рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Сертификация систем управления качеством продукции \BACO\

годности от 28.02.92 года разделы Авиационных правил (АП - 21) содержат

обязательные для Изготовителя требования для производства изделий при

наличии только Сертификата типа на производимые изделия (раздел “F”) и

процедурные требования для получения Изготовителем Сертификата на

производство (раздел”G”).

Правила АП - 21 (разделы “F” и “G”) выполнены по структуре и

нумерации разделов и пунктов адекватно структуре Федеральных авиационных

правил США - FAR-21 (разделы “F” и “G”).

Другие разделы Авиационных правил АП-21 предусматривают вопросы

взаимодействия с предприятиями - поставщиками составных частей,

комплектующих изделий, материалов и др., а также вопросы,связанные с

импортом и экспортом (разделы K, L, M, N, O).

Основой обеспечения контроля соответствия каждого экземпляра

сертифицированной типовой конструкции во всех случаях (разделы “F” и “G”)

является на заводе - изготовителе независимой инспекции (применительно к

странам Содружества Независимых Государств - Военной приёмки) и

утверждённой Уполномоченным органом и одобренной Авиационным Регистром

системы обеспечения качества.

Уполномоченными органами Авиационного Регистра для утверждения

системы контроля производства после подготовки и предъявления Изготовителем

необходимых документов являются научно - исследовательские институты по

направлениям (НИАТ, НИИД, НИТИ, ВИАМ). После утверждения системы контроля

производства (СУ КП) комиссия из представителей этих институтов с

привлечением специалистов ЦАГИ,ЦИАМ,ЛИИ,ВИЛС и НИИСУ подготавливает

комплексное заключение о том, что соответствие каждого выпущенного

экземпляра изделия типовой конструкции, определённой Сертификатом типа, на

данном предприятии может быть обеспечено.

После того, как на предприятии был сформирован полный комплект

нормативно-технической и методической документации по сертификации типа

воздушного судна и производства (СУ КП), в начале апреля 1993 года было

проведено совещание руководящего состава ВАСО (от начальника цеха

(начальника бюро технического контроля) до генерального директора) по

вопросу сертификации производства самолётов Ил - 86 и Ил - 96-300.

На совещании было решеноб что обследование и анализ производства

самолётов на ВАСО будут проведены в соответствии с Авиационными правилами

по двум направлениям:

- наличие нормативной базы и производственной среды, необходимой

для изготовления воздушного судна(ВС), полностью соответствующей

сертификации типа;

- обеспечение контроля за исполнением требований нормативной базы.

При этом предусматривается проведение работ в три этапа:

1 этап - рассмотрение и предварительный анализ представленных

материалов;

2 этап - системное обследование производства и функционирования КС

УКП;

3 этап - оформление результатов обследования.

На совещании была утверждена “Матрица компетентности при самооценке

производства самолётов Ил - 86 и Ил - 96 - 300 на ВАСО (приложение 3) и

“План-график по самооценке системы качества ВАСО при подготовке к

сертификации производства на 1993год”

По итогам работы совещания по сертификации производства были

разработаны и утверждены Генеральным директором комплексные мероприятия по

подготовке к сертификации.

Согласно комплексных мероприятий на предприятии предусматривалось:

1. Создание Совета по сертификации производства с закреплением его

полномочий в стандарте предприятия.

2. Ссздание Совета по рассмотрению материалов контроля согласно

требований Авиационных правил АП-21.

3. Формирование основных направлений работ подразделений

предприятия по качеству согласно методических материалов к Авиационным

правилам АП-21.

4. Разработать и утвердить мероприятия по предварительной

самооценке системы УКП и производства воздушных судов (ВС).

5. Формирование комиссий в цехах ВАСО для проведения работ по

сертификации производства воздушных судов (ВС).

6. Создание рабочих комиссий в цехах ВАСО.

7. Создание рабочей комиссии по приведению действующей на

предприятии документации в соответствие с требованиями стандартов серии

ГОСТ 40 и Авиационных правил АП-21.

Из всего многообразия принятых мер и проведенных мероприятий был

сформирован единый “План работ по сертификации производства самолётов Ил -

86 и Ил -96 - 300”.

В “Плане работ...” были перечислены следующие направления работ:

1. Организационно-методические мероприятия.

2. Экспертиза нормативно-технической документации по производству

самолётов Ил - 86 и Ил - 96 - 300.

3. Оценка действующей системы обеспечения качества (по

направлениям).

4. Проверка предприятий-поставщиков наиболее ответственных

агрегатов , узлов, комплектующих изделий и деталей.

5. Подготовка заключительного анализа и оформление документов по

результатам оценки производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300.

6. Рассмотрение представленных материалов на президиуме

Авиационного Регистра Межгосударственного Авиационного Комитета (АР МАК) и

принятие решения по результатам обследования производства самолётов Ил-86 и

Ил-96-300 в ВАСО.

В соответствии с матрицей компетентности при самооценке

производства самолётов в ВАСО по указанным направлениям в цехах, отделах

предприятия были созданы комиссии, разработаны мероприятия по проверке

производства и системы УКП на предмет соответствия требованиям нормативно-

технической документации по сертификации производства и СУ КП на

предприятии. После создания комиссий руководителями отделов, бюро с членами

комиссий были проведены занятия по изучениию требований стандартов ИСО

9000, ГОСТ 40, авиационных правил АП-21, методических указаний по

проведению сертифиуации продукции (типа воздушного судна), производства (СУ

КП), в части, касающейси их.

Общее руководство в период самооценки производства осуществлял

Совет по сертификации производства, возглавлявшийся зам. генерального

директора по качеству. А оперативную работу по рассмотрению материалов

самооценки (контроля) выполнял Совет по рассмотрению материалов контроля.

В его состав были привлечены ведущие специалисты по проверяемым

направлениям.

При анализе комплекса нормативно-технической документации,

регламентирующей управление в системе управления качеством прордукции, было

установлено, что в отличии от комплекса стандартов предприятия,

предусмотренных отраслевыми стандартами, стандарты ИСО серии 9000, а вместе

с ними и российские стандарты серии ГОСТ 40 устанавливают в качестве

основного документа “Руководство по качеству”.

Кроме того, анализ НТД показал, что в документации предприятия по

производству и обеспечению качества самолётов ИЛ-86 и ИЛ-960-300 наиболее

полно охвачены следующие этапы “петли качества”:

- проектирование и разработка технических требований, разработка

изделий;

- подготовка и разработка производственных процессов;

- производство продукции;

- контроль, проведения испытаний;

- реализация и распределение продукции;

- эксплуатация;

- упаковка и хранение.

Практически были не регламентированы вопросы маркетинга, поиска и

изучения рынка.

Требовала совершенствования НТД, определяющая вопросы

взаимоотношений между потребителями и поставщиками на этапе “материально-

техническое снабжение”, а также НТД по этапам “техническая помощь в

обслуживании” и “утилизация после использования” продукции.

Дальнейший анализ был направлен на проверку соответствия функций,

выполняемых в системе УКП, а также комплексов задач, регламентированных

отраслевой НТД, функциям и задачам, определённым международными стандартами

ИСО серии 9000. За основу был взят стандарт ГОСТ 40.9001-88 (ИСО 9001-87).

В результате этого анализа было установлено, что в НТД, действующей

на предприятии не были отражены требования по следующим основным вопросам:

- формирование политики в области качества;

- оценка потребителем системы УКП поставщика;

- сертификации системы УКП;

- выбор, постановка на производство изделий, в зависимости от

возможности предприятия по обеспечению поставки изделий с заданным уровнем

качества;

- анализ и оценка затрат на качество;

- внедрение статистических методов в управлении качеством

продукции.

Кроме того, требовала корректировки НТД не соответствующая

требованиям стандартов ИСО серии 9000 в части:

- установления ответственности и полномочий руководства предприятия

и всего персонала в УКП;

- проверок системы качества на предприятии, а также участие

руководства предприятия в анализе и оценке системы УКП;

- разработка и реализация программ качества и поставок изделий;

- ориентации системы УКП на потребителя;

- настройки системы УКП на устранение возможных причин отлонений от

технических условий и качества изделий от заданного уровня и

разработкупрофилактических мероприятий (система УКП должна предупреждать

выпуск продукции неудовлетворительного качества).

Помимо нормативно-технической документации КС УКП в соответствии с

“Матрицей компетентности...” также была произведена проверка на

соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000 и стандартом серии ГОСТ

40 и, уточнённой отраслевой НТД следующих процедур и объетов:

а) самолётов ИЛ-86 и ИЛ-96-300, изготовленных и прошедших весь

комплекс испытаний;

б) системы контроля производства;

в) системы обеспечения качества (КС УКП);

г) действующей конструкторской, технологической и нормативно-

технической документации;

д) соостояния технолгического оборудования, оснастки и инструмента;

е) метрологического обеспечения производства и состояния контроля

качества изготовления деталей, узлов, сборочных единиц и изделия вцелом;

ж) испытаний сборочных единиц и изделия вцелом;

з) входного контроля материалов, полуфабрикатов и комплектующх

изделий;

и) складирования и транспортировка составных частей изделия,

запаных частей, наземного оборудования;

к) организационно-технического обеспечения производства;

л) квалификация кадров.

По результатам проведённой проверки по самооценке производства

самолётов ИЛ-86 и ИЛ-96-300 были составлены организационно-технические

мероприятия по доработке системы УКП.

Согласно этих мероприятий в установленные сроки необходимо было

реализовать следующее:

1. Доработка и практическое внедрение доработанной системы УКП.

2. Подготовка и анализ отчётных материалов по результатам проверки

функционирования доработанной системы УКП.

3. Разработка руководства по качеству ВАСО.

4. Подготовка доказательной документации и подача официальной

заявки в Авиационный Регистр Межгосударственной Авиационной Комиссии.

Одним из важнейших документов , который требовал не доработки, а

разработки является Руководство по качеству.

Несмотря на то, что на предприятии в соответствии с действующей

отраслевой НТД , в рамках комплексной системы УКП, применялось около 200

стандартов предприятия, единого документа по управлению (или обеспечению)

качеством продукции не было. В соответствии с рекомендациями стандартов ИСО

серии 9000 был разработан и введён в действие основной организационно-

методический документ КС УКП на предприятии - “Руководство по качеству”.

В первом разделе “Руководства по качеству” изложена “Политика в

области качества”, утверждённая Генеральным директором.

Обращаясь к потребителям, ВАСО предлагает “лучшее решение проблемы

надёжности и эффективности эксплуатации лучших отечественных

широкофюзеляжных самолётов”/41,с.1/.

Целью функционирования системы качества на ВАСО является

обеспечение:

- изготовления каждого элемента выпускаемых самолётов в

соответствии с типовой конструкцией и требованиями безопасной эксплуатации;

- заданного уровня качества выпускаемой продукции при минимальных

затратах;

- соответствия самолёта заявленным требованиям типовой конструкции

и условиям на поставку.

Достижение указанной цели осуществляется с помощью:

- выполнения документированных ГОСТами, ОСТами, РТМ и стандартами

предприятия всех необходимых процедур, правил и методов обеспечения

качества;

- активного взаимодействия по вопросам качества с партнёрами,

изготавливающими элементы конструкции самолётов и с поставщиками

материалов, полуфабрикатов и покупных изделий;

- повышения качества и ответственности руководства ВАСО;

- повышения технического уровня производства в акционерном обществе

(АО);

- вовлечения в работу всех сотрудников предприятия;

- организации эффективного технического контроля операций и

процессов производства и обеспечением его стабильности при изготовлении

особо ответственных элементов конструкции самолёта, проведением комплекса

их испытаний;

- совершенствования системы мотивации персонала предприятия на

качественную работу.

Политика в области качества обязывает:

1. Каждого работника предприятия:

- знать положения политики в области качества и строго следовать им

в работе;

- выполнять все требования технической и нормативно-технической

документации;

- соблюдать производственно-технологическую дисциплину, в сро и

качественно выполнять все указания руководителей, не противоречащие

действующим законам и документам, утверждённым в установленном порядке;

- постоянно помнить, что главная цель работы каждого - полное

удовлетворение требований потребителей;

- проявлять творческую инициативу , подавать предложения и

добиваться устранения любых причин и обстоятельств, препятствующих

изготовлению продукции заданного качества.

2. Руководителей всех структурных подразделений акционерного

общества:

- руководствоваться в своей деятельности требованиями настоящей

“Политики...”, обеспечивать её понимание всеми работниками подразделения и

практическую реализацию;

- обеспечивать полное соответствие действующих и разрабатываемых

подразделением стандартов предприятия комплексной системы УКП положениям

настоящей “Политики...” и “Руководству по качеству”;

- обеспечивать приоритетность в планировании, финансировании работ

связанных с реализацией “Политики...”;

- создавать необходимые условия для эффективного труда.

Своевременно обеспечивать производство необходимым оборудованием,

документацией, оснасткой, инструментом, тарой, материалами,технологическую

и экологическую безопасность труда, обучение и инструктаж исполнителей ,

деловую и доброжелательную атмосферу в коллективе;

- создавать условия и стимулы для постоянного повышения

квалификации работников подразделения и их служебного роста в соответствии

с деловыми качествами , подготовкой и практическим опытом; разрабатывать

требоввания к уровню подготовки соответствующих работников общества в части

функций, возложенных на данное производство.

В последующих разделах “Руководства по качеству” изложен порядок

функционирования системы УКП на всех этапах “петли качества”.

В “Руководстве...”определена ответственность и порядок

функционирования системы УКП, а также оно содержит:

- структуру и описание функциональных взаимоотношений между службой

контроля и обеспечения качества, администрацией и другими

структурнымиподразделениями;

- структуру, которая описывает иерархию подчинённости и

ответственности в службе качества.

В “Руководстве...” содержатся все разделы , предусмотренные

стандартами ИСО серии 9000. Они устанавливают выполнение следующих

процедур:

- внесение изменений и их исключение в системе обеспечения качества

и утверждение полномочий лиц, которые наделены этим правом;

- выполнение входного контроля компонентов , деталей и блоков;

- оценка и контроль сырья, закупаемых элементов, деталей и узлов;

- проверка поставщиков, выполняющих контроль изделий или деталей,

которые не могут или не будут в полном объёме проверяться изготовителем

основного изделия;

- идентификация и маркировка при проверке изделий или деталей на

протяжении цикла их изготовления, то есть указания номера детали,

заводского номера, знака приёмки, отбраковки, проведения неразрушающего

контроля, идентификации процесса и материала;

- установление гарантированной последовательности выполнения

проверок изделий или деталей и надлежащим образом оформленных на тех

стадиях производства, на которых можно выполнить точные, качественные

изменения;

- правильное выполнение контроля, записи и идентификации всех

процессов проверки;

- составление и утверждение отчётов о проверке. Перечисление в

документации методов проверки с помощью инструментов и приборов по снятию

соответствующих характеристик или статистическими методами;

- подтверждение надёжности применения статистических методов - без

последующих отказов деталей или узлов;

- идентификация готовых изделий (деталей) по чертежам, изменённой

букве (буквам) или номеру (номерам), кодированием;

- обеспечение гарантии выполнения всех необходимых проверок и

испытаний до окончательной приёмки готовых изделий (деталей);

- обеспечение качества технологических процессов и определение

действий, которые необходимо выполнить , а также - технологических карт

обработки особо ответственных деталей;

- рассмотрение листов по устранению дефектов (ЛУДов) и принятие

решений о передаче деталей , узлов, агрегатов на ремонт или использование

их в качестве отходов;

- идентификация изделий, деталей (порядок рассмотрения);

- обеспечение адекватного контроля и идентификации изделий,

деталей;

- информирование разработчика о последующих изменениях

техпроцессов, спецификаций и системы качества;

- контроль чертежей, изменений в чертежах и инструкциях;

- схема расположения участков служб контроля качества продукции по

видам производства;

- описание функций представителей заказчика на предприятии по

проверке и испытаниям изделий, агрегатов, узлов, деталей;

- предоставление всех изменений производственных процессов

Уполномоченному органу (изменений в технологии и в изготовлении) с целью их

оценки и последующего согласования;

- обеспечение информацией заинтересованных органов о любом

изменении в системе обеспечения качества, которое может повлиять на

проверку, соответствие сертификату типа, на лётную годность или пригодность

к эксплуатации изделия;

- обеспечение утверждения в установленном порядке основных

изменений в конструкторской документации до внесения их в изделие;

-обеспечение немедленного внесения в конструкторскую документацию

изменений конструкции изделий, внесённых согласно бюллетеней, до их

окончательной приёмки;

- описание функций представителя заказчика в системе контроля и

обеспечения качества, а также делегирования ему части полномочий

Авиационного Регистра по приёмке на всех этапах производства.

Каждая из вышеприведенных процедур подробно расписана в одном из

стандартов предприятия, о чём сделаны соответствующие ссылки в конце

каждого раздела.

После выполнения организационно-технических мероприятий по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.