рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Общественная государственная подготовка

деятельности Вооруженных Сил РФ он издает приказы и директивы, а также

вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты,

регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск.

Министерство обороны Российской Федерации участвует в разработке

предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской

Федерации, разрабатывает концепцию строительства Вооруженных Сил Российской

Федерации. Оно разрабатывает федеральную государственную программу

вооружения и развития военной техники, а также предложения по

государственному оборонному заказу, по расходам на оборону в проекте

федерального бюджета. Важное значение имеет координация и финансирование

работ, выполняемых в целях обороны; организация научных исследований,

заказ и финансирование производства и закупок вооружения и военной

техники, продовольствия, вещевого и другого имущества,

материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил. Министерство сотрудничает

с военными ведомствами иностранных государств, а также осуществляет целый

ряд иных полномочий.

Основным органом оперативного управления войсками и силами флота

Вооруженных Сил РФ является Генеральный штаб. Он разрабатывает предложения

по военной доктрине России, план строительства Вооруженных Сил

Российской Федерации и координирует разработку предложений по

численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских

формирований и органов.

Генеральный штаб разрабатывает также план применения и

мобилизационный план Вооруженных Сил и Федеральную государственную

программу оперативного оборудования территории страны в целях обороны. Он

устанавливает количественные нормы призыва на военную службу, военные

сборы, осуществляет анализ и координацию проведения в стране мероприятий

по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на

военную службу и военные сборы. В целях обороны и безопасности Генеральный

штаб организует проведение разведывательной деятельности, мероприятий по

поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил

Российской Федерации и др.

В структуру центрального аппарата Министерства обороны РФ входят ряд

главных и центральных управлений, ведающих определенными функциями и

подчиненных определенным заместителям Министра обороны или непосредственно

Министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов МО РФ входят

управления главнокомандующих видами Вооруженных Сил РФ. В структурном

отношении управление главнокомандующего вида ВС РФ состоит из Командования,

Главного штаба, главных управлений, управлений, отделов. Во главе вида

Вооруженных Сил, Управления главнокомандующего видом стоит

Главнокомандующий. Он назначается Президентом РФ и подчиняется

непосредственно Министру обороны.

В состав управления военного округа входят: командование, штаб

военного округа, управления, службы и другие структурные подразделения.

Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа.

Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности

ее должностных лиц, определены Уставом Внутренней службы Вооруженных Сил

Российской Федерации.

Каждый орган военного управления функционирует согласно определенной

для него компетенции в пределах предоставленных ему полномочий при строгом

и неуклонном соблюдении и исполнении законов и основанных на них иных

правовых актов.

Исполнительная власть, осуществляемая военными органами Вооруженных

Сил РФ, действует как на основании общих принципов исполнительной власти,

так и специфических, важнейшими из которых являются принципы:

последовательной централизации, единоначалия и строгой дисциплины.

Централизация выражается в:

- осуществлении руководства всеми Вооруженными Силами государства из

единого центра;

- подчинении всех видов Вооруженных Сил РФ единому командованию;

- наделении центральных органов всей полнотой прав по управлению

нижестоящими военными органами и подчиненными войсками;

- обязательности актов и указаний вышестоящих органов и должностных

лиц для нижестоящих.

Единоначалие – основополагающий принцип строительства Вооруженных Сил

РФ, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Суть

единоначалия заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой

распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него

персональной ответственности за все стороны жизни и деятельности воинской

части, подразделения и каждого военнослужащего.

Единоначалие в Вооруженных Силах РФ осуществляется на прочной правовой

основе. Этот принцип закреплен юридически на законодательном уровне. Нормы

военного законодательства, Уставы ВС РФ конкретно определяют обязанности и

права соответствующих командиров (начальников), наделяют их необходимыми

государственно-властными полномочиями.

Воинская дисциплина – важнейший принцип осуществления исполнительной

власти в военном управлении. Однако, воинская дисциплина является только

частью (видом) государственной дисциплины, действующей в военной области.

Поэтому органы военного управления и их должностные лица обязаны соблюдать

требования и других видов государственной дисциплины.

Таким образом, все сказанное выше позволяет сделать вывод, что

Вооруженные Силы РФ имеют стройную систему руководства и управления,

которая обеспечивает их надежную управляемость в различных условиях

обстановки.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.

2. Закон РФ «Об обороне». – М., 1996.

3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Красная

звезда. – 1997, 27 декабря.

4. Основы (Концепция) государственной политики по военному

строительству на период до 2005 года // Красная звезда. – 1998, 4 августа.

5. Послание по национальной безопасности Президента Российской

Федерации Федеральному Собранию. – М., 1996.

6. Путь к современной армии. Сборник «Военная реформа». Выпуски №№ 1-

2. – М., 1998.

7. Отечество. Честь. Долг. Учебное пособие по общественно-

государственной подготовке. Выпуски №№ 1-3. – М., 1997 - 1998.

Подполковник Марущенко В.В., кандидат философских наук

ВОЕННЫЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Объективные предпосылки принятия Концепции национальной безопасности РФ, ее

сущность и значение.

Россия в мировом сообществе и ее национальные интересы.

Задачи Вооруженных Сил по обеспечению национальной безопасности Российской

Федерации.

Вопросы национальной безопасности страны, особенно ее военные аспекты,

всегда были и остаются чрезвычайно актуальными. Они постоянно находятся в

центре внимания государственного и военного руководства, всего общества,

так как от уровня и надежности безопасности страны зависит ее стабильное и

устойчивое развитие.

Практика государственного строительства последних лет показала –

стране крайне необходим программный документ общенациональною характера,

определяющий политику государства в обеспечении безопасности России. Таким

документом стала Концепция национальной безопасности, утвержденная Указом

Президента РФ 17 декабря 1997 года.

Объективные предпосылки принятия Концепции национальной безопасности РФ, ее

сущность и значение.

Разработку и принятие Концепции национальной безопасности Российской

Федерации обусловил целый ряд объективных факторов.

Во-первых, кризис в экономической сфере, в системе общественных

отношений, в военной области достиг своих предельных значений. Нарастают

негативные проявления в сфере федеративных межнациональных отношений. Все

это требует уточнения системы официально принятых взглядов на национальную

безопасность России, характер угроз интересам государства, цели и стратегии

государства по обеспечению этих интересов.

Во-вторых, остро ощущается отсутствие духовной основы, способной

объединить общество. Оно нуждается в определенном объединительном стержне,

на базе, которого можно было бы сформировать широкое согласие в рамках

основных сегодняшних общероссийских интересов, целей и возможностей.

В-третьих, вся система обеспечения национальной безопасности

Российской Федерации (силы, средства, органы, нормативно-правовая база их

функционирования) должна быть приведена в соответствие с реалиями

международной обстановки, экономическими возможностями государства, уровнем

духовной готовности общества к переменам. Эта система должна отражать

сегодняшние и перспективные приоритеты безопасности и обеспечивать

устойчивость развития общества и государства.

И, наконец, Концепция национальной безопасности как политический

документ призван стать методологической основой для планирования и

реализации всего процесса государственного строительства в области

обеспечения безопасности, консолидировать усилия федеральных органов

государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ,

организаций и граждан по обеспечению национальных интересов и безопасности

России.

Руководителю занятия необходимо разъяснить военнослужащим ключевое

понятие – «национальная безопасность». Согласно Концепции – это «состояние

защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от

внешних и внутренних угроз».

Исходя из такого понимания этой важной проблемы и была разработана

Концепция национальной безопасности Российской Федерации, которая

представляет собой политический документ, отражающий совокупность

официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области

обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и

внутренних угроз.

Национальная безопасность – понятие многогранное. Ее можно представить

в виде совокупности таких аспектов, как безопасность экономическая,

технологическая, информационная, интеллектуальная, социальная,

внешнеполитическая, внешнеэкономическая, военная и т.д.

Важнейшей, неотъемлемой частью национальной безопасности является

военная безопасность, основу которой составляет оборона страны. При этом

следует отметить, что все другие слагаемые национальной безопасности в той

или иной мере оказывают влияние на военную безопасность страны. Безусловно,

влияние этих факторов не одинаково: одни из них влияют прямо, другие

косвенно. Но очевидно, что оборона страны обеспечивается лишь единством,

взаимосвязью и сбалансированностью всех видов безопасности.

Каково значение принятой Концепции? В ней сформулированы важнейшие

направления и принципы государственной политики. Она является основой для

разработки конкретных программ и организационных документов в области

обеспечения национальной безопасности на длительную перспективу. Концепция

во многом определяет основные приоритеты военного строительства в нашей

стране, являющегося важнейшей составной частью обеспечения национальной

безопасности.

Структурно Концепция состоит из четырех разделов, в которых

рассматриваются: положение России в современном мире, национальные интересы

РФ, угрозы ее национальной безопасности, а также задачи по обеспечению

национальной безопасности страны. Рассматривая содержание этого документа

необходимо учитывать, что основные его положения прямо или опосредовано

имеют военный аспект. А поэтому военнослужащим необходимо знать содержание

Концепции и четко представлять, какие задачи она определяет Вооруженным

Силам по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.

Россия в мировом сообществе и ее национальные интересы

Приступая к изложению первого вопроса руководителю занятия

рекомендуется отметить фундаментальное положение, на котором строится

анализ современного внешнеполитического положения страны – усиление

тенденций к формированию многополярного мира.

При сохранении значения военно-силовых факторов в международных

отношениях все большую роль играют экономические, политические, научно-

технические, экологические и информационные факторы. Одновременно

обостряется международная конкуренция в целях обладания природными,

технологическими, информационными ресурсами, рынками сбыта.

Нынешний период развития международных отношений открывает для России

новые возможности обеспечения своей безопасности. Уменьшилась опасность

прямой агрессии против Российской Федерации. Имеются перспективы более

широкой интеграции в мировую экономику. Возросли возможности обеспечения

национальной безопасности страны невоенными средствами – за счет договорно-

правовых, политических, экономических и других мер.

Однако, как отмечается в Концепции, становление многополярного мира –

процесс продолжительный и не простой. На его нынешнем этапе еще сильны

рецидивы попыток создания структуры международных отношений, основанной на

односторонних, в том числе военно-силовых, решениях ключевых проблем

мировой политики.

Влияние России на решение кардинальных вопросов международной жизни,

затрагивающих интересы нашего государства, значительно снизилось. В этих

условиях усилилось стремление ряда государств к ослаблению его позиций в

политической, экономической и военной областях.

Еще недостаточно устойчивы позитивные тенденции во внутреннем развитии

государства и общества. Главной причиной этого является сохранение

кризисных явлений в российской экономике. Сократилось производство и

ухудшилась его структура по сравнению с дореформенным периодом. Нарастает

научно-техническое отставание России от развитых стран. Усиливается

зависимость от импорта продовольствия и потребительских товаров,

оборудования и технологий. Растет внешний и внутренний государственный

долг. Происходит отток квалифицированных кадров из сферы материального

производства и из научной сферы. Увеличивается количество чрезвычайных

ситуаций техногенного характера. Растет имущественное расслоение общества,

снижается уровень жизни большей части населения. Все еще велик уровень

преступности и коррупции. Сокращается экономический, научный и

демографический потенциал страны. Не достигнуто общественное согласие.

Нарушена прежняя система обороны, а создание новой идет медленно.

Появились большие по протяженности неохраняемые участки государственной

границы.

Однако, несмотря на это Россия имеет все предпосылки для того, чтобы

поддержать и упрочить свои позиции как державы, способной обеспечить

процветание своего народа и играть важную роль в мировых процессах. Во-

первых, значителен наш экономический и научно-технический потенциал,

определяющий способность страны к устойчивому развитию. Во-вторых,

уникально стратегическое положение России на Евразийском континенте. В-

третьих, значительны запасы сырья и ресурсов. В-четвертых, имеется мощный

потенциал ядерных сил. Все это создает предпосылки для обеспечения надежной

национальной безопасности России в XXI веке.

Далее руководителю занятия необходимо пояснить, что Россия, как и

любое другое государство, имеет свои национальные интересы, обеспечение

которых является приоритетной задачей всех государственных институтов.

Национальные интересы в своей основе отражают «инстинкт

самосохранения» народа как культурно-исторической общности, что

предполагает поддержание стабильности основополагающих общественных и

государственных институтов, обеспечение внутренней и внешней безопасности

государства в конкретно-исторических условиях.

К важнейшим национальным интересам России на современном этапе ее

развития в Концепции отнесены: обеспечение развития человека, повышение

качества и уровня его жизни, общественной и личной безопасности; сохранение

суверенитета, территориальной целостности, незыблемость федеративного

устройства России; единство экономического пространства, преодоление спада

производства и переход к экономическому росту; гарантированная государством

свобода демократического развития общества, установление надежного

гражданского мира и национального согласия.

В документе отмечено, что на сегодня национальные интересы России в

области экономики являются ключевыми. Комплексное решение проблем,

связанных с реализацией национальных интересов России, возможно только на

основе устойчивого функционирования многоотраслевого высокотехнологичного

производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественными

сырьем и оборудованием, армию вооружением, население и социальную сферу –

предметами потребления и услугами, а внешнюю торговлю –

конкурентоспособными экспортными товарами.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в

обеспечении гражданского мира, национального согласия и внутриполитической

стабильности государственной власти, ее институтов и правопорядка,

завершении становления демократического общества, а также в нейтрализации

причин и условий, способствующих возникновению социальных и межнациональных

конфликтов, национального и регионального сепаратизма, ведущих к

дезинтеграции страны.

Национальные интересы России в сфере борьбы с преступностью и

коррупцией требуют консолидации усилий общества и государства, резкого

ограничения экономической и социально-политической основы этих

противоправных явлений, выработки комплексной системы мер правового,

специального и иного характера для эффективного пресечения преступлений и

правонарушений, для обеспечения защиты личности, общества и государства от

преступных посягательств. Интересы национальной безопасности требуют

решительной борьбы с проникновением преступности в армейскую среду. К

сожалению, на сегодняшний день в Вооруженных Силах имеют место факты

злоупотреблений служебным положением, хищений, неуставных взаимоотношений и

других правонарушений, которые отрицательно сказываются на морально-

психологическом состоянии воинских коллективов, подрывают боевую готовность

армии и флота, роняют их престиж в обществе. Поэтому делом чести каждого

военнослужащего должно стать активное участие в работе по искоренению этих

негативных явлений в нашей среде.

Большое значение для общества имеют национальные интересы в области

духовной жизни, культуры и науки, которые во многом определяют ход реформ и

их результат. «Духовное возрождение общества, – отмечается в Концепции, –

его нравственные ценности непосредственно влияют на уровень развития

экономики и всех сфер жизни».

Огромное влияние духовные факторы оказывают на военную сферу.

Духовность армии всегда являлась важнейшим показателем развития военного

искусства. Известно, например, высказывание Наполеона о том, что успех в

военном деле на три четверти зависит от духовных элементов и только на одну

четверть от материальных. Применительно к процессам реформирования

Вооруженных Сил Российской Федерации, протекающим в сложных экономических и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.