| |||||
МЕНЮ
| Валютный клиринг: Мировой опыт и его значение для стран СНГ| |финансировало свой дефицит из того же источника. | | | |Могла бы или нет Россия или СНГ восстановить контроль над эмиссией | | | |денег, но другие республики, особенно Украина, стремились завести | | | |собственные деньги, прежде всего, для того, чтобы предотвратить перелив| | | |рублей из России. Украина начала печатать купоны, которые должны стать | | | |основной национальной валюты, в январе 1992 г. (Uchitelle, 1992). | | | |Предполагается, что в будущем и Украина и Россия создадут стабильные | | | |деньги, и тогда межреспубликанская торговля опять воспрянет. Такого | | | |будущего может быть придется ждать долго. | | | |Нынешней реальностью является унаследованный от коммунистических систем| | | |банков и торговли легализованный бартер. Крупные авиазаводы начали | | | |штамповать алюминиевые кастрюли, чтобы было чем расплачиваться за | | | |поставки. Поскольку предприятия стремятся улучшить снабжение своих | | | |работников, на мясо можно выменять почти что угодно. Такие дефицитные и| | | |высокоценимые товары как автомобили иногда котируются на бирже в тоннах| | | |пшеницы (Bamnger, 1991). Угольщики Кузбасса зимой 1991--1992 года | | | |пытались выменивать уголь на сахар. Ассоциация частных фермеров | | | |выменивала мясо и другие продукты на колесные трактора и др. технику | | | |(Banerjee, 1991). Даже непьющие запасали водку для обмена (Albright, | | | |1991). И предприятия и потребители предпочитают владеть товарами, а не | | | |рублями; накопление запасов стало стандартным поведением. | | | |Из-за чрезмерной концентрации производства, когда доля отдельных | | | |производителей доходила до 85--100 процентов всего выпуска, особенно | | | |важна роль межреспубликанской торговли (IMF; 1991: 2, pp. 16, 40). В | | | |июле 1991 г. небольшое предприятие с Дальнего Востока России сообщило, | | | |что испытывает трудности с получением стали для изготовления | | | |водонагревателей. И это небольшое предприятие являлось единственным | | | |поставщиком бойлеров для всей территории бывшего СССР (FBIS; 29 July, | | | |1991, р. 53). В 1988 г. для всех республик кроме России объем | | | |межреспубликанской торговли превосходил 30 процентов объема валового | | | |производства, а в 12 республиках -- более 40 процентов (The Economist; | | | |1991, р. 77). | | | |Из-за быстрого обесценивания рубля в торговле начали использовать | | | |доллар США и другие твердые валюты. [О сегодняшней атмосфере бизнеса | | | |см. Copetas (1991).] По разным оценкам на руках у населения сейчас от 2| | | |до 10 млрд. долл. и других твердых валют. О недоверии к денежной | | | |политике правительства свидетельствует высказывание человека, который в| | | |феврале 1992 г. был в США с официальным визитом: "свою твердую валюту я| | | |храню дома". Привлекательность доллара сказывается в его более высокой | | | |покупательной способности -- сравнительно как с официальным, так и с | | | |черным курсом (Ignatius and Hays, 1992). В то же время государства, | | | |возникшие на месте СССР, унаследовали внешний долг более чем в 60 млрд.| | | |долл. | | | |В общем, как внутренняя, так и внешняя торговля республик страдает | | | |из-за отсутствия нормальных средств обмена. И для внутренней и для | | | |межреспубликанской торговли нужны хорошие деньги, и как можно быстрее | | | |-- без этого не удается использовать существующие ресурсы. Республикам | | | |нужна система коммерческих банков и им следовало бы вовлечь в оборот | | | |запасы твердой валюты, принадлежащей их гражданам. [Маккиннон (McKumon;| | | |1979, р. 251--254) считает одним из факторов успеха плана Маршалла | | | |создание европейского платежного союза, в фонд которого США внесли -350| | | |млн. долл. Платежный союз, в котором доллар служил единицей учета, | | | |сделал европейские валюты конвертируемыми и возродил торговлю. При этом| | | |перелив капитала из США составил только 4 процента ВНП.] | | | |Свободное банковское дело: история | | | |Свободную банковскую систему отличает возможность беспрепятственно | | | |учредить банк и беспрепятственно выпускать банкноты -- при минимальном | | | |правительственном вмешательстве. Роль правительства ограничена (если не| | | |считать предоставления соответствующего законодательства) наблюдением | | | |за выполнением договоров и законов, запрещающих жульничество и другие | | | |формы преступной деятельности. В такой системе нет центрального банка, | | | |и никто не приходит на помощь банкротам. | | | |После публикации работ Ф. Хайека 1976 и 1978 гг. о конкурентных | | | |валютах, история и теория частной эмиссии конкурирующих валют привлекла| | | |повышенное внимание западных экономистов. Делаются известными новые | | | |примеры. В большинстве случаев все банки использовали одну и ту же | | | |резервную валюту или стандарт ценности, в которую конвертировались | | | |прочие деньги. Смысл предложения Хайека заключался в конкуренции между | | | |валютами с разными единицами номинации. Ему казалось возможным, что в | | | |результате конкуренции возникнет валютный стандарт, имеющий постоянную | | | |покупательную способность относительно корзины сырьевых товаров. | | | |Главным в его (и других ученых) аргументах было то, что | | | |правительственная монополия на эмиссию денег и на определение стандарта| | | |ценности настолько извратила ситуацию, что у рынка просто не было | | | |возможности поэкспериментировать с эмиссией денег, которые могли бы | | | |подойти потребителю. | | | |Независимо от того, какой могла бы стать законченная система с | | | |конкурирующими частными деньгами, исторические данные говорят нам о | | | |том, чего можно ожидать от подобной системы, независимо от того -- | | | |используют или нет все банки одинаковый валютный стандарт. | | | |Наиболее интересен исторический опыт Шотландии от 1716 г., когда пала | | | |монополия Шотландского банка, до 1845 г., когда был принят закон об | | | |окончательной монополии банка Англии на эмиссию денег. Уайт (White, | | | |1984) обобщил этот опыт и сравнил его с опытом Англии. В Шотландии | | | |ничто не препятствовало учреждению новых банков. Все банки кроме трех | | | |были основаны как фирмы с неограниченной ответственностью, так что их | | | |владельцы в случае банкротства должны были нести ответственность перед | | | |вкладчиками и держателями банкнот. С 1765 г. был запрещен выпуск мелких| | | |банкнот и принято требование оплачивать банкноты по предъявлению, что | | | |сделало незаконным прежнюю практику, в соответствии с которой банк мог | | | |оплатить предъявленные банкноты с задержкой на 6 месяцев, выплачивая за| | | |этот период проценты держателям. Таковы были единственные формы | | | |регулирования. | | | |В Англии, напротив, на протяжении большей части этого периода выпуск | | | |банкнот был запрещен, если в банке было более 6 совладельцев; после | | | |1826 г. была разрешена эмиссия банкнот банкам, расположенным на | | | |расстоянии более 65 миль от Лондона. Уровень банкротств в Англии более | | | |чем в 4 раза превосходил соответствующий показатель для Шотландии, и | | | |убытки зачастую ложились на держателей банкнот, тогда как в Шотландии, | | | |как правило, убытки покрывались владельцами банков (White; 1984, р. | | | |47). | | | |В США "свобода" банков означала не свободу предпринимательства, а | | | |возможность учреждения банка без специального разрешения | | | |законодательных органов. Опыт США отличается крайней пестротой, | | | |поскольку законы некоторых штатов работали вполне хорошо, а в некоторых| | | |были просто чудовищны. Даже внутри штатов, как правило, не разрешалось | | | |создавать банковские филиалы. Некоторые штаты использовали банки как | | | |рынок для своих облигаций и требовали от них скупать облигации для | | | |обеспечения эмитируемых банкнот, но при этом требовали, чтобы облигации| | | |учитывались не по рыночной оценке, а по номинальной цене. Эмитенты были| | | |привязаны к номинальной цене облигаций, и если последняя превышала | | | |рыночный курс, банки (даже в случае банкротства) могли получить | | | |мгновенную прибыль за счет эмиссии банкнот, обеспеченных ценными | | | |бумагами штата. Согласно Рокофу (Rockoff, 1975) эти правовые | | | |ограничения стали причиной возникновения крайне рискованных (диких) | | | |форм банковской практики, характерных для одних штатов и неизвестных в | | | |других; другим результатом была неспособность банков погашать | | | |эмитированные банкноты в случае обесценивания облигаций штата, что было| | | |результатом невозможности в достаточной степени диверсифицировать | | | |активы. Некоторые штаты оказывались неспособными закрывать | | | |неплатежеспособные банки. | | | |Стабильная система свободных банков, похожая на шотландскую систему, | | | |возникла в штатах Новой Англии -- конкурентный выпуск банкнот, забота о| | | |поддержании номинального курса и система межбанковского клиринга, | | | |начало которой положил бостонский Suffolk Bank. | | | |Стабильная система развилась и в Нью-Йорке, национальном центре | | | |торговли и промышленности. В 1840 г. был принят закон, по которому | | | |облигации штата, служившие обеспечением эмиссии, учитывались по | | | |рыночной цене. В общем случае закон предполагал ограниченную | | | |ответственность банков. Были установлены нижние границы уставного | | | |капитала банков, и если при наличии долгов оказывалось, что уставный | | | |капитал изъят, накладывался запрет на выплату дивидендов владельцам до | | | |тех пор, пока они не возмещали убыль уставного капитала. За изъятие | | | |уставного капитала банк мог подвергнуться ликвидации. Нью-йоркский | | | |закон требовал также наличия резервов в размере 12,5 процента от суммы | | | |эмитированных банкнот, и гарантировал компенсацию тем держателям | | | |банкнот, которым банк отказал в погашении по предъявлению (Rockoff; | | | |1975, р. 70--79, 81). | | | |В Швеции частные коммерческие банки с неограниченной ответственностью | | | |эмитировали банкноты с 1830 по 1904 г, когда эта практика была | | | |запрещена; параллельно ходили деньги государственного банка (Sandberg; | | | |1978, р. 657--665). Один из этих банков сыграл особенно важную роль в | | | |развитии шведской промышленности. Сэндберг (Sanberg; 4978, р. 651) | | | |считает банковскую систему одним из важнейших слагаемых успеха Швеции, | | | |в том числе самых высоких темпов роста ВНП в Европе в период 1870--1914| | | |гг. Банковских банкротств не было (Selgin; 1988, р. 7). | | | |Между 1826 и 1850 гг. швейцарские кантоны разрешали частным банкам | | | |эмитировать банкноты. Пример Швейцарии особенно интересен, потому что в| | | |то время там не существовало единого валютного стандарта и банки были | | | |вольны выбирать денежную единицу. Восемь банков с различными формами | | | |собственности использовали четыре валютных стандарта. Базельский банк, | | | |банкноты которого были деноминованы во французских франках, и | | | |цюрихский, эмитировавший банкноты в брабантских таллерах, принимали | | | |банкноты друг друга по курсу, установленному банком-эмитентом. Время от| | | |времени частные небанковские эмитенты приостанавливали | | | |конвертируемость, но банкротств не было (Weber, 1988). Законы, | | | |ограничивавшие объем эмиссии и устанавливавшие резервные требования, не| | | |влияли на поведение банков, поскольку размер эмиссии неизменно был ниже| | | |разрешенного по закону, а объем резервов в среднем превышал требуемый | | | |законом. | | | |История свободных банков в ряде стран на протяжении длительного периода| | | |-- в Шотландии более 100 лет, в США от 1838 до 1860 гг. -- в целом | | | |гораздо доброкачественнее, чем можно было бы представить по анекдотам о| | | |диких банках. Впрочем, важнейший урок истории требует создания условий,| | | |неблагоприятных для диких банков (т.е. банков, созданных исключительно | | | |с целью выбросить на рынок как можно больше банкнот). | | | |Параллельно с изучением исторических свидетельств развивалась теория | | | |свободных банков. Основные теоретические выводы таковы: 1) система | | | |свободных банков в принципе неифляционна (т. е. не ведет к | | | |систематической сверхэмиссии банкнот); 2) не способствует ценовой | | | |неопределенности; 3) не порождает денежного неравновесия или колебаний | | | |ценности денег; 4) не создает условий для нестабильности -- паник и | | | |бегства депозитов; 5) не ведет к неэффективному использованию ресурсов.| | | |[См. Klein (1974); Glassner (1989); Rockoff (1975); Salsman (1990); | | | |White (1984, 1989a, 1989b); Selgin (1988); Vaubel (1987). Селгин и | | | |Уайт, исходя из исторических фактов и теоретических построений, дают | | | |гипотетическую картину системы свободных банков (Selgin: 1988, chap. 2,| | | |pp. 16--34; White, 1989b).] | | | |Как теория, так и исторические свидетельства говорят, что рынок есть | | | |эффективный и действенный механизм предоставления денег. История | | | |демонстрирует также, что когда правительство решает уничтожить режим | | | |свободного банковского дела, оно (к несчастью) добивается своего без | | | |затруднений, и что это всегда осуществлялось во имя собственных целей | | | |правительства -- чтобы приобрести преимущества монопольной эмиссии и | | | |способности обесценивать валюту. | | | |Система свободных банков для СНГ | | | |В условиях свободной банковской системы каждое из государств-членов СНГ| | | |сможет при желании принять законы, разрешающие частным банкам принимать| | | |вклады в твердой валюте, золоте или других ценностях, и выпускать | | | |банкноты или создавать депозиты, конвертируемые в твердую валюту, | | | |золото, в нефть или в корзину товаров, пользующихся устойчивым спросом | | | |на мировых рынках. Каждое государство затем установит, что банки могут | | | |использовать вклады или банкноты в трансакциях или контрактах без | | | |всяких ограничений, и что правительство будет следить за выполнением | | | |этих контрактов таким же образом и с таким же усердием, с какими оно | | | |принуждает к выполнению контрактов в рублях или любой другой валюте, | | | |выпущенной самим правительством или от его имени; государство также | | | |примет на себя обязанность использовать законы, преследующие | | | |жульничество, подделку ценных бумаг и пр. так же, как оно преследует | | | |аналогичные преступления против собственных денег. | | | |Лицензия на учреждение таких банков должна предоставляться по | | | |удовлетворении некоторых определенных минимальных требований -- имена, | | | |адреса и характеристика собственников (люди с криминальным прошлым | | | |должны быть исключены из числа возможных собственников), копия уставных| | | |документов банка с информацией о договорных обязательствах и | | | |взаимоотношениях с акционерами, вкладчиками и держателями банкнот, а | | | |также с именами и адресами аудиторов. От каждого банка можно | | | |потребовать, чтобы в его названии содержалось стандартное выражение | | | |типа "не государственный", которое свидетельствовало бы, что банк не | | | |принадлежит государству и не поддерживается им, и что его банкноты и | | | |депозиты не застрахованы правительством. Страны СНГ могут решить, что | | | |иностранные юридические и физические лица могут иметь право на | | | |получение банковской лицензии на полное или долевое владение банком. | | | |Законы каждого государства СНГ потребуют, чтобы банки выполняли | | | |договорные обязательства перед держателями банковских билетов и | | | |вкладчиками; в случае невыполнения обязательств правительство закроет | | | |банк в соответствии с существующими правилами о банкротстве частных | | | |банков и уставными требованиями самого банка о порядке удовлетворения | | | |претензий. | | | |Государство может потребовать, чтобы каждый банк обнародовал регулярную| | | |(даже ежедневную) аудиторскую информацию по установленной форме о | | | |состоянии банка, и вывешивал ее во всех отделениях банка и передавал в | | | |печать для публикации. Кроме того, банки должны информировать | | | |правительство и публиковать в печати сведения о количестве напечатанных| | | |банковских билетов; также и все типографии, печатающие банковские | | | |билеты, должны информировать правительство и публику о тиражах банкнот.| | | |Весьма вероятно, что обнародование информации станет обычным и само по | | | |себе, без всякого регулирования. Предполагается, что определенные | | | |требования могут сократить период времени, который потребуется рынку, | | | |чтобы сформировать спрос на информацию, на основании которой можно | | | |оценивать деятельность частных банков. | | | |Правительственное регулирование деятельности этих банков должно | | | |ограничиваться выдачей лицензий и определенными информационными | | | |требованиями. Не следует ограничивать создание отделений или | | | |территориально ограничивать деятельность, не нужно также ограничивать | | | |набор возможных финансовых услуг (включая услуги клиринговых домов). Не| | | |нужны требования к величине резервов и не следует ограничивать величину| | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|