| |||||
МЕНЮ
| Валютный клиринг: Мировой опыт и его значение для стран СНГ| |котором частные банки должны будут держать счета в твердой валюте. Это | | | |утверждение исходит из того, что публика может отнестись с недоверием к| | | |валютному управлению. В конце концов, валютное управление должно быть | | | |создано правительством, а советская история дает много примеров | | | |использования конфискации как инструмента денежной политики. Есть риск,| | | |что правительство захочет, изъяв ценности у валютного управления, | | | |объявить его деньги законным средством платежа (обязательными для всех | | | |физических и юридических лиц), неконвертируемым в резервную валюту. | | | |(Этот риск отпадет, если валютным управлением будет управлять МВФ). | | | |Конкурентная эмиссия денег со свободой выбора денежного стандарта есть | | | |предприятие не более рискованное, чем конкурентная эмиссия денег, | | | |ограниченная валютой валютного управления как единственного денежного | | | |стандарта и единственной резервной валюты. Преимущество свободной | | | |банковской системы с правом выбора денежного стандарта и выпуска | | | |банковских билетов в том, что она делает возможной конкуренцию между | | | |альтернативными резервными валютами. Выбранный денежный стандарт, | | | |скорее всего, будет разным на разных территориях и будет изменяться со | | | |временем, а конкурирующие между собой банки будут реагировать на | | | |изменения спроса более гибко и эффективно, чем валютное управление. | | | |Исходное многообразие денежных стандартов облегчит торговлю внутри СНГ | | | |и со странами Восточной Европы. Действительно свободная банковская | | | |система сможет также привлечь новые отечественные и зарубежные банки, | | | |что облегчит быструю монетизацию хозяйства стран СНГ и аккумуляцию | | | |ресурсов для новых частных предприятий. Наконец, свободная банковская | | | |система дает возможность создать денежные системы, не базирующиеся на | | | |иностранных валютах. Они могут быть обеспечены золотом либо | | | |предлагаемыми в теоретической литературе разнообразными товарными | | | |стандартами, имеющими стабильную покупательную способность на мировых | | | |рынках. [Если политика стабилизации рубля увенчается успехом, | | | |появляется предложенная Милтоном Фридманом (M. Friedman; 1984, pp. | | | |48--52) возможность перехода к денежной системе, работающей без | | | |центрального банка: заморозить эмиссию рублевой наличности и | | | |беспроцентных рублевых депозитов в центральном банке (деньги повышенной| | | |покупательной силы). Тогда рубль превратится для частных банков в одну | | | |из конкурирующих резервных валют.] | | | |Переход | | | |Обычный подход западных экономистов к задаче перехода централизованно | | | |планируемого социалистического хозяйства на рельсы рыночной экономики | | | |заключается в том, чтобы превратить существующие институты командной | | | |экономики в аналогичные рыночные учреждения. Возьмите государственный | | | |банк и превратите его в двух-уровневую банковскую систему: независимый | | | |центральный банк и конкурирующие коммерческие банки. Превратите | | | |предприятия оборонной промышленности в конкурирующих производителей | | | |потребительских товаров. Превратите государственные монополии в | | | |акционерные компании, заинтересуйте управляющих участием в прибылях, и | | | |уповайте на то, что предприятия будут вести себя так же, как частные | | | |корпорации. Продайте квартиры в государственном доме и назовите это | | | |кондоминиумом. Возьмите организацию, которая разрешала конфликты между | | | |предприятиями ориентируясь на цели центрального плана, и превратите ее | | | |в суд, разрешающий коммерческие конфликты между частными предприятиями.| | | | | | | |Такого рода конверсия может оказаться действенной, либо нет. | | | |Параллельный подход в том, чтобы позволить и облегчить развитие | | | |институтов рыночной экономики "с нуля". Тогда, если конверсия старых | | | |институтов окончится неудачей, их можно будет закрыть, отправить на | | | |дно, списать, ликвидировать или просто позволить исчезнуть по мере | | | |того, как их место займут новые институты. Деньги и банковское дело -- | | | |хорошая стартовая площадка. | | | |Денежная реформа: достаточно ли одной свободы? | | | |Проблема денежной реформы | | | |Почему это важно и что из этого следует практически для перспектив | | | |денежной реформы в странах СНГ? По моему мнению, это очень важно, | | | |поскольку отсюда следует, что хотя свободные банки могут повысить | | | |эффективность существующего валютного стандарта, но конкуренция валют | | | |не столь уж хорошее средство создания нового стандарта (или стандартов)| | | |вместо уже существующего. Причины этого, как я уже отметил, вполне | | | |ясны. В прошлом свободные банковские системы не имели никакого | | | |отношения к выбору или возникновению денежных стандартов, поскольку те | | | |возникали в результате длительной эволюции, которая исторически и | | | |логически предшествовала возникновению банков. Может быть, сейчас и | | | |возможно было бы ускоренное воспроизведение этого процесса за счет | | | |того, что западные валюты вошли в широкое пользование. Но может | | | |оказаться и так, что результатом будет не быстрое возникновение нового | | | |и более совершенного валютного стандарта, но консервация существующего | | | |положения и замедленное развитие банков -- свободных или несвободных. | | | |На деле: "мешанина из денег, номинованных в рублях, долларах, марках, | | | |йенах, а может быть и в иных валютах, -- которая может стать | | | |результатом предлагаемых ею реформ, -- не слишком отличается от того, | | | |что есть сейчас; просто ситуация станет узаконенной и открытой, в | | | |отличие от нынешней". Но ведь в том-то и вся проблема, что нынешняя | | | |ситуация ужасна, и всякая реформа, достойная этого имени, должна | | | |стремиться к ее быстрому изменению. | | | |Мои опасения можно подкрепить указанием на многочисленные и хорошо | | | |известные ситуации, когда денежный стандарт оставался в употреблении | | | |несмотря на гиперинфляцию, быстро разрушавшую покупательную способность| | | |денег. Хотя при этом параллельно с обесценивающимися деньгами начинали | | | |ограниченно ходить другие валюты, традиционные деньги сохраняли свою | | | |роль главного инструмента обмена до тех пор, пока инфляция не | | | |заканчивалась. Причем нередко прекращение инфляции знаменовалось тем, | | | |что правительство вводило новую денежную единицу. Все это мы можем | | | |наблюдать в странах СНГ, где быстро обесценивающийся рубль остается | | | |главным инструментом обмена, хотя в ходу и альтернативные инструменты | | | |главным образом бартер. Хотя не приходится отрицать, что результатом | | | |конкурентной эмиссии будет повышение доверия к более стабильным | | | |денежным единицам, нельзя быть уверенным в том, что подобная система | | | |осуществима. | | | |Очень реальна вероятность, что даже в условиях свободных рынков | | | |низкокачественная валюта на некоторое время сохранит доминирующее | | | |положение, при том что все будут осознавать ее недостатки. Эта давно | | | |известная инерция благосклонна к низкокачественным, но традиционным | | | |деньгам в ущерб более качественной, но только возникающей валюте. | | | |Каждый будет сторонником перехода к другим деньгам, но никто не захочет| | | |двинуться первым. В технических терминах речь идет о "сетевом аспекте" | | | |денежного хозяйства. Действие инерции будет особенно выраженным, если | | | |правительство, потребует, чтобы "официальные деньги и впредь являлись | | | |инструментом учета и налоговых платежей". Рассчитывать на то, что силы | | | |свободного рынка смогут привести к замене валютного стандарта, значит | | | |ждать такого ухудшения ситуации, когда перестанут действовать даже | | | |могущественные силы инерции. Мне кажется, что гораздо лучше, если | | | |правительство примет активное участие в отказе от официального | | | |валютного стандарта, что обеспечит сокращение переходного периода -- | | | |хотя, конечно, результат будет не столь хорош, как если бы он был | | | |создан только самодеятельностью рынка. | | | |Валютное управление | | | |Валютное управление дает правительству возможность использовать свои | | | |доминирующие позиции для организации согласованного перехода к более | | | |качественному валютному стандарту. В этом подходе, разумеется, больше | | | |конструктивизма, чем в идее "начать с нуля" и позволить рынку выявить | | | |стандарт. При этом одновременно, возрастает риск сохранения политизации| | | |эмиссионного хозяйства. Отвечая на эту критику, я, прежде всего, хочу | | | |указать, что система с валютным управлением способна предотвратить | | | |манипуляции с базовыми деньгами и при этом способна символизировать | | | |валютный суверенитет. В конце концов, это гораздо лучше, чем система с | | | |центральным банком, эмитирующим независимую валюту. А именно таким | | | |будет выбор большинства членов СНГ, если им придется выбирать между | | | |совершенно свободными банками и центральным банком. | | | |Во-вторых, на деле не приходится говорить о начале с самого нуля. Как я| | | |уже отметил, решение правительства доверить дело рынкам не будет | | | |означать старта с нуля. Соревнование за новый стандарт будет похоже на | | | |скачки, где одна лошадь (пусть хромая) уже прошла полкруга, когда | | | |остальные только вступили на трек. Значит, правительству придется | | | |заботиться о сохранении крайне неудовлетворительного статус-кво. | | | |Наконец, позволить правительству участвовать в формировании нового | | | |валютного стандарта не то же самое, что исключить возможность выбирать | | | |деньги. Например, если молдавское валютное управление выпустит деньги, | | | |базирующиеся на экю, это не должно помешать частным фирмам предложить | | | |банковские услуги на базе, скажем, доллара или золота. Я считаю, что | | | |закон должен предусматривать возможность такого рода конкуренции. | | | |Остается фактом, что благодаря покровительству правительства -- при | | | |любой конкуренции -- почти наверняка победит евро, так же как в случае | | | |бездействия правительства почти наверняка победа достанется рублю. | | | |Результат скачек и здесь будет подтасован, но, по крайней мере, победа | | | |достанется более полноценной лошади. | | | |Еще одно возрожение против валютного управления: есть риск, что | | | |правительство конфискует активы валютного управления, и его деньги | | | |утратят конвертируемость. Этого риска легко избежать с помощью ряда | | | |предосторожностей. Можно учредить валютное управление как частную | | | |фирму, так чтобы ее активы не принадлежали правительству. Можно | | | |зарегистрировать его, например, в Швейцарии, и там же можно хранить | | | |активы. Наконец, можно доверить руководство валютным управлением | | | |иностранцам, и определить их статус таким образом, чтобы полностью | | | |защитить от внутренней политики (Schuler, Selgin and Sinkey; 1991, pp. | | | |14--15). | | | |Итог | | | |Все вышесказанное относится к сравнению относительных достоинств | | | |валютного управления и конкурентной эмиссии в деле предоставления | | | |валютного стандарта. Что касается конкурентного выпуска банкнот, то я | | | |счастлив поддержать радикальное решение, предполагающее свободу | | | |банковского дела. Я также согласен с утверждением Андерсон, что | | | |эффективность системы с валютным управлением только вырастет, если | | | |частным банкам будет позволено эмитировать банкноты только частично | | | |обеспеченные деньгами валютного управления. Это обеспечит достаточную | | | |гибкость эмиссии и позволит адекватно реагировать на сезонные и | | | |циклические колебания спроса. Это также будет способствовать большему | | | |использованию банковских (внутренних) денег, чем правительственных | | | |(внешних), что приведет к вытеснению внешних кредитов внутренними. | | | |Последнее предполагает повышение роли денежной системы в направлении | | | |экономического развития страны. Но именно здесь и есть ахилесова пята | | | |такой точки зрения , а именно банкам необходимо будет выработать схемы | | | |клиринговых расчетов именно в сфере реального производства , товаров и | | | |услуг .В противном случае существует опасность создания «виртуальной | | | |экономики» . Примером такой системы может служить Транспортная | | | |Клиринговая Палата осуществляющая расчеты в сфере авиаперевозок. | | | |Компания «Итера» осуществляющая взаиморасчет за поставки газа в | | | |Белоруссию по средствам валютного клиринга и т.д. | | Транспорно клиринговая Палата – как пример реальной работы по средствам валютного клиринга . После распада СССР в декабре 1991 г. Министерство гражданской авиации было ликвидировано и перестал существовать единый рублевый счет, на который стекалась вся выручка от продажи авиауслуг. Как известно, в СССР существовала одна громадная компания Аэрофлот, внутри которой был налажен централизованный взаиморасчет и поддерживалась договорная дисциплина. Когда на обломках Аэрофлота образовалось множество независимых авиапредприятий возникла реальная угроза получить также и независимость от денег, которые агентства теперь могли спокойно «уводить» от авиаперевозчиков. Агентства находятся ближе всех к реальным деньгам и имеют возможности для разного рода мошеннических действий и различного рода финансовых злоупотреблений. Кроме того, в первое время после дробления Аэрофлота нередко бывали случаи массового хищения бланков билетов. Таким образом, несмотря на то, что билеты заметно подорожали и объем перевозок почти не сократился, авиаперевозчики балансировали на грани разорения. Начало консолидации |В о всем мире у крупных авиакомпаний имеются собственные системы | |резервирования, и некоторые из них переросли сегодня рамки одной фирмы и | |трансформировались в глобальные дистрибутивные системы: Galileo, Amadeus, | |WORLDSPAN и SABRE. Для проведения взаиморасчетов между авиакомпаниями | |применяются глобальные системы взаиморасчетов: BSP IATA и ARC (США). Среди | |автоматизированных систем резервирования билетов на внутреннем рынке России | |можно отметить следующие: «Сирена-2», «Сирена-2.3», «Сирена-2000», проект | |«Сирена-3» и шлюзы из/в системы Габриэль, Amadeus и WORLDSPAN. Однако каждая | |авиакомпания по-прежнему заинтересована в том чтобы продать именно свои места | |агентству, а потом и пассажиру, поэтому, в частности, необходим нейтральный слой| |и гарантия того, что будут обеспечены равные права по распределению билетов. | |Формально ТКП нанимается авиаперевозчиками для осуществления взаиморасчетов по | |перевозкам. Палата, в свою очередь, заключает соглашения с агентствами и | |проводит их аккредитацию. В результате создается нейтральная среда обслуживания | |пассажиров, не зависящая ни от авиакомпании, ни от агентства. Такая среда дает | |пассажиру возможность самому выбирать авиаперевозчика в соответствии только со | |своими потребностями, вкусами и представлениями о маршруте и уровне сервиса. К | |услугам пассажира любая авиакомпания, агентство и система резервирования, а ТКП | |здесь служит гарантом того, что будут соблюдаться интересы всех субъектов | |процесса авиаперевозки. | |Кроме того, ТКП разрабатывает технологии расчетов по грузовым перевозкам, | |правила перевозок и регистрации документов, развивает технологии программного | |обеспечения, организует правовое пространство между участниками системы | |взаиморасчетов. При этом ТКП держит связь с авиационными администрациями СНГ и | |международными организациями: IATA (International Air Transport Associations – | |http://www.iata.org), ICAO, ARC, Всемирным тарифным центром, Международным | |Центром расписаний и т.д. В функции ТКП входят также контакты с компаниями, | |работающими с другими видами транспорта, а также обучение операторов агентств, | |участвующих в воздушных перевозках. | Стремясь положить конец анархии, в конце 1992 г. все участники авиатранспортного процесса подписали Генеральный Договор о взаиморасчетах, соблюдение которого контролировалось общественной организацией – Наблюдательным советом авиапредприятий по взаиморасчетам (НСАВ). Это событие в свою очередь повлекло за собой множество новых проблем, в частности, потому, что в России раньше вообще не было какой-либо системы взаиморасчетов между авиапредприятиями (наиболее распространенная на внутреннем рынке система бронирования билетов «Сирена 2» была рассчитана на работу только с одной авиакомпанией и множеством ее агентств). Напрямую заимствовать другие решения: ARC – система для взаиморасчетов в США или BSP – система взаиморасчетов за международные перевозки в других регионах было невозможно из-за специфических особенностей банковско-финансовой системы, уровня развития телекоммуникаций и соображений государственного суверенитета. Поэтому для выполнения всего комплекса работ, связанных с осуществлением взаиморасчетов в 1994 году была создана Клиринговая палата, позднее преобразованная в Транспортную Клиринговую Палату. Участниками ТКП стали 160 регулярных и 50 чартерных перевозчиков СНГ, а ее учредителями были 22 крупнейшие авиакомпании России и СНГ. Через Комиссию по аккредитации при ТКП прошли около 200 агентств по продаже билетов из СНГ и других стран. Всего было аккредитовано около 15 тыс. агентов, обеспечивающих продажу перевозок на нейтральных бланках ТКП международного образца, принятых взамен старых. Сейчас большинство бывших ведомственных агентств «Аэрофлота» (МГА) получили аккредитацию в ТКП. После того как в 1995 г. был запущен механизм взаиморасчетов, можно было говорить Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|