рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Сертификация систем управления качеством продукции \BACO\

доработке системы УКП Воронежское акционерное самолётостроительное общество

18 августа 1993 года официально подало заявку по установленной форме в

Авиационный Регистр МАК для проведения сертификации производства самолётов

Ил-86 и Ил-96-300.

2.3. П р о в е д е н и е с е р т и ф и к а ц и и с и с т е м ы

у п р а в л е н и я к а ч е с т в о м п р о д у к ц и и в А

О

Необходимым и обязательным условием допуска гражданского воздушного

судна (ВС) в эксплуатацию является его соответствие требованиям норм лётной

годности (НЛГ) и наличие сертификата типа воздушного судна. При этом

Изготовитель должен обеспечить соответствие роизводства воздушного судна

требованиям раздела “F” Авиационных правил АП-21 не более,чем через 6

месяцев после момента выдачи изделию сертификата типа. Это означает, что в

течение указанного срока необходимо уточнить, утвердить и сохранить систему

контроля производства, гарантирующую, что каждый экземпляр ВС соответствует

типовой конструкции и находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную

эксплуатацию. Система контроля должна быть одобрена Авиационным Регистром

или уполномоченным им органом . А сертификация производства , в свою

очередь, производится для воздушного судна , получившего в установленном

порядке сертификат типа.

На момент подачи предприятием заявки в Авиационный Регистр,

указанное выше условие было выполнено.

Одновременно с заявкой в Авиационный Регистр были представлены

комплекты конструкторской документации на самолёты Ил-86 и Ил-96-300.

Авиационный Регистр в качестве Уполномоченного органа по

сертификации производства ВАСО определил Научно-исследовательский институт

авиационной технологии и организации производства (НИАТ), согласовав, при

этом , с заинтересованными сторонами сроки проведения работ по проверке

соответствия производства требованиям разделов “F” и “G” Авиационных правил

АП-21. Решив организационные вопросы , Авиационный Регистр направил

предприятию официальное подтверждение о принятии заявки.

Проверка системы управления качеством продукции проводилась в два

этапа:

первый этап - предварительная проверка и оценка системы управления

качеством продукции;

второй этап - окончательная проверка системы управления качеством

продукции.

Для выполнения первого этапа ВАСО предоставило Уполномоченному

органу следующие данные:

- копии документов сертификата типа на самолёты Ил-86 и Ил-96-300;

- копии Технических условий на контроль, приёмку и поставку

самолётов и эксплуатационные данные на вышеуказанные самолёты;

- заполненную анкету-вопросник установленного образца;

- данные о состоянии производства по запросу Уполномоченного

органа;

- конструкторскую и технологическую документацию на самолёты Ил-86

и

Ил-96-300.

Уполномоченный орган, получив необходимые данные, сформировал

рабочую группу. В состав рабочей группы вошёл ряд специалистов

Уполномоченного органа (по направлениям проверки) , а также специалисты

ВАСО , нескольких отраслевых научно-исследовательских институтов и

родственных предприятий. Из указанного круга специалистов рабочей группы

Уполномоченный орган назначил ответственных специалистов (по направлениям

проверки) и согласовал их список с Авиационным Регистром. Общее руководство

рабочей группы осуществлял председатель рабочей группы, назначенный

Уполномоченным органом по согласованию с Авиационным Регистром.

Рабочая группа в своей работе руководствуется следующими основными

принципиальными положениями:

- каждый специалист группы обязан дать свои частные заключения

после тщательного анализа проверяемого направления с привлечением

фактических данных;

- заключение должно быть полным, точным и достоверным;

- быть убеждённым в том, что заключение, его содержание , чётко

понимается производственным и контрольным персоналом предприятия.

Уполномоченный орган составил программу предварительной проверки и

оценки производства.

В соответствии спрограммой , рабочая группа производит анализ

представленных документов, а также документов, представленных ВАСО по

запросам рабочей группы и даёт заключение о готовности производства АО к

сертификации.

Уполномоченный орган принимает решение об окончательной проверке

системы управления качеством продукции (производства самолётов) в ВАСО.

После первого этапа сертификации на предприятии был составлен и

выполнен план целевых мероприятий по устранению замечаний, выявленных

рабочей группой Уполномоченного органа. Среди них необходимо отметить

следующие:

- в руководстве по качеству не полностью раскрыты функциональные

связи между подразделениями предприятия;

- там же нечётко определён порядок проведения внутренних проверок и

создание банка данных по их результатам.

Уполномоченный орган 12 ноября 1993 года утвердил программу

обследования производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300 в ВАСО.

В эту программу были включены следующие проверяемые объекты

(проверке подлежали используемые процедуры, методы, стандарты, инструкции,

технологические процессы):

- структурные подразделения(цехи, отделы);

- блок обеспечения конструкторско--технологической и нормативно-

технической документации;

- блок обеспечения надёжности ;

- блок технической оснащённости;

- блок производства самолётов;

- блок обеспечения качества;

- блок материально-технического обеспечения;

- блок обеспечения испытаний и сдачи готовой продукции.

Обследование и анализ производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300

проводилось по двум направлениям:

а) наличие нормативной базы и производственной Среды, необходимой

для изготовления самолётов, соответствующих техническим условиям;

б) обеспечение контроля за исполнением требований документально-

нормативной базы, проверка; анализ и оценка функций по обеспечению качества

изготавливаемых самолётов Ил-86 и Ил-96-300.

В приложении к программе был приведён перечень нормативно-

технической документации, используемой при проведении работ по сертификации

производства:

- Государственные стандарты;

- отраслевые стандарты;

- стандарты предприятия и т.д.

С прибытием рабочей группы на предприятие ,ей были обеспечены

необходимые для работы условия:

- помещение для работы;

- необходимое оборудование;

- транспорт (при необходимости);

- конструкторская и технологическая документация на самолёты ;

- документация по организации производства;

- необходимая нормативно-техническая документация;

- возможность проверки оборудования, посещение цехов, и участков

для наиболее полного, удобного контроля без помех производству;

- содействие подразделений АО (цехов, отделов) в выполнении работ.

В соответствии спрограммой обследования специалисты занялись

проверкой порученных им направлений. Используя перечни контрольных

вопросов, а также формы для регистрации наблюдений при проверке и формы для

записи вспомогательных данных, они начали производить проверку и

накапливать данные по процедурам подготовки доказательной документации и

объективности представленных в ней данных (в качестве доказательной

документации используются акты, протоколы, решения...).

Специалисты рабочей группы проверили наличие на рабочих местах

исполнителей действующей конструкторской и технологической документации (с

приложенными к ней изменениями), знание производственным и контрольным

персоналом положений указанной документации; выявляли фактическое

соответствие объекта проверки установленным требованиям применительно к

конкретному изделию.

По окончании каждого конкретного объекта проверки, ответственные

исполнители информировали руководителей данного подразделения ,

исполнителей и контрольных работников о своих выводах по проверяемому

участку, подразделению.

В некоторых случаях, для подтверждения доказательности

предоставленных данных, привлекались другие подразделения, например,

центральная заводская лаборатория - для снятия определённых характеристик

изделия(агрегата, узла, детали)

По каждому направлению проверки в соответствии с данными,

полученными от ответственных исполнителей, специалисты предприятия,

взаимодействующие с рабочей группой по данному направлению, оформляли

таблицу соответствия (приложение 4).

На основе тщательного анализа данных ВАСО и оформленной

доказательной документации члены рабочей группы подготовили частные

заключения каждый по своему направлению. В них отражены:

- оценка выполнения программы обследования;

- оценка полноты и качества доказательной документации и

соответствие этой документации требованиям, изложенным в разделах “F”и “G”

Авиационных правил АП-21;

- обоснование состава и объёма дополнительных проверок и испытаний

(если таковые проводились).

Так как частные заключения всех членов рабочей группы оказались

положительными, Уполномоченный орган совместно со специалистами ВАСО ,

научно-исследовательских институтов и других предприятий, принимавших

участие в проверке, разработали комплексное заключение о соответствии

производства и утверждённой системы качества (КС УКП) требованиям,

изложенным в разделах “F” и “G” Авиационных правил АП-21.

Все документы, оформленные в процессе проверки (обследования) ,

были сведены в “Отчёт о проверке соответствия производства самолётов Ил-86

и Ил-96-300” требованиям , изложенным в разделах”F” и “G” Авиационных

правил АП-21.

Комплексный отчёт совместно с таблицей соответствия, доказательной

документацией, разрешением на произодство с утверждённой системой контроля

(сертификатомтипа) был представлен Уполномоченным органом в Авиационный

Регистр для принятия решения о выдаче ВАСО Сертификата на производство

самолётов Ил-86 и Ил-96-300.

Авиационный Регистр в феврале1994 года выдал Воронежскому

акционерному самолётостроительному обществу Сертификат на производство

самолётов Ил-86 и Ил-96-300 со сроком действия два года с последующим

подтверждением и продлением на новый срок.

И н с п е к ц и о н н ы й к о н т р о л ь з а

с е р т и ф и ц и р о в а н н ы м п р о и з в о д с т в о м

с а м о л ё т о в И л - 8 6 и И л - 9 6 - 3 0 0

В соответствии с требованиями Авиационных правил и стандарта

предприятия основой обеспечения контроля соответствия каждого экземпляра

сертифицированной типовой конструкции во всех случаях (разделы “F” и “G”

Авиационных правил АП-21) является наличие на ВАСО независимой инспекции

(Военной приЁмки) и утверждённой Уполномоченным органом и одобренной

Авиационным Регистром системы обеспечения качества.

Представители заказчика, осуществляя приёмку изделий , обеспечивают

соответствие каждого изделия не только Сертификату типа “F”, но и

Сертификату производства изделий “G” , дополняя приёмку и испытания изделий

ещё и летучим контролем производства.

Представительство заказчика о результатах контроля производства

информирует Уполномоченный орган и руководство ВАСО.

Кроме того, инспекционный контроль в соответствии со стандартом

предприятия “О комплексных проверках производства”осуществляют и инспекторы

бюро управления качеством продукции.

Накопление, обработка и хранение полученной информации о соблюдении

требований Авиационных правил по разделам “F” и “G” осуществляется в бюро

управления качеством про дукции.

В случае выявления каких-либо замечаний, несоответствий

составляются корректирующие мероприятия, выполнение которых контролируется

Уполномоченным органом.

Таким образом, за прошедшие два года , каждое структурное

подразделение минимум два раза было проверено (по данным бюро УКП).

3. ВЛИЯНИЕ СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

ПРОДУКЦИИ НА ВЫПУСК КАЧЕСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

3.1. А д а п т а ц и я к о м п л е к с н о й с и с т е м ы

у п р а в л е н и я к а ч е с т в о м п р о д у к ц и и ,

п р и м е н я е м о й н а В А С О , к т р е б о в а н и я м

м е ж д у н а р о д н ы х с т а н д а р т о в и е ё д а л ь н

е й ш е е

р а з в и т и е

Приступая к анализу происшедших изменений в Воронежском акционерном

самолётостроительном обществе в связи с его структурными преобразованиями и

сертификацией производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300 в 1994 году, автор

считает необходимым , прежде всего, оценить долю влияния некоторых этапов

жизненного цикла изделий на качество изделий , экономический эффект от

функционирования комплексной системы УКП на предприятии и изложитьсвоё

видение нынешнего положения предприятия и проблем, которые непосредственно

с этим связаны.

По мнению автора , всё вышеизложенное , оопределяющим образом

повлияет на весь ход анализа и, конечно, на заключительные выводы.

Как известно, конечное качество изделий зависит от того, с каким

качеством был реализован тот или иной этап жизненного цикла изделия. В то

же время “вклад” каждого этапа жизненного цикла в качество изделия

различен. Так, если техническое задание на изделие определяет 100%

качества изделия, а эскизный и технический проекты определяют от 50% до 80%

качества изделия , то рабочий проект и технологическая подготовка

производства определяют от 5% до 35% качества изделия и, наконец,

производство определяет от 5% до 25% качества изделия /53,с.15/.

Следовательно, предприятие может реализовать, проведя на достаточно

высоком уровне технологическую подготовку производства и обеспечив

изготовление изделий со 100% выполнением требований технических условий ,

максимум 60% от первоначально заданного качества изделия. Разумеется, это

не так уж и мало.

Развивая эту мысль, автор приходит к заключению, что уровень работ,

проведенных на предприятии в результате сертификации типа , сертификации

производства, ограничен рамками производства, в данном случае, самолётов Ил-

86 и Ил-96-300.

При этом, не следует забывать , что ВАСО имеет сотни поставщиков

материалов и комплектующих изделий. и , несмотря на наличие входного

контроля, традиционную работу по взаимодействию с поставщиками материалов и

покупных изделий, пока предприятие не в состоянии исключить устанвку на

изделие некондиционных блоков, узлов. Конечно, их дефекты выявляются в

процессе наземных и лётных испытаний. Но это уже дополнительные затраты

человеческого труда, ресурсов, что , в конечном счёте, сказывается на

себестоимости изделий.

В силу сложившихся обстоятельств, приходит мысль о применении

обязательной комплексной сертификации/51,с.4/. В этом случае , несомненно,

выиграют и конечный потребитель, и поставщик основных изделий , и поставщик

комплектующих изделий.

В процессе сертификации производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300

комплексная система управления качеством продукции получила своё дальнейшее

развитие и приобрела повышенную значимость на предприятии благодаря тому,

что её функционирование осуществляется теперь под общим руководством

генерального директора ВАСО , который ,в свою очередь,определяет политику в

области качества продукции и обеспечивает необходимые условия для её

развития (реализации).

Следующим важнейшим элементом, по мнению автора, является внесение

изменений в дествующую нормативно-техническую документацию и разработка

новых стандартов, устанавливающих общепризнанные нормы, зафиксированные в

стандартах ИСО серии 9000 и в Авиационных правилах АП-21.

Совершенствование системы УКП было направлено на улучшение

функционирования существующих элементов системы.Но, при этом, возникает

вопрос - сможет ли предприятие в рамках действующей системы УКП обеспечить

выполнение одного из главных положений “Политики в обласи качества” - “...

главная цель работы каждого - полное удовлетворение требований

потребителей”?/41,с./.

Для решения этого вопроса необходимо реализовать на предприятии и

другие положения, в частности, о вовлечении всех сотрудников ВАСО от

генерального директора до исполнителя за достижение “заданного уровня

качества выпускаемой продукции при минимуме затрат”.

На первый план выходят проблемы организационной системы и системы

управления людьми . Возникает необходимость разработки и реализации

конкретных процедур по повышению индивидуальной ответственности

исполнителей за качество продукции с одновременным сокращением объёма

работ, контролируемых работниками ОТК. Для ВАСО это означает реализацию

механизма повышения квалификации работников предприятия и на этой основе

увеличение числа работников, работающих с личным клеймом.

Следует также предусмотреть совершенствование системы поощрения

работников за конкретно выполненную работу.

А так как работа по производству конкретного изделия (самолёта,...)

осуществляется, и основном, составом групп, бригад, составом временных

трудовых коллективов ( на период выполнения определённого объёма работ) ,

то чрезвычайно важно руководителям различного уровня способствовать

формированию или лично участвовать в формировании здорового климата в

коллективе. Это может достигаться за счёт:

- справедливого распределения работ - в соответствии с достигнутым

уровнем квалификации рабочих и уровнем работ;

- поддержания необходимого уровня требовательности ко всем, без

исключения , рабочим и служащим независимо от личных взаимоотношений с

ними;

- знания и умелого использования особенностей характера рабочих и

служащих.

Целесообразно привлекать рабочих и служащих для решения конкретных

вопросов, связанных с повышением качества продукции. При этом, внимательно

прислушиваться к их мнению и реализовывать его в интересах качества

продукции:

- в конструкторской или технологической документации;

- непосредственно в процессе производства.

Важно учитывать психофизиологические особенности человека. Ведь, в

большинстве своём, ошибки вызываются наличием ряда факторов, в том числе и

связанных с временным отвлечением внимания исполнителя от выполнения

работы.

Не следует забывать, что структура большинства японских программ

обеспечения и повышения качества продукции основана на пяти моральных

обязательствах, действующих во всём мире /10,с.15/:

- выбрось ненужное;

- содержи свои вещи в порядке;

- соблюдай чистоту на рабочем месте;

- соблюдай личную чистоту;

- соблюдай дисциплину.

И, пожалуй, особенно актуальным для нашего переходного периода

времени в России является мнение известного специалиста в области

подготовки специалистов покачеству в Японии доктора Исикава :”Качество

начинается и кончается обучением”.

К числу позитивных изменений, которые произошли в ВАСО после

сертификации производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300, по мнению автора,

следует отнести следующие:

1. На предприятии, начиная от генерального директора и кончая

рядовыми исполнителями работ, сформировалось устойчивое убеждение в том,

что без Сертификата типа, без Сертификата на производство самолётов выход с

нашей продукцией не только на внешний рынок, но и на внутренний рынок будет

закрыт.

Кроме того, для изделий , экспортирующихся зарубежному потребителю,

необходим ещё один сертификат - экспортный сертификат лётной годности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.