рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП

«вписывается» в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные

и т.п.).

В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные

признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. В

частности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби,

цивилизация есть замытое и локальное состояние общества, отличающееся

общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В

зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую,

западную, православную и т.п.

достоинства данной типологии

1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;

2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые

характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более

«заземленная» типология государств.

Слабые стороны:

1) недооцениваются социально-экономические факторы;

2) по сути дела это типология не столько государства, сколько общества

10. Понятие и классификация функций Российского Г ***

Функции Г — это основные направления деятельности Г по решению стоящих

перед ним задач. Понятие функции Г не следует отождествлять с такими

понятиями, как

1) цели и задачи Г (если цель общества то, к чему стремится государство,

а задачи — цель и средства ее достижения, то функции лишь основные

направления деятельности Г по решению стоящих перед ним задач;

следовательно, цели и задачи определяют функции);

2) функции отдельных его органов (в отличие от функций многочисленных

государственных органов, специально предназначенных для определенного вида

деятельности, функции Г охватывают его деятельность в целом, в них находит

выражение социальная ценность и сущность государства, их осуществлению

подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в

отдельности).

В зависимости от продолжительности действия функции Г классифицируются на

постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные

(прекращают свои действие с решением определенной задачи, как правило,

имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения — на основные и

неосновные; в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они

осуществляются, — на внутренние и внешние.

К внутренним функциям современного Российского Г можно отнести следующие:

1. охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка;

2. Экономическая;

3. налогообложения;

4. социальной защиты;

5. Экологическая; 6)культурная.

К внешним функциям современного Российского Г mожho отнести следующие:

1. оборона страны;

2. поддержание мирового порядка;

3. сотрудничество с другими государствами и т.п.

11. Характеристика основных внутренних функций к Российского Г ***

Внутренние функции Г — это основные направления деятельности Г по

выполнению стоящих перед ним внутренних задач.

К внутренним функциям современного Российского Г можно отнести следующие:

1) функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения

правопорядка (это деятельность государства, направленная на защиту

интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2

Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются

высшей ценностью»);

2) экономическую функцию (здесь весьма важен вопрос о пределах

вмешательства Г в экономическую сферу, о методах государственного

управления экономическими отношениями; если| в условиях административной

системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в

условиях рыночных отношений — прежде всего экономическими методами, т.е.

посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.);

3) функцию налогообложения (в современных условиях налог становится

главным методом новой системы управления, универсальным регулятором,

который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, и

в юридической, и во внешнеполитической и т.п.);

4) функцию социальной защиты (прежде всего речь идет об обеспечении

нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных

объективных причин не может полноценно трудиться — об инвалидах,

пенсионерах, студентах и др.; кроме тою. Г- во призвано поддерживать

жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.);

5) экологическую функцию (с помощью законодательства Г- во устанавливает

правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими

гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т.д.);

6) культурную функцию (содержание ее сегодня составляет разносторонняя

государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства,

театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и

пр., хотя и осуществляемая в недостаточном объеме).

12. Характеристика основных внешних функций Российского Г ***

Внешние функции Г — это основные направления деятельности Г по

выполнению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает

полноправное существование Г в современном мире, который все больше

становится взаимозависимым.

К внешним функциям современного Российского Г можно отнести следующие:

1) функцию обороны страны (базируется на принципе поддержания достаточного

уровня обороноспособности общества, отвечающего) требованиям его

национальной безопасности, предназначается защиты суверенитета и

территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным

интересам России вооруженных конфликтов);

2) функцию поддержания мирового порядка (это деятельность Российского Г

по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного

оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия

массового уничтожения и новейших военных технологий, участию в

урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов);

3) функцию сотрудничества с другими государствами (это разнообразная

деятельность государства, направленная на установление и развитие

экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично

сочетающих интересы данного Г с интересами других государств) и т.п.

Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в современных

условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет

базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом

национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и

интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.

13. Формы и методы осуществления функций Г ***

Формы осуществления функций Г — это однородная деятельность органов

государства, посредством которой реализуются его функции.

Выделяют правовые и организационные формы. Первые в отличие от последних

есть однородная деятельность органов государства, связанная с принятием

правовых актов и влекущая юридические последствия.

К правовым формам относят:

1.Правотворческую (деятельность по подготовке и изданию нормативных

актов);

2. Правоприменительную (деятельность по реализации нормативных актов путем

принятия актов применения права, это повседневная работа по выполнению

законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера);

3.Правоохранительную (деятельность по защите прав и свобод человека и

гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической

ответственности виновных лиц и т.п.).

К организационным формам относят:

1) организационно-регламентирующую (текущая работа определенных структур

по обеспечению функционирования органов государства, связанная с

подготовкой проектов документов, организацией выборов и т.п.);

2) организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная

работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т.д.);

3) организационно-идеологическую (повседневная воспитательная работа по

идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства,

связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием

общественного мнения

Методы осуществления функций Г — это способы и приемы, с помощью которых

органы Г реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют: убеждение

и принуждение, поощрение и наказание и т.д.

14. Понятие и элементы формы Г ***

Форма Г — это способ организации политической власти, охватывающий форму

правления, форму государственного устройства и политический режим.

Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: н чем

заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория

«форма государства» — кто и как правит в обществе, как устроены и действуют

в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной

территории, каким образом оно связано через различные территориальные и

политические образования с государством в целом, как осуществляется

политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

Форма Г — это его строение, на которое влияют как социально-экономические

факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и

религиозные особенное ти, культурный уровень развития общества и т.п.

Элементами формы Г выступают:

1) форма правления (характеризует порядок образования и организации высших

органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и

населением; в зависимости от особенности формы правления Г подразделяются

на монархические и республиканские);

2) форма государственного устройства (отражает территориальную структуру

государства, соотношение между государством в целом и его составными

территориальными единицами; по форме государственного устройства Г делятся

на унитарные, федеративные и конфедеративные);

3) политический (государственный) режим (представляет собой систему

методов, способов и средств осуществления государственной власти; в

зависимости от особенностей набора данных приеме государственного

властвования различают демократический и антидемократический политические

(государственные) режимы).

15. Формы государственного правления ***

Форма государственного правления — это элемент формы государства,

характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок

образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

По формам правления Г подразделяются на монархии и республики.

Признаки монархии:

1) власть передается по наследству;

2) Осуществляется бессрочно;

3) не зависит от населения.

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные

учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета Г

является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи

феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными, в

которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие

государственные органы, ограничивающие власть главы Г (речь идет, в

частности, об Англии, Японии, Испании, Швеции, Норвегии и т.п.).

Признаки республики:

1)выборность власти;

2)Прочность;

3)Зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и

подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и

смешанные. В президентских республиках (СШA, Сирия) именно президент

выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия) — парламент, в

смешанных (Франция, Финляндия) — совместно президент и парламент -

16. Соотношение тина и формы Г ***

Понятие «тип государства» будет использоваться с позиции формационного

подхода, под понятием же «форма государства» будет пониматься по сути дела

форма правления.

Тип Г — это совокупность существенных признаков, свойственных

государствам единой общественно-экономической формации.

С одной стороны, Г каждого типа облекаются во множество форм — в рамках

одного исторического типа встречаются различные формы государства. В

частности, для рабовладельческого типа были характерны монархии

(древневосточные деспотии -Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия;

древнеримская империя и республики (аристократические, например Римская в

период с VI по I в. до н.э., и демократические, например Афинское

государство). для феодального типа — монархии (раннефеодальная, монархия

периода феодальной раздробленности, сословно-представительная, абсолютная)

и городские республики (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.); для

буржуазного типа — демократические республики. (парламентские,

президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные) монархии, для

социалистического типа — Парижская Коммуна, советские республики и

республики народной демократии.

С другой стороны, Г определенного исторического типа имеют некоторые

формы, присущие только им. Так, например, сословно-представительная

монархия — принадлежность только феодального Г в известный период его

развития, а парламентская монархия и демократическая республика свойственны

буржуазному типу государства.

Г каждого данного типа не могут воплощаться в любые формы, т.е. и в

такие, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их

экономической основе. Нельзя представить себе рабовладельческое Г- во в

форме ограниченной монархии или демократической республики с

общенациональными представительными учреждениями.

Конкретная форма Г предопределяется историческим типом государства. Но

кроме того, она зависит и от других уровней:

1) уровня экономического развития общества;

2) соотношения классовых сил;

3) Национальных и культурных традиций;

4) международной обстановки и т.п.

Следовательно, тип и форма Г соотносятся как содержание и форма, где

определяющую роль играет, естественно, содержание (т.е. тип государства).

17. Формы национально-государственного и административно-территориального

устройства ***

Форма национально-государственного и административно-территориального

устройства — это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю

структуру государства, способ его политического и территориального деления,

обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего Г с органами

его составных частей.

Различают следующие формы'.

1) унитарную (простое, единое государство, части которого являются

административно-территориальными единицами и не обладают признаками

государственного суверенитета; в нем существует единая система высших

органов и единая система законодательства, как, например, в Польше,

Франции);

2) федеративную (сложное, союзное государство, части которого являются

государственными образованиями и обладают в той или иной мере

государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем

наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством

существуют высшие органы и законодательство субъектов Федерации, как,

например, в России, США; федерации могут быть построены по территориальному

либо по национально-территориальному принципу);

3) конфедерацию (временный союз государств, образуемый для достижения

политических, военных, экономических и прочих целей). Конфедерация не

обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов

центральный государственный аппарат и отсутствует единая система

законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы,

но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь

координирующего свойства. Конфедерация представляет собой непрочные

государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо

распадаются, либо преобразуются в федеративные государства. Последнее,

например, произошло со Швейцарией. которая из конфедерации Швейцарский союз

(1815—1848) трансформировалась в федерацию.

Появилась новая форма ассоциированного государственною объединения,

названное содружеством государств. Примером может являться СНГ (Содружество

Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем

конфедерация.

18. Политический (государственный) режим: понятие признаки ***

Политическuй режим — это система методов, способов и средств осуществления

политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности Г данного

типа, прежде всего отражаются в режиме, а он влияет на форму правления и

форму государственного устройства.

Согласно одной точке зрения понятия «политический режим» и государственный

режим» можно расценивать как тождественные. Согласно другой точке зрения

понятие «политический режим» более Широкое, чем понятие «государственный

режим», ибо включает в Себя не только методы и приемы осуществления

политической власти со стороны государства, но и со стороны политических

партий, движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Политический режим — это динамическая, функциональная характеристика

политической системы. Категории «политический режим» и «политическая

система« тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс

институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении

политической власти, вторая — как эта власть осуществляется, как действуют

данные институты (демократично либо недемократично).

Понятие политического режима является ключевым для формирования

представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического

режима судят о подлинной картине принципов организации политического

устройства общества. Политический режим характеризует определенный

политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период

ее исторического развития.

Понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры

(признаки):

1) степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а

также сами способы такого формирования;

2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

3) гарантированность прав и свобод личности;

4) характеристика реальных механизмов осуществления власти н обществе;

5) степень реализации политической власти непосредственно на родом;

6) положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и

прозрачности государственного аппарата;

7) место и роль негосударственных структур в политической системе

общества;

8) соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

9) характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в

отношении граждан и должностных лиц;

10) тип политического поведения;

11) характер политического лидерства;

12) учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

13) доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при

осуществлении политической власти;

14) степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

15) принципы взаимоотношения общества и власти;

16) политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых

структур Г (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.