| |||||
МЕНЮ
| Валютный клиринг: Мировой опыт и его значение для стран СНГ| |процента по вкладам или кредитам, или виды кредитных услуг, которые | | | |может предоставлять банк (в том числе участие в собственности). (Не | | | |нужно запрещать банкам предоставлять кредиты госпредприятиям или брать | | | |у них вклады, но правительство, как владелец госпредприятий, может | | | |запретить всем или некоторым из них брать кредиты у частных банков или | | | |держать в них счета). | | | |Процесс учреждения новых банков не должен знать других ограничений, | | | |кроме минимальных требований при выдаче лицензии (и, может быть, | | | |минимального начального капитала), поскольку конкуренция есть главный | | | |регулятор системы свободных банков. Не должно ограничиваться | | | |конвертирование счетов в наличные деньги или использование таких | | | |инструментов, как чеки, электронный перевод средств, банкоматы и пр. Не| | | |следует ограничивать спектр возможных банковских обязательств перед | | | |клиентами, в том числе -- быть ли банку акционерным обществом с | | | |ограниченной или неограниченной ответственностью. Банк может иметь | | | |право на выпуск банкнот с правом отсроченного выкупа -- так что банк | | | |получит возможность разменивать предъявленные банкноты с отсрочкой, | | | |скажем, на полгода. Банк сам решает, признавать ли ему банкноты, | | | |выпускаемые другими банками; клиринговые палаты также должны иметь | | | |свободу включать те или иные банки в число своих клиентов. Выпускаемые | | | |банками денежные инструменты будут свободно котироваться на рынке | | | |относительно друг друга и относительно рубля. | | | |Чтобы поощрить развитие системы, правительства стран СНГ могут счесть | | | |желательным амнистировать, может быть временно, владельцев средств в | | | |твердой валюте с учетом происхождения или источника их средств. | | | |Правительствам, быть может, придется гарантировать отказ от конфискаций| | | |или денежных "реформ" конфискационного типа. Но правительствам не | | | |следует брать на себя обязательства по выплате вкладов или размену | | | |банковских билетов. Не следует также требовать, чтобы банки владели | | | |чем-то определенным, особенно правительственными обязательствами или | | | |облигациями. [Было бы разумным принять основы банковского | | | |законодательства, но разрешить областям и автономиям решать, желают ли | | | |они допустить на своих территориях свободу банковского дела.] | | | |Правительства республик могут оказаться вынужденными как-то определить | | | |или ограничить возможные виды обеспечения для вкладов и банкнот. В | | | |настоящее время явным кандидатом является доллар, но не ясно, что же | | | |будет во всей рублевой зоне в конце десятилетия. Немецкая марка на | | | |западе страны, йена на Востоке, финская марка в Санкт-Петербурге, и, | | | |наконец, экю для всех желающих. Можно также использовать золото или | | | |валюты конвертируемые, скажем, в доллар, но имеющие основой спотовую | | | |цену нефти. Как сказал недавно Милтон Фридман, "пусть общие деньги | | | |возникнут тем же путем, каким возник общий язык, в ходе добровольного | | | |сотрудничества ... больше надежд на то, что надежные общие деньги | | | |возникнут в результате добровольного сотрудничества через рыночный | | | |процесс, а не в результате подгоняемой правительством кооперации через | | | |политический процесс." (Friedman, 1991). Могут также возникнуть новые | | | |формы денег, вроде тех, которые предвидел Хайек и другие. [Возможные | | | |варианты описаны у Greenfield and Yeager (1987), Hall (1982), Hayek | | | |(1976), Yeager (1987).] | | | |Денежные вопросы -- предмет дискуссий в содружестве независимых | | | |государств, образованном 11 республиками бывшего СССР. Россия хочет | | | |сохранить рубль и превратить его в надежную валюту, а другие республики| | | |-- особенно настойчиво Украина -- заинтересованы в создании собственных| | | |денег. Договорятся ли страны СНГ о сохранении рубля для общего | | | |пользования или нет, они могут договориться о том, чтобы: | | | |1) разрешить частным лицам и предприятиям использовать любые частные | | | |деньги по выбору; | | | |2) принимать или нет частные деньги, выпущенные на территории других | | | |стран, при уплате налогов; | | | |3) разрешать или нет открытие местных отделений банкам со | | | |штаб-квартирой в другой стране; | | | |4) требовать ли соблюдения контрактов, условия которых сформулированы в| | | |частных деньгах других республик (где-то контракт всегда будет защищен | | | |законом). | | | |При наличии таких соглашений частные банкноты, конвертируемые в твердую| | | |валюту, могли бы служить инструментом обмена между странами СНГ | | | |независимо от надежности рубля (или любых других республиканских | | | |денег), и независимо от того, решат ли остальные республики иметь | | | |собственные деньги. | | | |Фактически, СНГ может принять высказывание Ф. А. Хайека (F. A. Hayek; | | | |1976, р. 17), сформулированное им для европейского Общего рынка: | | | |Страны (Общего рынка) ... взаимно связывают друг друга формальным | | | |договором не чинить каких-либо препятствий свободному совершению сделок| | | |на своей территории в валютах других стран (включая золотые монеты) или| | | |свободному занятию банковским делом любому учреждению, основанному на | | | |любой из их территорий. | | | |Со своей стороны, банки должны обменивать твердую валюту на собственные| | | |депозиты или банкноты. Банки примут обязательство разменивать депозиты | | | |и банкноты в выбранной резервной валюте (скажем, в долларах) по | | | |требованию (или с определенной задержкой во времени). Их твердая валюта| | | |будет конвертирована, в этом примере, в доллары и вложена в (как | | | |правило) краткосрочные долларовые ценные бумаги -- обязательства | | | |Казначейства США или коммерческие бумаги. В конкурентной системе банки | | | |станут платить проценты по большинству вкладов. | | | |Банк будет выдавать кредиты в собственных деньгах, увеличивая тем самым| | | |общее предложение денег. Но как только вклады конвертированы в банкноты| | | |и потрачены или переданы другим в виде чека, банку придется делать | | | |выплаты из своих резервов или удовлетворять требования с помощью | | | |принадлежащих ему требований к другим банкам -- банкнотами, которые он | | | |принял, или чеками подлежащими учету; тем самым экспансия банковских | | | |обязательств будет ограничена спросом публики. В конце концов, | | | |разовьется организованная система клиринга межбанковских обязательств, | | | |и клиринговая палата или отдельные банки будут предоставлять ссуды | | | |банкам, переживающим временные трудности. | | | |Дикий Восток | | | |Предлагаемая государствам СНГ свободная банковская система отличается в| | | |некоторых отношениях от известных исторических образцов. | | | |Во-первых, во всех известных истории примерах выпуска частных банкнот, | | | |за исключением Швейцарии, бумаги, эмитированные различными банками, | | | |подлежали размену на одну и ту же валюту -- как правило золотые либо | | | |серебряные монеты, либо на правительственные банкноты, которые, в свою | | | |очередь, подлежали размену в золотые или серебряные монеты. Таким | | | |образом, существовал единый денежный стандарт или единица учета. Можно | | | |предположить, что свободная банковская система также выберет | | | |предпочтительный стандарт, хотя он может быть разным для разных | | | |территорий (Советский Союз покрывал 11 часовых поясов), и быть | | | |непостоянным во времени -- может быть понадобятся годы для выработки | | | |единого стандарта. Но мешанина из денег, номинованных в рублях, | | | |долларах, марках, йенах, а может быть и в иных валютах, не слишком | | | |отличается от того, что есть сейчас; просто ситуация, в отличие от | | | |нынешней, станет узаконенной и открытой. | | | |Легализация сделок в различных денежных единицах выведет эти сделки из | | | |сферы черного рынка и сделает их доступными для налогообложения. | | | |Техническая сторона сбора налогов не столь проста, но удобства | | | |правительства не могут служить основанием для отказа от политики, | | | |благотворной во всем другом. Если для каждых имеющих хождение на рынке | | | |денег доходы превышают издержки (т. е. добавленная стоимость | | | |положительна), налоги могут быть уплачены в каждой разновидности денег.| | | |Если нет, от каждого налогоплательщика можно потребовать, чтобы он | | | |выбрал подходящую единицу учета и платил налоги, конвертируя другие | | | |деньги в этот стандарт либо по текущей рыночной цене, либо по средней | | | |за период, либо по курсу на конец периода. Впрочем, республика может | | | |потребовать, чтобы деньгами учета и налоговыми деньгами были | | | |официальные деньги государства. | | | |Эти рекомендации отличаются от известных исторических образцов и в том,| | | |что предлагается система свободных банков в то время, когда продолжает | | | |существовать рубль (и другие республиканские деньги). Похоже, что | | | |правительство России намерено сохранить рубль как единую валюту (а если| | | |возможно, то и для всего СНГ) и, при этом, сделать его надежным. Если | | | |эксперимент со свободными банками окажется успешным и возникнут частные| | | |деньги, конвертируемые в доллары, марки, йены, золото и пр., возникнет | | | |вопрос о судьбе рубля. | | | |Леланд Игер (Leiand Yeager; 1985, р. 105) обсуждает переход к иного | | | |типа системе в США: "Появление привлекательных альтернатив приведет к | | | |свертыванию спроса на традиционные деньги". Уайт, с другой стороны, | | | |склонен думать, что в случае разрешения частных субститутов | | | |правительственные декретные деньги не сразу утратят ценность (White, | | | |1989a). Хайек комментирует, что | | | |Для правительства ... главной задачей будет защита от быстрого | | | |вытеснения и, как следствие, ускоренного обесценивания денет, | | | |выпускаемых нынешним центральным банком. Вероятно, этого можно достичь | | | |немедленным предоставлением ему полной свободы и независимости, то есть| | | |дать ему то же положение, что и у других эмиссионных банков, | | | |иностранных или вновь создаваемых внутри страны, при одновременном | | | |возврате к политике сбалансированного бюджета, ограниченной только | | | |возможностью получения ссуд на открытом ссудном рынке, которым | | | |правительство не может манипулировать. (Hayek; 1976, р. 93) | | | |Иностранные твердые валюты уже теснят рубль. После окончания первой | | | |мировой войны четыре больших гиперинфляции (в Австрии, Венгрии, Польше | | | |и Германии) окончились не в тот момент, когда центральные банки этих | | | |стран сократили эмиссию, но когда их правительства заявили о решимости | | | |сбалансировать бюджет и прекратить финансирование дефицита с помощью | | | |займов у центрального банка (Sargent, 1982). "В Австрии, Венгрии, | | | |Польше и Германии гиперинфляцию остановили, во-первых, создав | | | |независимый центральный банк с правом отказывать правительству в | | | |предоставлении необеспеченных кредитов, и, во-вторых, одновременно | | | |измененив режим фискальной политики" (Sargent; 1982, р. 89). | | | |Предположительно то же самое необходимо и для рубля, а вовсе не | | | |подавление альтернативных валют или получение стабилизационных фондов | | | |от международных финансовых организаций. | | | |Россияне, с которыми я обсуждала эту тему, убеждены, что появление | | | |альтернативных денежных инструментов приведет к дальнейшему падению | | | |ценности рубля. Но причиной этого обесценивания рубля будет нежелание | | | |правительства отказаться от возможности финансировать дефицит бюджета | | | |за счет денежной эмиссии и от произвольного повышения заработной платы | | | |и других платежей. При свободной банковской системе большая доступность| | | |денег, размениваемых на твердую валюту, окажет понижающее давление на | | | |курс рубля по отношению к доллару. Если при этом правительство | | | |преуспеет в контроле эмиссии, курс рубля по отношению к твердым валютам| | | |и банкнотам, конвертируемым в эти валюты, стабилизируется. По мере | | | |того, как правительство станет получать в виде налогов конвертируемые | | | |частные деньги, оно сможет их использовать для скупки рублей и вывода | | | |их из обращения. Общее предложение денег, конечно, будет включать как | | | |правительственную эмиссию рублей, так и банкноты и вклады в частных | | | |банках; но денежное предложение уже сейчас включает иностранные валюты,| | | |а займы, предоставляемые частными банками, сократят спрос на рублевые | | | |займы. | | | |В-третьих, обстоятельства в рублевой зоне иные, чем существовали в | | | |Шотландии или в Швейцарии, в Швеции или в США во времена свободного | | | |банковского дела. Одно очевидное различие представляют современные | | | |средства связи -- радио, телевидение, электронные средства связи, хотя | | | |они и развиты в СНГ не так хорошо, как в Западной Европе или в США. Нет| | | |необходимости отправлять информацию или банкноты почтой или на лошадях,| | | |а не по воздуху. [См. обсуждение деталей технологии установления цен на| | | |банковские билеты у Gorton (1992).] Хотя Россия (и особенно СНГ в | | | |целом) очень обширна, можно предположить, что банкноты будут | | | |возвращаться в банк-эмитент относительно быстро, даже если обращаться | | | |будут на большом отдалении, и что будет доступна информация о | | | |деятельности различных банках на всем пространстве обращения денег. | | | |Современные средства связи ослабляют опасение Фридмана, что "отдельные | | | |люди могут оказаться в договорных отношениях с теми, кто живет вдали от| | | |них и с кем они мало знакомы, и между эмиссией обязательства и | | | |предъявлением требования о его выполнении может пройти много времени" | | | |(Friedman; 1960, р. 60). | | | |Другое отличие в том, что принципы частной собственности и личного | | | |богатства не столь укоренены или прочны в странах СНГ, как это было в | | | |Шотландии, где неограниченная ответственность собственников так надежно| | | |защищала вкладчиков и держателей банкнот шотландских банков, или в США,| | | |где некоторые штаты потребовали от банкиров перехода к режиму | | | |неограниченной ответственности и, тем самым, сделали неприменимыми свои| | | |законы о банках. Альтернативным подходом может быть требование о | | | |наличии первоначального капитала -- не для защиты клиентов от | | | |чрезмерного выпуска банкнот или от ошибок в решениях о выдаче кредитов,| | | |но для гарантии того, что владельцы сами чем-то рискуют и что они | | | |заинтересованы в успехе банка. | | | |Похоже, что в республиках бывшего Советского Союза проблема доверия к | | | |банкам -- и к их владельцам -- также стоит иначе, чем в исторических | | | |образцах. Республиканские правительства проявили бы мудрость, если бы | | | |не стали убеждать публику в надежности банков или брать на себя | | | |ответственность за их платежеспособность, но всего лишь гарантировали | | | |бы доступность информации о банках. Может быть, будет полезно, чтобы | | | |первые частные банки были созданы хорошо известными иностранными | | | |банками с устоявшейся репутацией, или людьми, вызывающими доверие. | | | |Почему не достаточно валютного управления | | | |У меня нет возражений против денег, выпускаемых валютным управлением на| | | |базе корзины валют, и правительственные деньги, конвертируемые в одну | | | |или несколько твердых валют, были бы хорошим дополнением для системы | | | |свободных банков. Но без нового законодательства о банках | | | |конвертируемая валюта попадет в ловушку существующей огосударствленной | | | |банковской системы с ее ограничениями на конвертацию вкладов в | | | |наличность, с ее контролем процентов на вклады и ссуды. Нужна не | | | |параллельная валюта или валюты, а параллельная система банков. | | | |Минимальная система позволит создание банков на выше описанных | | | |условиях, но без права эмитировать собственные банкноты; тогда деньги, | | | |выпущенные валютным управлением, были бы единственной альтернативой | | | |рублю. Ограничение на эмиссию банкнот было бы искусственным | | | |ограничением спроса публики на валюту в условиях, когда публика еще не | | | |приучена к использованию чеков, а банковские переводы занимают много | | | |времени. | | | |Более либеральная система позволит частным банкам эмитировать | | | |собственные деньги, основанные на валюте, эмитируемой валютным | | | |управлением. Это придаст дополнительную гибкость предложению денег, но | | | |по прежнему принудит банки продавать валютному управлению твердую | | | |валюту в обмен на резервы. Частная банковская система может привлечь | | | |больший объем вкладов в твердой валюте (а значит, быстрее устранить | | | |преимущество иностранных правительств, валюты которых используются | | | |странами СНГ), если не будет существовать валютного управления, в | | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|