| |||||
МЕНЮ
| Сертификация систем управления качеством продукции \BACO\годности от 28.02.92 года разделы Авиационных правил (АП - 21) содержат обязательные для Изготовителя требования для производства изделий при наличии только Сертификата типа на производимые изделия (раздел “F”) и процедурные требования для получения Изготовителем Сертификата на производство (раздел”G”). Правила АП - 21 (разделы “F” и “G”) выполнены по структуре и нумерации разделов и пунктов адекватно структуре Федеральных авиационных правил США - FAR-21 (разделы “F” и “G”). Другие разделы Авиационных правил АП-21 предусматривают вопросы взаимодействия с предприятиями - поставщиками составных частей, комплектующих изделий, материалов и др., а также вопросы,связанные с импортом и экспортом (разделы K, L, M, N, O). Основой обеспечения контроля соответствия каждого экземпляра сертифицированной типовой конструкции во всех случаях (разделы “F” и “G”) является на заводе - изготовителе независимой инспекции (применительно к странам Содружества Независимых Государств - Военной приёмки) и утверждённой Уполномоченным органом и одобренной Авиационным Регистром системы обеспечения качества. Уполномоченными органами Авиационного Регистра для утверждения системы контроля производства после подготовки и предъявления Изготовителем необходимых документов являются научно - исследовательские институты по направлениям (НИАТ, НИИД, НИТИ, ВИАМ). После утверждения системы контроля производства (СУ КП) комиссия из представителей этих институтов с привлечением специалистов ЦАГИ,ЦИАМ,ЛИИ,ВИЛС и НИИСУ подготавливает комплексное заключение о том, что соответствие каждого выпущенного экземпляра изделия типовой конструкции, определённой Сертификатом типа, на данном предприятии может быть обеспечено. После того, как на предприятии был сформирован полный комплект нормативно-технической и методической документации по сертификации типа воздушного судна и производства (СУ КП), в начале апреля 1993 года было проведено совещание руководящего состава ВАСО (от начальника цеха (начальника бюро технического контроля) до генерального директора) по вопросу сертификации производства самолётов Ил - 86 и Ил - 96-300. На совещании было решеноб что обследование и анализ производства самолётов на ВАСО будут проведены в соответствии с Авиационными правилами по двум направлениям: - наличие нормативной базы и производственной среды, необходимой для изготовления воздушного судна(ВС), полностью соответствующей сертификации типа; - обеспечение контроля за исполнением требований нормативной базы. При этом предусматривается проведение работ в три этапа: 1 этап - рассмотрение и предварительный анализ представленных материалов; 2 этап - системное обследование производства и функционирования КС УКП; 3 этап - оформление результатов обследования. На совещании была утверждена “Матрица компетентности при самооценке производства самолётов Ил - 86 и Ил - 96 - 300 на ВАСО (приложение 3) и “План-график по самооценке системы качества ВАСО при подготовке к сертификации производства на 1993год” По итогам работы совещания по сертификации производства были разработаны и утверждены Генеральным директором комплексные мероприятия по подготовке к сертификации. Согласно комплексных мероприятий на предприятии предусматривалось: 1. Создание Совета по сертификации производства с закреплением его полномочий в стандарте предприятия. 2. Ссздание Совета по рассмотрению материалов контроля согласно требований Авиационных правил АП-21. 3. Формирование основных направлений работ подразделений предприятия по качеству согласно методических материалов к Авиационным правилам АП-21. 4. Разработать и утвердить мероприятия по предварительной самооценке системы УКП и производства воздушных судов (ВС). 5. Формирование комиссий в цехах ВАСО для проведения работ по сертификации производства воздушных судов (ВС). 6. Создание рабочих комиссий в цехах ВАСО. 7. Создание рабочей комиссии по приведению действующей на предприятии документации в соответствие с требованиями стандартов серии ГОСТ 40 и Авиационных правил АП-21. Из всего многообразия принятых мер и проведенных мероприятий был сформирован единый “План работ по сертификации производства самолётов Ил - 86 и Ил -96 - 300”. В “Плане работ...” были перечислены следующие направления работ: 1. Организационно-методические мероприятия. 2. Экспертиза нормативно-технической документации по производству самолётов Ил - 86 и Ил - 96 - 300. 3. Оценка действующей системы обеспечения качества (по направлениям). 4. Проверка предприятий-поставщиков наиболее ответственных агрегатов , узлов, комплектующих изделий и деталей. 5. Подготовка заключительного анализа и оформление документов по результатам оценки производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300. 6. Рассмотрение представленных материалов на президиуме Авиационного Регистра Межгосударственного Авиационного Комитета (АР МАК) и принятие решения по результатам обследования производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300 в ВАСО. В соответствии с матрицей компетентности при самооценке производства самолётов в ВАСО по указанным направлениям в цехах, отделах предприятия были созданы комиссии, разработаны мероприятия по проверке производства и системы УКП на предмет соответствия требованиям нормативно- технической документации по сертификации производства и СУ КП на предприятии. После создания комиссий руководителями отделов, бюро с членами комиссий были проведены занятия по изучениию требований стандартов ИСО 9000, ГОСТ 40, авиационных правил АП-21, методических указаний по проведению сертифиуации продукции (типа воздушного судна), производства (СУ КП), в части, касающейси их. Общее руководство в период самооценки производства осуществлял Совет по сертификации производства, возглавлявшийся зам. генерального директора по качеству. А оперативную работу по рассмотрению материалов самооценки (контроля) выполнял Совет по рассмотрению материалов контроля. В его состав были привлечены ведущие специалисты по проверяемым направлениям. При анализе комплекса нормативно-технической документации, регламентирующей управление в системе управления качеством прордукции, было установлено, что в отличии от комплекса стандартов предприятия, предусмотренных отраслевыми стандартами, стандарты ИСО серии 9000, а вместе с ними и российские стандарты серии ГОСТ 40 устанавливают в качестве основного документа “Руководство по качеству”. Кроме того, анализ НТД показал, что в документации предприятия по производству и обеспечению качества самолётов ИЛ-86 и ИЛ-960-300 наиболее полно охвачены следующие этапы “петли качества”: - проектирование и разработка технических требований, разработка изделий; - подготовка и разработка производственных процессов; - производство продукции; - контроль, проведения испытаний; - реализация и распределение продукции; - эксплуатация; - упаковка и хранение. Практически были не регламентированы вопросы маркетинга, поиска и изучения рынка. Требовала совершенствования НТД, определяющая вопросы взаимоотношений между потребителями и поставщиками на этапе “материально- техническое снабжение”, а также НТД по этапам “техническая помощь в обслуживании” и “утилизация после использования” продукции. Дальнейший анализ был направлен на проверку соответствия функций, выполняемых в системе УКП, а также комплексов задач, регламентированных отраслевой НТД, функциям и задачам, определённым международными стандартами ИСО серии 9000. За основу был взят стандарт ГОСТ 40.9001-88 (ИСО 9001-87). В результате этого анализа было установлено, что в НТД, действующей на предприятии не были отражены требования по следующим основным вопросам: - формирование политики в области качества; - оценка потребителем системы УКП поставщика; - сертификации системы УКП; - выбор, постановка на производство изделий, в зависимости от возможности предприятия по обеспечению поставки изделий с заданным уровнем качества; - анализ и оценка затрат на качество; - внедрение статистических методов в управлении качеством продукции. Кроме того, требовала корректировки НТД не соответствующая требованиям стандартов ИСО серии 9000 в части: - установления ответственности и полномочий руководства предприятия и всего персонала в УКП; - проверок системы качества на предприятии, а также участие руководства предприятия в анализе и оценке системы УКП; - разработка и реализация программ качества и поставок изделий; - ориентации системы УКП на потребителя; - настройки системы УКП на устранение возможных причин отлонений от технических условий и качества изделий от заданного уровня и разработкупрофилактических мероприятий (система УКП должна предупреждать выпуск продукции неудовлетворительного качества). Помимо нормативно-технической документации КС УКП в соответствии с “Матрицей компетентности...” также была произведена проверка на соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000 и стандартом серии ГОСТ 40 и, уточнённой отраслевой НТД следующих процедур и объетов: а) самолётов ИЛ-86 и ИЛ-96-300, изготовленных и прошедших весь комплекс испытаний; б) системы контроля производства; в) системы обеспечения качества (КС УКП); г) действующей конструкторской, технологической и нормативно- технической документации; д) соостояния технолгического оборудования, оснастки и инструмента; е) метрологического обеспечения производства и состояния контроля качества изготовления деталей, узлов, сборочных единиц и изделия вцелом; ж) испытаний сборочных единиц и изделия вцелом; з) входного контроля материалов, полуфабрикатов и комплектующх изделий; и) складирования и транспортировка составных частей изделия, запаных частей, наземного оборудования; к) организационно-технического обеспечения производства; л) квалификация кадров. По результатам проведённой проверки по самооценке производства самолётов ИЛ-86 и ИЛ-96-300 были составлены организационно-технические мероприятия по доработке системы УКП. Согласно этих мероприятий в установленные сроки необходимо было реализовать следующее: 1. Доработка и практическое внедрение доработанной системы УКП. 2. Подготовка и анализ отчётных материалов по результатам проверки функционирования доработанной системы УКП. 3. Разработка руководства по качеству ВАСО. 4. Подготовка доказательной документации и подача официальной заявки в Авиационный Регистр Межгосударственной Авиационной Комиссии. Одним из важнейших документов , который требовал не доработки, а разработки является Руководство по качеству. Несмотря на то, что на предприятии в соответствии с действующей отраслевой НТД , в рамках комплексной системы УКП, применялось около 200 стандартов предприятия, единого документа по управлению (или обеспечению) качеством продукции не было. В соответствии с рекомендациями стандартов ИСО серии 9000 был разработан и введён в действие основной организационно- методический документ КС УКП на предприятии - “Руководство по качеству”. В первом разделе “Руководства по качеству” изложена “Политика в области качества”, утверждённая Генеральным директором. Обращаясь к потребителям, ВАСО предлагает “лучшее решение проблемы надёжности и эффективности эксплуатации лучших отечественных широкофюзеляжных самолётов”/41,с.1/. Целью функционирования системы качества на ВАСО является обеспечение: - изготовления каждого элемента выпускаемых самолётов в соответствии с типовой конструкцией и требованиями безопасной эксплуатации; - заданного уровня качества выпускаемой продукции при минимальных затратах; - соответствия самолёта заявленным требованиям типовой конструкции и условиям на поставку. Достижение указанной цели осуществляется с помощью: - выполнения документированных ГОСТами, ОСТами, РТМ и стандартами предприятия всех необходимых процедур, правил и методов обеспечения качества; - активного взаимодействия по вопросам качества с партнёрами, изготавливающими элементы конструкции самолётов и с поставщиками материалов, полуфабрикатов и покупных изделий; - повышения качества и ответственности руководства ВАСО; - повышения технического уровня производства в акционерном обществе (АО); - вовлечения в работу всех сотрудников предприятия; - организации эффективного технического контроля операций и процессов производства и обеспечением его стабильности при изготовлении особо ответственных элементов конструкции самолёта, проведением комплекса их испытаний; - совершенствования системы мотивации персонала предприятия на качественную работу. Политика в области качества обязывает: 1. Каждого работника предприятия: - знать положения политики в области качества и строго следовать им в работе; - выполнять все требования технической и нормативно-технической документации; - соблюдать производственно-технологическую дисциплину, в сро и качественно выполнять все указания руководителей, не противоречащие действующим законам и документам, утверждённым в установленном порядке; - постоянно помнить, что главная цель работы каждого - полное удовлетворение требований потребителей; - проявлять творческую инициативу , подавать предложения и добиваться устранения любых причин и обстоятельств, препятствующих изготовлению продукции заданного качества. 2. Руководителей всех структурных подразделений акционерного общества: - руководствоваться в своей деятельности требованиями настоящей “Политики...”, обеспечивать её понимание всеми работниками подразделения и практическую реализацию; - обеспечивать полное соответствие действующих и разрабатываемых подразделением стандартов предприятия комплексной системы УКП положениям настоящей “Политики...” и “Руководству по качеству”; - обеспечивать приоритетность в планировании, финансировании работ связанных с реализацией “Политики...”; - создавать необходимые условия для эффективного труда. Своевременно обеспечивать производство необходимым оборудованием, документацией, оснасткой, инструментом, тарой, материалами,технологическую и экологическую безопасность труда, обучение и инструктаж исполнителей , деловую и доброжелательную атмосферу в коллективе; - создавать условия и стимулы для постоянного повышения квалификации работников подразделения и их служебного роста в соответствии с деловыми качествами , подготовкой и практическим опытом; разрабатывать требоввания к уровню подготовки соответствующих работников общества в части функций, возложенных на данное производство. В последующих разделах “Руководства по качеству” изложен порядок функционирования системы УКП на всех этапах “петли качества”. В “Руководстве...”определена ответственность и порядок функционирования системы УКП, а также оно содержит: - структуру и описание функциональных взаимоотношений между службой контроля и обеспечения качества, администрацией и другими структурнымиподразделениями; - структуру, которая описывает иерархию подчинённости и ответственности в службе качества. В “Руководстве...” содержатся все разделы , предусмотренные стандартами ИСО серии 9000. Они устанавливают выполнение следующих процедур: - внесение изменений и их исключение в системе обеспечения качества и утверждение полномочий лиц, которые наделены этим правом; - выполнение входного контроля компонентов , деталей и блоков; - оценка и контроль сырья, закупаемых элементов, деталей и узлов; - проверка поставщиков, выполняющих контроль изделий или деталей, которые не могут или не будут в полном объёме проверяться изготовителем основного изделия; - идентификация и маркировка при проверке изделий или деталей на протяжении цикла их изготовления, то есть указания номера детали, заводского номера, знака приёмки, отбраковки, проведения неразрушающего контроля, идентификации процесса и материала; - установление гарантированной последовательности выполнения проверок изделий или деталей и надлежащим образом оформленных на тех стадиях производства, на которых можно выполнить точные, качественные изменения; - правильное выполнение контроля, записи и идентификации всех процессов проверки; - составление и утверждение отчётов о проверке. Перечисление в документации методов проверки с помощью инструментов и приборов по снятию соответствующих характеристик или статистическими методами; - подтверждение надёжности применения статистических методов - без последующих отказов деталей или узлов; - идентификация готовых изделий (деталей) по чертежам, изменённой букве (буквам) или номеру (номерам), кодированием; - обеспечение гарантии выполнения всех необходимых проверок и испытаний до окончательной приёмки готовых изделий (деталей); - обеспечение качества технологических процессов и определение действий, которые необходимо выполнить , а также - технологических карт обработки особо ответственных деталей; - рассмотрение листов по устранению дефектов (ЛУДов) и принятие решений о передаче деталей , узлов, агрегатов на ремонт или использование их в качестве отходов; - идентификация изделий, деталей (порядок рассмотрения); - обеспечение адекватного контроля и идентификации изделий, деталей; - информирование разработчика о последующих изменениях техпроцессов, спецификаций и системы качества; - контроль чертежей, изменений в чертежах и инструкциях; - схема расположения участков служб контроля качества продукции по видам производства; - описание функций представителей заказчика на предприятии по проверке и испытаниям изделий, агрегатов, узлов, деталей; - предоставление всех изменений производственных процессов Уполномоченному органу (изменений в технологии и в изготовлении) с целью их оценки и последующего согласования; - обеспечение информацией заинтересованных органов о любом изменении в системе обеспечения качества, которое может повлиять на проверку, соответствие сертификату типа, на лётную годность или пригодность к эксплуатации изделия; - обеспечение утверждения в установленном порядке основных изменений в конструкторской документации до внесения их в изделие; -обеспечение немедленного внесения в конструкторскую документацию изменений конструкции изделий, внесённых согласно бюллетеней, до их окончательной приёмки; - описание функций представителя заказчика в системе контроля и обеспечения качества, а также делегирования ему части полномочий Авиационного Регистра по приёмке на всех этапах производства. Каждая из вышеприведенных процедур подробно расписана в одном из стандартов предприятия, о чём сделаны соответствующие ссылки в конце каждого раздела. После выполнения организационно-технических мероприятий по Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|