рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Сертификация систем управления качеством продукции \BACO\

является общепризнанной гарантией выхода на международный рынок.

Обобщая передовой опыт УКП в промышленно развитых странах можно

отметить следующее:

- цели и задачи в области повышения, обеспечения и улучшения

качества продукции находятся в центре экономической политики каждой фирмы,

компании, концерна... При этом, считается главным - удовлетворение запросов

и требований потребителей;

- достижение требуемого качества продукции (с учётом цены) с

минимальными издержками;

- поставка продукции потребителям в установленные сроки;

- основными критериями достижения целей в области качества

продукции является удовлетворение требований потребителей и выпуск

конкурентоспособной продукции;

- признание и реализация комплексного и системного подходов к УКП

,как наиболее эффективных методов достижения целей и решения задач в

области качества продукции;

- использование при производстве конкурентоспособной продукции

средств труда высокого качества;

- непрерывное и систематическое обучение и специализированная

профессиональная подготовка высококвалифицированных кадров в области

обеспечения и УКП ;

- постоянная, добросовестная и творческая работа всех работников по

повышению, обеспечению и улучшению качества выпускаемой продукции;

- воспитание у каждого изготовителя продукции, исполнителя, у всех

работников уважительного отношения к потребителю, заказчику;

- создание атмосферы уважительного отношения к работникам любой

должностной категории и внимания к их нуждам, запросам, быту.

1.3. О с н о в н ы е н а п р а в л е н и я и с п о л ь з о в а

н и я о т е ч е с т в е н н о г о и з а р у б е ж н г о о п ы т а

с и с т е м н о г о

п о д х о д а в у п р а в л е н и и к а ч е с т в о м п р о д у к

ц и и

В соответствии с имеющимся собственным и зарубежным опытом и

действующими международными стандартами необходимо пересмотреть модель

действующей системы управления качеством продукции. Ннаправленность

совершенствования действующей системы УКП должна быть таковой, чтобы было

обеспечено её функционирование на основе реального механизма управления

качеством, сориентированного на изготовление конкурентоспособной продукции,

удовлетворяющей требованиям имеющихся и потенциальных потребителей.

При этом необходимо ориентироваться на использование следующих

принципиально важных положений в системе УКП :

- приоритеты в системе УКП должны быть расставлены так, чтобы на

первом месте стояло качество продукции во имя потребителя. На каждом

предприятии всем рабочим и служащим необходимо знать и стремиться к тому,

чтобы продукцию изготавливать “лучше и больше” /32,с.31/. Руководство

предприятия должно доходчиво, на основе экономического обоснования довести

до производственных подразделений, что на первом месте стоит задача

обеспечения качества, а объёмы производства - только на втором и настоять

на выполнении этого подхода.Этот подход не должен ограничиваться призывом и

командой;

- повсеместно и постоянно подкреплять выше указанный подход

проведением новой инвестиционной и инновационной политики, переходя от

традиционного увеличения объёмов производства к реконструкции,

перевооружению и обновлению основных фондов и самой продукции,

обеспечивающих существенное повышение качества продукции;

- изготовитель обязательно должен иметь и осуществлять рациональную

систему сбора, учёта, обработки, анализа и хранения в течении определённого

срока информационных данных о качестве продукции;

- для обеспечения требуемого качества каждого вида продукции на

предприятии должна функционировать отдельная система УКП ;

- улучшение материально-технического снабжения должно

осуществляться умением найти нужных поставщиков, повышением

заинтересованности каждого поставщика и установлением с ними тесных

контактов многопланового характера;

- управленческие воздействия должны быть эффективными и выполняться

применительно ко всем стадиям жизненного цикла продукции;

- система УКП может считаться эффективной тогда, когда выпускаемая

продукция удовлетворяет требованиям потребителя и наличие эффективной

системы УКП признаётся потребителем;

- создание системы непрерывного обучения в области УКП и воспитание

всех трудящихся (учащихся, студентов, рабочих, мастеров,...) в духе

уважительного отношения к потребителям, заказчикам. Система УКП должна быть

всем понятна. Для воспитания в общегосударственном и на региональном уровне

целесообразно подключить средства массовой информацииб, в том числе радио,

телевидение, печать. Следует организовать издание массовых журналов по

качеству продукции для различных категорий трудящихся (рабочих, мастеров,

инженеров...). Необходимо создавать специализированные центры по обучению и

повышению квалификации в области управления и повышения качества продукции,

различные школы и курсы качества, преподавание в которых могут осуществлять

также специалисты других стран. Ведь общеизвестно, что продукцию с высоким

качеством могут создавать только высококвалифицированные специалисты;

- повышение роли стимулирования в сфере производства, изготовления

продукции высокого и стабильного качества. Для этого необходимо повысить

значимость поощрительных мер за высокое качество продукции и труда, не

исключая, при этом, жёстких мер штрафного характера за выпуск продукции с

отклонением от требований нормативно-технологической документации.

Расширить практику проведения различных конкурсов , направленных на

повышение и улучшение качества продукции;

- привлечение в группы качества значительно более широкого круга

трудящихся и повышение их активности и эффективности работы. По мнению

автора, в число работ по обеспечению высокого качества, подлежащих

стимулированию, необходимо включить и работу групп качества;

- расширение и претворение в жизнь целого комплекса мероприятий ,

поистине обеспечивающих реализацию человеческого фактора в производственных

и социальных отношениях;

- использование профессионалов в области УКП при проведени всех

работ по совершенствованию системы УКП.

Совершенствование систем управления качеством продукции необходимо

проводить в следующих случаях:

- при сертификации продукции , когда одним из условий получения

сертификата соответствия является строгое соблюдение в построении системы

УКП требований международных стандартов ИСО серии 9000;

- при получении аттестата качества, когда его может получить только

сертифицированная продукция, то есть имеющая сертификат соответствия;

- при получении государственного заказа на изготовление

определённых видов и объёмов продукции, когда в условиях конкурсной системы

их получения, необходимо проводить экспертизу действующей системы УКП;

- при выходе предприятия на внешний рынок.

2. ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА И ПРИМЕНЕНИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ИСО

СЕРИИ 9000 В АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ ВАСО

2.1. С и с т е м а с е р т и ф и к а ц и и с и с т е м к а ч

е с т в а и п р о и з в о д с т в в Р о с с и й с к о

й Ф е д е р а ц и и

Сертификация систем УКП представляет собой деятельность по

проверке, оценке и удостоверению специально аккредитованным органом

(национальным или зарубежным) соответствия сертифицируемой системы

требованиям соответствующих стандартов. Такими стандартами могут быть

государственные, международные(например, стандарты ИСО серии 9000) или

национальные других зарубежных стран (в соответствии с требованиями

контрактов).

Документ , который удостоверяет соответствие системы УКП

требованиям стандарта, называют сертификатом. Он выдаётся только на систему

УКП определённого вида или группе однородной продукции. Сертификация должна

быть объективной, а поэтому её необходимо осуществлять независимой от

предприятия - изготовителя и потребителя (заказчика) стороной.

В Российской Федерации в соответствии с требованиями Закона “О

защите прав потребителей” обязательной сертификации подлежат товары(работы,

услуги), на которые в законодательных актах или стандартах установлены

требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья

потребителей и охраны окружающей Среды, предотвращение причинения вреда

имуществу потребителей, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни

и здоровья потребителей /43,с.396/.

Работы по сертификации продукции , а также систем УКП проводятся

под руководством Госстандарта России, как национального органа по

сертификации.

К настоящему времени сформирована законодательная база

сертификации, cоздана и гармонизирована с международными нормами и

требованиями её нормативная и организационная основа. В Госреестре

зарегистрировано пять систем обязательной сертификации, сформированных

государственными органами :

- система сертификации Гост Р;

- система сертификации авиационной техники и объектов гражданской

авиации (Межгосударственный авиационный комитет) ;

- система сертификации взрывоопасных производств

(Госкомоборонпром);

- система сертификации электросвязи (Министерство связи);

- система сертификации средств защиты информации.

Кроме того , зарегистрировано более 30 систем добровольной

сертификации /46,с.3/. Системы сертификации классифицируются по основным

признакам (табл.1).

Таблица 1.

Классификация наиболее распространённых систем сертификации

по основным классификационным признакам

|Признак классификации |Система сертификации продукции|

| | |

|1. Заинтересованность сторон. |Национальная |

| |Региональная |

| |Международная |

| | |

|2. Правовой статус. |Обязательная |

| |Добровольная |

| | |

|3. Участие ссторонних организаций в|Самостоятельная |

|исполнении процедуры сертификации. |Второй стороной |

| |Третьей стороной |

Госстандарт наделён следующими функциями по сертификации систем УКП

и продукции:

- определяет порядок сертификации систем УКП;

- определяет порядок сртификации продукции и её номенклатуру;

- аккредитует органы по сертификации конкретных видов продукции, а

также испытательные лаборатории (центры) для проведения соответствующих

испытаний;

- представляет другим юридическим лицам право аккредитации;

- осуществляет контроль за правильностью проведения сертификации

систем УКП и продукции;

- ведёт государственный реестр сертифицированных систем УКП,

продукции, аккредитованных органов по сертификации, испытательных

лабораторий (центров);

- принимает решения о признании сертификатов, выданнх зарубежными и

международными органами;

- представляет страну во взаимоотношениях с зарубежными странами и

международными организациями по вопросам сертификации систем УКП и

продукции.

Функции, делегированные Законом Госстандарту, наполнены конкретным

содержанием. Так уже в марте 1995 года в России было аккредитовано более

600 органов по сертификации и более 1600 испытательных лабораторий и

центров /46,с.5/. Сеть органов по сертификации и испытательных лабораторий

(центров) действует практически во всех регионах страны и обеспечивает

проведение , в необходимых масштабах, работы по сертификации всех видов

продукции и услуг.

На основани вышеизложенного можно сказать , что в стране, в

основном, создан механизм и действует система сертификации, защищающая

потребителя.

Создана и устойчиво функционирует система сотрудничества России с

международными организациями по сертификации (приложение 2.) /45,с.2/.

В основу нормативной базы сертификации систем УКП и продукции в Российской

Федерации положены стандарты ИСО серии 9000. С целью придания законной силы

указанным стандартам на территории СССР, а теперь России ,

Государственный комитет СССР в декабре 1988 года Постановлением №

4590 ввёл в действие Государственные стандарты полностью соответствующие

стандартам ИСО серии 9000 (рис.3) /32,с.33/.

Рис.3. Схема соответствия стандартов ГОСТ стандартам ИСО серии 9000.

Рекомендации по применению данных Государственных стандартов

определяют область распространения , сферу действия и правила выбора

стандартов для внедрения на предприятии. В стандартах ГОСТ 40.9001 - 88 -

ГОСТ 40.9003 -88 раскрываются основные принципы систем качества, а также

даётся необходимый состав документации и требования к ней, приводится

порядок проведения работ на предприятии по применению стандартов данной

системы, излагается совокупность требований к проверке, анализу и

оценивается система качества,а также даются рекомендации по

совершенствованию систем УКП.

Госстандарты на системы качества должны использоваться каждым

предприятием в следующих случаях /46,с.26/:

- при заключении контрактов (договоров) на поставку продукции на

внешний рынок;

- при участии в тендерах, конкурсах и прочих подобных мероприятиях,

когда в случае удачи могут заключаться договора;

- при получении госзаказа, льготного кредитования или страхования;

- при желании руководителей предприятия убедиться в соответствии

системы УКП международным требованиям, чтобы быть готовым и к заключению

выгодных договоров с иностранными партнёрами,в первую очередь;

- при сертификации продукции по схеме предусматривающей и

сертификацию систем УКП.

В дальнейшем (при введении государством или ассоциацией

потребителей оценки систем качества) такие проверки во всех случаях могут

стать постоянными , и тогда и для остальных предприятий эти стандарты

будут носить не рекомендательный ,а обязательный характер.

Требования стандартов ГОСТ 40.9001 - 88 - ГОСТ 40.9003 - 88 по

отношению к техническим требованиям на продукцию являются дополнительными и

могут изменяться в зависимости от конкретных условий.

Поэтому необходимость внедрения того или иного стандарта системы

ГОСТ 40 определяется каждым предприятием самостоятельно при взаимном

соглашении изготовителей (поставщиков) с потребителями (заказчиками). Но во

всех случаях эти стандарты могут использоваться в качестве методических

материалов при совершенствовании систем УКП.

А для завоевания международных рынков сбыта на длительные периоды,

наличие на предприятии системы качества постоянно обеспечивающей

конкурентоспособность выпускаемой продукции, необходимо признать

обязательным и требования стандартов системы ГОСТ 40 целесообразно

принимать в качестве минимально необходимых. При этом систему УКП по своему

характеру следует рассматривать как организационную экономико-техническую

систему, в рамках которой должна реализовываться совокупность

организационных, экономических, социальных и научно-технических

мероприятий.

Как считает автор, в Российской Федерации создана необходимая

нормативная база и сформировались определённые социально-экономические

условия для применения в широких масштабах сертификации продукции и систем

УКП с соблюдением основополагающих правил (принципов).

О с н о в н ы е п р и н ц и п ы п р о в е д е н и я с е р т и ф

и к а ц и и с и с т е м ы у п р а в л е н и я к а ч е с т в о м

п р о д у к ц и и

Сертификация системы УКП , независимо от органа, которым она

проводится (национальным или зарубежным) должна характеризоваться рядом

основных принципов:

а) целевой направленности, то есть необходимости осуществления

сертификации системы УКП с чётко определённой целью. К такой цели может

относиться, например, выход предприятия на определённый участок мирового

рынка. В этом случае , очень важно выбрать наиболее авторитетный в данном

регионе (или в мировом сообществе) зарубежный сертификационный орган

(центр, международную организацию). Для достижения выше указанной цели ,

сертификация системы нашим национальным органом в настоящий период времени

будет явно недостаточной, так как пока сертификаты , получаемые на основе

сертификации зарубежными сертификационными органами, более авторитетны и,

соответственно, имеют существенное преимущество;

б) добровольности, то есть проведение на предприятиях сертификации

системы УКП может быть только добровольным, по инициативе и при наличии

заявки от этого предприятия ;

в) объективности, то есть проверки и оценки системы УКП при её

сертификации должны осуществляться компетентными , высококвалифицированными

специалистами. Ни один сотрудник , участвующий в сертификации,не может быть

прямо или косвенно связан с данным предприятием, иметь его акции. При этом

оплата за работу по сертификации не должна зависеть от заклюения по

проверке, оценке и сертификации системы;

г) конфиденциальности, то есть орган по сертификации и его

сотрудники должны соблюдать профессиональную тайну в отношении

конфиденциальности информации, получаемой в результате взаимодействия с

поставщиком. Этивопросы могут стать предметом официальногоьсоглашения

органа по сертификации и заказчика;

д) предварительной оплаты работ органу по сертификации, то есть

оплата сертификационных работ должна осуществляться до начала их

проведения. Целесообразно это реализовать в два этапа. На первом этапе

оплата производится за предварительную проверку и оценку системы УКП , а

затем , в случае принятия решения о проведении второго этапа - за

окончательную сертификационную работу.В любом случае перечисление денег

должно быть выполнено до начала каждого последовательно выполняемого

комплекса работ. Стоимость работ зависит, в основном, от масштаба и

теерриториального расположения предприятия, сложности и объёмов

производства, модели системы УКП. Например, сертификация системы качества

шведскими сертификационными органами стоит (в зависимости от указанных

факторов) 20 - 250 тыс. крон /32,с.41/.

Реализацию вышеукаанных положений сертификации системы УКП

рассмотрим на примере сертификации системы УКП Воронежского акционерного

самолётостроительного общества по производству самолётов Ил - 86 и Ил - 96

- 300.

2.2. В н у т р е н н я я п р о в е р к а и п о д г о т о в к а

с и с т е м ы у п р а в л е н и я к а ч е с т в о м п р о д у к ц и и и

д о к у м е н т а ц и и к с е р т и ф и к а ц и и в а к ц и о н е

р н о м о б щ е с т в е .

Как было отмечено в параграфе 2.1., в Государственном реестре среди

других систем обязательной сертификации была зарегистрирована и система

сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации

(Межгосударственный авиационный комитет).

В дополнение и в развитие , действующих стандартов серии ГОСТ 40 и

приведенной в соответствие с ними отраслевой нормативно - технической

документацией, Ц е н т р сертификации изделий и производства продукции

народнохозяйственного назначения при комитете общественной экспертизы в

марте 1992 года ввёл в действие Авиационные правила сертификации

производства воздушных судов , авиадвигателей и воздушных винтов (АП - 21).

Одобренные Исполнительным комитетом Совета по нормам лётной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.