рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП

Правоприменение необходимо тогда, когда субъекты не могут без помощи

властных органов реализовать свои права и обязанности, когда возникает

потребность в государственном рвении, когда имеется спор по поводу

юридического факта

77. Стадии процесса применения норм права

Правоприменение — сложная последовательная деятельность, осуществляемая в

рамках нескольких этапов, стадий. Можно выделить три основные стадии

правоприменительного процесса: 1)установление фактической основы дела;

2)установление юридической основы дела;3)решение дела.

На первой стадии устанавливается объективная истина по делу. Ведь

правоприменение будет обоснованным только тогда, когда фактические

обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и достоверностью. По

сути, здесь речь идет о сборе всей юридически значимой информации,

относящейся к конкретному делу.

На второй стадии правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму

права, регулирующие данное общественное отношение проверяет подлинность

текста норм права, их пределы действия во времени, в пространстве и по

кругу лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний,

квалифицирует деяние.

На третьей стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт.

Именно в рамках данного этапа правоприменительного процесса решается судьба

этого дела и от того, какие выводы будут сформулированы в ходе решения,

зависит дальнейшее развитие правоотношений.

Установление фактической и установление юридической основы дела выступают

как бы подготовительными стадиями применения норм права. Принятие решения

является завершающей и вместе с тем основной стадией. После этого решение

должно быть исполнено и конкретное общественное отношение реально

урегулировано.

78. Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды

Акт применения права — это такой правовой акт, который содержит

индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в

результате решения конкретного юридического дела. Правоприменительный акт

выступает итогом правоприменительной деятельности и обладает следующими

особенностями:1)исходит от компетентных органов;2)носит государственно-

властный характер;3)носит индивидуальный (персонифицированный), а не

нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает

на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими

обязанностями; 4) имеет определенную установленную законом форму. Вместе с

тем следует различать акт применения как действие (деятельность) и как акт-

документ. Последний должен иметь определенную структуру и состоять из

вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям:

по форме — на указы, приговоры, решения, приказы и т.п.; по субъектам, их

издающим, — на акты государственных и негосударственных (в частности,

муниципальных) органов; по функциям права — на регулятивные (приказ о

повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении

уголовного дела); по юридической природе — на основные (выражают конечное

решение юридического дела, например, приговор) и вспомогательные (

подготавливают издание основных актов, в частности постановление о

привлечении лица в качестве обвиняемого); по предмету правового

регулирования — на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.п.; по

характеру — на материальные и процессуальные.

79. Отличие нормативных актов от актов применения права

Нормативный акт (83, 112)

Акт применения права

Общим является то, что: - это правовые акты - они принимаются и

обеспечиваются компетентными (прежде всего гос. органами); - они выступают

властными по своему характеру документами.

В отличие от нормативного акта правоприменительный акт 1) применяется на

основе нормативного 2) конкретизирует норму права, содержащуюся в

нормативном акте, применительно к инд. ситуациям, отношениям 3) носит

персонифицированный (индивидуально-определенный) характер 4) не является

источником (формой) права и рассчитан только на однократное применение 5)

выступает юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения

соответствующих правоотношений.

80. Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления

Пробел в праве — это полное или частичное отсутствие в действующем

законодательстве необходимых юридических норм. Важно учитывать два условия

пробельности: 1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере

правового регулирования; 2)должна отсутствовать конкретная норма права,

призванная регулировать данные фактические обстоятельства.

Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они должны

своевременно устраняться и преодолеваться. Устранить пробел можно лишь с

помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права.

Преодолеть пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как

здесь новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз

восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии

закона и аналогии права.

Аналогия закона — это решение конкретного юридического дела правовой

нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

Аналогия права — это решение конкретного юридического дела на основе общих

принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь

тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай.

Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении

важное значение приобретают принципы права (справедливость, равенство перед

законом дом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в конституции.

Поэтому правоприменитель, ориентируясь во многом на собственное

правосознание и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные

конституционные статьи. В уголовном и административном праве аналогия

исключается.

81. Юридические коллизии и способы их разрешения

Юридические коллизии — это противоречия между правовыми актами,

регулирующими одни и те же общественные отношения. Они вносят в правовую

систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в

правоприменительной практике, затрудняют и пользование законодательством.

Можно выделить объективные причины коллизий (например, в условиях

отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы

устаревают, другие появляются, не всегда отменяя прежние и действуя

зачастую одновременно с ними) и субъективные (недостаток опыта

законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация

нормативных актов).

Виды коллизий: 1) между Конституцией и всеми иными актами (разрешается в

пользу Конституции); 2) между законами и подзаконными актами (разрешается в

пользу законов как актов большей юридической силы); 3) между

общефедеральными актами и актами субъектов Федерации:( — если последний

принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ

действует именно он, — если последний принят вне пределов своего ведения,

то действует общефедеральный акт;) 4) между актами одного и того же органа,

но изданные в разное время (применяется акт позже принятый); 5) между

актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий более

высокой юридической силой); 6) между общим и специальным актом: (— если они

приняты одним органом, то применяется последний; — если они приняты разными

органами, то действует первый.)

Возможные способы разрешения коллизий: 1) принятие нового акта; 2)

отмена старого акта;3) внесение изменений в действующие акты;4)

систематизация законодательства;5) референдумы; 6) деятельность судов

(прежде всего Конституционного Суда РФ); 7) переговорный процесс через

согласительные комиссии; 8) толкование и др.

82. Толкование норм права: понятие и виды по субъектам

Толкование норм права — это деятельность, направленная на выявление

содержания юридических норм. В процессе толкования уясняются смысл

нормативного предписания, его социальная направленность, место в системе

правового регулирования и т.п. Толкование необходимо в связи с

абстрактностью юридических норм, специальной терминологией, дефектностью

Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и

единообразное понимание юридических предписаний, правильное и единообразное

применение.

Толкование состоит из двух сторон: 1) — уяснение (для себя);2) —

разъяснение (для других).

В зависимости от субъектов толкование подразделяют:1)— на официальное

(дается уполномоченными на то субъектами, держится в специальном акте,

влечет юридические последствия); 2)— на неофициальное (не имеет юридически

обязательного значения и лишено властной силы).

Официальное толкование бывает нормативным (распространяется на большой

круг лиц и случаев) и казуальным (обязательно только для данного

конкретного случая). В свою очередь нормативное толкование классифицируется

на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативный акт) и

легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов).

Неофициальное толкование бывает: 1) обыденным (не требует специальных

познаний и дается любым гражданином) 2) профессиональным (дают юристы); 3)

доктринальным (научное разъяснение юридических норм).

Толкование-уяснение достигается при помощи определенных способов:

грамматического (филологического); логического; систематического; историко-

политического; специально-юридического; функционального.

Грамматический состоит прежде всего в определении смысла отдельных слов,

установлении лексической связи между ними. Историко-политический

(толкование с помощью анализа конкретных исторических и политических

условий) состоит в выяснении общественных условий, экономических,

социальных, политических и иных факторов, вызвавших к жизни данную правовую

норму, а также анализе целей и задач, которые решает государство

посредством введения ее в действие. Систематический способ предполагает

сопоставление правовой нормы с иными нормами данной отрасли права, а также

с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение.

Идеологический (толкование с помощью установления целей принятия

нормативного акта); Специально-юридический (толкование с помощью раскрытия

содержания юридических терминов, используемых в законодательством).

Результаты толкования могут быть различными в зависимости от »щения текста

и действительного содержания юридических Исходя из этого соотношения

различают три вида толкования: 1)буквальное (возможно тогда, когда

действительный смысл права и ее текстуальное выражение совпадают);2)

ограничительное (применяется тогда, когда действительный нормы права уже ее

текстуального выражения); 3) распространительное (применяется тогда, когда

действительный смысл нормы права шире ее текстуального выражения).

83. Способы и объем, толкования правовых норм

Способы толкования — это совокупность приемов и средств, направленных на

установление содержания правовых норм. Толкование-уяснение достигается при

помощи определенных способов: грамматического (филологического);

логического; систематического; историко-политического; специально-

юридического; функционального.

Грамматический состоит прежде всего в определении смысла отдельных слов,

установлении лексической связи между ними. Историко-политический

(толкование с помощью анализа конкретных исторических и политических

условий) состоит в выяснении общественных условий, экономических,

социальных, политических и иных факторов, вызвавших к жизни данную правовую

норму, а также анализе целей и задач, которые решает государство

посредством введения ее в действие. Систематический способ предполагает

сопоставление правовой нормы с иными нормами данной отрасли права, а также

с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение.

Идеологический (толкование с помощью установления целей принятия

нормативного акта); Специально-юридический (толкование с помощью раскрытия

содержания юридических терминов, используемых в законодательством).

84. Акты толкования права: понятие, особенности, виды

Акт толкования права — это такой правовой акт, который состоит в

разъяснение смысла юридических норм. Особенности актов толкования права:1)

представляют собой разъяснение смысла юридических норм;2) содержат

конкретизирующие, а не нормативные предписания;3) не имеют самостоятельного

значения и действуют в единстве с теми нормами, которые толкуют; 4) не

являются формой и источником права.

В юридической литературе различают следующие виды актов толкования права:

1) в зависимости от типов официального толкования они подразделяются на

акты нормативного (аутентичные и легальные) и казуального толкования; 2) в

зависимости от органов, дающих толкование, — на акты органов

государственной власти, управления, судебных и прокурорских органов и т.п.;

3) в зависимости от предмета правового регулирования — на акты толкования

уголовного права, административного, гражданского и т.д.; 4) в зависимости

от характера — на материальные и процессуальные акты; 5) в зависимости от

формы — на указы, постановления, приказы, инструкции и т.п.; 6) в

зависимости от юридической природы различают интерпретационные акты

правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.

85. Юридическая практика

Юридическая практика — это деятельность компетентных субъектов по принятию

(толкованию, применению и т.д.) юридических предписаний, взятая в единстве

с накопленным социально-правовым опытом.

Выделяют три точки зрения на понятие «юридическая практики:1) это

юридическая деятельность; 2) — это социально-правовой опыт; 3) это

юридическая деятельность с социально-правовым опытом.. Признаки юридической

практики:1) строится на основе норм права;2) представляет собой составную

часть правовой культуры общества 3) интегрирует правовую систему; 4)

порождает соответствующие юридические последствия.

Структура юридической практики:

1)юридическая деятельность (динамическая сторона), элементом удержания

которой выступают ее объекты, субъекты и участники; 2) юридические действия

и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и

результаты действий; 3) социально-правовой опыт (статическая сторона),

который в качестве элемента включает правоположения, выработанные в ходе

многолетней практики предписания общего характера, аккумулирующие социально

ценные и стабильные стороны конкретной юридической деятельности.

Функциями юридической практики являются сигнально-информационная и

конкретизирующая. стороны юридической практики:

В зависимости от характера, способа преобразования общественных отношений

она бывает:1) правотворческой; 2)правоприменительной;3)интерпретационной;

В зависимости от субъектов: 1) законодательной; 2) исполнительной;3)

судебной; 4) следственной;5) нотариальной и т.п.

В зависимости от функциональной роли: 1)регулятивной;2)охранительной.

86. Правомерное поведение: понятие и виды

Правомерное поведение — это деяние субъектов, соответствующее нормам права

и социально полезным целям. Признаки правомерного поведения:1) находится в

установленных законодательством рамках (формальный аспект); 2) социально

полезно, не противоречит общественным интересам и целям, что составляет его

объективную сторону (содержательный аспект); 3) является осознанным, что

составляет его субъективную сторону.

Правомерное поведение по степени социальной значимости подразделяется: 1)

на необходимое (служба в армии); 2) желательное (научное художественное

творчества); 3) допустимое (отправление религиозных культов).

Наиболее распространена классификация правомерного поведения в зависимости

от его мотивов (субъективной стороны), в соответствии с которыми оно

подразделяется: 1) на социально-активное (это высшая форма правомерного

поведения, выражающаяся в высоком уровне правосознания и правовой культуры,

ответственности и добровольности. Здесь субъект действует не из-за страха

перед наказанием и не из-за поощрения, а на основе убеждения в

необходимости и целесообразности правомерного поведения. Этот вид поведения

наиболее социально значим, ибо связан с реализацией не только личного, но и

общественного прогресса, с борьбой за реальное утверждение в жизни

принципов права, законности, порядка); 2)униформистское (это деяние,

основанное на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и

всестороннего осознания); 3) маргинальное (это деяние, которое тоже

соответствует правовым предписаниям, но совершается под воздействием

государственного принуждения, из-за страха перед наказанием).

87. Понятие, признаки и виды правонарушений

Правонарушение — это виновное, противоправное, общественно опасное деяние

лица, причиняющее вред интересам общества, гос-ва и личности. Признаки

правонарушения:1) деяние (действие или бездействие);2) вина; 3)

противоправность;4) вредный результат;5) причинная связь между деянием и

вредным результатом; 6) юридическая ответственность.

В зависимости от их социальной опасности (вредности) все правонарушения

подразделяются на преступления и проступки. Преступления (уголовные

правонарушения) отличаются максимальной степенью общественной вредности,

посягают на наиболее социально значимые интересы, охраняемые от

посягательств уголовным законодательством. В отличие от иных видов

правонарушений перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным

законом, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Проступки отличаются меньшей степенью социальной опасности (вредности),

совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты

посягательства и юридические последствия.

В свою очередь проступки классифицируются: на гражданские

(правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и личных неимущественных

отношений, выражающиеся в нанесении организациям или отдельным гражданам

имущественного вреда, состоящего в неисполнении обязательств по договору, в

распространении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина);

административные (правонарушения, посягающие на установленный законом

общественный порядок, на отношения в области исполнительно-распорядительной

деятельности органов государства, не связанные с осуществлением служебных

обязанностей); дисциплинарные (правонарушения, которые совершаются в сфере

трудовых отношений и посягают на внутренний распорядок деятельности

предприятий, учреждений и организаций); процессуальные (правонарушения,

посягающие на установленные законом процедуры осуществления правосудия,

например неявка свидетеля в суд).

88. Юридический состав правонарушения

Юридический состав правонарушения — это система признаков правонарушения,

необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности. В

юридический состав входят:1) субъект правонарушения (праводееспособное

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.