рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Общественная государственная подготовка

политических условиях, можно сказать, что успех реформы во многом будет

зависеть от того, насколько удастся развить духовные силы общества и его

вооруженных сил.

В России, в силу ее исторической специфики, национальных традиций,

геополитического положения, когда мир для нее был случайностью, а не война,

организации духа армии уделялось всегда большое внимание. Это было не

только предметом особой заботы всех без исключения реформаторов, но и

критерием в оценке эффективности проведенных преобразований. Антон

Керсновский, написавший замечательный труд по истории русской армии,

подчеркивал: «Сущностью русской национальной военной доктрины является

превосходство духа над материей».

Все это делает, как подчеркивается в Концепции чрезвычайно важным

утверждение в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развитие

многовековых духовных традиций Отечества.

Национальные интересы в международной сфере требуют проведения

активного внешнеполитического курса, направленного на упрочение позиций

России как великой державы – одного из влиятельных центров формирующегося

многополярного мира. Основными составляющими этого курса являются:

- формирование на добровольной основе интеграционного объединения

государств – участников Содружества Независимых Государств;

- развитие равноправного партнерства с другими великими державами –

центрами экономической и военной мощи;

- развитие международного сотрудничества в борьбе с транснациональной

преступностью и терроризмом;

- упрочение тех механизмов коллективного управления мировыми

политическими и экономическими процессами, в которых Россия играет важную

роль, и в первую очередь укрепление Совета Безопасности ООН.

Как отмечается в Концепции, приоритетным направлением

внешнеполитического курса России является и будет являться деятельность, но

обеспечению нерушимости границ и территориальной целостности государства по

защите его конституционного строя от возможных посягательств других

государств. Решение этой задачи немыслимо без крепких Вооруженных Сил, без

достаточной заботы об оборонном комплексе страны.

Исходя из вышесказанного, руководителю занятия необходимо раскрыть

национальные интересы в оборонной сфере. Они заключаются, прежде всего, в

обеспечении безопасности личности, общества и государства от военной

агрессии со стороны других государств. Реализация этих целей требует

концентрации усилий общества и государства на планомерном военном

строительстве.

В концепции отмечено, что существующая военная организация для

государства обременительна. Необходимо ее реформировать в ходе военного

строительства, которое должно учитывать изменение баланса сил на мировой

арене и эффективно использовать экономические возможности государств для

обеспечения адекватного реагирования на военные угрозы национальным

интересам Российской Федерации.

Развитие новых информационных технологий повышает значимость

национальных интересов в информационной сфере. Это обуславливает

необходимость сосредоточения усилий общества и государства на решении таких

задач, как защита национальных духовных ценностей, пропаганда национального

культурного наследия, норм морали и общественной нравственности,

обеспечение права граждан на получение достоверной информации.

Применительно к военной сфере, реализация этих концептуальных установок

предусматривает разработку комплекса мер по защите войск (сил) от

негативного информационного воздействия и утечки важной военной информации.

Руководителю занятия важно разъяснить слушателям, что национальные

интересы России носят долгосрочный характер и определяют основные цели на

ее историческом пути, формируют стратегические и текущие задачи внутренней

и внешней политики государства, реализуются через систему государственного

управления.

Необходимым условием реализации национальных интересов России является

возможность самостоятельно решать внутренние политические, экономические и

социальные, задачи, независимо от намерений и позиций иностранных

государств и их сообществ, поддерживать такой уровень жизни населения,

который бы обеспечивал национальное согласие и общественно-политическую

стабильность в России.

Анализ современного внешне- и внутриполитического положения страны,

национальных интересов в различных сферах позволяет определить задачи

Вооруженных Сил Российской Федерации по обеспечению национальной

безопасности страны. Они сформулированы в заключительном разделе Концепции.

3. Задачи Вооруженных Сил Российской Федерации по обеспечению

национальной безопасности страны

В начале изложения этого вопроса рекомендуется отметить, что

обеспечение национальной безопасности страны путем совместной

целенаправленной деятельности государственных и общественных институтов, а

также граждан, принимающих участие в выявлении, предупреждении различных

угроз безопасности личности, общества и государства и в противодействии им,

является обязательным и непременным условием эффективной защиты

национальных интересов России.

Главной целью обеспечения национальной безопасности Российской

Федерации является создание и поддержание такого экономического,

политического, международного и военно-стратегическою положения страны,

которое бы создавало благоприятные условия для развития личности, общества

и государства и исключало опасность ослабления роли и значения Российской

Федерации как субъекта международного права, подрыва способности

государства реализовать свои национальные интересы на международной арене.

Говоря же непосредственно об оборонной сфере, необходимо подчеркнуть,

что в документе определены характер и направленность военного

строительства, основные требования к группировкам войск (сил) по решению

оперативно-стратегических задач в будущей войне, направления их

реорганизации, а также основные принципы обеспечения безопасности

государства в оборонной сфере.

Это позволяет сформулировать исходные данные для разработки, как

военной доктрины России, так и различных ведомственных концепций развития

сил и средств обеспечения безопасности Российской Федерации.

Как отмечается в концепции, обеспечение национальной безопасности

России в оборонной сфере является важнейшим направлением деятельности

государства, предметом постоянного общественного внимания. Главной целью

практической деятельности государства и общества в этой сфере является

совершенствование военной организации РФ для обеспечения возможности

адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникать в XXI веке, при

рациональных затратах на национальную оборону.

Характер этих угроз требует уточнения задач Вооруженных Сил РФ,

оптимизации их структуры и состава, расширения профессионального ядра армии

и флота, совершенствования правовых основ и механизма планирования военного

строительства, а также разработки современных подходов к его экономическому

и финансовому обеспечению с учетом необходимости формирования системы

коллективной безопасности в рамках СНГ.

Россия не стремится поддерживать паритет в вооружениях и вооруженных

силах с ведущими государствами мира и ориентируется на реализацию принципа

реалистического сдерживания, в основе которого лежит решимость адекватно

использовать имеющуюся военную мощь для предотвращения агрессии. Необходимо

подчеркнуть, что для предотвращения войны и вооруженных конфликтов Россия

отдает предпочтение политическим, экономическим и другим невоенным

средствам. Однако пока неприменение силы не стало нормой международных

отношений, национальные интересы Российской Федерации требуют наличия

достаточной для ее обороны военной мощи.

Как зафиксировано в Концепции, Вооруженные Силы Российской Федерации –

основа военной организации государства. Они играют главную роль в

обеспечении национальной безопасности Российской Федерации силовыми

методами.

Важнейшей задачей Вооруженных Сил РФ является обеспечение ядерного

сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной

крупномасштабной или региональной войны, а также осуществления союзнических

обязательств. Для выполнения этой задачи Российская Федерация должна

обладать потенциалом ядерных сил, способных гарантировать нанесение

заданного ущерба любому государству-агрессору либо коалиции государств.

Защита национальных интересов государства, отмечается в Концепции,

предполагает комплексное противодействие военным угрозам регионального и

локального масштаба. Вооруженные Силы России боевым составом мирного

времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушно-

космического нападения и решение задач по отражению агрессии в локальной

войне, а также развертывание группировки войск (сил) для решения задач в

региональной войне. Одновременно Вооруженные Силы страны должны обеспечить

осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности, как

самостоятельно, так и в составе международных организаций.

Концепция исходит из того, что интересы обеспечения национальной

безопасности России и эволюция геополитической обстановки в мире

предопределяют, при соответствующих обстоятельствах, необходимость военного

присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира.

Размещение в этих государствах на договорной основе и на принципах

партнерства ограниченных воинских контингентов (военных баз) во-первых,

должно продемонстрировать, готовность России выполнить свои союзнические

обязательства. Во-вторых, содействовать формированию устойчивого военно-

стратегического баланса сил в регионах и, в-третьих, обеспечивать

Российской Федерации возможность реагировать на кризисную ситуацию еще в

начальной стадии ее зарождения.

Долгосрочные цели обеспечения национальной безопасности страны

определяют необходимость широкого участия России в миротворческих

операциях. Сегодня наши миротворцы достойно выполняют свои задачи на

Балканах, в Таджикистане и Абхазии, обеспечивая мир и стабильность в данных

регионах.

В обеспечении национальной безопасности страны в оборонной сфере

особую роль играет человеческий фактор, общественный статус

военнослужащего. Поэтому на первый план выдвигаются такие задачи, как

осуществление комплекса мер по социальной защите военнослужащих, повышению

престижа военной службы, формированию общественного сознания в духе

необходимости вооруженной защиты национальных интересов страны и

мобилизации усилий и возможностей государства, общества и граждан для

проведения военной реформы.

В концепции определены принципы, исходя из которых Россия

рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей

национальной безопасности. Это:

– Россия оставляет за собой право на применение всех имеющихся в ее

распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, если в результате

развязывания вооруженной агрессии возникает угроза самому существованию

Российской Федерации как независимого суверенного государства;

– применение Вооруженных Сил РФ должно осуществляться решительно,

последовательно и планомерно, до создания выгодных для Российской Федерации

условий заключения мира;

– использование военной силы должно осуществляться на законной основе

и только тогда, кода все невоенные меры разрешения кризисной ситуации

исчерпаны или оказались неэффективными;

– применение военной силы против мирных граждан либо для достижения

внутриполитических целей не допускается. Вместе с тем по отношению к

незаконным вооруженным формированиям, представляющим собой угрозу

национальным интересам страны, допускаются совместные действия отдельных

формирований Вооруженных Сил РФ с другими войсками, воинскими

формированиями и органами в строгом соответствии с Конституцией и

федеральными законами;

– участие Вооруженных Сил РФ в войнах и вооруженных конфликтах

различной интенсивности и масштаба должно осуществляться для решения

приоритетных военно-политических и военно-стратегических задач, отвечающих

национальным интересам России, а также ее союзническим обязательствам.

Особое значение для обеспечения национальной безопасности Российской

Федерации имеют своевременное обнаружение угроз и определение их

источников. Это достигается непрерывным отслеживанием, при координирующей

роли Службы внешней разведки России, политических, военных, экономических,

информационных, технологических, социальных и иных внешних угроз, которые

влияют на национальную безопасность Российской Федерации, на состояние и

боевую готовность ее Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и

органов. Возрастает также значение контрразведывательной деятельности в

обеспечении национальной безопасности России.

В заключение необходимо отметить, что система обеспечения национальной

безопасности России создается и развивается в соответствии с Конституцией

РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ,

решениями Совета Безопасности РФ, постановлениями и распоряжениями

Правительства РФ, федеральными программами в этой области.

Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской

Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной

безопасности, осуществляющие меры политического, правового,

организационного, экономического, военного и иного характера, направленные

на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности РФ, их

состав и структура определяются соответствующими законодательными актами.

Не допускается создание органов и сил обеспечения национальной безопасности

страны, не установленных федеральными законами, а также применение

противоправных средств обеспечения национальной безопасности.

Особое значение в обеспечении национальной безопасности Российской

Федерации имеет организация системы подготовки и принятия упреждающих

решений по защите национальных интересов страны.

Рекомендуется подчеркнуть, что Россия намерена решительно и твердо

укреплять свою национальную безопасность, опираясь на исторический опыт

развития страны. Имеющиеся у страны ресурсы позволяют обеспечить

национальную безопасность Российской Федерации и ее прогрессивное развитие

в XXI веке.

По мере поступательного развития России, формирования и укрепления

новой, основанной на равноправном партнерстве системы международных

отношении отдельные положения Концепции национальной безопасности

Российской Федерации будут дополняться, уточняться и конкретизироваться в

ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию страны.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА

ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ И РОЛЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

В ЕЕ УСПЕШНОМ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

1. Объективная необходимость, этапы и цели военной реформы в

Российской Федерации.

2. Содержание и особенности современного этапа военной реформы.

3. Роль и место военнослужащих в успешном проведении военной реформы.

Вооруженные Силы – составная и неотъемлемая часть российского

общества. И вполне естественно, что кризис, который переживает наша страна,

охватил и военную сферу. Армия и Флот, по оценке государственного

руководства страны, находятся в критическом состоянии, что негативно влияет

на обороноспособность страны, обеспечение ее национальной безопасности.

Исходя из этого в Российской Федерации проводится радикальная военная

реформа. Начало ей, как известно, было положено Указом Президента РФ от 16

июля 1997 г. «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил

Российской Федерации и совершенствовании их структуры». Сегодня, когда

реформа приобрела масштабный, всеохватывающий характер, каждый

военнослужащий должен четко понимать ее необходимость, сущность и

особенности современного этапа ее осуществления.

Объективная необходимость, этапы и цели военной реформы в Российской

Федерации

Приступая к изложению первого вопроса, рекомендуется напомнить, что

военная реформа призвана кардинально укрепить национальную безопасность

страны, в первую очередь в военной сфере. Это задача большой политической и

государственной важности. Указ Президента РФ от 16 июля 1997 г., обосновал

необходимость военной реформы, ее безотлагательность, определил этапы,

содержание и сроки военных преобразований. Дальнейшим развитием и

конкретизацией этих вопросов является утвержденный 30 июля 1998 г.

Президентом РФ 30-страничный документ «Основы (концепция) государственной

политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005

года». В нем изложены и всесторонне обоснованы принципиальные положения

политики России по военному строительству, а также уточнен порядок

осуществления военной реформы. В документе сформулированы основные тезисы

новой военной доктрины. При этом предусматривается, что с принятием Закона

«О военной реформе» его установки, будут учтены и реализованы в ходе

проведения военной реформы.

Каковы объективные факторы необходимости и безотлагательности военной

реформы?

Во-первых, в военном строительстве необходимо учитывать характер и

особенности существующей в мире военно-политической обстановки. А она после

окончания «холодной войны» существенно изменилась. Появилось немало

позитивных перемен. Не стало прежнего острого и опасного военного и

идеологического противоборства двух систем. Снижена вероятность ядерной

войны и крупномасштабной вооруженной агрессии в отношении России. Наша

страна не рассматривает ни одно государство, ни один народ как своего

потенциального противника.

Однако, все эти перемены не означают полного исчезновения военной

опасности. В «Концепции национальной безопасности Российской Федерации»

указывается, что нельзя исключить попытки силового соперничества с Россией.

А наиболее реальную угрозу для России в оборонной сфере представляют

существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов

вблизи ее государственной границы.

В этих условиях важно определить, какую армию должна иметь наша

страна. К началу военной реформы численность Вооруженных Сил России (не

считая других войск) составляла 1,8 млн. человек. Эта численность и

имевшаяся структура Вооруженных Сил явно не соответствовали современным

задачам. Отсюда – прямая и неотложная целесообразность сокращения и

реформирования армии и флота. Этим и руководствуется правительство,

развернув военную реформу.

Во-вторых, необходимость и безотлагательность военной реформы

диктуется соображениями и экономического характера. Следует признать, что

существующая военная организация для государства обременительна. Экономика

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.