| |||||
МЕНЮ
| Валютный клиринг: Мировой опыт и его значение для стран СНГ|ОС MVS/ESA (в апреле-мае 1998 г. должна быть установлена операционная | |система OS/390); | |монитор транзакций CICS v.4; | |дисковые подсистемы памяти RAMAC2 и RAMAC3; | |СУБД DB2 v.3; | |система передачи сообщений MQSeries v.1.1.2. | |Особенности нового оборудования позволяют на одном физическом | |вычислительном комплексе вести эксплуатацию автоматизированных систем, а | |также разработку и тестирование новых версий ПО. Возможности же | |наращивания вычислительной мощности ЦВК практически не ограничены. | | | |В ближайшем будущем предполагается при помощи системы MQSeries постепенно| |подключить к ЦВК всех участников расчетов (в первую очередь центральные | |офисы коммерческих банков), что позволит коммерческим банкам управлять | |платежами в режиме реального времени. | | | |Перспективными проектами развития ЦВК являются создание центрального | |архива платежной системы и резервного вычислительного центра. | | | |Интервал | |Время, с | |Примечания | |От получения файла сообщений в производственную сеть до его отправки в систему | |BISS | |От передачи файла из производственной сети в систему BISS до получения ответного | |сообщения | | | |в том числе обработка сообщения в системе (в среднем) | |По отдельным сообщениям (это касается в первую очередь получения отчетов) | |время может достигать нескольких минут. Проводимые в настоящее время работы по | |оптимизации алгоритмов обработки должны позволить уменьшить это время на порядок | |На обработку сообщения от момента его получения до раскладки в "почтовые ящики&qot| |участников системы | |По отдельным сообщениям время достигает нескольких минут | |На раскладку сообщений, полученных от системы BISS, в "почтовые ящики&qot | |участников системы | |Основные программно-технические комплексы и возможности системы | |В промышленной эксплуатации в настоящее время находятся следующие подсистемы | |пускового комплекса: | |1. Программно-технический комплекс (ПТК) ядра системы BISS, осуществляющий в | |том числе входной контроль сообщений, расчеты по коррсчетам банков, обработку | |системных и формирование выходных сообщений. | |2. ПТК подсистемы "Управление межбаковскими расчетами НБ РБ", | |осуществляющийзадание условий расчетов в системе, контроль и управление ими. | |3. ПТК подсистемы контроля межбанковских расчетов, осуществляющий среди | |прочего установку режимов работы системы и участников системы, а также | |контроль платежей. | |4. ПТК управления платежами банка, осуществляющий в том числе мониторинг | |платежей, установку режимов работы систем банковских учреждений, управление | |очередью ожидания средств. | |5. Интерфейсный комплекс, осуществляющий среди прочего контроль форматов | |сообщений. | |В системе используются средства криптографической защиты информации на базе | |алгоритмов DES и RSA и система электронной подписи платежных сообщений, | |осуществляется синтаксический и семантический контроль сообщений. | | | |Значения основных временных интервалов обработки сообщений в системе приведены | |в таблице. | |Контрольные имитационные расчеты показали, что программно-технические средства | |пускового комплекса системы BISS обеспечивают проведение межбанковских расчетов на| |уровне 7 тыс. платежных сообщений в день или 1 тыс. сообщений в час при пиковой | |нагрузке. | | | |По решению комиссии по приемке пускового комплекса системы BISS, в которую входили| |представители НБ РБ, ГП БМРЦ и Ассоциации белорусских банков, межбанковские | |расчеты через него в настоящее время предусматривается осуществлять по усмотрению | |банков независимо от суммы перевода. Объем срочных платежей, обрабатываемых через | |BISS, постепенно нарастает: в середине марта он составлял уже 20-25% суммы всех | |платежей. При этом очень важным является то, что при правильной подготовке | |электронных платежных сообщений 100% платежей, проходящих через BISS, | |обрабатываются в настоящее время без потерь. | | | |Реализация системы потребовала разработки комплекса "Управление платеами банка в | |BISS», предназначенного для администрирования процесса расчетов головного банка и | |его филиалов в течение всего банковского дня, и ряда других программных систем, а | |также доработки или существенной переработки таких продуктов, как и | |"Централизованныйоперационный день», а также ПТК "Телебанк», входяего в СПИ и | |обеспечивающего обмен электронными образами платежных документов между банками и | |БМРЦ. | | | |Параллельно с освоением системы расчетов на валовой основе в БМРЦ ведутся работы | |по модернизации клиринговой системы платежей, не проходящих через BISS (так | |называемых прочих платежей). Клиринговая система расчетов основана на действующей | |системе расчетов с использованием ранее установленных структур формирования и | |передачи банками платежных сообщений в файлах. Первый этап ее модернизации | |(осуществляется с октября 1997 г.) связан с внедрением программного обеспечения по| |осуществлению взаимозачета на основе клиринга по платежным сообщениям банков. | | | |Таким образом, в 1998 г. фактически начата опытно-промышленная эксплуатация не | |только системы BISS, но и всей модифицированной автоматизированной системы | |межбанковских расчетов (АС МБР). | | | |Процесс обновления программно-технической платформы в ходе промышленной | |эксплуатации BISS будет происходить поэтапно в течение по меньшей мере нескольких | |лет. При этом темпы внедрения последующих модификаций BISS будут точно | |соизмеряться с возможностями банков и их филиалов, а применение обязательных | |нормативов на ближайшее время не планируется. | | | |Проблемы и поиски их решения | |Параллельно с новыми организационными, техническими и правовыми вопросами, | |связанными с запуском системы BISS, приходилось учитывать и ряд изменений в работе| |платежной системы, введенных с начала 1998 г.: | |отказ НБ РБ от предоставления коммерческим банкам дневного овердрафта средств на | |их корреспондентских счетах и введение новых рыночных механизмов обеспечения | |ликвидности для банков на базе операций с ценными бумагами; | |введение новой Инструкции о порядке исполнения республиканского бюджета по | |доходам, что привело к изменению технологии зачисления в доход бюджета налогов, | |обязательных платежей и иных поступлений, уплачиваемых юридическими и физическими | |лицами в национальной валюте. | |Это не могло не добавить сложностей при внедрении системы. | | | |Разработка системы BISS потребовала серьезной модернизации технологии обработки | |платежей не только в БМРЦ, но и в банках. Однако гораздо серьезнее и сложнее | |технических проблем, чем это оценивали некоторые специалисты, оказались проблемы | |правовой и договорной базы. Например, одним из проблемных при заключении новых | |договоров между БМРЦ и банками оказался вопрос о размере возмещения возможных | |убытков банков в случаях неисполнения БМРЦ своих обязанностей. Требование банков о| |возмещении убытков в полном размере вполне понятно, однако сегодня оно не | |соответствует финансовым возможностям БМРЦ, так как его тарифная политика строится| |на бесприбыльной основе. | |Краткая справка о межбанковских расчетах в РБ | | | |По состоянию на 1 марта 1998 г. во внутренней платежной и расчетной системе РБ | |работали 30 банков-участников, включая НБ РБ, и одна небанковская финансовая | |организация, а также свыше 600 их филиалов. В 1997 г. они ежемесячно проводили в | |среднем около 2,3 млн. безналичных внутренних межбанковских платежей, которые | |обрабатывались оператором платежной системы РБ - государственным предприятием | |"Белорусский межбнковский расчетный центр» (ГП БМРЦ). | | | |ГП БМРЦ, входящий в структуру НБ РБ, является самостоятельным субъектом в его | |структуре, занимающимся автоматизированной обработкой информации для проведения | |межбанковских расчетов в РБ. На него возложены эксплуатация банковской сети | |телекоммуникаций, центрального вычислительного комплекса и его региональных узлов,| |разработка и сопровождение программных прикладных средств, участие в разработке | |новых технологий автоматизированных расчетов и правовой базы для их практической | |реализации, определение процедур внутренних расчетов и их оперативное исполнение в| |течение дня на основании договора с НБ РБ. БМРЦ также оказывает банкам широкий | |диапазон информационных услуг, услуги по коллективному доступу в сеть SWIFT и | |централизованной обработке бухгалтерских данных "опердня». БМРЦ яляется также | |разработчиком и оператором системы BISS. | | | |Общее и методическое руководство и контроль за проведением и завершением | |межбанковских расчетов, соблюдением режимов платежей и работы коррсчетов в РБ | |осуществляет Департамент платежной системы и информатизации НБ РБ. | |Ряд рекомендаций в адрес НБ РБ и ГП БМРЦ был сделан и комиссией по приемке | |пускового комплекса системы BISS. В частности, была отмечена актуальность | |обеспечения хранения средств резервного фонда для регулирования кредитных ресурсов| |на коррсчете банка и их использование для поддержания текущей ликвидности с | |обязательным обеспечением банком в течение месяца среднедневных резервных | |требований. | | | |Комиссия также рекомендовала НБ РБ путем правого регулирования реализовать | |возможность применения электронных документов в безналичных расчетах на всех | |стадиях осуществления переводов денежных средств, и на решение вопросов скорейшего| |принятия законодательного акта об электронном документе и цифровой подписи к нему | |будут в ближайшее время направлены усилия НБ РБ и коммерческих банков. | | | |Создание Рабочей группы по доработке BISS при Ассоциации белорусских банков, | |проведение НБ РБ ряда крупных совещаний с представителями коммерческих банков и | |другие организационные меры, предпринятые в феврале-марте 1998 г., позволили | |выработать согласованные со всеми пользователями новой системы подходы к ее | |дальнейшему совершенствованию и перспективному развитию. | |Планируется, что первая очередь системы BISS будет сдана в промышленную | |эксплуатацию в январе 1999 г. после завершения выполнения дополнительных | |организационно-методических, нормативно-правовых и технических мероприятий. | |Банки также высказались за доработку ряда утвержденных НБ РБ | |нормативно-инструктивных документов, особенно в части более детальной | |регламентации правил ведения новой формы расчетов, включая вопросы обеспечения | |безопасности. | |При этом | | | | | | | | | | | | | |некоторые банки самостоятельно предприняли попытку разработки типовых положений, | |организационно-распорядительной документации и рекомендаций по работе с BISS в | |банке-пользователе. | | | | | | | Значение Клиринга для стран СНГ текущие проблемы. | | | | | | | | | |Значение Клиринга для стран СНГ текущие проблемы. | | | |Для республик бывшего Советского Союза и Содружества независимых | | | |государств (СНГ) главной проблемой является создание денежной системы, | | | |отвечающей нуждам экономической реформы и переходного периода от | | | |социализма и центрального планирования к рыночной экономике. | | | |Текущая ситуация | | | |Внутренняя и межреспубликанская торговля рухнула из-за отсутствия | | | |подходящих средств обмена. Частично ответственна гиперинфляция: на фоне| | | |общего роста уровня цен трудно оценить информацию, содержащуюся в | | | |относительных ценах, а потому трудно заключать контракты и строить | | | |планы на будущее в условиях высоких и непостоянных темпов инфляции. Но | | | |немалая ответственность за нынешние трудности лежит и на советской | | | |банковской системе. | | | |Рублевые депозиты предприятий не легко обратимы в наличность; в | | | |условиях центрального планирования наличные средства использовались | | | |почти исключительно для выплаты заработной платы. За поставки машин и | | | |материалов следовало платить банковскими переводами безналичных. | | | |Президиум Верховного Совета в конце января 1992 г., когда эта система | | | |уже почти рухнула, подтвердил эти ограничения (Bush, 1992). В середине | | | |1990-го года авторы плана "500 дней" отметили, что обменный курс между | | | |наличными и безналичными деньгами составляет 1:3 (Yavlinsky et al.; | | | |1991, р. 75). В операциях на недавно заработавшей товарной бирже | | | |сохраняется то же соотношение. | | | |В условиях централизованного планирования задачей центрального банка | | | |было не просто выдавать и собирать коммерческие кредиты (или даже | | | |контролировать объем денег в обращении), но выдавать кредиты в | | | |соответствии с плановыми решениями и, таким образом, обеспечивать | | | |выполнение планов. Произведенная продукция поставлялась государству, и | | | |от него же получали все нужное для производства. Фактически | | | |существовала централизованная система бартера. Министерства являлись | | | |совладельцами банковских депозитов предприятий. | | | |После провала начатой в июле 1987 г. попытки создать коммерческие (но | | | |по-прежнему принадлежащие государству) банки, передав им активы | | | |государственного банка, в 1990 г. министерства и госпредприятия начали | | | |создавать банки (IMF, 1991: 2, pp. 107--115; Vadilov, 1991). Эти банки | | | |задуманы для снабжения своих владельцев кредитами и непохоже, что они | | | |будут функционировать как коммерческие банки, работающие ради прибыли; | | | |госбанк может предоставлять им межбанковские кредиты. Таким образом, | | | |при всех изменениях еще не произошла передача права принятия | | | |инвестиционных решений от правительства рынку. Новые кооперативы -- а | | | |многие из них были созданы внутри госпредприятий -- учредили ряд | | | |кооперативных банков. Они также выдают кредиты своим владельцам, но | | | |более приспособлены к осуществлению коммерческих операций. | | | |В конце 1989 г. имел место один из самых причудливых эпизодов в истории| | | |центральных банков: республиканские правительства учредили собственные | | | |"центральные" банки, и по крайней мере часть из них принялась | | | |накачивать рубли в обращение для покрытия дефицита республиканских | | | |бюджетов. Руководитель государственного банка заявил, что главным | | | |нарушителем равновесия была Россия (Lloyd, 1991). Все выглядело так, | | | |как если бы республики соревновались -- кто напечатает больше денег | | | |прежде, чем рубль окончательно обесценится. [Бенджамин Клейн (Benjamin | | | |Klein; 1974, р. 439) пишет: "В истории редки примеры конкурентной | | | |эмиссии одной валюты. ... Имеющиеся примеры свидетельствуют о наличии | | | |сильных стимулов к чрезмерной эмиссии". Поведение бывших советских | | | |республик дает еще один пример тому.] Центральное правительство | | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|