рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Валютный клиринг: Мировой опыт и его значение для стран СНГ

| |финансировало свой дефицит из того же источника. | |

| |Могла бы или нет Россия или СНГ восстановить контроль над эмиссией | |

| |денег, но другие республики, особенно Украина, стремились завести | |

| |собственные деньги, прежде всего, для того, чтобы предотвратить перелив| |

| |рублей из России. Украина начала печатать купоны, которые должны стать | |

| |основной национальной валюты, в январе 1992 г. (Uchitelle, 1992). | |

| |Предполагается, что в будущем и Украина и Россия создадут стабильные | |

| |деньги, и тогда межреспубликанская торговля опять воспрянет. Такого | |

| |будущего может быть придется ждать долго. | |

| |Нынешней реальностью является унаследованный от коммунистических систем| |

| |банков и торговли легализованный бартер. Крупные авиазаводы начали | |

| |штамповать алюминиевые кастрюли, чтобы было чем расплачиваться за | |

| |поставки. Поскольку предприятия стремятся улучшить снабжение своих | |

| |работников, на мясо можно выменять почти что угодно. Такие дефицитные и| |

| |высокоценимые товары как автомобили иногда котируются на бирже в тоннах| |

| |пшеницы (Bamnger, 1991). Угольщики Кузбасса зимой 1991--1992 года | |

| |пытались выменивать уголь на сахар. Ассоциация частных фермеров | |

| |выменивала мясо и другие продукты на колесные трактора и др. технику | |

| |(Banerjee, 1991). Даже непьющие запасали водку для обмена (Albright, | |

| |1991). И предприятия и потребители предпочитают владеть товарами, а не | |

| |рублями; накопление запасов стало стандартным поведением. | |

| |Из-за чрезмерной концентрации производства, когда доля отдельных | |

| |производителей доходила до 85--100 процентов всего выпуска, особенно | |

| |важна роль межреспубликанской торговли (IMF; 1991: 2, pp. 16, 40). В | |

| |июле 1991 г. небольшое предприятие с Дальнего Востока России сообщило, | |

| |что испытывает трудности с получением стали для изготовления | |

| |водонагревателей. И это небольшое предприятие являлось единственным | |

| |поставщиком бойлеров для всей территории бывшего СССР (FBIS; 29 July, | |

| |1991, р. 53). В 1988 г. для всех республик кроме России объем | |

| |межреспубликанской торговли превосходил 30 процентов объема валового | |

| |производства, а в 12 республиках -- более 40 процентов (The Economist; | |

| |1991, р. 77). | |

| |Из-за быстрого обесценивания рубля в торговле начали использовать | |

| |доллар США и другие твердые валюты. [О сегодняшней атмосфере бизнеса | |

| |см. Copetas (1991).] По разным оценкам на руках у населения сейчас от 2| |

| |до 10 млрд. долл. и других твердых валют. О недоверии к денежной | |

| |политике правительства свидетельствует высказывание человека, который в| |

| |феврале 1992 г. был в США с официальным визитом: "свою твердую валюту я| |

| |храню дома". Привлекательность доллара сказывается в его более высокой | |

| |покупательной способности -- сравнительно как с официальным, так и с | |

| |черным курсом (Ignatius and Hays, 1992). В то же время государства, | |

| |возникшие на месте СССР, унаследовали внешний долг более чем в 60 млрд.| |

| |долл. | |

| |В общем, как внутренняя, так и внешняя торговля республик страдает | |

| |из-за отсутствия нормальных средств обмена. И для внутренней и для | |

| |межреспубликанской торговли нужны хорошие деньги, и как можно быстрее | |

| |-- без этого не удается использовать существующие ресурсы. Республикам | |

| |нужна система коммерческих банков и им следовало бы вовлечь в оборот | |

| |запасы твердой валюты, принадлежащей их гражданам. [Маккиннон (McKumon;| |

| |1979, р. 251--254) считает одним из факторов успеха плана Маршалла | |

| |создание европейского платежного союза, в фонд которого США внесли -350| |

| |млн. долл. Платежный союз, в котором доллар служил единицей учета, | |

| |сделал европейские валюты конвертируемыми и возродил торговлю. При этом| |

| |перелив капитала из США составил только 4 процента ВНП.] | |

| |Свободное банковское дело: история | |

| |Свободную банковскую систему отличает возможность беспрепятственно | |

| |учредить банк и беспрепятственно выпускать банкноты -- при минимальном | |

| |правительственном вмешательстве. Роль правительства ограничена (если не| |

| |считать предоставления соответствующего законодательства) наблюдением | |

| |за выполнением договоров и законов, запрещающих жульничество и другие | |

| |формы преступной деятельности. В такой системе нет центрального банка, | |

| |и никто не приходит на помощь банкротам. | |

| |После публикации работ Ф. Хайека 1976 и 1978 гг. о конкурентных | |

| |валютах, история и теория частной эмиссии конкурирующих валют привлекла| |

| |повышенное внимание западных экономистов. Делаются известными новые | |

| |примеры. В большинстве случаев все банки использовали одну и ту же | |

| |резервную валюту или стандарт ценности, в которую конвертировались | |

| |прочие деньги. Смысл предложения Хайека заключался в конкуренции между | |

| |валютами с разными единицами номинации. Ему казалось возможным, что в | |

| |результате конкуренции возникнет валютный стандарт, имеющий постоянную | |

| |покупательную способность относительно корзины сырьевых товаров. | |

| |Главным в его (и других ученых) аргументах было то, что | |

| |правительственная монополия на эмиссию денег и на определение стандарта| |

| |ценности настолько извратила ситуацию, что у рынка просто не было | |

| |возможности поэкспериментировать с эмиссией денег, которые могли бы | |

| |подойти потребителю. | |

| |Независимо от того, какой могла бы стать законченная система с | |

| |конкурирующими частными деньгами, исторические данные говорят нам о | |

| |том, чего можно ожидать от подобной системы, независимо от того -- | |

| |используют или нет все банки одинаковый валютный стандарт. | |

| |Наиболее интересен исторический опыт Шотландии от 1716 г., когда пала | |

| |монополия Шотландского банка, до 1845 г., когда был принят закон об | |

| |окончательной монополии банка Англии на эмиссию денег. Уайт (White, | |

| |1984) обобщил этот опыт и сравнил его с опытом Англии. В Шотландии | |

| |ничто не препятствовало учреждению новых банков. Все банки кроме трех | |

| |были основаны как фирмы с неограниченной ответственностью, так что их | |

| |владельцы в случае банкротства должны были нести ответственность перед | |

| |вкладчиками и держателями банкнот. С 1765 г. был запрещен выпуск мелких| |

| |банкнот и принято требование оплачивать банкноты по предъявлению, что | |

| |сделало незаконным прежнюю практику, в соответствии с которой банк мог | |

| |оплатить предъявленные банкноты с задержкой на 6 месяцев, выплачивая за| |

| |этот период проценты держателям. Таковы были единственные формы | |

| |регулирования. | |

| |В Англии, напротив, на протяжении большей части этого периода выпуск | |

| |банкнот был запрещен, если в банке было более 6 совладельцев; после | |

| |1826 г. была разрешена эмиссия банкнот банкам, расположенным на | |

| |расстоянии более 65 миль от Лондона. Уровень банкротств в Англии более | |

| |чем в 4 раза превосходил соответствующий показатель для Шотландии, и | |

| |убытки зачастую ложились на держателей банкнот, тогда как в Шотландии, | |

| |как правило, убытки покрывались владельцами банков (White; 1984, р. | |

| |47). | |

| |В США "свобода" банков означала не свободу предпринимательства, а | |

| |возможность учреждения банка без специального разрешения | |

| |законодательных органов. Опыт США отличается крайней пестротой, | |

| |поскольку законы некоторых штатов работали вполне хорошо, а в некоторых| |

| |были просто чудовищны. Даже внутри штатов, как правило, не разрешалось | |

| |создавать банковские филиалы. Некоторые штаты использовали банки как | |

| |рынок для своих облигаций и требовали от них скупать облигации для | |

| |обеспечения эмитируемых банкнот, но при этом требовали, чтобы облигации| |

| |учитывались не по рыночной оценке, а по номинальной цене. Эмитенты были| |

| |привязаны к номинальной цене облигаций, и если последняя превышала | |

| |рыночный курс, банки (даже в случае банкротства) могли получить | |

| |мгновенную прибыль за счет эмиссии банкнот, обеспеченных ценными | |

| |бумагами штата. Согласно Рокофу (Rockoff, 1975) эти правовые | |

| |ограничения стали причиной возникновения крайне рискованных (диких) | |

| |форм банковской практики, характерных для одних штатов и неизвестных в | |

| |других; другим результатом была неспособность банков погашать | |

| |эмитированные банкноты в случае обесценивания облигаций штата, что было| |

| |результатом невозможности в достаточной степени диверсифицировать | |

| |активы. Некоторые штаты оказывались неспособными закрывать | |

| |неплатежеспособные банки. | |

| |Стабильная система свободных банков, похожая на шотландскую систему, | |

| |возникла в штатах Новой Англии -- конкурентный выпуск банкнот, забота о| |

| |поддержании номинального курса и система межбанковского клиринга, | |

| |начало которой положил бостонский Suffolk Bank. | |

| |Стабильная система развилась и в Нью-Йорке, национальном центре | |

| |торговли и промышленности. В 1840 г. был принят закон, по которому | |

| |облигации штата, служившие обеспечением эмиссии, учитывались по | |

| |рыночной цене. В общем случае закон предполагал ограниченную | |

| |ответственность банков. Были установлены нижние границы уставного | |

| |капитала банков, и если при наличии долгов оказывалось, что уставный | |

| |капитал изъят, накладывался запрет на выплату дивидендов владельцам до | |

| |тех пор, пока они не возмещали убыль уставного капитала. За изъятие | |

| |уставного капитала банк мог подвергнуться ликвидации. Нью-йоркский | |

| |закон требовал также наличия резервов в размере 12,5 процента от суммы | |

| |эмитированных банкнот, и гарантировал компенсацию тем держателям | |

| |банкнот, которым банк отказал в погашении по предъявлению (Rockoff; | |

| |1975, р. 70--79, 81). | |

| |В Швеции частные коммерческие банки с неограниченной ответственностью | |

| |эмитировали банкноты с 1830 по 1904 г, когда эта практика была | |

| |запрещена; параллельно ходили деньги государственного банка (Sandberg; | |

| |1978, р. 657--665). Один из этих банков сыграл особенно важную роль в | |

| |развитии шведской промышленности. Сэндберг (Sanberg; 4978, р. 651) | |

| |считает банковскую систему одним из важнейших слагаемых успеха Швеции, | |

| |в том числе самых высоких темпов роста ВНП в Европе в период 1870--1914| |

| |гг. Банковских банкротств не было (Selgin; 1988, р. 7). | |

| |Между 1826 и 1850 гг. швейцарские кантоны разрешали частным банкам | |

| |эмитировать банкноты. Пример Швейцарии особенно интересен, потому что в| |

| |то время там не существовало единого валютного стандарта и банки были | |

| |вольны выбирать денежную единицу. Восемь банков с различными формами | |

| |собственности использовали четыре валютных стандарта. Базельский банк, | |

| |банкноты которого были деноминованы во французских франках, и | |

| |цюрихский, эмитировавший банкноты в брабантских таллерах, принимали | |

| |банкноты друг друга по курсу, установленному банком-эмитентом. Время от| |

| |времени частные небанковские эмитенты приостанавливали | |

| |конвертируемость, но банкротств не было (Weber, 1988). Законы, | |

| |ограничивавшие объем эмиссии и устанавливавшие резервные требования, не| |

| |влияли на поведение банков, поскольку размер эмиссии неизменно был ниже| |

| |разрешенного по закону, а объем резервов в среднем превышал требуемый | |

| |законом. | |

| |История свободных банков в ряде стран на протяжении длительного периода| |

| |-- в Шотландии более 100 лет, в США от 1838 до 1860 гг. -- в целом | |

| |гораздо доброкачественнее, чем можно было бы представить по анекдотам о| |

| |диких банках. Впрочем, важнейший урок истории требует создания условий,| |

| |неблагоприятных для диких банков (т.е. банков, созданных исключительно | |

| |с целью выбросить на рынок как можно больше банкнот). | |

| |Параллельно с изучением исторических свидетельств развивалась теория | |

| |свободных банков. Основные теоретические выводы таковы: 1) система | |

| |свободных банков в принципе неифляционна (т. е. не ведет к | |

| |систематической сверхэмиссии банкнот); 2) не способствует ценовой | |

| |неопределенности; 3) не порождает денежного неравновесия или колебаний | |

| |ценности денег; 4) не создает условий для нестабильности -- паник и | |

| |бегства депозитов; 5) не ведет к неэффективному использованию ресурсов.| |

| |[См. Klein (1974); Glassner (1989); Rockoff (1975); Salsman (1990); | |

| |White (1984, 1989a, 1989b); Selgin (1988); Vaubel (1987). Селгин и | |

| |Уайт, исходя из исторических фактов и теоретических построений, дают | |

| |гипотетическую картину системы свободных банков (Selgin: 1988, chap. 2,| |

| |pp. 16--34; White, 1989b).] | |

| |Как теория, так и исторические свидетельства говорят, что рынок есть | |

| |эффективный и действенный механизм предоставления денег. История | |

| |демонстрирует также, что когда правительство решает уничтожить режим | |

| |свободного банковского дела, оно (к несчастью) добивается своего без | |

| |затруднений, и что это всегда осуществлялось во имя собственных целей | |

| |правительства -- чтобы приобрести преимущества монопольной эмиссии и | |

| |способности обесценивать валюту. | |

| |Система свободных банков для СНГ | |

| |В условиях свободной банковской системы каждое из государств-членов СНГ| |

| |сможет при желании принять законы, разрешающие частным банкам принимать| |

| |вклады в твердой валюте, золоте или других ценностях, и выпускать | |

| |банкноты или создавать депозиты, конвертируемые в твердую валюту, | |

| |золото, в нефть или в корзину товаров, пользующихся устойчивым спросом | |

| |на мировых рынках. Каждое государство затем установит, что банки могут | |

| |использовать вклады или банкноты в трансакциях или контрактах без | |

| |всяких ограничений, и что правительство будет следить за выполнением | |

| |этих контрактов таким же образом и с таким же усердием, с какими оно | |

| |принуждает к выполнению контрактов в рублях или любой другой валюте, | |

| |выпущенной самим правительством или от его имени; государство также | |

| |примет на себя обязанность использовать законы, преследующие | |

| |жульничество, подделку ценных бумаг и пр. так же, как оно преследует | |

| |аналогичные преступления против собственных денег. | |

| |Лицензия на учреждение таких банков должна предоставляться по | |

| |удовлетворении некоторых определенных минимальных требований -- имена, | |

| |адреса и характеристика собственников (люди с криминальным прошлым | |

| |должны быть исключены из числа возможных собственников), копия уставных| |

| |документов банка с информацией о договорных обязательствах и | |

| |взаимоотношениях с акционерами, вкладчиками и держателями банкнот, а | |

| |также с именами и адресами аудиторов. От каждого банка можно | |

| |потребовать, чтобы в его названии содержалось стандартное выражение | |

| |типа "не государственный", которое свидетельствовало бы, что банк не | |

| |принадлежит государству и не поддерживается им, и что его банкноты и | |

| |депозиты не застрахованы правительством. Страны СНГ могут решить, что | |

| |иностранные юридические и физические лица могут иметь право на | |

| |получение банковской лицензии на полное или долевое владение банком. | |

| |Законы каждого государства СНГ потребуют, чтобы банки выполняли | |

| |договорные обязательства перед держателями банковских билетов и | |

| |вкладчиками; в случае невыполнения обязательств правительство закроет | |

| |банк в соответствии с существующими правилами о банкротстве частных | |

| |банков и уставными требованиями самого банка о порядке удовлетворения | |

| |претензий. | |

| |Государство может потребовать, чтобы каждый банк обнародовал регулярную| |

| |(даже ежедневную) аудиторскую информацию по установленной форме о | |

| |состоянии банка, и вывешивал ее во всех отделениях банка и передавал в | |

| |печать для публикации. Кроме того, банки должны информировать | |

| |правительство и публиковать в печати сведения о количестве напечатанных| |

| |банковских билетов; также и все типографии, печатающие банковские | |

| |билеты, должны информировать правительство и публику о тиражах банкнот.| |

| |Весьма вероятно, что обнародование информации станет обычным и само по | |

| |себе, без всякого регулирования. Предполагается, что определенные | |

| |требования могут сократить период времени, который потребуется рынку, | |

| |чтобы сформировать спрос на информацию, на основании которой можно | |

| |оценивать деятельность частных банков. | |

| |Правительственное регулирование деятельности этих банков должно | |

| |ограничиваться выдачей лицензий и определенными информационными | |

| |требованиями. Не следует ограничивать создание отделений или | |

| |территориально ограничивать деятельность, не нужно также ограничивать | |

| |набор возможных финансовых услуг (включая услуги клиринговых домов). Не| |

| |нужны требования к величине резервов и не следует ограничивать величину| |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.