рефераты бесплатно
 

МЕНЮ


Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП

17) мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

18) существование реальных механизмов привлечения к политической и

юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание категории

«политический режим».

19. Механизм Г : понятие и структура

В государственно-организованном обществе для поддержания его нормальной

жизнедеятельности, решения задач, стоящих перед государством, необходимо

функционирование различных государственных организаций.

Механизм государства представляет собой систему организаций, посредством

которых реализуется государственная власть, обеспечивается ее руководство

обществом. Все государственные организации тесно связаны между собой.

Каждая из них выполняет определенные задачи. Государственный механизм можно

назвать "государственной властью. Он создается для осуществления функций

государства, и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной

структуре государственного аппарата.

Государственный аппарат — это часть механизма государства, представляющая

собой совокупность органов, наделенных властными полномочиями для

реализации государственной власти.

В структуру механизма государства кроме аппарата входят государственные

учреждения и предприятия. Государственные учреждения — это такие

организации, которые осуществляют непосредственную, практическую

деятельность по выполнению функций государства в различных сферах:

экономической, социальной, культурной, охранительной и т. п.

Государственные предприятия осуществляют хозяйственную деятельность,

производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные

работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей,

общества, частных лиц, извлечения прибыли.

В наиболее абстрактной, всеобщей форме структура государственного аппарата

может быть представлена следующими основными видами органов:

а) органы законодательной власти — т. е. органы государственной власти в

собственном смысле слова, основа для иных органов;

б) органы исполнительной власти (органы государственного управления) —

исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную

работу по государственному управлению социальными процессами в интересах

общества или его части (политических сил, стоящих у власти); они

располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом

управления, т. е. организационным и материальным аппаратом подготовки,

принятия и реализации актов управления);

в) правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабильность,

неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права

общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат

принуждения (армия, полиция, милиция, разведка, службы безопасности,

тюрьмы).

Механизм государства внутренне един. Каждый государственный орган как

часть целого является носителем государственной власти.

20. Органы государства.

наделенное в этой связи властными полномочиями.

Признаки органа государства'.

1) представляет собой самостоятельный элемент механизма государства;

2) образован и действует на основе правовых актов (конституции и законов);

3) выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого

соответствующие формы и методы;

4) наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью

применения в случае необходимости мер принуждения;

5) состоит из государственных служащих и соответствующих подразделений,

скрепленных единством целей, ради достижения которых он образован;

6) имеет соответствующую структуру, материальную базу и финансовые

средства, которые требуются для осуществления его компетенции.

По форме реализации государственной деятельности органы Г

классифицируются на представительные, исполнительно-распорядительные,

судебные, прокурорские и иные контрольно-надзорные органы,

по принципу разделения властей — на законодательные, исполнительные и

судебные,

по иерархии — на федеральные, республиканские и местные;

по срокам полномочий — на постоянные (создаются без ограничения срока

действия) и временные (создаются для достижения краткосрочных целей);

по порядку осуществления компетенции — на коллегиальные (Государственная

Дума Федерального Собрания РФ) и единоначальные (президент);

по правовым формам деятельности — на правотворческие, правоприменительные

и правоохранительные,

по характеру компетенции — на органы общей (правительство) и специальной

компетенции (министерства) и т.п.

21. Принципы организации и деятельности государственного аппарата ***

Аппарат Г есть система государственных органов, взаимосвязанных общими

принципами организации и деятельности. Подобные принципы — это исходные

идеи, определяющие основные подходы к формированию и функционированию

государственных органов.

Такими принципами могут выступать:

1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, который

предполагает соответствующие обязанности государственных служащих

признавать, соблюдать и защищать их;

2) принцип демократизма, который выражается прежде всего в широком участии

граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;

3) принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и

судебную), который создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны

властных органов и должностных лиц;

4) принпип законности, который означает обязательность соблюдения всеми

государственными служащими Конституции, законов и подзаконных актов;

5) Принцип гласности, который обеспечивает информированность субъектов

права о практической деятельности конкретных государственных органов;

6) Принцип федерализма, который выражает единство системы государственной

власти, разграничение предметов ведения между РФ и субъектами РФ;

7) принцип профессионализма, который создает благоприятные условия для

использования наиболее квалифицированных работников в деятельности

государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных

вопросов государственной жизни в интересах населения страны:

8) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия, который

обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал

государственного аппарата;

9) принцип сочетания выборности и назначаемости, который выражает

оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном

управлении;

10) принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы Г занимают в

государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим,

решения вышестоящих органон обязательны для нижестоящих).

Всесторонний учет этих функций как при образовании государственных

органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить

максимальную эффективность государственного управления обществом.

22. Политическая система общества: понятие и структура ***

Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных

социальных норм совокупность институтов (государственных органов,

политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках

которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая

власть.

Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические

процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм

организации и реализации политической деятельности.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой

целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых

порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория «политическая

система» позволяет проникнуть в политические интересы классов, социальных

групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти

интересы политических явлений.

Политическая система в конечном счете регулирует производство и

распределение благ между социальными общностями на основе использования

государственной власти, участия в ней, борьбы зa нее.

Структура политической системы означает, из каких элементов состоит, как

они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической

системы'.

1) политическая организация общества, включающая в себя государство,

политические партии и движения, общественные организации и объединения,

трудовые коллективы и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические

стороны политической власти и политической системы

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую

жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4) Политические отношения, складывающиеся между элементами системы по

поводу политической власти;

5) Политическая практика, состоящая из политической деятельности и

совокупного политического опыта.

Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую

политическую систему, является категория «политическая власть».

23. Место и роль Г в политической системе общества ***

Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся как

часть и целое. Г- во концентрирует в себе все многообразие политических

интересов, регулируя явления политической Жизни через призму

«общеобязательности». Именно в этом качестве Г- во играет особую роль в

политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь

ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

Г- во занимает центральное, ведущее место в политической системе

общества, так как оно:

1) выступает в качестве единственного официального представителя всего

народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку

гражданства;

2) является единственным носителем суверенитета;

3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для

управления обществом;

4) обладает «силовыми» структурами (вооруженными силами, милицией, службой

безопасности и т.п.);

5) обладает, как правило, монополией на правотворчество;

6) обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная

собственность, бюджет, валюта и т.д.).

24. Понятие и сущность права ***

Право — явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное

выражение. 1)выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право

народов и т.п.); 2) выделяют право в специально-юридическом смысле, как

юридический инструмент, связанный с государством.

Право — это система о6щеобязательных, формально определенных юридических

норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы

общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых гocyдарством и

направленных на урегулирование общественных отношений.

Признаки права:

1) волевой характер; 2) общеобязательность; 3) нормативность; 4) связь с

государством; 5)формальная определенность; 6) системность.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое право есть прежде всего регулятор (формальная сторона);

2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).

Можно выделить следующие подходы к cyщности права:

- классовый, в рамках которого право определяется как система

гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в

закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право

используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом

интересов господствующего класса

- общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение

компромисса между классами, группами, различными социальными слоями

общества (здесь право используется в более широких целях как средство

закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина,

экономической свободы, демократии)

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и

расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно

религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и

подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Короче говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится к классовым и

общесоциальным началам. Поэтому в сущность права в зависимости от

исторических условий на первый план выходить любое из вышеперечисленных

начал.

25. Понятие права в объективном и субъективном смысле ***

В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и

субъективном смысле.

Объективное право (или собственно право) — это система общеобязательных,

формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых

государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Объективное право — это законодательство, юридические обычаи, юридические

прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве.

Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и

сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, призванная

удовлетворять собственные интересы липа Субъективными правами выступают

конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд,

образование и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с

субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право — это юридические нормы, выраженные в тех или иных

формах, то субъективное право — это те конкретные юридические возможности,

которые возникают на основе и и в пределах права объективного.

Вместе с тем не следует забывать, что не Г- во создает предоставляет

личности права, а она сама их имеет от рождения обязанность Г — признавать

и защищать эти права.

Подразделение права на объективное и субъективное коренится со в самой

жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических

норм или в смысле наличных прав участников общественных отношений.

26. Право как государственный регулятор общественных отношений

Право — это система общеобязательных, формально определенных юридических

норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы

общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и

направленных на урегулирование общественных отношений.

Наиболее существенным признаком права выступает его тесная связь с

государством. Этот признак выражается в том, что:

1) Г- во официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение, в

том числе и с помощью государственного принуждения. Для этого существует

специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного

рассмотрения споров, наказания виновных и т.п.;

2) право, будучи нормативным выражением государственной воли регулирует

общественные отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах.

Согласно этому, право служит орудием проведения в жизнь политики

государства, специфическим средством организации его разносторонней

управленческой и иной деятельности, осуществления его задач и функций;

3) право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему выступать в

качестве особого социального регулятора, в виде критерия правомерного и

неправомерного поведения;

4) в отличие от других социальных норм специфика регулятивной роли права

связана с предоставительно-обязывающим содержанием большинства составляющих

его норм.

27. Естественно-правовая теория ***

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в период

буржуазных революций XVII—XVIII вв. Представители: Гоббс, Локк, Радищев и

др.

Основные идеи'.

1) в рамках данной доктрины разделяются право и закон (наряд) с позитивным

правом, т.е. законами, принимаемыми государством. существует высшее,

подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения. Это так

называемое неписаное право, пол которым понимается совокупность

естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием

права позитивною, ибо не всякий закон содержит в себе право);

2) отождествляются право и мораль (по мнению представителей данной теории,

такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода,

равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и

правоприменительный процессы),

3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой

человеческой природе; эти права приобретаются от рождения либо от Бога.

Достоинства:

— это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой

совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным

отношениям новый, более свободный строй)

— в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми которые должны

приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными

ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;

— провозглашает источником прав человека природу либо Бога и тем самым

выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных

структур.

Слабые стороны'.

— такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) уменьшает

его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий

критерий законного и противозаконного поскольку весьма непросто определить

это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у

различных людей

- такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием,

которое действительно может быть разным у различных людей.

28. Историческая школа права ***

Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в конце XVIII

— начале XIX в. Представители: Гуго, Савиньи,

Основные идеи:

Право — историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается

договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается

постепенно, незаметно, стихийно;

Право — это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся

правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же

производны от права обычного, которое встает из недр национального духа,

глубин народного сознания.

Представители этой теории, которая возникла во времена феодализма,

отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной части не могли найти

отражения никакие естественные права человека.

Достоинства'.

- впервые наиболее основательно было обращено внимание на культурно-

исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в

правотворческом процессе;

- справедливо подчеркивается естественность развития права, и тот факт,

что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

- верно подмечены преимущества правовых обычаев, как пpоверенных временем

и стабильных правил поведения.

Слабые стороны'.

— данная теория во время своего возникновения выступила kаk реакция на

естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего

строя;

— ее представители переоценивали роль правовых обычаев и ущерб

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.