |

| |варианты описаны у Greenfield and Yeager (1987), Hall (1982), Hayek | |

| |(1976), Yeager (1987).] | |

| |Денежные вопросы -- предмет дискуссий в содружестве независимых | |

| |государств, образованном 11 республиками бывшего СССР. Россия хочет | |

| |сохранить рубль и превратить его в надежную валюту, а другие республики| |

| |-- особенно настойчиво Украина -- заинтересованы в создании собственных| |

| |денег. Договорятся ли страны СНГ о сохранении рубля для общего | |

| |пользования или нет, они могут договориться о том, чтобы: | |

| |1) разрешить частным лицам и предприятиям использовать любые частные | |

| |деньги по выбору; | |

| |2) принимать или нет частные деньги, выпущенные на территории других | |

| |стран, при уплате налогов; | |

| |3) разрешать или нет открытие местных отделений банкам со | |

| |штаб-квартирой в другой стране; | |

| |4) требовать ли соблюдения контрактов, условия которых сформулированы в| |

| |частных деньгах других республик (где-то контракт всегда будет защищен | |

| |законом). | |

| |При наличии таких соглашений частные банкноты, конвертируемые в твердую| |

| |валюту, могли бы служить инструментом обмена между странами СНГ | |

| |независимо от надежности рубля (или любых других республиканских | |

| |денег), и независимо от того, решат ли остальные республики иметь | |

| |собственные деньги. | |

| |Фактически, СНГ может принять высказывание Ф. А. Хайека (F. A. Hayek; | |

| |1976, р. 17), сформулированное им для европейского Общего рынка: | |

| |Страны (Общего рынка) ... взаимно связывают друг друга формальным | |

| |договором не чинить каких-либо препятствий свободному совершению сделок| |

| |на своей территории в валютах других стран (включая золотые монеты) или| |

| |свободному занятию банковским делом любому учреждению, основанному на | |

| |любой из их территорий. | |

| |Со своей стороны, банки должны обменивать твердую валюту на собственные| |

| |депозиты или банкноты. Банки примут обязательство разменивать депозиты | |

| |и банкноты в выбранной резервной валюте (скажем, в долларах) по | |

| |требованию (или с определенной задержкой во времени). Их твердая валюта| |

| |будет конвертирована, в этом примере, в доллары и вложена в (как | |

| |правило) краткосрочные долларовые ценные бумаги -- обязательства | |

| |Казначейства США или коммерческие бумаги. В конкурентной системе банки | |

| |станут платить проценты по большинству вкладов. | |

| |Банк будет выдавать кредиты в собственных деньгах, увеличивая тем самым| |

| |общее предложение денег. Но как только вклады конвертированы в банкноты| |

| |и потрачены или переданы другим в виде чека, банку придется делать | |

| |выплаты из своих резервов или удовлетворять требования с помощью | |

| |принадлежащих ему требований к другим банкам -- банкнотами, которые он | |

| |принял, или чеками подлежащими учету; тем самым экспансия банковских | |

| |обязательств будет ограничена спросом публики. В конце концов, | |

| |разовьется организованная система клиринга межбанковских обязательств, | |

| |и клиринговая палата или отдельные банки будут предоставлять ссуды | |

| |банкам, переживающим временные трудности. | |

| |Дикий Восток | |

| |Предлагаемая государствам СНГ свободная банковская система отличается в| |

| |некоторых отношениях от известных исторических образцов. | |

| |Во-первых, во всех известных истории примерах выпуска частных банкнот, | |

| |за исключением Швейцарии, бумаги, эмитированные различными банками, | |

| |подлежали размену на одну и ту же валюту -- как правило золотые либо | |

| |серебряные монеты, либо на правительственные банкноты, которые, в свою | |

| |очередь, подлежали размену в золотые или серебряные монеты. Таким | |

| |образом, существовал единый денежный стандарт или единица учета. Можно | |

| |предположить, что свободная банковская система также выберет | |

| |предпочтительный стандарт, хотя он может быть разным для разных | |

| |территорий (Советский Союз покрывал 11 часовых поясов), и быть | |

| |непостоянным во времени -- может быть понадобятся годы для выработки | |

| |единого стандарта. Но мешанина из денег, номинованных в рублях, | |

| |долларах, марках, йенах, а может быть и в иных валютах, не слишком | |

| |отличается от того, что есть сейчас; просто ситуация, в отличие от | |

| |нынешней, станет узаконенной и открытой. | |

| |Легализация сделок в различных денежных единицах выведет эти сделки из | |

| |сферы черного рынка и сделает их доступными для налогообложения. | |

| |Техническая сторона сбора налогов не столь проста, но удобства | |

| |правительства не могут служить основанием для отказа от политики, | |

| |благотворной во всем другом. Если для каждых имеющих хождение на рынке | |

| |денег доходы превышают издержки (т. е. добавленная стоимость | |

| |положительна), налоги могут быть уплачены в каждой разновидности денег.| |

| |Если нет, от каждого налогоплательщика можно потребовать, чтобы он | |

| |выбрал подходящую единицу учета и платил налоги, конвертируя другие | |

| |деньги в этот стандарт либо по текущей рыночной цене, либо по средней | |

| |за период, либо по курсу на конец периода. Впрочем, республика может | |

| |потребовать, чтобы деньгами учета и налоговыми деньгами были | |

| |официальные деньги государства. | |

| |Эти рекомендации отличаются от известных исторических образцов и в том,| |

| |что предлагается система свободных банков в то время, когда продолжает | |

| |существовать рубль (и другие республиканские деньги). Похоже, что | |

| |правительство России намерено сохранить рубль как единую валюту (а если| |

| |возможно, то и для всего СНГ) и, при этом, сделать его надежным. Если | |

| |эксперимент со свободными банками окажется успешным и возникнут частные| |

| |деньги, конвертируемые в доллары, марки, йены, золото и пр., возникнет | |

| |вопрос о судьбе рубля. | |

| |Леланд Игер (Leiand Yeager; 1985, р. 105) обсуждает переход к иного | |

| |типа системе в США: "Появление привлекательных альтернатив приведет к | |

| |свертыванию спроса на традиционные деньги". Уайт, с другой стороны, | |

| |склонен думать, что в случае разрешения частных субститутов | |

| |правительственные декретные деньги не сразу утратят ценность (White, | |

| |1989a). Хайек комментирует, что | |

| |Для правительства ... главной задачей будет защита от быстрого | |

| |вытеснения и, как следствие, ускоренного обесценивания денет, | |

| |выпускаемых нынешним центральным банком. Вероятно, этого можно достичь | |

| |немедленным предоставлением ему полной свободы и независимости, то есть| |

| |дать ему то же положение, что и у других эмиссионных банков, | |

| |иностранных или вновь создаваемых внутри страны, при одновременном | |

| |возврате к политике сбалансированного бюджета, ограниченной только | |

| |возможностью получения ссуд на открытом ссудном рынке, которым | |

| |правительство не может манипулировать. (Hayek; 1976, р. 93) | |

| |Иностранные твердые валюты уже теснят рубль. После окончания первой | |

| |мировой войны четыре больших гиперинфляции (в Австрии, Венгрии, Польше | |

| |и Германии) окончились не в тот момент, когда центральные банки этих | |

| |стран сократили эмиссию, но когда их правительства заявили о решимости | |

| |сбалансировать бюджет и прекратить финансирование дефицита с помощью | |

| |займов у центрального банка (Sargent, 1982). "В Австрии, Венгрии, | |

| |Польше и Германии гиперинфляцию остановили, во-первых, создав | |

| |независимый центральный банк с правом отказывать правительству в | |

| |предоставлении необеспеченных кредитов, и, во-вторых, одновременно | |

| |измененив режим фискальной политики" (Sargent; 1982, р. 89). | |

| |Предположительно то же самое необходимо и для рубля, а вовсе не | |

| |подавление альтернативных валют или получение стабилизационных фондов | |

| |от международных финансовых организаций. | |

| |Россияне, с которыми я обсуждала эту тему, убеждены, что появление | |

| |альтернативных денежных инструментов приведет к дальнейшему падению | |

| |ценности рубля. Но причиной этого обесценивания рубля будет нежелание | |

| |правительства отказаться от возможности финансировать дефицит бюджета | |

| |за счет денежной эмиссии и от произвольного повышения заработной платы | |

| |и других платежей. При свободной банковской системе большая доступность| |

| |денег, размениваемых на твердую валюту, окажет понижающее давление на | |

| |курс рубля по отношению к доллару. Если при этом правительство | |

| |преуспеет в контроле эмиссии, курс рубля по отношению к твердым валютам| |

| |и банкнотам, конвертируемым в эти валюты, стабилизируется. По мере | |

| |того, как правительство станет получать в виде налогов конвертируемые | |

| |частные деньги, оно сможет их использовать для скупки рублей и вывода | |

| |их из обращения. Общее предложение денег, конечно, будет включать как | |

| |правительственную эмиссию рублей, так и банкноты и вклады в частных | |

| |банках; но денежное предложение уже сейчас включает иностранные валюты,| |

| |а займы, предоставляемые частными банками, сократят спрос на рублевые | |

| |займы. | |

| |В-третьих, обстоятельства в рублевой зоне иные, чем существовали в | |

| |Шотландии или в Швейцарии, в Швеции или в США во времена свободного | |

| |банковского дела. Одно очевидное различие представляют современные | |

| |средства связи -- радио, телевидение, электронные средства связи, хотя | |

| |они и развиты в СНГ не так хорошо, как в Западной Европе или в США. Нет| |

| |необходимости отправлять информацию или банкноты почтой или на лошадях,| |

| |а не по воздуху. [См. обсуждение деталей технологии установления цен на| |

| |банковские билеты у Gorton (1992).] Хотя Россия (и особенно СНГ в | |

| |целом) очень обширна, можно предположить, что банкноты будут | |

| |возвращаться в банк-эмитент относительно быстро, даже если обращаться | |

| |будут на большом отдалении, и что будет доступна информация о | |

| |деятельности различных банках на всем пространстве обращения денег. | |

| |Современные средства связи ослабляют опасение Фридмана, что "отдельные | |

| |люди могут оказаться в договорных отношениях с теми, кто живет вдали от| |

| |них и с кем они мало знакомы, и между эмиссией обязательства и | |

| |предъявлением требования о его выполнении может пройти много времени" | |

| |(Friedman; 1960, р. 60). | |

| |Другое отличие в том, что принципы частной собственности и личного | |

| |богатства не столь укоренены или прочны в странах СНГ, как это было в | |

| |Шотландии, где неограниченная ответственность собственников так надежно| |

| |защищала вкладчиков и держателей банкнот шотландских банков, или в США,| |

| |где некоторые штаты потребовали от банкиров перехода к режиму | |

| |неограниченной ответственности и, тем самым, сделали неприменимыми свои| |

| |законы о банках. Альтернативным подходом может быть требование о | |

| |наличии первоначального капитала -- не для защиты клиентов от | |

| |чрезмерного выпуска банкнот или от ошибок в решениях о выдаче кредитов,| |

| |но для гарантии того, что владельцы сами чем-то рискуют и что они | |

| |заинтересованы в успехе банка. | |

| |Похоже, что в республиках бывшего Советского Союза проблема доверия к | |

| |банкам -- и к их владельцам -- также стоит иначе, чем в исторических | |

| |образцах. Республиканские правительства проявили бы мудрость, если бы | |

| |не стали убеждать публику в надежности банков или брать на себя | |

| |ответственность за их платежеспособность, но всего лишь гарантировали | |

| |бы доступность информации о банках. Может быть, будет полезно, чтобы | |

| |первые частные банки были созданы хорошо известными иностранными | |

| |банками с устоявшейся репутацией, или людьми, вызывающими доверие. | |

| |Почему не достаточно валютного управления | |

| |У меня нет возражений против денег, выпускаемых валютным управлением на| |

| |базе корзины валют, и правительственные деньги, конвертируемые в одну | |

| |или несколько твердых валют, были бы хорошим дополнением для системы | |

| |свободных банков. Но без нового законодательства о банках | |

| |конвертируемая валюта попадет в ловушку существующей огосударствленной | |

| |банковской системы с ее ограничениями на конвертацию вкладов в | |

| |наличность, с ее контролем процентов на вклады и ссуды. Нужна не | |

| |параллельная валюта или валюты, а параллельная система банков. | |

| |Минимальная система позволит создание банков на выше описанных | |

| |условиях, но без права эмитировать собственные банкноты; тогда деньги, | |

| |выпущенные валютным управлением, были бы единственной альтернативой | |

| |рублю. Ограничение на эмиссию банкнот было бы искусственным | |

| |ограничением спроса публики на валюту в условиях, когда публика еще не | |

| |приучена к использованию чеков, а банковские переводы занимают много | |

| |времени. | |

| |Более либеральная система позволит частным банкам эмитировать | |

| |собственные деньги, основанные на валюте, эмитируемой валютным | |

| |управлением. Это придаст дополнительную гибкость предложению денег, но | |

| |по прежнему принудит банки продавать валютному управлению твердую | |

| |валюту в обмен на резервы. Частная банковская система может привлечь | |

| |больший объем вкладов в твердой валюте (а значит, быстрее устранить | |

| |преимущество иностранных правительств, валюты которых используются | |

| |странами СНГ), если не будет существовать валютного управления, в | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.