| |||||
МЕНЮ
| Сертификация систем управления качеством продукции \BACO\доработке системы УКП Воронежское акционерное самолётостроительное общество 18 августа 1993 года официально подало заявку по установленной форме в Авиационный Регистр МАК для проведения сертификации производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300. 2.3. П р о в е д е н и е с е р т и ф и к а ц и и с и с т е м ы у п р а в л е н и я к а ч е с т в о м п р о д у к ц и и в А О Необходимым и обязательным условием допуска гражданского воздушного судна (ВС) в эксплуатацию является его соответствие требованиям норм лётной годности (НЛГ) и наличие сертификата типа воздушного судна. При этом Изготовитель должен обеспечить соответствие роизводства воздушного судна требованиям раздела “F” Авиационных правил АП-21 не более,чем через 6 месяцев после момента выдачи изделию сертификата типа. Это означает, что в течение указанного срока необходимо уточнить, утвердить и сохранить систему контроля производства, гарантирующую, что каждый экземпляр ВС соответствует типовой конструкции и находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную эксплуатацию. Система контроля должна быть одобрена Авиационным Регистром или уполномоченным им органом . А сертификация производства , в свою очередь, производится для воздушного судна , получившего в установленном порядке сертификат типа. На момент подачи предприятием заявки в Авиационный Регистр, указанное выше условие было выполнено. Одновременно с заявкой в Авиационный Регистр были представлены комплекты конструкторской документации на самолёты Ил-86 и Ил-96-300. Авиационный Регистр в качестве Уполномоченного органа по сертификации производства ВАСО определил Научно-исследовательский институт авиационной технологии и организации производства (НИАТ), согласовав, при этом , с заинтересованными сторонами сроки проведения работ по проверке соответствия производства требованиям разделов “F” и “G” Авиационных правил АП-21. Решив организационные вопросы , Авиационный Регистр направил предприятию официальное подтверждение о принятии заявки. Проверка системы управления качеством продукции проводилась в два этапа: первый этап - предварительная проверка и оценка системы управления качеством продукции; второй этап - окончательная проверка системы управления качеством продукции. Для выполнения первого этапа ВАСО предоставило Уполномоченному органу следующие данные: - копии документов сертификата типа на самолёты Ил-86 и Ил-96-300; - копии Технических условий на контроль, приёмку и поставку самолётов и эксплуатационные данные на вышеуказанные самолёты; - заполненную анкету-вопросник установленного образца; - данные о состоянии производства по запросу Уполномоченного органа; - конструкторскую и технологическую документацию на самолёты Ил-86 и Ил-96-300. Уполномоченный орган, получив необходимые данные, сформировал рабочую группу. В состав рабочей группы вошёл ряд специалистов Уполномоченного органа (по направлениям проверки) , а также специалисты ВАСО , нескольких отраслевых научно-исследовательских институтов и родственных предприятий. Из указанного круга специалистов рабочей группы Уполномоченный орган назначил ответственных специалистов (по направлениям проверки) и согласовал их список с Авиационным Регистром. Общее руководство рабочей группы осуществлял председатель рабочей группы, назначенный Уполномоченным органом по согласованию с Авиационным Регистром. Рабочая группа в своей работе руководствуется следующими основными принципиальными положениями: - каждый специалист группы обязан дать свои частные заключения после тщательного анализа проверяемого направления с привлечением фактических данных; - заключение должно быть полным, точным и достоверным; - быть убеждённым в том, что заключение, его содержание , чётко понимается производственным и контрольным персоналом предприятия. Уполномоченный орган составил программу предварительной проверки и оценки производства. В соответствии спрограммой , рабочая группа производит анализ представленных документов, а также документов, представленных ВАСО по запросам рабочей группы и даёт заключение о готовности производства АО к сертификации. Уполномоченный орган принимает решение об окончательной проверке системы управления качеством продукции (производства самолётов) в ВАСО. После первого этапа сертификации на предприятии был составлен и выполнен план целевых мероприятий по устранению замечаний, выявленных рабочей группой Уполномоченного органа. Среди них необходимо отметить следующие: - в руководстве по качеству не полностью раскрыты функциональные связи между подразделениями предприятия; - там же нечётко определён порядок проведения внутренних проверок и создание банка данных по их результатам. Уполномоченный орган 12 ноября 1993 года утвердил программу обследования производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300 в ВАСО. В эту программу были включены следующие проверяемые объекты (проверке подлежали используемые процедуры, методы, стандарты, инструкции, технологические процессы): - структурные подразделения(цехи, отделы); - блок обеспечения конструкторско--технологической и нормативно- технической документации; - блок обеспечения надёжности ; - блок технической оснащённости; - блок производства самолётов; - блок обеспечения качества; - блок материально-технического обеспечения; - блок обеспечения испытаний и сдачи готовой продукции. Обследование и анализ производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300 проводилось по двум направлениям: а) наличие нормативной базы и производственной Среды, необходимой для изготовления самолётов, соответствующих техническим условиям; б) обеспечение контроля за исполнением требований документально- нормативной базы, проверка; анализ и оценка функций по обеспечению качества изготавливаемых самолётов Ил-86 и Ил-96-300. В приложении к программе был приведён перечень нормативно- технической документации, используемой при проведении работ по сертификации производства: - Государственные стандарты; - отраслевые стандарты; - стандарты предприятия и т.д. С прибытием рабочей группы на предприятие ,ей были обеспечены необходимые для работы условия: - помещение для работы; - необходимое оборудование; - транспорт (при необходимости); - конструкторская и технологическая документация на самолёты ; - документация по организации производства; - необходимая нормативно-техническая документация; - возможность проверки оборудования, посещение цехов, и участков для наиболее полного, удобного контроля без помех производству; - содействие подразделений АО (цехов, отделов) в выполнении работ. В соответствии спрограммой обследования специалисты занялись проверкой порученных им направлений. Используя перечни контрольных вопросов, а также формы для регистрации наблюдений при проверке и формы для записи вспомогательных данных, они начали производить проверку и накапливать данные по процедурам подготовки доказательной документации и объективности представленных в ней данных (в качестве доказательной документации используются акты, протоколы, решения...). Специалисты рабочей группы проверили наличие на рабочих местах исполнителей действующей конструкторской и технологической документации (с приложенными к ней изменениями), знание производственным и контрольным персоналом положений указанной документации; выявляли фактическое соответствие объекта проверки установленным требованиям применительно к конкретному изделию. По окончании каждого конкретного объекта проверки, ответственные исполнители информировали руководителей данного подразделения , исполнителей и контрольных работников о своих выводах по проверяемому участку, подразделению. В некоторых случаях, для подтверждения доказательности предоставленных данных, привлекались другие подразделения, например, центральная заводская лаборатория - для снятия определённых характеристик изделия(агрегата, узла, детали) По каждому направлению проверки в соответствии с данными, полученными от ответственных исполнителей, специалисты предприятия, взаимодействующие с рабочей группой по данному направлению, оформляли таблицу соответствия (приложение 4). На основе тщательного анализа данных ВАСО и оформленной доказательной документации члены рабочей группы подготовили частные заключения каждый по своему направлению. В них отражены: - оценка выполнения программы обследования; - оценка полноты и качества доказательной документации и соответствие этой документации требованиям, изложенным в разделах “F”и “G” Авиационных правил АП-21; - обоснование состава и объёма дополнительных проверок и испытаний (если таковые проводились). Так как частные заключения всех членов рабочей группы оказались положительными, Уполномоченный орган совместно со специалистами ВАСО , научно-исследовательских институтов и других предприятий, принимавших участие в проверке, разработали комплексное заключение о соответствии производства и утверждённой системы качества (КС УКП) требованиям, изложенным в разделах “F” и “G” Авиационных правил АП-21. Все документы, оформленные в процессе проверки (обследования) , были сведены в “Отчёт о проверке соответствия производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300” требованиям , изложенным в разделах”F” и “G” Авиационных правил АП-21. Комплексный отчёт совместно с таблицей соответствия, доказательной документацией, разрешением на произодство с утверждённой системой контроля (сертификатомтипа) был представлен Уполномоченным органом в Авиационный Регистр для принятия решения о выдаче ВАСО Сертификата на производство самолётов Ил-86 и Ил-96-300. Авиационный Регистр в феврале1994 года выдал Воронежскому акционерному самолётостроительному обществу Сертификат на производство самолётов Ил-86 и Ил-96-300 со сроком действия два года с последующим подтверждением и продлением на новый срок. И н с п е к ц и о н н ы й к о н т р о л ь з а с е р т и ф и ц и р о в а н н ы м п р о и з в о д с т в о м с а м о л ё т о в И л - 8 6 и И л - 9 6 - 3 0 0 В соответствии с требованиями Авиационных правил и стандарта предприятия основой обеспечения контроля соответствия каждого экземпляра сертифицированной типовой конструкции во всех случаях (разделы “F” и “G” Авиационных правил АП-21) является наличие на ВАСО независимой инспекции (Военной приЁмки) и утверждённой Уполномоченным органом и одобренной Авиационным Регистром системы обеспечения качества. Представители заказчика, осуществляя приёмку изделий , обеспечивают соответствие каждого изделия не только Сертификату типа “F”, но и Сертификату производства изделий “G” , дополняя приёмку и испытания изделий ещё и летучим контролем производства. Представительство заказчика о результатах контроля производства информирует Уполномоченный орган и руководство ВАСО. Кроме того, инспекционный контроль в соответствии со стандартом предприятия “О комплексных проверках производства”осуществляют и инспекторы бюро управления качеством продукции. Накопление, обработка и хранение полученной информации о соблюдении требований Авиационных правил по разделам “F” и “G” осуществляется в бюро управления качеством про дукции. В случае выявления каких-либо замечаний, несоответствий составляются корректирующие мероприятия, выполнение которых контролируется Уполномоченным органом. Таким образом, за прошедшие два года , каждое структурное подразделение минимум два раза было проверено (по данным бюро УКП). 3. ВЛИЯНИЕ СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ВЫПУСК КАЧЕСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ 3.1. А д а п т а ц и я к о м п л е к с н о й с и с т е м ы у п р а в л е н и я к а ч е с т в о м п р о д у к ц и и , п р и м е н я е м о й н а В А С О , к т р е б о в а н и я м м е ж д у н а р о д н ы х с т а н д а р т о в и е ё д а л ь н е й ш е е р а з в и т и е Приступая к анализу происшедших изменений в Воронежском акционерном самолётостроительном обществе в связи с его структурными преобразованиями и сертификацией производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300 в 1994 году, автор считает необходимым , прежде всего, оценить долю влияния некоторых этапов жизненного цикла изделий на качество изделий , экономический эффект от функционирования комплексной системы УКП на предприятии и изложитьсвоё видение нынешнего положения предприятия и проблем, которые непосредственно с этим связаны. По мнению автора , всё вышеизложенное , оопределяющим образом повлияет на весь ход анализа и, конечно, на заключительные выводы. Как известно, конечное качество изделий зависит от того, с каким качеством был реализован тот или иной этап жизненного цикла изделия. В то же время “вклад” каждого этапа жизненного цикла в качество изделия различен. Так, если техническое задание на изделие определяет 100% качества изделия, а эскизный и технический проекты определяют от 50% до 80% качества изделия , то рабочий проект и технологическая подготовка производства определяют от 5% до 35% качества изделия и, наконец, производство определяет от 5% до 25% качества изделия /53,с.15/. Следовательно, предприятие может реализовать, проведя на достаточно высоком уровне технологическую подготовку производства и обеспечив изготовление изделий со 100% выполнением требований технических условий , максимум 60% от первоначально заданного качества изделия. Разумеется, это не так уж и мало. Развивая эту мысль, автор приходит к заключению, что уровень работ, проведенных на предприятии в результате сертификации типа , сертификации производства, ограничен рамками производства, в данном случае, самолётов Ил- 86 и Ил-96-300. При этом, не следует забывать , что ВАСО имеет сотни поставщиков материалов и комплектующих изделий. и , несмотря на наличие входного контроля, традиционную работу по взаимодействию с поставщиками материалов и покупных изделий, пока предприятие не в состоянии исключить устанвку на изделие некондиционных блоков, узлов. Конечно, их дефекты выявляются в процессе наземных и лётных испытаний. Но это уже дополнительные затраты человеческого труда, ресурсов, что , в конечном счёте, сказывается на себестоимости изделий. В силу сложившихся обстоятельств, приходит мысль о применении обязательной комплексной сертификации/51,с.4/. В этом случае , несомненно, выиграют и конечный потребитель, и поставщик основных изделий , и поставщик комплектующих изделий. В процессе сертификации производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300 комплексная система управления качеством продукции получила своё дальнейшее развитие и приобрела повышенную значимость на предприятии благодаря тому, что её функционирование осуществляется теперь под общим руководством генерального директора ВАСО , который ,в свою очередь,определяет политику в области качества продукции и обеспечивает необходимые условия для её развития (реализации). Следующим важнейшим элементом, по мнению автора, является внесение изменений в дествующую нормативно-техническую документацию и разработка новых стандартов, устанавливающих общепризнанные нормы, зафиксированные в стандартах ИСО серии 9000 и в Авиационных правилах АП-21. Совершенствование системы УКП было направлено на улучшение функционирования существующих элементов системы.Но, при этом, возникает вопрос - сможет ли предприятие в рамках действующей системы УКП обеспечить выполнение одного из главных положений “Политики в обласи качества” - “... главная цель работы каждого - полное удовлетворение требований потребителей”?/41,с./. Для решения этого вопроса необходимо реализовать на предприятии и другие положения, в частности, о вовлечении всех сотрудников ВАСО от генерального директора до исполнителя за достижение “заданного уровня качества выпускаемой продукции при минимуме затрат”. На первый план выходят проблемы организационной системы и системы управления людьми . Возникает необходимость разработки и реализации конкретных процедур по повышению индивидуальной ответственности исполнителей за качество продукции с одновременным сокращением объёма работ, контролируемых работниками ОТК. Для ВАСО это означает реализацию механизма повышения квалификации работников предприятия и на этой основе увеличение числа работников, работающих с личным клеймом. Следует также предусмотреть совершенствование системы поощрения работников за конкретно выполненную работу. А так как работа по производству конкретного изделия (самолёта,...) осуществляется, и основном, составом групп, бригад, составом временных трудовых коллективов ( на период выполнения определённого объёма работ) , то чрезвычайно важно руководителям различного уровня способствовать формированию или лично участвовать в формировании здорового климата в коллективе. Это может достигаться за счёт: - справедливого распределения работ - в соответствии с достигнутым уровнем квалификации рабочих и уровнем работ; - поддержания необходимого уровня требовательности ко всем, без исключения , рабочим и служащим независимо от личных взаимоотношений с ними; - знания и умелого использования особенностей характера рабочих и служащих. Целесообразно привлекать рабочих и служащих для решения конкретных вопросов, связанных с повышением качества продукции. При этом, внимательно прислушиваться к их мнению и реализовывать его в интересах качества продукции: - в конструкторской или технологической документации; - непосредственно в процессе производства. Важно учитывать психофизиологические особенности человека. Ведь, в большинстве своём, ошибки вызываются наличием ряда факторов, в том числе и связанных с временным отвлечением внимания исполнителя от выполнения работы. Не следует забывать, что структура большинства японских программ обеспечения и повышения качества продукции основана на пяти моральных обязательствах, действующих во всём мире /10,с.15/: - выбрось ненужное; - содержи свои вещи в порядке; - соблюдай чистоту на рабочем месте; - соблюдай личную чистоту; - соблюдай дисциплину. И, пожалуй, особенно актуальным для нашего переходного периода времени в России является мнение известного специалиста в области подготовки специалистов покачеству в Японии доктора Исикава :”Качество начинается и кончается обучением”. К числу позитивных изменений, которые произошли в ВАСО после сертификации производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300, по мнению автора, следует отнести следующие: 1. На предприятии, начиная от генерального директора и кончая рядовыми исполнителями работ, сформировалось устойчивое убеждение в том, что без Сертификата типа, без Сертификата на производство самолётов выход с нашей продукцией не только на внешний рынок, но и на внутренний рынок будет закрыт. Кроме того, для изделий , экспортирующихся зарубежному потребителю, необходим ещё один сертификат - экспортный сертификат лётной годности. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|